Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глобальный пакт ООН: международный опыт социальной ответственности бизнеса




Существует, по крайней мере, два типа социальных инвестиций: первый связан с соблюдением прав человека - компании создают соответствующие усло­вия для работы своих сотрудников и защиты окружающей среды; посредством инвестиций второго типа компании финансируют проекты развития, направ­ленные на улучшение жизни людей. В рамках Глобального пакта ООН поддерживаются такие инвестиции в равной степени.

Инициатива «Глобальный пакт» была представлена в Давосе в 1999 году Ге­неральным секретарем ООН Кофи Аннаном. Он обратился к лидерам бизнеса с призывом направить усилия на реализацию девяти принципов, среди которых - соблюдение прав человека, создание достойных условий труда, защита окру­жающей среды, борьба с бедностью. В этом году может быть добавлен десятый принцип, касающийся прозрачности и коррупции. В своих ежегодных отчетах компании, входящие в Глобальный пакт, представляют деятельность, направ­ленную на воплощение в жизнь этих принципов. В течение трех лет более 1400 компаний подписали Глобальный пакт, среди них 14 компаний из России.

Инициатива, выдвинутая Генеральным секретарем ООН, была ответом на ускорение темпов глобализации, которая базировалась только или преимуще­ственно на экономических основаниях. В связи с этим возникали очаги напря­женности по всему миру. Глобализация многими ощущалась как инструмент ис­ключения из ее процессов тех, кто был слишком слаб, чтобы принять в ней уча­стие. В развитых странах критическое отношение к целям глобализации, ориен­тированным главным образом на получение максимальной прибыли, достигло своего пика и проявилось в уличных столкновениях в Сиэтле.

Почему бизнес, включая российский, должен действовать в соответствии с универсальными ценностями? И почему необходимо бороться с бедностью в странах, где бизнес осуществляет свою деятельность? Возможно, не все может быть применимо к России, но соблюдение прав человека, включая демократию, прозрачность и главенство закона, обеспечивает долгосрочную стабильность для любого бизнеса и любого растущего рынка, так как с сокращением бедности растет покупательная способность.

В России существуют вековые традиции благотворительности. Активная позиция в вопросах соблюдения прав человека и борьбе с бедностью укрепляет репутацию компании. Это демонстрирует вашим сотрудникам, акционерам, клиентам - всем заинтересованным сторонам - неравнодушное отношение к проблемам стоящим перед страной. Но самой сильной мотивацией для развития КСО является обеспечение долгосрочной легитимности свободной рыночной экономики. Ожидания российского населения по отношению к бизнесу очень велики. Где разумные пределы таких ожиданий, кто в действительности должен нести ответственность за решение социальных и экологических проблем? Бизнес вносит свой вклад в общество - компании обеспечивают людей работой, платят налоги, осуществляют благотворительную деятельность. Конечно, компании не заменяют государство в качестве ответственного за обеспечение законности и защитника прав малоимущих, но растущая власть бизнеса по всему миру неизбежно ведет к возрастающей ответственности. Свободная рыночная экономическая система постоянно должна демонстрировать, что общество в целом выигрывает от ее развития.

19 ноября 2001 года Глобальный пакт был официально представлен в России на круглом столе, организованном совместно министерством иностранных дел и РСПП в партнерстве с Агентством ООН по устойчивому развитию (UNDP) и другими организациями. В апреле 2002 года был создан организационный комитет российской сети участников Глобального пакта. Такие национальные сети существуют сейчас более чем в 50 странах: в Китае, Индии, Южной Африке, Великобритании, США. Франции, в скандинавских странах, в Италии. Испании и др. Национальные сети обычно возглавляют передовые компании, а также другие заинтересованные в развитии КСО субъекты: например, UNDP, профсоюзы, университеты или бизнес-школы, НКО и др. Стать участником российской сети могут представительства зарубежных компаний и российские компании. Российская сеть обладает большим потенциалом для обмена знаниями и опытом, предоставления информации для частного сектора, правительственных структур, НКО, профсоюзов. Могут проходить обсуждения проблем, связанных с применением принципов Глобального пакта для добывающих, телекоммуникационных, торговых, финансовых и консалтинговых компаний, предоставляться консультации по разработке и реализации политики КСО в соответствии с местным законодательством.

Продвижение второго типа социальных инвестиций под эгидой российской сети Глобального пакта может иметь долгосрочный эффект для развития партнерства между частным и общественным секторами. В настоящее время офис UNDP в России работает в тесной связи с российским бизнес-сектором в таких областях, как создание благоприятных условий для прямых иностранных инвестиций (в этом контексте особое внимание уделяется регионам), развитие «чистых» технологий и их применение в энергетическом секторе, поддержка развития малого бизнеса, совершенствование деловой культуры и укрепление роли профсоюзов, обеспечение доступа населения России, особенно в отдаленных частях страны, к медицинскому обслуживанию и медикамен гам (ЭТО совместная программа с компанией «Джонсон и Джонсон» и другими), улучшение условий содержания заключенных, включая профилактику туберкулеза и СПИДа (страховые компании «РЕСО-гарантия», «Спасские ворога»).

В России довольно много сделано в рамках инициативы Глобального пакта, но существует также и большой потенциал. Следует использовать Глобальный пакт в качестве стратегической рамки для совершенствования социальных инвестиций и присоединяться к этому общемировому движению под эгидой ООН.

До настоящего времени в рамках Глобального пакта велась работа по поддержке социально ответственных корпоративных граждан (компаний). Но существует также гражданская позиция инвесторов и потребителей.. Потребителей необходимо стимулировать, чтобы они выбирали продукцию достойных производителей.

 

Модели КСО промышленных предприятий на примере ОАО "СУАЛ-Холдинг"

Компания «СУАЛ-Холдинг» является второй алюминиевой компанией в рос­сийском бизнесе. Компания входит в десятку мировых лидеров алюмини­евого рынка. Оборот - 1.3 млрд долларов, количество сотрудников - 62 тысячи, заводы располагаются в девяти регионах РФ. Компания объединяет предприя­тия по добыче бокситов, по производству глинозема, первичного алюминия, фольги, катанки, кремния и алюминиевых полуфабрикатов, также есть предпри­ятия по производству готовой продукции. Это полностью сбалансированная по объему потребляемого сырья и выпуску готовой продукции компания, и она яв­ляется вертикально интегрированной.

Корпоративная социальная ответственность для группы «СУАЛ» - это неотъемлемая часть общей стратегии бизнеса. КСО представлена в виде двух составляющих, определяющих разные направления деятельности. Первое - внут­ренняя составляющая, которая связана с текущей деятельностью компаний и вклю­чает уплату налогов, обеспечение промышленной безопасности, охрану труда и окружающей среды, развитие и расширение основного производства, сертификацию производства в соответствии с международными стандартами. И второе - внешняя составляющая: поддержание социальной стабильности, создание благоприятной среды и механизмов устойчивого социально-экономическою развития муници­пальных образований в регионах деятельности предприятий группы «СУАЛ». В сфе­ру влияния КСО включены не только работники предприятия, но и все местное со­общество. Без эффективной социальной политики в отношении местного сообщест­ва нельзя проводить эффективную внутрикорпоративную социальную политику, прежде всего, потому, что 65% времени работники проводят вне предприятия.

Какие механизмы реализации стратегии КСО применяются в группе «СУАЛ»? Это внутренние программы, реализуемые из средств Фонда социального развития, и внешние программы, действующие в рамках Соглашения о социаль­ном партнерстве, которые разрабатываются и ведутся под контролем Координа­ционного совета по социальному партнерству во взаимодействии с региональ­ными властями.

Фонд социального развития предприятий группы «СУАЛ» проводит следую­щие программы:

- программа «Здоровье», в которую включены медосмотры работников предприятия, отдых и лечение в пансионатах и профилакториях, осуществление амбулаторного лечения, отдых детей на море;

- программа «Спорт», в рамках которой проводятся корпоративные чемпио­наты по волейболу, футболу, лыжные эстафеты, а также собственные мероприятия филиалов группы; финансируется содержание и аренда спортив­ных сооружений;

- программа «Культура» - проведение конкурсов цирковых коллективов и КВН, собственные мероприятия филиалов - праздничные вечера, смотры художественной самодеятельности; приобретение инструментов для орке­стров филиалов;

- программа «Молодежь» - в основном это собственные программы филиа­лов и предприятий группы «СУАЛ»: это конференции молодых специалис­тов.обучение по программе «Молодой руководитель», мероприятия по их адаптации на предприятии и др.;

- программа «Забота» - это материальная поддержка ветеранов. Группа «СУАЛ» - достаточно молодая компания. Она была создана в 1 996 го­ду на базе компании «СУАЛ».существовавшей с момента объединения Иркут­ского и Уральского алюминиевых заводов. В 1999 - начале 2000 года были объединены активы группы «СУАЛ» и компании «Трансконсалтгрупп», после че­го была создана управляющая компания «СУАЛ-Холдинг». И почти сразу после этого в начале 2001 года руководство «СУАЛ-Холдинга» подписало Соглашение о социальном партнерстве с главами всех муниципальных образований в реги­онах деятельности компании.

Основные принципы Соглашения о социальном партнерстве:

- проведение согласованной политики, направленной на сохранение поло­жительной динамики развития предприятий группы «СУАЛ» и территорий муниципальных образований;

- максимальное использование для реализации поставленных задач эконо­мических, организационных, социальных факторов, научно-технического прогресса и инвестиционного фактора;

- разработка и реализация программ социально-экономического развития территорий, в том числе с целью повышения мотивации труда с использо­ванием конкурентных преимуществ территорий;

- охрана окружающей среды и экологическая безопасность;

- решение социальных вопросов работников предприятий и горожан; орга­низация оздоровления и отдыха детей.

Координация действий по Соглашению осуществляется через создание Со­вета глав муниципальных образований, и в будущем планируется формирова­ние центров социальной активности муниципальных образований.

Координационный совет по социальному партнерству собирается 2-3 раза в год с приглашением всех глав муниципальных образований, традиционно туда приглашаются представители региональных властей и федеральных округов. Он является действующей переговорной площадкой, позволяющей решать наи­более важные текущие вопросы в диалоге бизнеса и местной власти и отраба­тывать механизмы эффективного взаимодействия и сотрудничества. Примером может служить начало реализации пенсионного проекта - создан негосударст­венный пенсионный фонд, для участия в котором были приглашены не только предприятия группы «СУАЛ», но и муниципальные образования. Большой проблемой являются межбюджетные взаимоотношения, взаиморасче­ты между местной властью и предприятиями, которые оказывают услуги терри­ториям, отвлекая на это значительные оборотные средства. Это проблема всех градообразующих предприятий. Ни бюджетное законо­дательство, ни Налоговый кодекс не предусматривают прямого механизма раз­решения этих проблем. Но Соглашение о социальном партнерстве и работа Ко­ординационного совета позволяют обсуждать такие вопросы и разрабатывать механизмы их решения с участием представителей различных регионов и муни­ципальных образований.

Помимо этого, на последнем Координационном совете по социальному парт­нерству было принято решение, что группа «СУАЛ» будет оказывать методичес­кую помощь муниципальным образованиям в ходе реализации нового феде­рального закона об общих принципах местного самоуправления.

В реализации концепции КСО и социального партнерства в 1999-2003 годах компания ориентировалась на развитие внутрикорпоративных и благотвори­тельных программ. Конец 2003 года стал переломным моментом. Были расши­рены задачи, стоящие перед Координационным советом по социальному партнерству, от проведения благотворительных программ для местного сообщества к разработке программ партнерства с местными и региональными органами государственного управления; а также с привлечением западных партнеров. Яркий пример - подписание 28 января 2004 года Меморандума о взаимопонима­нии и сотрудничестве с Агентством США по международному развитию.

Сейчас компания разрабатывает большой проект, первый этап которого называет­ся «Экономическое развитие муниципальных образований (городов) присутст­вия предприятий группы «СУАЛ». В этом проекте будут реализованы новые за­дачи компании в сфере КСО: создание и внедрение новых форм взаимодействия общества, бизнеса и власти; разработка предложений по созданию допол­нительных источников доходов территорий, проведение оценки административно-правовых требований в аспекте их соответствия задачам развития секто­ра малых и средних предприятий, разработка и реализация программы поддержки малых и средних предприятий; создание фондов микрофинансирова­ния и микрокредитования; создание центров поддержки малого предпринима­тельства; разработка моделей и проведение конкурсов социальных проектов для осуществления эффективных инвестиций; организация общественных слу­шаний, публичных дискуссий по вопросам экономического развития муници­пальных образований.

Проведение пилотного проекта в ближайшие два года начнется в г. Каменск- Уральский Свердловской области, г. Шелехов Иркутской области и поселке Надвоицы Республики Карелия. После апробирования эффективных моделей они будут использованы во всех муниципальных образованиях зоны присутствия группы «СУАЛ».

Реализуя такую обширную программу КСО компании нужны эффективное взаимодействие с местной властью, экономическая и социальная стабильность, поступательное и устойчивое развитие наших пред­приятий и территорий нашего присутствия, более высокое качество жизни лю­дей и развитие местного сообщества.

 

Социальный стандарт "Северсталь"

Группа «Северсталь» сегодня - это многоотраслевой холдинг, сгруппирован­ный в результате реструктуризации в три основных дивизиона и по нескольким направлениям бизнеса. Корневым бизнесом является черная металлургия, клю­чевое предприятие -Череповецкий металлургический комбинат, и его название «Северсталь» дало название группе. Кроме того, в состав группы входят сырье­вой дивизион - добыча руды, угля, других ископаемых, и автомобильный диви­зион (Заволжский моторный завод и Ульяновский автомобильный завод). В ре­зультате реструктуризации и ряда поглощений возникло машиностроительное направление. Это тяжелое машиностроение, сервисно-ремонтные и инжини­ринговые предприятия и другие виды бизнеса, включая страховой, финансо­вый и ряд других.

Годовой оборот холдинга - примерно 3.8 млрд. долларов в международной от­четности. В состав группы входит около 120 предприятий, из них 12 крупней­ших. Деятельность компании ведется в 1 5 регионах. И США являются, наверное, 16-м регионом, поскольку недавно завершено приобретение активов американ­ской компании «RougeIndustries», которая стала называться «Северсталь-Аме­рика». В компании работают 110 тысяч человек, и если поделить сумму годового оборота на количество работающих, то видно, что у компании огромная проблема, как у многих компаний с избыточной рабочей силы. За прошлый год компания выплатила более 200 млн долларов налогов всех уровней во всех регионах.

Группа выросла из объединения предприятий (разных по уровню развития, по эффективности, по традициям, по культурам, по подходам, в том числе в со­циальной политике), находящихся на удаленном расстоянии друг от друга и ис­поведующих разные принципы. В основном это старые индустриальные совет­ские монстры, они находятся в городах, которые развивались из рабочих посел­ков. И эти предприятия держали на балансе все, вплоть до трамвайных путей и мясоперерабатывающих комбинатов.

Ключевым вопросом был вопрос о том, какие принципы компания исповедует в социальной политике, какие подходы реализует и какие модели использует.

В основу корпоративной философии была положена известную концепцию стейкхолдеров и ответом на вопрос, в чем цель существования комапнии было: «Это удовлетворение интересов стейкхолдеров». В классической теории выде­ляются ключевые заинтересованные группы, в число которых, помимо сотруд­ников и акционеров предприятия, входят власть, местное сообщество и партне­ры. Эти пять групп принципиально важны. Естественно, что их интересы очень часто противоречат друг другу, и вопрос в том, как через соци­альную политику предприятия на данном историческом этапе найти компро­мисс, определённый баланс этих интересов, потому что в долгосрочной перспек­тиве создание и поддержание этого баланса способствует позитивному разви­тию бизнеса и благосостоянию окружающей среды.

В результате возникли три главных вопроса для компании: сколько тратить?; на чем сфокусироваться?; Возможно ли задать единые для всех правила игры и выработать единый подход? Поэтому был поставлен вопрос о выработке не только социальной политики группы, но и социального стандарта, т.е. регламента, который описывает определен­ные широкие подходы, а скорее как набор определенных правил и принципов, на базе которых предприятие строит свою социальную политику. Базовые принципы: социальная политика – это ответственность за пределами юридической обязанности; акцент изначально делался на вну­тренней социальной политике, потому что все предприятия должны быть такими, чтобы людям хотелось там работать, реализовывать свой потенциал, а не только зарабатывать деньги. Для этого - развитие социальной сферы, создание комфортной среды для работников, для их самореализации, для их хорошего самочувствия. Но в то же время не может быть благополучного предприятия в неблагополучном регионе. Отсюда - естественное движение за пределы предприятий к устойчивому развитию тех городов и регионов, в кото­рых они расположены.

Следующая зона о влияния - это общество в целом. Естественно, по ме­ре обретения масштабов не только национальной, но и глобальной компании границы социальной деятельности будут расширяться. Компания будет забо­титься не только о ближайшем социальном окружении, но и об обществе в са­мом широком, глобальном смысле.

Поэтому социальный стандарт должен был -описать некие принципы и подходы, которыми руководствуются предприятия группы, чтобы формировать благоприятную среду в регионах присутствия. И, конечно, этот стандарт должен иметь общественный отклик в виде укрепления позитивной репутации пред­приятий и группы в целом.

Отвечая на вопрос «сколько нужно тратить на социальную политику?», компания определила три фактора, которые влияют на объем деятельности и бюджет ком­пании в этой сфере. Прежде всего, это экономическая эффективность предприятия: чем больше прибыль, тем большие возможности для развития со­циальной политики и имеет предприятие. Но прибылью все не исчерпывается. Есть еще два очень важных фактора. Второй - это долгосрочная перспектива предприятия. Допустим, пока предприятие недостаточно прибыльно, но его потенциал виден и реализуются программы повышения его эффективности. При этом есть понимание, что, не инвестируя в социальную сферу сейчас, трудно будет впоследствии сохранить существующую инфраструктуру или восстановить ее потом, ког­да предприятие начнет приносить прибыль. Поэтому даже при недостаточной экономической эффективности отдельных предприятий следует финанси­ровать социальную сферу этих регионов.

И третий фактор - это характер предприятия. Большинство из них не только по численности занятых является определяющими для своих регионов, но и как на­логоплательщики формируют до 60%, а иногда до 80% бюджета городов и регио­нов. Понятно, что даже если предприятия не имеют долгосрочных перспектив (рудник или шахта могут исчерпываться), даже если они малоэффективны, они иг­рают огромную социальную роль. Значит, нужно неизбежно определять социаль­ные бюджеты. Самое трудное это найти какой-то практический баланс всех трех факторов.

Есть еще один важный подход. Компания стремится избежать некоторого государственного и социального паразитизма, о чем уже говорилось, когда государство и местная власть пытаются «сесть на шею» предприятию и решить за его счет все свои проблемы, при этом не повышая собственной эффективности управления на территории. Компания предложила реализовать принцип партнерства во взаимоот­ношениях бизнеса со всеми заинтересованными сторонами, в том числе и таким путем, как вовлечение работника в социальные программы предприятия, чтобы он чувствовал и свое участие, и свой вклад, и свою ответственность за их выпол­нение. Например, в проектах корпоративного пенсионного обеспечения и корпо­ративного жилищного строительства через ипотеку предполагается определен­ная степень участия, личная активность работников, привлечение их средств. Ко­нечно, при нынешнем уровне жизни и заработной платы эта доля минимальна.

Выделены два направления КСО: внутреннее и внеш­нее, условно приняв термины «социальный пакет» (который включает охрану здоровья, доплаты и льготы работникам и пенсионерам, досуг и отдых, поддерж­ку любительских творческих коллективов, массовой физкультуры и спорта, под­держку программ ипотечного кредитования строительства жилья) и «благотво­рительная деятельность» (поддержка детства и юношества, поддержка объектов культуры и искусства, поддержка людей и бюджетных организаций, оказавших­ся в трудном положении, содействие развитию малого и среднего бизнеса).

Что касается приоритетов, то определен перечень направлений, куда всегда будут вкладываться средства. На первом месте - охрана здоровья, что от­вечает потребностям людей, которые всегда ставят медицинское обеспечение на первый план. У каждого предприятия есть своя программа, но эти приорите­ты там поддерживаются.

В области благотворительной деятельности с есть некоторый минимум групповых программ: это поддержка значимых объектов российской истории и культуры, таких, как Большой театр, Третьяковская галерея и Валаамский мона­стырь. К ним недавно добавилась Шахматная федерация, которую является важным элементом культуры. Но основные программы реализуются в ре­гионах каждым предприятием, исходя из местных условий.

Итак, под стандартом КСО понимается: базовый уровень - он определяет­ся требованиями законодательства; корпоративный уровень, который принят в качестве стандарта компании в целом; и повышенный уровень, кото­рый определяется дополнительными возможностями предприятия, закрепляет­ся в стандарте данного предприятия и не может быть ниже корпоративного.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 85; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.