Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рекомендации по подготовке к семинарским занятиям




ВВЕДЕНИЕ

Б 830

Кемерово 2016

ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ

учебно-методическое пособие по подготовке к семинарским занятиям

для студентов очной формы обучения

по специальности «Медико-профилактическое дело»

 

 


 

УДК [94+61] (072)

ББК 5г

Учебно-методическое пособие по подготовке к семинарским занятиям по курсу «История медицины» для студентов КемГМА очной формы обучения по специальности «Медико-профилактическое дело» / Боровикова З.В. - Кемерово, 2016. - 57 с.

 

Учебно-методическое пособиепредназначено для организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «История медицины». В учебно-методическом пособии раскрываются теоретические основы курса, приводятся перечень тем и вопросов семинарских занятий, рекомендации по самостоятельной работе, вопросы для самопроверки знаний, список литературы и интернет ресурсов, тематика рефератов и перечень вопросов к зачету. Учебное издание подготовлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 3 июня 2013 г. № 466 и ориентировано на реализацию компетентностного подхода в обучении.

Автор:

Боровикова Злата Владимировна -к.и.н., старший преподаватель кафедры истории и психологии ГБОУ ВПО «Кемеровская государственная медицинская академия» Минздрава России.

Рецензенты:

Генина Е. С. -д.и.н., профессор кафедры новейшей отечественной истории ФИиМО ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»;

 

Бирюкова О. В. - к.и.н., доцент кафедры отечественной истории ФИиМО ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет».

 

© ГБОУ ВПО «Кемеровская государственная

медицинская академия» Минздрава России, 2015

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

стр.

 

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................4-5

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ

ЗАНЯТИЯМ……………………………………………………………………………..6

ТЕМА 1. Предмет истории медицины. Первобытное общество и начало врачевания…………………………………………………………………………….7-9

ТЕМА 2. Врачевание в цивилизациях Древнего Востока…………………….10-14

ТЕМА 3. Врачевание и медицина в странах античного Средиземноморья: Древняя Греция и Древний Рим………………………………………………….15-19

ТЕМА 4. Медицина раннего и развитого средневековья: ………………………19

Медицина в Византийской империи……………………………………….……19-21

Медицина народов средневекового Востока……………………………………21-23

Медицина на Руси……………………………………………………….…………23-26

Медицина в Западной Европе в периоды Раннего и Классического Средневековья……………………………………………………………………..26-29

ТЕМА 5. Медицина Позднего Средневековья: утверждение опытного

знания: …………………………………………………………………………….……30

Западноевропейская медицина в эпоху Возрождения в XV – XVII вв. …..…30-32

Медицина в Московском государстве в XV – XVII вв. ……………….………32-36

ТЕМА 6. Медико-биологическое направление нового времени в Западной Европе и России……………………………………………………………….……35-40

ТЕМА 7. Клиническая медицина Нового времени…………………………….40-47

ТЕМА 8. Становление советского здравоохранения. Медицина в годы Великой Отечественной войны……………………………………………………………..47-50

ТЕМА 9. Отечественная медицина во второй половине ХХ–начале ХХI века. Здравоохранение в Кузбассе……………………………………………………...51-53

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ……………………………...………54-56

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ……………………56

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………....57


Планы семинарских занятий по курсу «История медицины» составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения.

История медицины изучает закономерности становления и развития медицинских знаний и практики народов мира на различных исторических этапах (с древнейших времен до современности) в неразрывной связи с историей, философией, достижениями естествознания и культуры.

Изучение истории медицины формирует научное мировоззрение и нравственную позицию студентов, повышает уровень общей и профессиональной культуры, знакомит с историей развития врачебной этики.

Структурно курс построен на основе проблемно-хронологического принципа. В пособии отражены важнейшие периоды развития истории медицины в древнейшее время и средневековье, в новое и новейшее время.

Целью освоения учебной дисциплины «История медицины» является формирование у студентов комплексного научного представления о зарождении, становлении и развитии врачевания, медицины и сестринского делана на различных этапах человечества.

Задачи дисциплины:

- стимулирование интереса к выбранной профессии;

- изучение основных этапов развития мировой и отечественной медицины;

- выявление достижений различных культур и цивилизаций в области медицины и сестринского дела и закономерностей развития медицины;

- изучение деятельности выдающихся деятелей медицины, внесших существенный вклад в развитие медицинской науки и практики;

- формирование нравственного облика врача на примере выдающихся деятелей медицины;

- обучение студентов навыкам сбора, анализа и обобщения информации.

 

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

- основные тенденции и закономерности развития мирового исторического процесса;

- влияние России на развитие медицины;

- историю изыскания эффективных средств лечения и профилактики;

- историю становления и развития медицинской науки;

- выдающихся деятелей медицины;

- выдающиеся медицинские открытия;

- влияние гуманистических идей на медицину.

Уметь:

- анализировать и сопоставлять исторические факты, документы на основе научной методологии;

- владеть основами исторического мышления;

- выражать и обосновывать, опираясь на исторические документы, свою позицию по отношению к динамике социально-политических процессов в России;

- систематизировать исторические факты и формулировать аргументированные выводы.

Владеть:

- навыками научно-исследовательской работы;

- навыками работы с научно-исторической и публицистической литературой;

- навыками анализа и сопоставления, оценки информации из различных источников;

- навыками устного и письменного изложения своего понимания исторических процессов;

- способностью и навыками участия в дискуссиях и полемике.

 

Курс «История медицины» на медико-профилактическом факультете рассчитан на 48 часов аудиторных занятий: лекции - 16 ч.; семинарские занятия - 32 ч. Итоговый контроль курса - зачет.


 

Результатом освоения дисциплины «История медицины» должно стать формирование у студентов компетенций, обозначенных в рабочей программе по специальности «Медико-профилактическое дело».

Семинарские занятия – одна из форм учебного процесса, в рамках которой рассматриваются наиболее значимые и сложные вопросы. Их изучение позволяет лучше понять закономерности становления и развития врачевания, медицины и здравоохранения с древнейших времен до современности. Для освоения дисциплины студентам необходимо тщательно готовится к каждому семинару.

Подготовку к семинарскому занятию логично вести в следующей последовательности:

1. Ознакомиться с планом семинара, списком рекомендованной литературы, темами рефератов.

2. Прочитать конспект лекции по теме семинарского занятия.

3. Использовать учебники и учебные пособия, рекомендованные к курсу в качестве основной литературы. Затем следует ознакомиться с дополнительной литературой по теме и источниками.

4. На основе изученных материалов необходимо подготовить конспект, оформив соответствующие записи в тетради. При составлении конспекта нужно фиксировать наиболее важные положения источника, приводить необходимые рассуждения и доказательства. На полях полезно делать собственные замечания и размышления.

5. К каждому семинарскому занятию рекомендуются темы рефератов. Подготовку к ним следует начинать с составления плана, подбора материала. Продуктивно использовать разнообразную литературу: монографии, статьи в медицинских журналах («Хирургия. Журнал им. Н. И. Пирогова», «Акушерство и гинекология», «Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины» и др.), а также в сети Интернет.

6. Защита реферата предполагает устное выступление на семинаре (7-10 минут) с изложением основных положений работы и выводов.

7. В целях активизации внимания аудитории студентам рекомендуется использовать средства визуализации:

а) иллюстрации;

б) презентации и т.п..

8. На семинарских занятиях студент должен:

а) принимать активное участие в обсуждении предложенных вопросов;

б) внимательно слушать выступления коллег;

в) уметь корректно отстаивать собственную точку зрения;

г) участвовать в дискуссиях по предлагаемым темам.


 

Тема 1. Предмет истории медицины.

Первобытное общество и начало врачевания. (2 часа)

План семинара

1. Предмет истории медицины.

2. Периодизация и хронология всемирной истории.

3. Общая характеристика источников по истории медицины.

4. Становление человека и человеческого общества. Зачатки врачевания.

5. Врачевание и зарождение культов и верований в первобытном обществе.

 

По первому вопросу:

Ø Раскройте понятия: «врачевание», «медицина», «сестринское дело», «здравоохранение», «история медицины».

Ø Определите область исследования данных категорий.

Ø Дайте определение понятиям: «народная медицина (врачевание)», «традиционная медицина», «научная медицина». Кратко охарактеризуйте эти направления медицинской деятельности. Установите специфику каждого из направлений.

Ø Обозначьте место «народной», «традиционной» и «научной» медицин в современном мире.

 

По второму вопросу:

Ø Обратите внимание, что в основу периодизации истории медицины положена периодизация всемирной истории.

Ø Выделите основные периоды в истории человечества: первобытное общество, древний мир, средние века, новое время, новейшая история. Кратко их охарактеризуйте.

Ø Какие качественные изменения легли в основу периодизации?

Ø Почему периодизация всемирной истории и периодизация истории медицины совпадают.

По третьему вопросу:

Ø Перечислите и охарактеризуйте основные источники по истории медицины: вещественные (данные археологии, палеоантропологии и др.), письменные, этнографические.

Ø Отметьте зависимость наличия и степени сохранности исторических источников от давности эпохи.

Ø Подчеркните роль палеопатологии в изучении истории медицины в период первобытного общества.

Ø Рассмотрите гипотезу «золотого века».

Ø Покажите информативную неоднородность, характерную для различных видов письменных источников.

 

По четвертому вопросу:

Ø Рассмотрите современные гипотезы происхождения и прародины человечества (религиозная, космического происхождения, эволюционная).

Ø Антропологический и философский подходы в определении биологического своеобразия человека.

Ø Дайте определения понятиям: «гоминидная триада», «бипедия», «моноцентризм», «полицентризм».

Ø Охарактеризуйте стадии формирования человеческого общества (архантроп, палеоантроп, неоантроп).

Ø Обратите внимание, что в эпоху праобщины (2 млн. – 40 тыс. лет назад)

происходило первоначальное накопление и обобщение эмпирических знаний о приемах врачевания и природных лекарственных средствах, появляются зачатки ухода и врачевания, зарождаются гигиенические навыки, появляются первые погребения умерших.

 

По пятому вопросу:

 

Ø Отметьте, что для врачевания эпохи первобытной общины (ок. 40 тыс. лет назад – 10-е тысячелетие до н. э.) характерно целенаправленное применение и накопление эмпирического опыта врачевания в социальной практике, зарождение лечебной магии, переход от коллективного врачевания к знахарству.

Ø Приведите примеры эмпирического врачевания.

Ø Рассмотрите возникновение первых религиозных представлений: тотемизм, фетишизм, анимизм, магия и зарождение идеалистического врачевания.

Ø Приведите примеры причин заболеваний и способов их лечения с точки зрения первых религиозных представлений.

Ø Обратите внимание, что в эпоху классообразования (с 10-го – 5-го тысячелетия до н. э.) помимо продолжавшегося накопления и обобщения эмпирического опыта врачевания, шло становление культовой практики врачевания, появляются врачеватели-профессионалы.

Ø Обоснуйте, распространение матрилинейной организации рода в первобытном обществе.

 

Вопросы для самопроверки знаний:

1. Что изучает история медицины?

2. Проанализируйте репрезентативные возможности различных видов письменных источников:

1.) средневековые хроники;

2.) законодательные акты;

3.) религиозно-философские трактаты;

4.) исследования врачей и естествоиспытателей.

3. Можно ли говорить о появлении зачатков ухода и врачевания в эпоху праобщины? Обоснуйте свой ответ.

4. Перечислите особенности врачевания в эпоху первобытной общины и в эпоху классообразования.

5. К эмпирическому или идеалистическому врачеванию относится трепанация черепа, производимая в первобытном обществе? Почему?

6. Можно ли врачевание в первобытную эру назвать примитивным?

 

 

Темы рефератов:

1. Представления о здоровье и болезнях в первобытном обществе.

2. Знахарь. Положение и роль в обществе. Средства и приемы воздействия.

3. Философский подход в определении критериев человека.

4.Прямохождение: плюсы и минусы.

Литература (основная):

1. Сорокина Т. С. История медицины: учебник для студ. учреждений высш. мед. образования. – 10-е изд., испр. – М., 2014.

2. Сорокина Т. С. История медицины. Учебник для студентов высш. мед. учеб. заведений. – 8-е изд., стер. – М., 2008.

3. Мирский М. Б. История медицины и хирургии: учебное пособие. - М., 2010.

4. Балалыкин Д. А. Зарождение медицины как науки в период до XVII века: учеб. пособие для студентов. - М., 2013.

5. Бергер Е. Е., Туторская М. С. Хрестоматия по истории медицины: учебное пособие. – Москва, 2012.

 

Литература (дополнительная):

1. Лисицин Ю. П. История медицины: учебник. - М., 2004.

2. Грицак Е.М. Популярная история медицины. – М.: Вече, 2003.

3. Лопатина Н. Л. Культурологические аспекты в развитии сестринского дела. -Кемерово, 2012.

4. Медицинский энциклопедический словарь.

5. Большая медицинская энциклопедия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 113; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.149 сек.