Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие 3. Медицина на Руси (1 час)




План семинара

1. Этапы истории врачевания на Руси.

2. Народное врачевание.

3. Монастырская медицина.

4. Светская медицина.

5. Санитарное дело и гигиенические традиции.

6. Состояние медицины в период нашествия Золотой Орды.

 

По первому вопросу:

Ø Выделите этапы истории врачевания на Руси.

Ø Составьте краткую историческую характеристику праславянского периода (VI в. до н. э. – IX в. н. э.), периода Киевской Руси (конец IX – середина XIII вв.) и периода нашествия Золотой Орды (середина XIII – конец XV вв.).

Ø Дайте определения понятиям: «народная», «монастырская», «светская» медицина. Раскройте особенности сочетания этих направлений на Руси.

По второму вопросу:

Ø Основой практики врачевания на Руси являлась народная медицина, которая была неотъемлемой частью языческой культуры.

Ø Язычество понимается как народная культура, система мировоззрений, в основе которой гармоничное сосуществование человека и природы, вера в ее всеобщее одухотворение.

Ø Рассмотрите представления о природе болезней и способы лечения с позиций языческого мировоззрения. Какую функцию выполняли врачеватели-язычники?

Ø Определите место и значение древнерусских лечебников и травников? Являются ли данные источники актуальными в современных условиях?

Ø Охарактеризуйте профессиональный уровень и социальный статус «лечцов», проанализировав Русскую Правду и Изборник Святослава.

Ø Кто такие «костоправы», «резалники», «кровопуски», «зубоволоки»? Какими манипуляциями они владели? Как осуществлялась передача медицинских знаний?

Ø Отметьте, что вплоть до второй половины XIX в. народная медицина оставалась единственным доступным средством поддержания здоровья для широких слоев населения.

 

По третьему вопросу:

 

Ø Покажите, как принятие христианства на Руси повлияло на развитие врачевания. Рассмотрите представления о природе болезней и способы лечения с позиции христианства.

Ø Дайте характеристику монастырским лечебницам (назначение, финансирование, обустройство) и монахам-лечцам (Антонию, Алимпию, Агапиту).

Ø Проследите на примере «Киево-Печерского патерика», как деятельность монахов-лечцов повлияла на формирование врачебной этике на Руси. Особенно отметьте такие качества как человеколюбие вплоть до самопожертвования, терпимость, отсутствие личного обогащения и профессионального тщеславия.

Ø Проанализируйте медицинские знания, содержащиеся в русских переводах «Шестоднева» и «Изборников».

Ø Обратите внимание, что с распространением христианства монастырская медицина активно боролась с языческим врачеванием.

 

По четвертому вопросу:

 

Ø Рассмотрите становление светской медицины. Для кого она предназначалась?

Ø Охарактеризуйте деятельность светских лечцов (русских и иноземных).

Ø Отметьте существование больниц для гражданского населения и специалистов алхимиков, занимавшихся приготовлением лекарств в Новгороде.

По пятому вопросу:

 

Ø Санитарное дело Древнерусского государства и уровень гигиены X – XIV веков по уровню своего развития опережали страны Западной Европы.

Ø Дайте характеристику санитарно-техническим сооружениям, которые использовались при благоустройстве городов (мостовые, водопроводы, водосборники).

Ø Гигиенические традиции на Руси. Опишите городскую усадьбу (большая территория, источник воды, баня, уборная и их расположение) с точки зрения соблюдения гигиенических норм.

Ø Подчеркните роль русской паровой бани в лечении и профилактике болезней.

Ø Отметьте, что древнерусская баня была местом оказания медицинской помощи.

Ø Ознакомьтесь с эпидемиями «повальных болезней». В чем население видело причины подобных бедствий? Какие меры борьбы использовались для пресечения «моровых поветрий»? Оцените степень их эффективности. Какую роль играли религиозные ритуалы во время эпидемий?

 

По шестому вопросу:

Ø Проанализируйте состояние народной, монастырской и светской медицины в период господства Золотой Орды.

Ø Отметьте роль монастырей (особенно Кирилло-Белозерского монастыря) в сохранении и развитии медицинских знаний.

Ø Разорение страны золотой Ордой привело к отставанию Русских земель от стран Западной Европы во всех сферах жизнедеятельности и в вопросах медицины в том числе.

Вопросы для самопроверки знаний:

1. Охарактеризуйте врачевание в праславянский период.

2. Почему народная медицина была доступным средством лечения для широких слоев населения до середины XIX века (сравните с монастырской и светской медициной)?

3. Вклад Киево-Печерской лавры в развитие медицины на Руси.

4. Светская медицина и светские лечцы.

5. Почему опустошительные эпидемии останавливались у границ Древнерусского государства?

Темы рефератов:

1. Языческое врачевание (мировоззрение, место человека в мире, приемы воздействия).

2. Гигиена на Руси.

3. Санитарное дело в Киевской Руси.

4. История русской паровой бани.

 

Литература (основная):

1. Сорокина Т. С. История медицины: учебник для студ. учреждений высш. мед. образования. – 10-е изд., испр. – М., 2014.

2. Сорокина Т. С. История медицины. Учебник для студентов высш. мед. учеб. заведений. – 8-е изд., стер. – М., 2008.

3. Мирский М. Б. История медицины и хирургии: учебное пособие. - М., 2010.

4. Балалыкин Д. А. Зарождение медицины как науки в период до XVII века: учеб. пособие для студентов. - М., 2013.

5. Бергер Е. Е., Туторская М. С. Хрестоматия по истории медицины: учебное пособие. – Москва, 2012.

 

Литература (дополнительная):

1. Абуали Ибн Сина (Авиценна). Канон врачебной науки. В 5-и кн. Перевод с арабского У.И. Каримова. – Ташкент: Фан, 1980 – 1981.

2. Будко А. А. и др. История военной медицины России. В 2-х т. Под ред. И.М. Чижа. – СПб.: Изд-во В-мед-А, 2002. Том 1. (VIII – XVII вв).

3. Востоков В. Секреты целителей Востока. – Ташкент: Узбекистан, 1994.

4. Грицак Е.М. Популярная история медицины. – М.: Вече, 2003.

5. Лисицин Ю. П. История медицины: учебник. - М., 2004.

6. Марчукова С. М. Медицина в зеркале истории. – СПБ., 2003.

7. Лопатина Н. Л. Культурологические аспекты в развитии сестринского дела. -Кемерово, 2012.

8. Мирский М.Б. Медицина российского средневековья. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2000. № 2. с. 59-62.

9. Михайлова И. Борьба со злыднями. Как и чем лечили в Древней Руси. // Родина. 2003. № 3. с. 109-112.

10. Нуралиев Ю., Нодиров С. Лечебная система Ибн Сины. Современный взгляд на старинные рецепты. – СПб.: ИД «Весь», 2002.

11. Самойлов В.О. История российской медицины. – М.: Эпидавр, 1997. Гл. 1. Допетровская Русь.

12. Трохачев С.Ю. Орибасий из Пергама и его «Медицинские своды». // Международные медицинские обзоры. 1993. № 2. с. 133-135.

13. Яхро В. Как учили и учились в Древней Руси. // Наука и жизнь. 2002. № 7. с. 54-59.

14. Большая медицинская энциклопедия.

15. Медицинский энциклопедический словарь.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 159; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.