Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальный консалтинг в России




Практика корпоративной социальной ответственности

 

В большинстве западных стран инфраструктура так называемого филантро­пического рынка довольно развита. И все его участники: доноры, частные, кор­поративные и общественные благо получатели, государство, общество в целом - имеют четко определенные роли и задачи, которые часто закреплены законода­тельно. На сегодняшнем российском филантропическом рынке уже определи­лись те же самые игроки, но роли их не всегда понятны даже им самим, и ответ­ственность не всегда разделена. Это связано с тем, что новая филантропия раз­вивается в России не так давно, после начала перестройки, структурирована в последние пять-семь лет, а российские доноры привлечены в эту сферу лишь в последние три-четыре года. Сейчас происходит развитие этой инфраструктуры, важное место в которой занимают про­фессиональные социальные консультанты.

Социальный консалтинг нужен: компаниям, которые собираются организо­вать свою благотворительную и филантропическую деятельность, реализовывать социальные проекты; PR-агентствам, рекламным агентствам, различным консалтинговым фирмам, работающим в этой области; руководителям бизнеса, если они хотят отделить частную филантропическую деятельность от деятельно­сти компании. Профессиональная помощь необходима НКО и, конечно, пред­ставителям государственного сектора для выработки и реализации социальной политики. Каждая из этих групп имеет свои собственные потребности, нуждает­ся в определенных услугах определенных консультантов.

Перед предприятием и компанией, которые решили заниматься благотво­рительностью стоит вопрос о том, как реализовывать свои проекты - само­стоятельно или с привлечением консультанта. По сложившейся практике, большинство компаний начинают эту работу самостоятельно и затем на ка­ком-то этапе приходят к пониманию того, что необходима профессиональная помощь.

Это объясняется рядом причин, которые можно сформулировать следующим образом:

• большинству организаций до сих пор не хватает информации о методиках и технологиях социальной деятельности, несмотря на то, что тема корпоративной социальной ответственности, в том числе благотворительности бизнеса, стала очень модной сегодня;

• не всегда компания может позволить себе держать в штате специального сотрудника, который будет организовывать данную деятельность, кроме того, нет курсов, школ, других образовательных учреждений, где можно было бы обучить сотрудников стратегическому планированию развития социаль­ной политики бизнеса;

• негативный опыт деятельности компании также влияет на принятие реше­ния о привлечении консультанта;

• успехи партнеров и конкурентов, которые уже пользуются помощью про­фессионалов, вынуждают к привлечению консультантов.

Чего ожидают компании, привлекая консультантов для реализации КСО?

• Необходимо проанализировать ситуацию и рынок Какие приоритеты по­мощи можно выделить, какие модели реанимации проектов уже существу­ют? Кто другие игроки на благотворительном рынке?

• Необходима профессиональная помощь в разработке стратегии филантро­пической деятельности с учетом возможностей компании и интегрирова­ние ее в общую стратегию деятельности компании. Потребуется помощь в разработке отдельных социальных благотворительных программ.

• Необходимо обучение сотрудников, руководителей бизнеса реализации социальных проектов.

• Необходима профессиональная оценка результатов этой деятельности как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

• Необходима помощь в подготовке социального отчета, интерес к которому проявляет все больше российских компаний.

Какие специалисты могут проводить социальный консалтинг? Это могут быть индивидуальные консультанты, компании или организации: исследовате­ли, социологи, юристы, налоговые консультанты, адвокаты, работающие как с компаниями, так и с частными лицами; фирмы, осуществляющие финансовый, юридический, налоговый консалтинг, проводящие аудит, отвечающие за инвес­тиции; образовательные учреждения; различные некоммерческие организации, фонды, профессиональные управляющие; PR-агентства, профессиональные объединения бизнеса, доноров или некоммерческих организаций, представите­ли государственных структур.

Какие организации проводят исследования в области КСО в России, в том числе по заказу бизнес-структур? Это Агентство социальной информации (АСИ), Ассоциация менеджеров России, Российское представительство британского благотворительного фонда CharityAidFoundation, Фонд «Институт экономики го­рода», бизнес-издания, например, новое издание «Проверено. Коммерсант»; не­коммерческие организации федерального и регионального уровня, например, Центр развития демократии и прав человека, Центр развития некоммерческих организаций Санкт-Петербурга, Сибирский центр поддержки общественных инициатив; государственные и негосударственные службы общественного мне­ния, социологические факультеты вузов. А вот список разработчиков стратегии отдельных программ сегодня совсем не велик. Кроме индивидуальных консуль­тантов, это CAF, Институт экономики города, фонды местных сообществ, которые работают сегодня в 17 городах России, и небольшое количество PR-агентств.

Следующий вопрос - это обучение.и информационно-просветительские программы и мероприятия в области реализации КСО. Есть всего несколько профессионально разработанных и апробированных программ, ориентированных на бизнес. Ими располагают Институт экономики горо­да, Ассоциация менеджеров России и CAF. Кроме того, информационно-просве­тительской деятельностью занимаются АСИ, Форум Доноров. РСПП, Клуб PR-yn- равляющих, Клуб корпоративных филантропов. Оценкой результатов деятель­ности по проектам занимаются CAF, Институт экономики города, Фонд «Евра­зия», а также ряд некоммерческих организаций, например, Научно-исследова­тельская лаборатория некоммерческого сектора (ЛИНКС), и отдельные консуль­танты - члены Ассоциации оценщиков проектов.

PR благотворительных проектов - правильное освещение в СМИ филантропической де­ятельности. Это АСИ, ряд профессиональных PR-агентств, ряд специализирован­ных изданий: «Деньги и благотворительность», «Меценат», «Бизнес и общество», есть некоторые региональные издания этой тематики. Существует специализи­рованный сайт «Социальная ответственность бизнеса» (www.soc-otvet.ru), где можно почерпнуть информацию о лучших практиках, получить консультации.

Подготовка социальной отчетности. Подготовкой социальной отчетности в России занимается организация ЭППА, которая делает отчеты по стандарту АА1000. Существует стратегическое партнерство АСИ и Института экономики города, которые совместно готовят социальные отчеты по стандарту АА1000 и GRI; общественная организация «Эколайн» тоже занимается подготовкой отче­тов в соответствии со стандартом GRI.

Проведение социального аудита. Услуги профессионального социального аудита оказывают консалтинговая компания «Бюро Веритас Русь» и PriceWaterhouseCoopers. Существуют некоторые сложности в проведении соци­ального аудита: во-первых, это вопрос открытости информации - предоставляя ее консультантам, заказчики часто не дают разрешения на ее публикацию. Со своей стороны, профессиональные консультанты имеют собственные принци­пы деятельности, главным из которых является прозрачность отчетности, и обя­заны делиться информацией при разработке стратегии КСО с третьими сторо­нами. Этот вопрос надо обсуждать в начале работ с консультантом и фиксиро­вать свои отношения договором.

Проблемы возникают при несовпадении приоритетов консультантов и ком­пании, например, консультанты могут предложить более «модные», западные направления благотворительности или более глобальные, которые российский бизнес пока не готов воспринять. Сегодняшние консультанты при разработке и воплощении каких-то социальных про­грамм не всегда способны четко ориентироваться в специфике бизнеса.

Сложным моментом в работе консультантов с компаниями является выбор технологий для реализации социальной политики. Иногда заказчики предпола­гают возможность использования методов «черного пиара», но консультанты должны следовать этическим нормам и информировать бизнес-структуры о не­соответствии таких технологий принципам филантропической деятельности. При этом часто возникает конфликт интересов, который сего­дня очень актуален в России, и это одна из причин, тормозящих развитие рын­ка социального консалтинга.

Каковы дальнейшие направления развития социального консалтинга в России? Следует надеяться на то, что дискуссии, информационно- просветительские мероприятия, рост информационных ресурсов в этой сфере сделают социальный консалтинг более качественным, более структурирован­ным, более технологичным. Появится большее число консультантов из неком­мерческих организаций, авторитет которых в глазах бизнес-структур будет рас­ти, а также профессиональных консультантов и консалтинговых фирм. При этом произойдет, как это случилось на Западе, специализация консультантов, и с уче­том развития социальной отчетности компаний логично прогнозировать рост количества и квалификации специалистов в этой области.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.