Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие1. Медицина в Византийской империи (1 час)




План семинара

Тема 2. Врачевание

в цивилизациях Древнего Востока (2 часа)

1. Признаки древних цивилизаций.

2. Общие черты развития врачевания в странах Древнего мира.

3. Врачевание в Месопотамии.

4. Врачевание в Древнем Египте.

5. Древнеиндийское врачевание.

6. Врачевание в Древнем Китае.

 

По первому вопросу:

Ø Найдите взаимосвязь между природно-климатическими условиями и возникновением первых цивилизаций на территории Древнего Востока.

Ø Обратите внимание, что первые цивилизации имели общие признаки: производящее хозяйство, частная собственность на имущество и землю, появление городов, возникновение письменности, монументальное строительство, появление государства и права, неограниченная власть правителей-монархов.

Ø Отметьте, что изменения в таких обществах происходили медленно, стереотипы сознания и поведения не менялись столетиями, социальный опыт и традиции воспринимались как высшая общественная ценность, что в свою очередь сказалось на развитии врачевания.

 

 

По второму вопросу:

Ø Раскройте содержание общих черт развития врачевания в цивилизациях Древнего мира:

-создание первых текстов медицинского содержания;

-формирование эмпирического и идеалистического врачевания;

-развитие представлений о происхождении болезней;

-подготовка врачевателей;

-развитие гигиенических навыков и создание санитарно-технических сооружений;

-развитие классового подхода к врачеванию;

-формирование основ врачебной этики;

-преемственность в области врачевания между разными цивилизациями.

 

По третьему вопросу:

Ø Обратите внимание на существование преемственности у Шумера, Вавилона и Ассирии.

Ø Определите периодизацию и хронологию Древней Месопотамии (III-е тыс. до н. э. – середина I-го тыс. до н. э.).

Ø Рассмотрите источники по истории и врачеванию.

Ø Отметьте, что первые медицинские тексты датируются III тыс. до н. э. и носят эмпирический характер. Что такое фармакопея?

Ø Раскройте взаимосвязь мифологии и врачевания.

Ø Охарактеризуйте основные направления врачевания: асуту и ашипуту. Приведите примеры.

Ø Определите области врачевания и дайте их характеристику (внутренние болезни, развитие хирургии, родовспоможение, зубоврачевание, лекарственные средства).

Ø Ознакомьтесь с Законами Хаммурапи и определите:

- правовые аспекты, регулирующие деятельность врачевателей?

- степень влияния законов на развитие хирургии?

- статус врачевателя.

Ø Охарактеризуйте гигиенические традиции и санитарно-технические сооружения.

Ø Рассмотрите способы передачи медицинских знаний.

 

По четвертому вопросу:

 

Ø Рассмотрите основные этапы хронологии истории и врачевания.

Ø Охарактеризуйте источники по истории и врачеванию. Обратите внимание на папирусы Г. Эберса и Э. Смита.

Ø Отметьте, что благодаря наличию большого числа медицинских папирусов, различные аспекты древнеегипетского врачевания изучены очень хорошо.

Ø Обратите внимание, что чем более поздним периодом датированы папирусы, тем больше места в них занимает идеалистический компонент.

Ø Ознакомьтесь с характерными чертами древнеегипетской культуры (письменность, религиозные представления, культ мертвых). Определите их влияние на врачевание.

Ø Проанализируйте существовавшую в Древнем Египте практику врачевания (представления о причинах болезней, врачебная специализация, лекарственное врачевание, оперативное лечение, родовспоможение, зубоврачевание, лечение детских и женских болезней, борьба с инфекциями, гигиена (шистосомоз), косметические средства, профилактика, храмовые больницы).

Ø Акцентируйте внимание на взаимосвязи между бальзамированием и представлением об анатомии, состоянием хирургии и развитием химии.

Ø Ознакомьтесь с особенностями передачи медицинских знаний. Каковы пути передачи медицинских знаний?

Ø Перечислите основные этические требования к врачевателю в Древнем Египте.

 

По пятому вопросу:

 

Ø Установите периодизацию и хронологию врачевания в Древней Индии (III-е тыс. до н. э. – IV в. н. э.).

Ø Охарактеризуйте основные черты Индской (хараппской) цивилизации.

Ø Обратите внимание на особенности архитектуры и санитарно-технического благоустройства.

Ø Отметьте, что Индская культура значительно превосходила древнейшие цивилизации Месопотамии и Египта соответствующего периода.

Ø Ознакомьтесь с источниками информации о врачевании в Древней Индии.

Ø Рассмотрите основные аспекты врачевания в соответствии с общепринятой периодизацией истории Древней Индии: (ведийский, буддийский и классический периоды).

Ø Охарактеризуйте веды как источник сведений о причинах и лечении болезней.

Ø Проанализируйте влияние кастовой структуры общества на врачевание.

Ø Отметьте становление философских направлений (индуизм, брахманизм и буддизм) и их влияние на представления о природе болезней и врачевании.

Ø Охарактеризуйте «Аюрведу» как систему традиционного врачевания.

Ø Рассмотрите представления древних индусов о здоровье и причинах болезней (пять стихий, три субстанции, мельчайшая частица «ану»).

Что собой представляла диагностика болезней?

Ø Ознакомьтесь с лечением внутренних болезней (Чарака-самхита).

Ø Обратите внимание на представления о строении тела (вскрытия).

Ø Покажите состояние оперативного лечения (Сушрута-самхита): соблюдение частоты, инструменты, шовный материал, повязки, манипуляции). Родовспоможение.

Ø Акцентируйте внимание на том, что по уровню мастерства и результативности оперативное лечение в Древней Индии было самым высоким в Древнем мире (оно славилось и в Средние века).

Ø Охарактеризуйте состояние гигиены и санитарии.

Ø Отметьте, что гигиенические навыки были закреплены законодательно на уровне государства (законы Ману).

Ø Рассмотрите центры медицинского образования. Врачебная этика и статус врача. Кто контролировал деятельность врачевателей?

Ø Дайте определения следующим понятиям: «веды», «мацерация», «ринопластика», «эмбриотомия», «йога».

 

По шестому вопросу:

 

Ø Дайте характеристику основным достижениям древнекитайской цивилизации (середина II-го тыс. до н. э. – III в. н. э.).

Ø Обратите внимание на длительную изоляцию Древнего Китая от остального мира, что обеспечило стабильность национальной культуры и традиционной медицины.

Ø Рассмотрите периодизацию и источники по истории и врачевания Древнего Китая.

Ø Проанализируйте основные принципы традиционной китайской философии: первоматерия тайцзи, две субстанции инь и ян, пять стихий у син и их влияние на развитие представлений о здоровье, болезнях и их лечении.

Ø Раскройте содержание основных диагностических приемов. Особое внимание уделите учению о пульсе.

Ø Рассмотрите учение о жизненных точках (чжень-цзю) и метод иглоукалывания.

Ø Объясните, чем объясняется популярность у древнекитайских целителей учения о жизненных точках и широта метода иглоукалывания.

Ø Изучите лекарственное врачевание. Отметьте начало аптечного дела.

Ø Охарактеризуйте состояние оперативного лечения. В чем причина?

Ø Акцентируйте внимание на то, что сильной стороной древнекитайской медицины была профилактика: гигиенические традиции, массаж, лечебная и дыхательная гимнастика, вариоляция).

Ø Дайте определения следующим понятиям: «акупунктура», «каутеризация», «вариоляция».

 

Ø Подводя итоги по теме, выделите особенности, характерные для врачевания каждой из перечисленных цивилизаций.

 

Вопросы для самопроверки знаний:

1. Почему первые цивилизации возникли на территории Древнего Востока?

2. Выделите сильные и слабые стороны древнеегипетского врачевания.

3. Каковы приоритеты врачевания в Древнем Египте?

4. Почему представления о строении человеческого тела в Древней Индии были самыми полными в древней истории?

5. Направления традиционной китайской медицины.

6. Почему медицина Древней Индии и Китая классифицируется как традиционная?

 

Темы рефератов:

1. Мифология и врачевание в Месопотамии.

2. Гигиена и профилактика в Древнем Египте.

3. Ринопластика в Древней Индии.

4. Традиционная китайская медицина: Учение о пульсе.

5. Выдающиеся врачеватели Древнего Китая (Бянь Цюэ, Хуа То, Ван Шухе, Хуанфу Ми).

6. Санитарно-технические сооружения и развитие гигиенических навыков и традиций в Древнем Мире (Месопотамия, Египет, Индия, Китай).

 

Литература (основная):

1. Сорокина Т. С. История медицины: учебник для студ. учреждений высш. мед. образования. – 10-е изд., испр. – М., 2014.

2. Сорокина Т. С. История медицины. Учебник для студентов высш. мед. учеб. заведений. – 8-е изд., стер. – М., 2008.

3. Мирский М. Б. История медицины и хирургии: учебное пособие. - М., 2010.

4. Балалыкин Д. А. Зарождение медицины как науки в период до XVII века: учеб. пособие для студентов. - М., 2013.

5. Бергер Е. Е., Туторская М. С. Хрестоматия по истории медицины: учебное пособие. – Москва, 2012.

 

Литература (дополнительная):

1. Кравцова М.Е. История культуры Китая. 3-е изд., испр. и доп. – СПБ., 2003.

2. Корсун Т. В. Протез фараона. // Твое здоровье. 2005. № 1. с. 68-70.

3. Марчукова С. М. Медицина в зеркале истории. – СПБ., 2003.

4. Мирский М.Б. Хирургия древних цивилизаций Азии. // Хирургия. Журнал имени Н.И. Пирогова. 1999. № 8. с. 68-71.

5. Петров Д. Врата вечности – Древний Египет. // Человек без границ. 2006. № 10.

6. Скирич Е. Великая тайна египтян. // Человек без границ. 2006. № 10.

7. Сорокина Т.С., Белова Ю.М. Медицина Древнего Египта в отечественной историко-медицинской литературе XVIII – XIX веков. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2005. № 5. с. 62-64.

6. Лисицин Ю. П. История медицины: учебник. - М., 2004.

7. Грицак Е.М. Популярная история медицины. – М.: Вече, 2003.

8. Лопатина Н. Л. Культурологические аспекты в развитии сестринского дела. Кемерово, – 2012.

9. Большая медицинская энциклопедия.

10. Медицинский энциклопедический словарь.

Тема 3. Врачевание и медицина в странах античного Средиземноморья: Древняя Греция и Древний Рим (2 часа)

План семинара

1. Мифология и врачевание Древней Греции. Символы медицины.

2. Врачевание в крито-ахейский, предполисный и полисный периоды.

3. Медицина классического периода: врачебные школы, Гиппократ, гиппократов сборник, врачебная этика.

4. Медицина эллинистического периода.

5. Периодизация истории и медицины Древнего Рима. Врачевание в царский период.

6. Медицина периода республики.

7. Развитие медицины в период империи.

8. Гален и «галенизм».

9. Становление христианства и больничное дело.

По первому вопросу:

Ø Отметьте вклад Древней Греции (III тыс. до н. э. – 30 г. до н. э.) в мировую культуру и медицину.

Ø Ознакомьтесь с греческой мифологией о врачевании.

Ø Рассмотрите культ бога Асклепия.

Ø Перечислите символы медицины и объясните их.

По второму вопросу:

Ø Рассмотрите санитарно-технические сооружения на острове Крит. Сравните их с сооружениями индской цивилизации.

Ø Сделайте вывод о состоянии врачевания в предполисный период, опираясь на поэмы Гомера.

Ø Покажите зарождение натурфилософии в полисный период.

Ø Охарактеризуйте храмовое врачевание. Перечислите его компоненты. Какие функции выполняли асклепейоны?

Ø Отметьте ведущую роль эмпирического врачевания в асклепейонах

Ø Дайте определения следующим понятиям: «асклепейоны», «асклепиады», «вотивные приношения».

 

По третьему вопросу:

Ø Сформулируйте основные идеи натурфилософии. Определите ее влияние на развитие медицины.

Ø Обратите внимание на воззрения Демокрита, как на вершину естественнонаучных взглядов античности.

Ø Отметьте, что в этот же период Платон сформулировал теорию идей, способствовавшую систематизации знаний, и оказавшую влияние на античную медицину.

Ø Дайте характеристику врачебным школам (кротонской, книдской, сицилийской, косской), проанализируйте общее и особенное.

Ø Рассмотрите жизнь и деятельность Гиппократа II Великого. Определите его вклад в медицину.

Ø Покажите историю создания «Гиппократова сборника». Проанализируйте основные труды. Что такое травматология и десмургия?

Ø Выделите сочинения о врачебной этике. Внимательно прочитайте «Клятву». Сохранила ли она свою актуальность на сегодняшний день? Каких основных принципов должен был придерживаться древнегреческий врач?

По четвертому вопросу:

 

Ø Определите, что в себя включает понятие «эллинистическая культура».

Ø Отметьте, что «эллинизация» Востока способствовала распространению достижений полисной медицины.

Ø Дайте характеристику натурфилософских воззрений Аристотеля. Проанализируйте учение о четырех первоначалах и четырех телесных соках.

Ø Опишите Александрийский мусейон. Перечислите его функции.

Ø Определите изменения в анатомии и хирургии. С чем связаны эти изменения? Что такое «вивисекция»?

Ø Охарактеризуйте вклад Герофила и Эрасистрата в развитие античной медицины.

Ø Перечислите важнейшие достижения хирургии александрийского периода.

 

По пятому вопросу:

 

Ø Рассмотрите этапы формирования медицины в Древнем Риме (VIII в. до н. э. – 476 г. н. э.).

Ø Дайте общую характеристику источников по истории и медицине.

Ø Охарактеризуйте народное врачевание и состояние санитарного дела в царский период. Что такое «клоака»?

Ø Отметьте отсутствие врачей-профессионалов в этот период.

По шестому вопросу:

Ø Обратите внимание на развитие санитарного дела в период Республики. Проанализируйте «Законы XII таблиц», касающиеся охраны санитарного состояния городов. Охарактеризуйте уровень гигиены.

Ø Дайте определения понятиям: «акведук», «терма».

Ø Отметьте появление врачей-профессионалов (рабы врачи, врачи отпущенники, свободные врачи). Каким было их положение в обществе?

Ø Акцентируйте внимание на вклад, внесенный греками-рабами в создание римской культуры и медицины и на преемственность медицинских знаний.

Ø Рассмотрите философские основы медицины Древнего Рима. Отметьте распространение древнегреческой философии.

Ø Выделите материалистическую философию Тита Лукреция Кара и Асклепиада из Прусы.

Ø Разберите и дайте определения следующим концепциям возникновения болезней: «атомистической», «миазматической», «гуморальной» и «контагиозной».

 

По седьмому вопросу:

Ø Обратите внимание на сохранение традиций общественной гигиены в Римской империи.

Ø Раскройте взаимосвязь между становлением профессиональной армии и организацией военной медицинской службы в период Империи.

Ø Охарактеризуйте систему оказания медицинской помощи раненным (капсарии, врачи-профессионалы, валетудинарии, депутаты).

Ø Изучите организацию медицинского дела в городах и провинциях (архиатры, коллегии, преподавание в медицинских школах).

Ø Отметьте, что в Римской империи существовали как государственные, так и частные школы по подготовке врачей. Определите специфику государственных и частных врачебных школ.

Ø Проанализируйте положение врачей в период Империи. В чем причина узкой специализации?

Ø Рассмотрите становление римского энциклопедического знания. Дайте характеристику медицинским сочинениям Авла Корнелия Цельса, Плиния Старшего, Диоскорида Педания, Сорана.

Ø Охарактеризуйте состояние хирургии и акушерско-гинекологической практике в период Империи. Отметьте сходство инструментов с современными.

 

По восьмому вопросу:

Ø Проследите жизненный путь Галена.

Ø Проанализируйте его философские взгляды (учение о пневме и триединстве души).

Ø Обратите внимание на естественно-научные позиции Галена (врачебная практика, исследования в области анатомии и физиологии, вклад в становление фармакологии). В чем выражался дуализм учения Галена?

Ø Объясните, что такое «галенизм».

Ø Отметьте, что «галенизм» господствовал в европейской философии на протяжении всего средневековья, препятствуя развитию медицины.

 

По девятому вопросу:

Ø Проанализируйте взаимосвязь между становлением христианства и развитием больничного дела.

Ø Опишите приюты для увечных и больных путников и первые христианские больницы. Когда и где они возникли?

Ø Рассмотрите деятельность диаконисс.

Ø Подумайте, как появление христианской благотворительности повлияло на развитие медицины.

 

 

Вопросы для самопроверки знаний:

1. Перечислите древнегреческих богов, имеющих отношение к врачеванию.

2. Назовите эмпирические и идеалистические составляющие врачевания в асклепейонах.

3. Кто является автором «Гиппократова сборника»?

4. Правомерно ли называть Гиппократа отцом медицины?

5. Покажите связь между греческой и индийской хирургией в древности.

6. Приведите примеры народного врачевания в царский период?

7. Охарактеризуйте санитарно-технические сооружения в Древнем Риме.

8. Что в Римской империи возникло раньше: гражданская или военная медицина? Ответ объясните.

9. Вклад Галена в развитие медицины.

 

Темы рефератов:

1. Символы медицины (от древности до современности).

2. Состояние гигиены в Древней Греции.

3. Представления о причинах болезней и их профилактика в «Гиппократовом сборнике».

4. Санитария и гигиена на разных этапах в Древнем Риме.

5. Термы в Древнем Риме.

6. Жизнедеятельность Галена.

Литература (основная):

1. Сорокина Т. С. История медицины: учебник для студ. учреждений высш. мед. образования. – 10-е изд., испр. – М., 2014.

2. Сорокина Т. С. История медицины. Учебник для студентов высш. мед. учеб. заведений. – 8-е изд., стер. – М., 2008.

3. Мирский М. Б. История медицины и хирургии: учебное пособие. - М., 2010.

4. Балалыкин Д. А. Зарождение медицины как науки в период до XVII века: учеб. пособие для студентов. - М., 2013.

5. Бергер Е. Е., Туторская М. С. Хрестоматия по истории медицины: учебное пособие. – Москва, 2012.

 

Литература (дополнительная):

1. Гиппократ. Избранные книги. Перевод с греч. – М.: ТОО «Сварог», 1994.

2. Грицак Е.М. Популярная история медицины. – М.: Вече, 2003.

3. Лисицин Ю. П. История медицины: учебник. - М., 2004.

4. Марчукова С. М. Медицина в зеркале истории. – СПБ., 2003.

5. Лопатина Н. Л. Культурологические аспекты в развитии сестринского дела. -Кемерово, 2012.

6. Медицина в поэзии греков и римлян. Сб. тестов. /Сост. и примеч. Ю.Ф. Шульца. – М.: Медицина, 1987.

7. Мирский М.Б. Хирургия Древнего Рима. // Хирургия. Журнал им. Н.И. Пирогова. 2000. № 11.

8. Медицинский энциклопедический словарь.

9. Большая медицинская энциклопедия.

 

Тема 4. Медицина раннего и развитого средневековья (4 часа)

План семинара

1. Особенности исторического развития Византийской империи.

2. Санитарно-технические сооружения и гигиена.

3. Религия, наука и развитие медицинских знаний.

4. Медицинское образование.

5. Больничное дело.

 

По первому вопросу:

Ø Определите периодизацию и хронологию истории средних веков и истории Византийской империи (395 – 1453 гг.).

Ø Дайте краткую историческую характеристику Византии.

Ø Отметьте, что Восточная часть Римской империи (Византия) сохраняла и развивала на протяжении всей своей истории достижения античной культуры и медицины.

 

По второму вопросу:

Ø Охарактеризуйте санитарно-технические сооружения, их функциональное назначение и уровень развития (акведуки, цистерны, сточные системы, термы, бани).

Ø Объясните почему бани в Византии вытеснили термы.

Ø Проследите как изменялось отношение к личной гигиене. С чем это связано?

 

По третьему вопросу:

Ø Приведите примеры влияния христианства на развитие научных знаний.

Ø Обратите внимание, что в первую очередь развитие получили сферы деятельности, связанные с практикой.

Ø Отметьте, что в основу всех знаний была положена теология.

Ø Покажите, как христианство повлияло на представления о причинах болезней и способы лечения.

Ø Рассмотрите лекарственное лечение. Почему в византийской медицине ведущая роль принадлежала лечению лекарственными средствами? Какова роль алхимии?

Ø Охарактеризуйте медицинские труды Орибасия из Пергама, Аэция из Амиды, Александра из Тралл, Павла с о. Эгина.

 

По четвертому вопросу:

Ø Определите пути передачи медицинских знаний (школы, дискуссии, экзамены, свидетельство).

Ø Акцентируйте внимание на теоретическом характере медицинского образования в Византии. Главными источниками и основой медицинских знаний были «извлечения» из «Гиппократова сборника» и из трудов Галена.

Ø Подумайте почему не анатомировали трупы?

 

По пятому вопросу:

Ø Покажите становление больничного дела в Византии. Какие идеи привели к появлению христианских больниц?

Ø Проследите преемственность с больницами восточных провинций Римской Империи.

Ø Дайте характеристику христианским больницам.

 

Ø Подводя итог, перечислите факторы, повлиявшие на особенности становления византийской медицины.

Вопросы для самопроверки знаний:

1. Санитарно-технические сооружения и гигиена в Византийской империи.

2. Выдающиеся византийские врачеватели-энциклопедисты.

3. В чем особенности медицинского образования в Византии?

4. Развитие христианства и больничное дело в Византийской империи.

Темы рефератов:

1. Больничное дело в Византии.

2. Цистерны в Византийской империи.

3. Изменение представлений о гигиене в Византийской империи. Особенности санитарно-технических сооружений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.