КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Занятие1. Медицина в Византийской империи (1 час)
План семинара Тема 2. Врачевание в цивилизациях Древнего Востока (2 часа) 1. Признаки древних цивилизаций. 2. Общие черты развития врачевания в странах Древнего мира. 3. Врачевание в Месопотамии. 4. Врачевание в Древнем Египте. 5. Древнеиндийское врачевание. 6. Врачевание в Древнем Китае.
По первому вопросу: Ø Найдите взаимосвязь между природно-климатическими условиями и возникновением первых цивилизаций на территории Древнего Востока. Ø Обратите внимание, что первые цивилизации имели общие признаки: производящее хозяйство, частная собственность на имущество и землю, появление городов, возникновение письменности, монументальное строительство, появление государства и права, неограниченная власть правителей-монархов. Ø Отметьте, что изменения в таких обществах происходили медленно, стереотипы сознания и поведения не менялись столетиями, социальный опыт и традиции воспринимались как высшая общественная ценность, что в свою очередь сказалось на развитии врачевания.
По второму вопросу: Ø Раскройте содержание общих черт развития врачевания в цивилизациях Древнего мира: -создание первых текстов медицинского содержания; -формирование эмпирического и идеалистического врачевания; -развитие представлений о происхождении болезней; -подготовка врачевателей; -развитие гигиенических навыков и создание санитарно-технических сооружений; -развитие классового подхода к врачеванию; -формирование основ врачебной этики; -преемственность в области врачевания между разными цивилизациями.
По третьему вопросу: Ø Обратите внимание на существование преемственности у Шумера, Вавилона и Ассирии. Ø Определите периодизацию и хронологию Древней Месопотамии (III-е тыс. до н. э. – середина I-го тыс. до н. э.). Ø Рассмотрите источники по истории и врачеванию. Ø Отметьте, что первые медицинские тексты датируются III тыс. до н. э. и носят эмпирический характер. Что такое фармакопея? Ø Раскройте взаимосвязь мифологии и врачевания. Ø Охарактеризуйте основные направления врачевания: асуту и ашипуту. Приведите примеры. Ø Определите области врачевания и дайте их характеристику (внутренние болезни, развитие хирургии, родовспоможение, зубоврачевание, лекарственные средства). Ø Ознакомьтесь с Законами Хаммурапи и определите: - правовые аспекты, регулирующие деятельность врачевателей? - степень влияния законов на развитие хирургии? - статус врачевателя. Ø Охарактеризуйте гигиенические традиции и санитарно-технические сооружения. Ø Рассмотрите способы передачи медицинских знаний.
По четвертому вопросу:
Ø Рассмотрите основные этапы хронологии истории и врачевания. Ø Охарактеризуйте источники по истории и врачеванию. Обратите внимание на папирусы Г. Эберса и Э. Смита. Ø Отметьте, что благодаря наличию большого числа медицинских папирусов, различные аспекты древнеегипетского врачевания изучены очень хорошо. Ø Обратите внимание, что чем более поздним периодом датированы папирусы, тем больше места в них занимает идеалистический компонент. Ø Ознакомьтесь с характерными чертами древнеегипетской культуры (письменность, религиозные представления, культ мертвых). Определите их влияние на врачевание. Ø Проанализируйте существовавшую в Древнем Египте практику врачевания (представления о причинах болезней, врачебная специализация, лекарственное врачевание, оперативное лечение, родовспоможение, зубоврачевание, лечение детских и женских болезней, борьба с инфекциями, гигиена (шистосомоз), косметические средства, профилактика, храмовые больницы). Ø Акцентируйте внимание на взаимосвязи между бальзамированием и представлением об анатомии, состоянием хирургии и развитием химии. Ø Ознакомьтесь с особенностями передачи медицинских знаний. Каковы пути передачи медицинских знаний? Ø Перечислите основные этические требования к врачевателю в Древнем Египте.
По пятому вопросу:
Ø Установите периодизацию и хронологию врачевания в Древней Индии (III-е тыс. до н. э. – IV в. н. э.). Ø Охарактеризуйте основные черты Индской (хараппской) цивилизации. Ø Обратите внимание на особенности архитектуры и санитарно-технического благоустройства. Ø Отметьте, что Индская культура значительно превосходила древнейшие цивилизации Месопотамии и Египта соответствующего периода. Ø Ознакомьтесь с источниками информации о врачевании в Древней Индии. Ø Рассмотрите основные аспекты врачевания в соответствии с общепринятой периодизацией истории Древней Индии: (ведийский, буддийский и классический периоды). Ø Охарактеризуйте веды как источник сведений о причинах и лечении болезней. Ø Проанализируйте влияние кастовой структуры общества на врачевание. Ø Отметьте становление философских направлений (индуизм, брахманизм и буддизм) и их влияние на представления о природе болезней и врачевании. Ø Охарактеризуйте «Аюрведу» как систему традиционного врачевания. Ø Рассмотрите представления древних индусов о здоровье и причинах болезней (пять стихий, три субстанции, мельчайшая частица «ану»). Что собой представляла диагностика болезней? Ø Ознакомьтесь с лечением внутренних болезней (Чарака-самхита). Ø Обратите внимание на представления о строении тела (вскрытия). Ø Покажите состояние оперативного лечения (Сушрута-самхита): соблюдение частоты, инструменты, шовный материал, повязки, манипуляции). Родовспоможение. Ø Акцентируйте внимание на том, что по уровню мастерства и результативности оперативное лечение в Древней Индии было самым высоким в Древнем мире (оно славилось и в Средние века). Ø Охарактеризуйте состояние гигиены и санитарии. Ø Отметьте, что гигиенические навыки были закреплены законодательно на уровне государства (законы Ману). Ø Рассмотрите центры медицинского образования. Врачебная этика и статус врача. Кто контролировал деятельность врачевателей? Ø Дайте определения следующим понятиям: «веды», «мацерация», «ринопластика», «эмбриотомия», «йога».
По шестому вопросу:
Ø Дайте характеристику основным достижениям древнекитайской цивилизации (середина II-го тыс. до н. э. – III в. н. э.). Ø Обратите внимание на длительную изоляцию Древнего Китая от остального мира, что обеспечило стабильность национальной культуры и традиционной медицины. Ø Рассмотрите периодизацию и источники по истории и врачевания Древнего Китая. Ø Проанализируйте основные принципы традиционной китайской философии: первоматерия тайцзи, две субстанции инь и ян, пять стихий у син и их влияние на развитие представлений о здоровье, болезнях и их лечении. Ø Раскройте содержание основных диагностических приемов. Особое внимание уделите учению о пульсе. Ø Рассмотрите учение о жизненных точках (чжень-цзю) и метод иглоукалывания. Ø Объясните, чем объясняется популярность у древнекитайских целителей учения о жизненных точках и широта метода иглоукалывания. Ø Изучите лекарственное врачевание. Отметьте начало аптечного дела. Ø Охарактеризуйте состояние оперативного лечения. В чем причина? Ø Акцентируйте внимание на то, что сильной стороной древнекитайской медицины была профилактика: гигиенические традиции, массаж, лечебная и дыхательная гимнастика, вариоляция). Ø Дайте определения следующим понятиям: «акупунктура», «каутеризация», «вариоляция».
Ø Подводя итоги по теме, выделите особенности, характерные для врачевания каждой из перечисленных цивилизаций.
Вопросы для самопроверки знаний: 1. Почему первые цивилизации возникли на территории Древнего Востока? 2. Выделите сильные и слабые стороны древнеегипетского врачевания. 3. Каковы приоритеты врачевания в Древнем Египте? 4. Почему представления о строении человеческого тела в Древней Индии были самыми полными в древней истории? 5. Направления традиционной китайской медицины. 6. Почему медицина Древней Индии и Китая классифицируется как традиционная?
Темы рефератов: 1. Мифология и врачевание в Месопотамии. 2. Гигиена и профилактика в Древнем Египте. 3. Ринопластика в Древней Индии. 4. Традиционная китайская медицина: Учение о пульсе. 5. Выдающиеся врачеватели Древнего Китая (Бянь Цюэ, Хуа То, Ван Шухе, Хуанфу Ми). 6. Санитарно-технические сооружения и развитие гигиенических навыков и традиций в Древнем Мире (Месопотамия, Египет, Индия, Китай).
Литература (основная): 1. Сорокина Т. С. История медицины: учебник для студ. учреждений высш. мед. образования. – 10-е изд., испр. – М., 2014. 2. Сорокина Т. С. История медицины. Учебник для студентов высш. мед. учеб. заведений. – 8-е изд., стер. – М., 2008. 3. Мирский М. Б. История медицины и хирургии: учебное пособие. - М., 2010. 4. Балалыкин Д. А. Зарождение медицины как науки в период до XVII века: учеб. пособие для студентов. - М., 2013. 5. Бергер Е. Е., Туторская М. С. Хрестоматия по истории медицины: учебное пособие. – Москва, 2012.
Литература (дополнительная): 1. Кравцова М.Е. История культуры Китая. 3-е изд., испр. и доп. – СПБ., 2003. 2. Корсун Т. В. Протез фараона. // Твое здоровье. 2005. № 1. с. 68-70. 3. Марчукова С. М. Медицина в зеркале истории. – СПБ., 2003. 4. Мирский М.Б. Хирургия древних цивилизаций Азии. // Хирургия. Журнал имени Н.И. Пирогова. 1999. № 8. с. 68-71. 5. Петров Д. Врата вечности – Древний Египет. // Человек без границ. 2006. № 10. 6. Скирич Е. Великая тайна египтян. // Человек без границ. 2006. № 10. 7. Сорокина Т.С., Белова Ю.М. Медицина Древнего Египта в отечественной историко-медицинской литературе XVIII – XIX веков. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2005. № 5. с. 62-64. 6. Лисицин Ю. П. История медицины: учебник. - М., 2004. 7. Грицак Е.М. Популярная история медицины. – М.: Вече, 2003. 8. Лопатина Н. Л. Культурологические аспекты в развитии сестринского дела. Кемерово, – 2012. 9. Большая медицинская энциклопедия. 10. Медицинский энциклопедический словарь. Тема 3. Врачевание и медицина в странах античного Средиземноморья: Древняя Греция и Древний Рим (2 часа) План семинара 1. Мифология и врачевание Древней Греции. Символы медицины. 2. Врачевание в крито-ахейский, предполисный и полисный периоды. 3. Медицина классического периода: врачебные школы, Гиппократ, гиппократов сборник, врачебная этика. 4. Медицина эллинистического периода. 5. Периодизация истории и медицины Древнего Рима. Врачевание в царский период. 6. Медицина периода республики. 7. Развитие медицины в период империи. 8. Гален и «галенизм». 9. Становление христианства и больничное дело. По первому вопросу: Ø Отметьте вклад Древней Греции (III тыс. до н. э. – 30 г. до н. э.) в мировую культуру и медицину. Ø Ознакомьтесь с греческой мифологией о врачевании. Ø Рассмотрите культ бога Асклепия. Ø Перечислите символы медицины и объясните их. По второму вопросу: Ø Рассмотрите санитарно-технические сооружения на острове Крит. Сравните их с сооружениями индской цивилизации. Ø Сделайте вывод о состоянии врачевания в предполисный период, опираясь на поэмы Гомера. Ø Покажите зарождение натурфилософии в полисный период. Ø Охарактеризуйте храмовое врачевание. Перечислите его компоненты. Какие функции выполняли асклепейоны? Ø Отметьте ведущую роль эмпирического врачевания в асклепейонах Ø Дайте определения следующим понятиям: «асклепейоны», «асклепиады», «вотивные приношения».
По третьему вопросу: Ø Сформулируйте основные идеи натурфилософии. Определите ее влияние на развитие медицины. Ø Обратите внимание на воззрения Демокрита, как на вершину естественнонаучных взглядов античности. Ø Отметьте, что в этот же период Платон сформулировал теорию идей, способствовавшую систематизации знаний, и оказавшую влияние на античную медицину. Ø Дайте характеристику врачебным школам (кротонской, книдской, сицилийской, косской), проанализируйте общее и особенное. Ø Рассмотрите жизнь и деятельность Гиппократа II Великого. Определите его вклад в медицину. Ø Покажите историю создания «Гиппократова сборника». Проанализируйте основные труды. Что такое травматология и десмургия? Ø Выделите сочинения о врачебной этике. Внимательно прочитайте «Клятву». Сохранила ли она свою актуальность на сегодняшний день? Каких основных принципов должен был придерживаться древнегреческий врач? По четвертому вопросу:
Ø Определите, что в себя включает понятие «эллинистическая культура». Ø Отметьте, что «эллинизация» Востока способствовала распространению достижений полисной медицины. Ø Дайте характеристику натурфилософских воззрений Аристотеля. Проанализируйте учение о четырех первоначалах и четырех телесных соках. Ø Опишите Александрийский мусейон. Перечислите его функции. Ø Определите изменения в анатомии и хирургии. С чем связаны эти изменения? Что такое «вивисекция»? Ø Охарактеризуйте вклад Герофила и Эрасистрата в развитие античной медицины. Ø Перечислите важнейшие достижения хирургии александрийского периода.
По пятому вопросу:
Ø Рассмотрите этапы формирования медицины в Древнем Риме (VIII в. до н. э. – 476 г. н. э.). Ø Дайте общую характеристику источников по истории и медицине. Ø Охарактеризуйте народное врачевание и состояние санитарного дела в царский период. Что такое «клоака»? Ø Отметьте отсутствие врачей-профессионалов в этот период. По шестому вопросу: Ø Обратите внимание на развитие санитарного дела в период Республики. Проанализируйте «Законы XII таблиц», касающиеся охраны санитарного состояния городов. Охарактеризуйте уровень гигиены. Ø Дайте определения понятиям: «акведук», «терма». Ø Отметьте появление врачей-профессионалов (рабы врачи, врачи отпущенники, свободные врачи). Каким было их положение в обществе? Ø Акцентируйте внимание на вклад, внесенный греками-рабами в создание римской культуры и медицины и на преемственность медицинских знаний. Ø Рассмотрите философские основы медицины Древнего Рима. Отметьте распространение древнегреческой философии. Ø Выделите материалистическую философию Тита Лукреция Кара и Асклепиада из Прусы. Ø Разберите и дайте определения следующим концепциям возникновения болезней: «атомистической», «миазматической», «гуморальной» и «контагиозной».
По седьмому вопросу: Ø Обратите внимание на сохранение традиций общественной гигиены в Римской империи. Ø Раскройте взаимосвязь между становлением профессиональной армии и организацией военной медицинской службы в период Империи. Ø Охарактеризуйте систему оказания медицинской помощи раненным (капсарии, врачи-профессионалы, валетудинарии, депутаты). Ø Изучите организацию медицинского дела в городах и провинциях (архиатры, коллегии, преподавание в медицинских школах). Ø Отметьте, что в Римской империи существовали как государственные, так и частные школы по подготовке врачей. Определите специфику государственных и частных врачебных школ. Ø Проанализируйте положение врачей в период Империи. В чем причина узкой специализации? Ø Рассмотрите становление римского энциклопедического знания. Дайте характеристику медицинским сочинениям Авла Корнелия Цельса, Плиния Старшего, Диоскорида Педания, Сорана. Ø Охарактеризуйте состояние хирургии и акушерско-гинекологической практике в период Империи. Отметьте сходство инструментов с современными.
По восьмому вопросу: Ø Проследите жизненный путь Галена. Ø Проанализируйте его философские взгляды (учение о пневме и триединстве души). Ø Обратите внимание на естественно-научные позиции Галена (врачебная практика, исследования в области анатомии и физиологии, вклад в становление фармакологии). В чем выражался дуализм учения Галена? Ø Объясните, что такое «галенизм». Ø Отметьте, что «галенизм» господствовал в европейской философии на протяжении всего средневековья, препятствуя развитию медицины.
По девятому вопросу: Ø Проанализируйте взаимосвязь между становлением христианства и развитием больничного дела. Ø Опишите приюты для увечных и больных путников и первые христианские больницы. Когда и где они возникли? Ø Рассмотрите деятельность диаконисс. Ø Подумайте, как появление христианской благотворительности повлияло на развитие медицины.
Вопросы для самопроверки знаний: 1. Перечислите древнегреческих богов, имеющих отношение к врачеванию. 2. Назовите эмпирические и идеалистические составляющие врачевания в асклепейонах. 3. Кто является автором «Гиппократова сборника»? 4. Правомерно ли называть Гиппократа отцом медицины? 5. Покажите связь между греческой и индийской хирургией в древности. 6. Приведите примеры народного врачевания в царский период? 7. Охарактеризуйте санитарно-технические сооружения в Древнем Риме. 8. Что в Римской империи возникло раньше: гражданская или военная медицина? Ответ объясните. 9. Вклад Галена в развитие медицины.
Темы рефератов: 1. Символы медицины (от древности до современности). 2. Состояние гигиены в Древней Греции. 3. Представления о причинах болезней и их профилактика в «Гиппократовом сборнике». 4. Санитария и гигиена на разных этапах в Древнем Риме. 5. Термы в Древнем Риме. 6. Жизнедеятельность Галена. Литература (основная): 1. Сорокина Т. С. История медицины: учебник для студ. учреждений высш. мед. образования. – 10-е изд., испр. – М., 2014. 2. Сорокина Т. С. История медицины. Учебник для студентов высш. мед. учеб. заведений. – 8-е изд., стер. – М., 2008. 3. Мирский М. Б. История медицины и хирургии: учебное пособие. - М., 2010. 4. Балалыкин Д. А. Зарождение медицины как науки в период до XVII века: учеб. пособие для студентов. - М., 2013. 5. Бергер Е. Е., Туторская М. С. Хрестоматия по истории медицины: учебное пособие. – Москва, 2012.
Литература (дополнительная): 1. Гиппократ. Избранные книги. Перевод с греч. – М.: ТОО «Сварог», 1994. 2. Грицак Е.М. Популярная история медицины. – М.: Вече, 2003. 3. Лисицин Ю. П. История медицины: учебник. - М., 2004. 4. Марчукова С. М. Медицина в зеркале истории. – СПБ., 2003. 5. Лопатина Н. Л. Культурологические аспекты в развитии сестринского дела. -Кемерово, 2012. 6. Медицина в поэзии греков и римлян. Сб. тестов. /Сост. и примеч. Ю.Ф. Шульца. – М.: Медицина, 1987. 7. Мирский М.Б. Хирургия Древнего Рима. // Хирургия. Журнал им. Н.И. Пирогова. 2000. № 11. 8. Медицинский энциклопедический словарь. 9. Большая медицинская энциклопедия.
Тема 4. Медицина раннего и развитого средневековья (4 часа) План семинара 1. Особенности исторического развития Византийской империи. 2. Санитарно-технические сооружения и гигиена. 3. Религия, наука и развитие медицинских знаний. 4. Медицинское образование. 5. Больничное дело.
По первому вопросу: Ø Определите периодизацию и хронологию истории средних веков и истории Византийской империи (395 – 1453 гг.). Ø Дайте краткую историческую характеристику Византии. Ø Отметьте, что Восточная часть Римской империи (Византия) сохраняла и развивала на протяжении всей своей истории достижения античной культуры и медицины.
По второму вопросу: Ø Охарактеризуйте санитарно-технические сооружения, их функциональное назначение и уровень развития (акведуки, цистерны, сточные системы, термы, бани). Ø Объясните почему бани в Византии вытеснили термы. Ø Проследите как изменялось отношение к личной гигиене. С чем это связано?
По третьему вопросу: Ø Приведите примеры влияния христианства на развитие научных знаний. Ø Обратите внимание, что в первую очередь развитие получили сферы деятельности, связанные с практикой. Ø Отметьте, что в основу всех знаний была положена теология. Ø Покажите, как христианство повлияло на представления о причинах болезней и способы лечения. Ø Рассмотрите лекарственное лечение. Почему в византийской медицине ведущая роль принадлежала лечению лекарственными средствами? Какова роль алхимии? Ø Охарактеризуйте медицинские труды Орибасия из Пергама, Аэция из Амиды, Александра из Тралл, Павла с о. Эгина.
По четвертому вопросу: Ø Определите пути передачи медицинских знаний (школы, дискуссии, экзамены, свидетельство). Ø Акцентируйте внимание на теоретическом характере медицинского образования в Византии. Главными источниками и основой медицинских знаний были «извлечения» из «Гиппократова сборника» и из трудов Галена. Ø Подумайте почему не анатомировали трупы?
По пятому вопросу: Ø Покажите становление больничного дела в Византии. Какие идеи привели к появлению христианских больниц? Ø Проследите преемственность с больницами восточных провинций Римской Империи. Ø Дайте характеристику христианским больницам.
Ø Подводя итог, перечислите факторы, повлиявшие на особенности становления византийской медицины. Вопросы для самопроверки знаний: 1. Санитарно-технические сооружения и гигиена в Византийской империи. 2. Выдающиеся византийские врачеватели-энциклопедисты. 3. В чем особенности медицинского образования в Византии? 4. Развитие христианства и больничное дело в Византийской империи. Темы рефератов: 1. Больничное дело в Византии. 2. Цистерны в Византийской империи. 3. Изменение представлений о гигиене в Византийской империи. Особенности санитарно-технических сооружений.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |