Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практика 9. Инновационная политика государства




Мониторинг инноваций в органах государственного управления

Законом Украины "О приоритетных направлениях инновационной деятельности в Украине" от 16.01.2003 г. среди других мероприятий предусмотрены и осуществлены мониторинг инновационной деятельности путем систематизированного сбора, обработки и анализа иформации о ходе инновационных процессов, практические последствия мероприятий государства относительно стимулирования и регуляции инновационной деятельности в стране, результаты реализации приоритетных направлений инновационной деятельности.

Мониторинг реализации приоритетных направлений инновационного развития Украины учитывается в первую очередь при разработке:

1. Государственных прогнозов и программ экономического и социального развития Украины, которая осуществляется согласно Закона Украины "О государственном прогнозировании разработке программ экономического и социального развития Украины".

2. Государственных и местных бюджетов Украины, которая осуществляется согласно Бюджетному кодексу Украины.

Мониторинг обеспечивает возможность контроля за реализацией инновационных программ и проектов, оценки эффективности управления ими, дает возможность определить отдачу от вложенных средств, при необходимости вносить коррективы в программы экономического и социального развития страны.

Итак, государство играет значительную роль в стимулировании инновационного развития страны. Формы и инструменты государственного влияния на инновационные процессы могут быть разнообразными: прямыми и косвенными, нацеленными на стимулирование спроса на инновации или их предложение. Объединение формирует определенный тип государственной инновационной политики, в основе которой - четко определенные приоритеты в поддержке наиболее конкурентоспособных областей экономики, стремительное развитие которых дает толчок для развития других областей. При развитых рыночных отношениях регулятивные функции государства затрагивают прежде всего создание условий для осуществления инновационной деятельности, которая повышает инновационную активность предприятий, стимулирует вложение средств в наукоёмкие сферы деятельности, повышая тем самым конкурентоспособность страны в целом.

 

А) Содержание и направление инновационной политики.

Б) Методы и условия реализации инновационной политики государства.

В) Государственная инновационная политика в базовых отраслях и производствах.

 

А) Содержание и направление инновационной политики.

Инновационная политика государства представляет собой совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на производство с целью выпуска новых видов продукции и технологии, а также расширение на этой основе рынков сбыта отечественных товаров.

Инновационная политика затрагивает временной и пространственный аспекты.

Временной аспект определяет действие государства по инновационной деятельности на текущий момент времени и на длительную перспективу. Поэтому инновационная политика включает в себя текущую политику (заключается в оперативном регулировании инновационной деятельности) и долговременную политику (направлена на решение важных отраслевых задач, требующих больших затрат времени, рабочей силы и капитала, она охватывает достаточно продолжительный период времени).

Пространственный аспект инновационной политики определяет действия государства по основным направлениям влияния на экономику страны.

Цели и направления инновационной политики государства определяются характерной особенностью той или иной отрасли, ее производственно-экономическим потенциалом и уровнем конкурентоспособности основной продукции.

Все отрасли народно-хозяйственного комплекса страны в зависимости отуровня конкурентоспособности своей продукции можно разделить на 3 группы:

1) Отрасли, имеющие мировую конкурентоспособность это отрасли, обладающие большим конкурентоспособным потенциалом, и давно работают на мировом рынке. Они производят конкурентоспособную продукцию. Это отрасли топливно-энергетического комплекса, химическая и алюминиевая промышленность. Они должны постоянно повышать свой производственно-экономический потенциал, чтобы удержаться на мировом рынке в период кризисов.

2) Отрасли потенциально конкурентоспособные на мировом рынке - производят продукцию, которая по многим параметрам близка к конкурентоспособной на мировом рынке. У них есть все возможности, чтобы выйти на мировой рынок и закрепиться на нем. Для этого им нужна определенная поддержка и помощь государства. К этим отраслям относятся оборонная промышленность, машиностроение и др.

3 ) Отрасли неконкурентоспособные на мировом рынке - включают в себя агропромышленный комплекс, легкую и пищевую промышленность, промышленность строительных материалов и др. Их продукция на мировом рынке не котируется. Поэтому они ориентированы главным образом на внутренний украинский рынок. Как правило, эти отрасли имеют низкий производственно-экономический потенциал, незначительный объем производства, малорентабельны. Поэтому для выхода на мировой рынок им требуются большие затраты капитала, новая кадровая политика и т. п.

Инновационная политика государства для каждой из этих групп отраслей должна осуществляться дифференцированно.

Б) Методы и условия реализации инновационной политики государства.

Согласно с Законом Украины «Об инновационной деятельности», государственное регулирование совершается путём:

1. определения и поддержки приоритетных направлений инновационной деятельности государственного, отраслевого, регионального и местного уровней;

2. формирования и реализации государственных, отраслевых, региональных и местных программ;

3. создания нормативно-правовой базы и экономических механизмов для поддержки и стимулирования инновационной деятельности;

4. финансовой поддержки исполнения инновационных проектов;

5. установления льготного налогообложения субъектов инновационной деятельности;

6. поддержки функционирования и развития современной инновационной инфраструктуры.

Основными методами реализации инновационной политики государства являются:

1. Формирование нормативно-законодательных условий для положительных изменений в инновационной сфере.

Создавая законодательную базу, государство устанавливает юридические принципы функционирования экономики, выполнять которые обязаны все субъекты экономической деятельности. К таким правилам относятся законы, законодательные и нормативные акты, которые защищают права собственности, определяют формы предпринимательства, условия функционирования предприятий, их взаимосвязи между собой и государством.

Правовое регулирование развития экономики Украины совершается на основании принятых Верховной Радой Украины законов и законодательных актов, указов Президента, нормативных актов Правительства (постановлений, распоряжений), Национального банка Украины, а также разработки механизма их реализации и контроля за их исполнением. На основе законодательства должно быть создано благоприятная правовая среда, которая обеспечивает совокупность свобод и прав отечественных субъектов и их иноземных партнеров в выборе видов хозяйственной деятельности, её организационных форм; в назначении и использовании источников финансирования, доступа к ресурсам, право владения и распоряжения средствами производства.

Следует отметить, что в Украине для регулирования производственных отношений уже создана законодательная система, которая включает Конституцию как основной закон и комплекс законодательных и нормативных актов. Современное украинское законодательство характеризуется огромным количеством составляющих элементов – около 600 законов и десятки тысяч нормативных актов. Вместе с тем отсутствие соответствующих приоритетов и логической их последовательности снижает регулирующее влияние законодательства и усложняет его использование.

2. Государственная поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое, высокотехнологичное производство, а также организации различных форм собственности (в период освоения инноваций) за счет внедрения определенных налоговых льгот, государственных гарантий и кредитов.

3. Совершенствование налоговой системы с целью создания выгодных условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами независимо от форм собственности и видов финансирования. В современных экономических условиях речь идет об уточнении налогооблагаемой базы и разработке механизмов взыскания налогов, изменении амортизационной политики с целью обеспечения возможности организациям увеличивать амортизационные фонды в качестве источника инвестиций в инновации.

4. Внешнеэкономическая поддержка, предусматривающая создание условий для формирования совместных с иностранными партнерами организаций по выпуску отечественной продукции и реализации ее на внешнем рынке, обеспечение рекламы отечественных инноваций за рубежом, совершенствование выставочно-ярмарочной деятельности, вхождение в международные информационные системы для обмена информацией по инновационным проектам.

5. Обеспечение в зарубежных кредитных линиях квот для развития инновационной инфраструктуры, закупки оборудования в целях реализации высокоэффективных инновационных проектов под гарантии государства и лицензий на высокоэффективные технологии и ноу-хау для освоения производства новейшей продукции.

6. Консолидация усилий органов государственной властии частных инвесторов, направленных на организацию взаимодействия со странами-членами ЕС, СНГ, другими государствами.

7. Развитие лизинга наукоемкого уникального оборудования.

8. Участие инновационно-активных организаций в международных конкурсах.

9. Выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, имеющих общенациональный характер, но не привлекательных для частных инвесторов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 66; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.