КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальный консалтинг в России
Практика корпоративной социальной ответственности
В большинстве западных стран инфраструктура так называемого филантропического рынка довольно развита. И все его участники: доноры, частные, корпоративные и общественные благо получатели, государство, общество в целом - имеют четко определенные роли и задачи, которые часто закреплены законодательно. На сегодняшнем российском филантропическом рынке уже определились те же самые игроки, но роли их не всегда понятны даже им самим, и ответственность не всегда разделена. Это связано с тем, что новая филантропия развивается в России не так давно, после начала перестройки, структурирована в последние пять-семь лет, а российские доноры привлечены в эту сферу лишь в последние три-четыре года. Сейчас происходит развитие этой инфраструктуры, важное место в которой занимают профессиональные социальные консультанты. Социальный консалтинг нужен: компаниям, которые собираются организовать свою благотворительную и филантропическую деятельность, реализовывать социальные проекты; PR-агентствам, рекламным агентствам, различным консалтинговым фирмам, работающим в этой области; руководителям бизнеса, если они хотят отделить частную филантропическую деятельность от деятельности компании. Профессиональная помощь необходима НКО и, конечно, представителям государственного сектора для выработки и реализации социальной политики. Каждая из этих групп имеет свои собственные потребности, нуждается в определенных услугах определенных консультантов. Перед предприятием и компанией, которые решили заниматься благотворительностью стоит вопрос о том, как реализовывать свои проекты - самостоятельно или с привлечением консультанта. По сложившейся практике, большинство компаний начинают эту работу самостоятельно и затем на каком-то этапе приходят к пониманию того, что необходима профессиональная помощь. Это объясняется рядом причин, которые можно сформулировать следующим образом: • большинству организаций до сих пор не хватает информации о методиках и технологиях социальной деятельности, несмотря на то, что тема корпоративной социальной ответственности, в том числе благотворительности бизнеса, стала очень модной сегодня; • не всегда компания может позволить себе держать в штате специального сотрудника, который будет организовывать данную деятельность, кроме того, нет курсов, школ, других образовательных учреждений, где можно было бы обучить сотрудников стратегическому планированию развития социальной политики бизнеса; • негативный опыт деятельности компании также влияет на принятие решения о привлечении консультанта; • успехи партнеров и конкурентов, которые уже пользуются помощью профессионалов, вынуждают к привлечению консультантов. Чего ожидают компании, привлекая консультантов для реализации КСО? • Необходимо проанализировать ситуацию и рынок Какие приоритеты помощи можно выделить, какие модели реанимации проектов уже существуют? Кто другие игроки на благотворительном рынке? • Необходима профессиональная помощь в разработке стратегии филантропической деятельности с учетом возможностей компании и интегрирование ее в общую стратегию деятельности компании. Потребуется помощь в разработке отдельных социальных благотворительных программ. • Необходимо обучение сотрудников, руководителей бизнеса реализации социальных проектов. • Необходима профессиональная оценка результатов этой деятельности как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. • Необходима помощь в подготовке социального отчета, интерес к которому проявляет все больше российских компаний. Какие специалисты могут проводить социальный консалтинг? Это могут быть индивидуальные консультанты, компании или организации: исследователи, социологи, юристы, налоговые консультанты, адвокаты, работающие как с компаниями, так и с частными лицами; фирмы, осуществляющие финансовый, юридический, налоговый консалтинг, проводящие аудит, отвечающие за инвестиции; образовательные учреждения; различные некоммерческие организации, фонды, профессиональные управляющие; PR-агентства, профессиональные объединения бизнеса, доноров или некоммерческих организаций, представители государственных структур. Какие организации проводят исследования в области КСО в России, в том числе по заказу бизнес-структур? Это Агентство социальной информации (АСИ), Ассоциация менеджеров России, Российское представительство британского благотворительного фонда CharityAidFoundation, Фонд «Институт экономики города», бизнес-издания, например, новое издание «Проверено. Коммерсант»; некоммерческие организации федерального и регионального уровня, например, Центр развития демократии и прав человека, Центр развития некоммерческих организаций Санкт-Петербурга, Сибирский центр поддержки общественных инициатив; государственные и негосударственные службы общественного мнения, социологические факультеты вузов. А вот список разработчиков стратегии отдельных программ сегодня совсем не велик. Кроме индивидуальных консультантов, это CAF, Институт экономики города, фонды местных сообществ, которые работают сегодня в 17 городах России, и небольшое количество PR-агентств. Следующий вопрос - это обучение.и информационно-просветительские программы и мероприятия в области реализации КСО. Есть всего несколько профессионально разработанных и апробированных программ, ориентированных на бизнес. Ими располагают Институт экономики города, Ассоциация менеджеров России и CAF. Кроме того, информационно-просветительской деятельностью занимаются АСИ, Форум Доноров. РСПП, Клуб PR-yn- равляющих, Клуб корпоративных филантропов. Оценкой результатов деятельности по проектам занимаются CAF, Институт экономики города, Фонд «Евразия», а также ряд некоммерческих организаций, например, Научно-исследовательская лаборатория некоммерческого сектора (ЛИНКС), и отдельные консультанты - члены Ассоциации оценщиков проектов. PR благотворительных проектов - правильное освещение в СМИ филантропической деятельности. Это АСИ, ряд профессиональных PR-агентств, ряд специализированных изданий: «Деньги и благотворительность», «Меценат», «Бизнес и общество», есть некоторые региональные издания этой тематики. Существует специализированный сайт «Социальная ответственность бизнеса» (www.soc-otvet.ru), где можно почерпнуть информацию о лучших практиках, получить консультации. Подготовка социальной отчетности. Подготовкой социальной отчетности в России занимается организация ЭППА, которая делает отчеты по стандарту АА1000. Существует стратегическое партнерство АСИ и Института экономики города, которые совместно готовят социальные отчеты по стандарту АА1000 и GRI; общественная организация «Эколайн» тоже занимается подготовкой отчетов в соответствии со стандартом GRI. Проведение социального аудита. Услуги профессионального социального аудита оказывают консалтинговая компания «Бюро Веритас Русь» и PriceWaterhouseCoopers. Существуют некоторые сложности в проведении социального аудита: во-первых, это вопрос открытости информации - предоставляя ее консультантам, заказчики часто не дают разрешения на ее публикацию. Со своей стороны, профессиональные консультанты имеют собственные принципы деятельности, главным из которых является прозрачность отчетности, и обязаны делиться информацией при разработке стратегии КСО с третьими сторонами. Этот вопрос надо обсуждать в начале работ с консультантом и фиксировать свои отношения договором. Проблемы возникают при несовпадении приоритетов консультантов и компании, например, консультанты могут предложить более «модные», западные направления благотворительности или более глобальные, которые российский бизнес пока не готов воспринять. Сегодняшние консультанты при разработке и воплощении каких-то социальных программ не всегда способны четко ориентироваться в специфике бизнеса. Сложным моментом в работе консультантов с компаниями является выбор технологий для реализации социальной политики. Иногда заказчики предполагают возможность использования методов «черного пиара», но консультанты должны следовать этическим нормам и информировать бизнес-структуры о несоответствии таких технологий принципам филантропической деятельности. При этом часто возникает конфликт интересов, который сегодня очень актуален в России, и это одна из причин, тормозящих развитие рынка социального консалтинга. Каковы дальнейшие направления развития социального консалтинга в России? Следует надеяться на то, что дискуссии, информационно- просветительские мероприятия, рост информационных ресурсов в этой сфере сделают социальный консалтинг более качественным, более структурированным, более технологичным. Появится большее число консультантов из некоммерческих организаций, авторитет которых в глазах бизнес-структур будет расти, а также профессиональных консультантов и консалтинговых фирм. При этом произойдет, как это случилось на Западе, специализация консультантов, и с учетом развития социальной отчетности компаний логично прогнозировать рост количества и квалификации специалистов в этой области.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |