КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Глобальный пакт ООН: международный опыт социальной ответственности бизнеса
Существует, по крайней мере, два типа социальных инвестиций: первый связан с соблюдением прав человека - компании создают соответствующие условия для работы своих сотрудников и защиты окружающей среды; посредством инвестиций второго типа компании финансируют проекты развития, направленные на улучшение жизни людей. В рамках Глобального пакта ООН поддерживаются такие инвестиции в равной степени. Инициатива «Глобальный пакт» была представлена в Давосе в 1999 году Генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном. Он обратился к лидерам бизнеса с призывом направить усилия на реализацию девяти принципов, среди которых - соблюдение прав человека, создание достойных условий труда, защита окружающей среды, борьба с бедностью. В этом году может быть добавлен десятый принцип, касающийся прозрачности и коррупции. В своих ежегодных отчетах компании, входящие в Глобальный пакт, представляют деятельность, направленную на воплощение в жизнь этих принципов. В течение трех лет более 1400 компаний подписали Глобальный пакт, среди них 14 компаний из России. Инициатива, выдвинутая Генеральным секретарем ООН, была ответом на ускорение темпов глобализации, которая базировалась только или преимущественно на экономических основаниях. В связи с этим возникали очаги напряженности по всему миру. Глобализация многими ощущалась как инструмент исключения из ее процессов тех, кто был слишком слаб, чтобы принять в ней участие. В развитых странах критическое отношение к целям глобализации, ориентированным главным образом на получение максимальной прибыли, достигло своего пика и проявилось в уличных столкновениях в Сиэтле. Почему бизнес, включая российский, должен действовать в соответствии с универсальными ценностями? И почему необходимо бороться с бедностью в странах, где бизнес осуществляет свою деятельность? Возможно, не все может быть применимо к России, но соблюдение прав человека, включая демократию, прозрачность и главенство закона, обеспечивает долгосрочную стабильность для любого бизнеса и любого растущего рынка, так как с сокращением бедности растет покупательная способность.
В России существуют вековые традиции благотворительности. Активная позиция в вопросах соблюдения прав человека и борьбе с бедностью укрепляет репутацию компании. Это демонстрирует вашим сотрудникам, акционерам, клиентам - всем заинтересованным сторонам - неравнодушное отношение к проблемам стоящим перед страной. Но самой сильной мотивацией для развития КСО является обеспечение долгосрочной легитимности свободной рыночной экономики. Ожидания российского населения по отношению к бизнесу очень велики. Где разумные пределы таких ожиданий, кто в действительности должен нести ответственность за решение социальных и экологических проблем? Бизнес вносит свой вклад в общество - компании обеспечивают людей работой, платят налоги, осуществляют благотворительную деятельность. Конечно, компании не заменяют государство в качестве ответственного за обеспечение законности и защитника прав малоимущих, но растущая власть бизнеса по всему миру неизбежно ведет к возрастающей ответственности. Свободная рыночная экономическая система постоянно должна демонстрировать, что общество в целом выигрывает от ее развития. 19 ноября 2001 года Глобальный пакт был официально представлен в России на круглом столе, организованном совместно министерством иностранных дел и РСПП в партнерстве с Агентством ООН по устойчивому развитию (UNDP) и другими организациями. В апреле 2002 года был создан организационный комитет российской сети участников Глобального пакта. Такие национальные сети существуют сейчас более чем в 50 странах: в Китае, Индии, Южной Африке, Великобритании, США. Франции, в скандинавских странах, в Италии. Испании и др. Национальные сети обычно возглавляют передовые компании, а также другие заинтересованные в развитии КСО субъекты: например, UNDP, профсоюзы, университеты или бизнес-школы, НКО и др. Стать участником российской сети могут представительства зарубежных компаний и российские компании. Российская сеть обладает большим потенциалом для обмена знаниями и опытом, предоставления информации для частного сектора, правительственных структур, НКО, профсоюзов. Могут проходить обсуждения проблем, связанных с применением принципов Глобального пакта для добывающих, телекоммуникационных, торговых, финансовых и консалтинговых компаний, предоставляться консультации по разработке и реализации политики КСО в соответствии с местным законодательством.
Продвижение второго типа социальных инвестиций под эгидой российской сети Глобального пакта может иметь долгосрочный эффект для развития партнерства между частным и общественным секторами. В настоящее время офис UNDP в России работает в тесной связи с российским бизнес-сектором в таких областях, как создание благоприятных условий для прямых иностранных инвестиций (в этом контексте особое внимание уделяется регионам), развитие «чистых» технологий и их применение в энергетическом секторе, поддержка развития малого бизнеса, совершенствование деловой культуры и укрепление роли профсоюзов, обеспечение доступа населения России, особенно в отдаленных частях страны, к медицинскому обслуживанию и медикамен гам (ЭТО совместная программа с компанией «Джонсон и Джонсон» и другими), улучшение условий содержания заключенных, включая профилактику туберкулеза и СПИДа (страховые компании «РЕСО-гарантия», «Спасские ворога»). В России довольно много сделано в рамках инициативы Глобального пакта, но существует также и большой потенциал. Следует использовать Глобальный пакт в качестве стратегической рамки для совершенствования социальных инвестиций и присоединяться к этому общемировому движению под эгидой ООН.
До настоящего времени в рамках Глобального пакта велась работа по поддержке социально ответственных корпоративных граждан (компаний). Но существует также гражданская позиция инвесторов и потребителей.. Потребителей необходимо стимулировать, чтобы они выбирали продукцию достойных производителей.
Модели КСО промышленных предприятий на примере ОАО "СУАЛ-Холдинг" Компания «СУАЛ-Холдинг» является второй алюминиевой компанией в российском бизнесе. Компания входит в десятку мировых лидеров алюминиевого рынка. Оборот - 1.3 млрд долларов, количество сотрудников - 62 тысячи, заводы располагаются в девяти регионах РФ. Компания объединяет предприятия по добыче бокситов, по производству глинозема, первичного алюминия, фольги, катанки, кремния и алюминиевых полуфабрикатов, также есть предприятия по производству готовой продукции. Это полностью сбалансированная по объему потребляемого сырья и выпуску готовой продукции компания, и она является вертикально интегрированной. Корпоративная социальная ответственность для группы «СУАЛ» - это неотъемлемая часть общей стратегии бизнеса. КСО представлена в виде двух составляющих, определяющих разные направления деятельности. Первое - внутренняя составляющая, которая связана с текущей деятельностью компаний и включает уплату налогов, обеспечение промышленной безопасности, охрану труда и окружающей среды, развитие и расширение основного производства, сертификацию производства в соответствии с международными стандартами. И второе - внешняя составляющая: поддержание социальной стабильности, создание благоприятной среды и механизмов устойчивого социально-экономическою развития муниципальных образований в регионах деятельности предприятий группы «СУАЛ». В сферу влияния КСО включены не только работники предприятия, но и все местное сообщество. Без эффективной социальной политики в отношении местного сообщества нельзя проводить эффективную внутрикорпоративную социальную политику, прежде всего, потому, что 65% времени работники проводят вне предприятия.
Какие механизмы реализации стратегии КСО применяются в группе «СУАЛ»? Это внутренние программы, реализуемые из средств Фонда социального развития, и внешние программы, действующие в рамках Соглашения о социальном партнерстве, которые разрабатываются и ведутся под контролем Координационного совета по социальному партнерству во взаимодействии с региональными властями. Фонд социального развития предприятий группы «СУАЛ» проводит следующие программы: - программа «Здоровье», в которую включены медосмотры работников предприятия, отдых и лечение в пансионатах и профилакториях, осуществление амбулаторного лечения, отдых детей на море; - программа «Спорт», в рамках которой проводятся корпоративные чемпионаты по волейболу, футболу, лыжные эстафеты, а также собственные мероприятия филиалов группы; финансируется содержание и аренда спортивных сооружений; - программа «Культура» - проведение конкурсов цирковых коллективов и КВН, собственные мероприятия филиалов - праздничные вечера, смотры художественной самодеятельности; приобретение инструментов для оркестров филиалов; - программа «Молодежь» - в основном это собственные программы филиалов и предприятий группы «СУАЛ»: это конференции молодых специалистов.обучение по программе «Молодой руководитель», мероприятия по их адаптации на предприятии и др.; - программа «Забота» - это материальная поддержка ветеранов. Группа «СУАЛ» - достаточно молодая компания. Она была создана в 1 996 году на базе компании «СУАЛ».существовавшей с момента объединения Иркутского и Уральского алюминиевых заводов. В 1999 - начале 2000 года были объединены активы группы «СУАЛ» и компании «Трансконсалтгрупп», после чего была создана управляющая компания «СУАЛ-Холдинг». И почти сразу после этого в начале 2001 года руководство «СУАЛ-Холдинга» подписало Соглашение о социальном партнерстве с главами всех муниципальных образований в регионах деятельности компании. Основные принципы Соглашения о социальном партнерстве: - проведение согласованной политики, направленной на сохранение положительной динамики развития предприятий группы «СУАЛ» и территорий муниципальных образований; - максимальное использование для реализации поставленных задач экономических, организационных, социальных факторов, научно-технического прогресса и инвестиционного фактора; - разработка и реализация программ социально-экономического развития территорий, в том числе с целью повышения мотивации труда с использованием конкурентных преимуществ территорий; - охрана окружающей среды и экологическая безопасность; - решение социальных вопросов работников предприятий и горожан; организация оздоровления и отдыха детей. Координация действий по Соглашению осуществляется через создание Совета глав муниципальных образований, и в будущем планируется формирование центров социальной активности муниципальных образований. Координационный совет по социальному партнерству собирается 2-3 раза в год с приглашением всех глав муниципальных образований, традиционно туда приглашаются представители региональных властей и федеральных округов. Он является действующей переговорной площадкой, позволяющей решать наиболее важные текущие вопросы в диалоге бизнеса и местной власти и отрабатывать механизмы эффективного взаимодействия и сотрудничества. Примером может служить начало реализации пенсионного проекта - создан негосударственный пенсионный фонд, для участия в котором были приглашены не только предприятия группы «СУАЛ», но и муниципальные образования. Большой проблемой являются межбюджетные взаимоотношения, взаиморасчеты между местной властью и предприятиями, которые оказывают услуги территориям, отвлекая на это значительные оборотные средства. Это проблема всех градообразующих предприятий. Ни бюджетное законодательство, ни Налоговый кодекс не предусматривают прямого механизма разрешения этих проблем. Но Соглашение о социальном партнерстве и работа Координационного совета позволяют обсуждать такие вопросы и разрабатывать механизмы их решения с участием представителей различных регионов и муниципальных образований. Помимо этого, на последнем Координационном совете по социальному партнерству было принято решение, что группа «СУАЛ» будет оказывать методическую помощь муниципальным образованиям в ходе реализации нового федерального закона об общих принципах местного самоуправления. В реализации концепции КСО и социального партнерства в 1999-2003 годах компания ориентировалась на развитие внутрикорпоративных и благотворительных программ. Конец 2003 года стал переломным моментом. Были расширены задачи, стоящие перед Координационным советом по социальному партнерству, от проведения благотворительных программ для местного сообщества к разработке программ партнерства с местными и региональными органами государственного управления; а также с привлечением западных партнеров. Яркий пример - подписание 28 января 2004 года Меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве с Агентством США по международному развитию. Сейчас компания разрабатывает большой проект, первый этап которого называется «Экономическое развитие муниципальных образований (городов) присутствия предприятий группы «СУАЛ». В этом проекте будут реализованы новые задачи компании в сфере КСО: создание и внедрение новых форм взаимодействия общества, бизнеса и власти; разработка предложений по созданию дополнительных источников доходов территорий, проведение оценки административно-правовых требований в аспекте их соответствия задачам развития сектора малых и средних предприятий, разработка и реализация программы поддержки малых и средних предприятий; создание фондов микрофинансирования и микрокредитования; создание центров поддержки малого предпринимательства; разработка моделей и проведение конкурсов социальных проектов для осуществления эффективных инвестиций; организация общественных слушаний, публичных дискуссий по вопросам экономического развития муниципальных образований. Проведение пилотного проекта в ближайшие два года начнется в г. Каменск- Уральский Свердловской области, г. Шелехов Иркутской области и поселке Надвоицы Республики Карелия. После апробирования эффективных моделей они будут использованы во всех муниципальных образованиях зоны присутствия группы «СУАЛ». Реализуя такую обширную программу КСО компании нужны эффективное взаимодействие с местной властью, экономическая и социальная стабильность, поступательное и устойчивое развитие наших предприятий и территорий нашего присутствия, более высокое качество жизни людей и развитие местного сообщества.
Социальный стандарт "Северсталь" Группа «Северсталь» сегодня - это многоотраслевой холдинг, сгруппированный в результате реструктуризации в три основных дивизиона и по нескольким направлениям бизнеса. Корневым бизнесом является черная металлургия, ключевое предприятие -Череповецкий металлургический комбинат, и его название «Северсталь» дало название группе. Кроме того, в состав группы входят сырьевой дивизион - добыча руды, угля, других ископаемых, и автомобильный дивизион (Заволжский моторный завод и Ульяновский автомобильный завод). В результате реструктуризации и ряда поглощений возникло машиностроительное направление. Это тяжелое машиностроение, сервисно-ремонтные и инжиниринговые предприятия и другие виды бизнеса, включая страховой, финансовый и ряд других. Годовой оборот холдинга - примерно 3.8 млрд. долларов в международной отчетности. В состав группы входит около 120 предприятий, из них 12 крупнейших. Деятельность компании ведется в 1 5 регионах. И США являются, наверное, 16-м регионом, поскольку недавно завершено приобретение активов американской компании «RougeIndustries», которая стала называться «Северсталь-Америка». В компании работают 110 тысяч человек, и если поделить сумму годового оборота на количество работающих, то видно, что у компании огромная проблема, как у многих компаний с избыточной рабочей силы. За прошлый год компания выплатила более 200 млн долларов налогов всех уровней во всех регионах. Группа выросла из объединения предприятий (разных по уровню развития, по эффективности, по традициям, по культурам, по подходам, в том числе в социальной политике), находящихся на удаленном расстоянии друг от друга и исповедующих разные принципы. В основном это старые индустриальные советские монстры, они находятся в городах, которые развивались из рабочих поселков. И эти предприятия держали на балансе все, вплоть до трамвайных путей и мясоперерабатывающих комбинатов. Ключевым вопросом был вопрос о том, какие принципы компания исповедует в социальной политике, какие подходы реализует и какие модели использует. В основу корпоративной философии была положена известную концепцию стейкхолдеров и ответом на вопрос, в чем цель существования комапнии было: «Это удовлетворение интересов стейкхолдеров». В классической теории выделяются ключевые заинтересованные группы, в число которых, помимо сотрудников и акционеров предприятия, входят власть, местное сообщество и партнеры. Эти пять групп принципиально важны. Естественно, что их интересы очень часто противоречат друг другу, и вопрос в том, как через социальную политику предприятия на данном историческом этапе найти компромисс, определённый баланс этих интересов, потому что в долгосрочной перспективе создание и поддержание этого баланса способствует позитивному развитию бизнеса и благосостоянию окружающей среды. В результате возникли три главных вопроса для компании: сколько тратить?; на чем сфокусироваться?; Возможно ли задать единые для всех правила игры и выработать единый подход? Поэтому был поставлен вопрос о выработке не только социальной политики группы, но и социального стандарта, т.е. регламента, который описывает определенные широкие подходы, а скорее как набор определенных правил и принципов, на базе которых предприятие строит свою социальную политику. Базовые принципы: социальная политика – это ответственность за пределами юридической обязанности; акцент изначально делался на внутренней социальной политике, потому что все предприятия должны быть такими, чтобы людям хотелось там работать, реализовывать свой потенциал, а не только зарабатывать деньги. Для этого - развитие социальной сферы, создание комфортной среды для работников, для их самореализации, для их хорошего самочувствия. Но в то же время не может быть благополучного предприятия в неблагополучном регионе. Отсюда - естественное движение за пределы предприятий к устойчивому развитию тех городов и регионов, в которых они расположены. Следующая зона о влияния - это общество в целом. Естественно, по мере обретения масштабов не только национальной, но и глобальной компании границы социальной деятельности будут расширяться. Компания будет заботиться не только о ближайшем социальном окружении, но и об обществе в самом широком, глобальном смысле. Поэтому социальный стандарт должен был -описать некие принципы и подходы, которыми руководствуются предприятия группы, чтобы формировать благоприятную среду в регионах присутствия. И, конечно, этот стандарт должен иметь общественный отклик в виде укрепления позитивной репутации предприятий и группы в целом. Отвечая на вопрос «сколько нужно тратить на социальную политику?», компания определила три фактора, которые влияют на объем деятельности и бюджет компании в этой сфере. Прежде всего, это экономическая эффективность предприятия: чем больше прибыль, тем большие возможности для развития социальной политики и имеет предприятие. Но прибылью все не исчерпывается. Есть еще два очень важных фактора. Второй - это долгосрочная перспектива предприятия. Допустим, пока предприятие недостаточно прибыльно, но его потенциал виден и реализуются программы повышения его эффективности. При этом есть понимание, что, не инвестируя в социальную сферу сейчас, трудно будет впоследствии сохранить существующую инфраструктуру или восстановить ее потом, когда предприятие начнет приносить прибыль. Поэтому даже при недостаточной экономической эффективности отдельных предприятий следует финансировать социальную сферу этих регионов. И третий фактор - это характер предприятия. Большинство из них не только по численности занятых является определяющими для своих регионов, но и как налогоплательщики формируют до 60%, а иногда до 80% бюджета городов и регионов. Понятно, что даже если предприятия не имеют долгосрочных перспектив (рудник или шахта могут исчерпываться), даже если они малоэффективны, они играют огромную социальную роль. Значит, нужно неизбежно определять социальные бюджеты. Самое трудное это найти какой-то практический баланс всех трех факторов. Есть еще один важный подход. Компания стремится избежать некоторого государственного и социального паразитизма, о чем уже говорилось, когда государство и местная власть пытаются «сесть на шею» предприятию и решить за его счет все свои проблемы, при этом не повышая собственной эффективности управления на территории. Компания предложила реализовать принцип партнерства во взаимоотношениях бизнеса со всеми заинтересованными сторонами, в том числе и таким путем, как вовлечение работника в социальные программы предприятия, чтобы он чувствовал и свое участие, и свой вклад, и свою ответственность за их выполнение. Например, в проектах корпоративного пенсионного обеспечения и корпоративного жилищного строительства через ипотеку предполагается определенная степень участия, личная активность работников, привлечение их средств. Конечно, при нынешнем уровне жизни и заработной платы эта доля минимальна. Выделены два направления КСО: внутреннее и внешнее, условно приняв термины «социальный пакет» (который включает охрану здоровья, доплаты и льготы работникам и пенсионерам, досуг и отдых, поддержку любительских творческих коллективов, массовой физкультуры и спорта, поддержку программ ипотечного кредитования строительства жилья) и «благотворительная деятельность» (поддержка детства и юношества, поддержка объектов культуры и искусства, поддержка людей и бюджетных организаций, оказавшихся в трудном положении, содействие развитию малого и среднего бизнеса). Что касается приоритетов, то определен перечень направлений, куда всегда будут вкладываться средства. На первом месте - охрана здоровья, что отвечает потребностям людей, которые всегда ставят медицинское обеспечение на первый план. У каждого предприятия есть своя программа, но эти приоритеты там поддерживаются. В области благотворительной деятельности с есть некоторый минимум групповых программ: это поддержка значимых объектов российской истории и культуры, таких, как Большой театр, Третьяковская галерея и Валаамский монастырь. К ним недавно добавилась Шахматная федерация, которую является важным элементом культуры. Но основные программы реализуются в регионах каждым предприятием, исходя из местных условий. Итак, под стандартом КСО понимается: базовый уровень - он определяется требованиями законодательства; корпоративный уровень, который принят в качестве стандарта компании в целом; и повышенный уровень, который определяется дополнительными возможностями предприятия, закрепляется в стандарте данного предприятия и не может быть ниже корпоративного.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 85; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |