КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Позиционирование туров и туроператоров
На основании результатов маркетинговых исследований рынка, а также выбранного принципа дифференциации, туроператор определяет свою позицию и проводит позиционирование собственных туров. Позиционирование в туроперейтинге есть действия по разработке предложений туроператора, его имиджа и репутации, направленные на то, чтобы занять обособленное и благоприятное положение в сознании представителей определенного потребительского сегмента. Позиционирование – активная деятельность для популяризации этих преимуществ турпродукта, формирования имиджа туров и самого туроператора в глазах потенциальных потребителей, удовлетворяющего их основным потребностям и коммерческим интересам оператора.[13] Позиционирование представляет сосбой разработку и создание максимально эффективного образа турпродукта или услуги, которые должны занять в сознании покупателей место, отличающееся от места турпродукта или услуг конкурентов. Главная задача позиционирования – реализация комплекса мер, направленных на адаптацию турпродукта к требованиям целевого рынка с проявлением его уникальных, важных, с точки зрения потребителей, характеристик, отличающих его от турпродукта конкурентов. Цели позиционирования: популяризация конкурентных преимуществ туров или самого туроператора; формирование выгодного мнения потребителей о том или ином турпродукте; формирование имиджа, стратегии конкурентного поведения туроператора, а также его идентификация на рынке с определенными направлениями и турами. При осуществлении позиционирования туристского продукта необходимо получить ответы на следующие вопросы: каковы отличительные свойства и/или выгоды, на которые благоприятно реагируют потребители? как воспринимаются позиции конкурирующих турпродуктов в отношении этих свойств и/или выгод? какую позицию лучше всего занять в данном сегменте с учетом ожиданий потенциальных потребителей и позиций, уже занятых конкурентами? какие маркетинговые средства лучше всего подходят для того, чтобы занять и защитить выбранную позицию? Выделяют два подхода к позиционированию турпродуктов и туристских услуг – жесткий и мягкий. Жесткий подход включает пять этапов его реализации: 1) определение наиболее важных для потребителя характеристик турпродукта; 2) построение карты позиционирования турпродуктов, на которой определяется местоположение туров оператора и его конкурентов; 3) выявление по карте позиционирования предпочтений покупателей; 4) выбор на карте позиционирования желаемого места для своего турпродукта; 5) разработка программы действий, направленной на формирование желаемого позиционирования.
Мягкий подход включает три основные этапа: 1) определение образа, к которому стремится фирма; 2) выявление и разработка турпродукта или услуги, недоступных для копирования конкурентами; 3) мероприятия, направленные на повышение имиджа фирмы в купе с разработкой уникальных турпродуктов и услуг. Туроператор проводит позиционирование на двух уровнях – на уровне турпродукта и на уровне самой фирмы. Позиционирование на уровне турпродукта преследует главную цель – привлечь внимание потенциальных потребителей к нему, повысить его ценность в глазах туристов и обеспечить высокий объем его последующих продаж. Позиционирование на уровне туроператора стремится к повышению репутации фирмы, формированию ее позитивного имиджа, идентификации ее с недорогими и качественными турами по наиболее востребованным направлениям. Позиционирование на уровне тура обычно проводится: − по атрибуту – указание клиенту на факты, определяющие позитивный имидж предлагаемого турпродукта или географического направления отдыха; − по преимуществу – выделяются и популяризуются основные преимущества тура – цена и/или качество; − по целям отдыха – привлечение внимания клиентов путем указания на то, что определенные турпродукты четко отвечают целям отдыха; − по потребителям – акцент делается на том, что тур подходит для определенной категории потребителей или широкого их круга; − по мотивации и чувствам потребителей – упор делается на чувства патриотизма, а также на основные мотивы в выборе турпродукта и вида отдыха; − по конкурентам – указание идет на уникальные черты тура, противопоставляющиеся аналогичным у туров конкурентов. Позиционирование на уровне туроператора должно проводиться: − по атрибуту – «Крупнейший в регионе туроператор стране или региону», «большой опыт в туризме» и др.; − по конкурентным преимуществам – «Туры из первых рук!», «У нас дешевле!», «Найди дешевле – поедешь бесплатно!» и др.; − по формам сотрудничества с поставщиками услуг – «Мы применяем наиболее эффективные формы работы с отелями», «Мы работаем только с надежными партнерами»; − по профилю работы – «Наша фирма специализируется на автобусных турах по стране или региону»; «Лучший туроператор по стране»; − по потребителю – «Отдых для молодежи», «Все для родителей и их детей», «Лучшее для активных туристов» и др.). Выбор основания для позиционирования требует обязательного учета ряда факторов. Необходимо, в частности: − иметь хорошее понимание позиции, реально занимаемой туристским продуктом в сознании потребителей; − знать позиции конкурирующих турпродуктов; − выбрать собственную позицию и идентифицировать самые убедительные аргументы в ее обоснование; − оценить потенциальную рентабельность выбираемой позиции, проявляя осторожность в отношении ложных рыночных ниш; − убедиться в том, что турпродукт обладает достаточным потенциалом, чтобы занять нужную позицию в сознании потребителей; − оценить уязвимость позиционирования с точки зрения наличия необходимых ресурсов для занятия и защиты выбранной позиции; − обеспечить согласованность выбранной позиции с другими элементами комплекса маркетинга: ценой, сбытом, коммуникациями. Практическим инструментом позиционирования являются карты восприятия, применяемые для позиционирования товаров и услуг с использованием нескольких оценочных показателей. В качестве последних выбираются различные пары характеристик, описывающих исследуемые товары. Чаще всего таким соотношением является соотношение цены и качества. Карты восприятия (рисунок 4) характеризуют предпочтительные комбинации выгод, которыми руководствуются потребители при выборе того или иного турпродукта. В качестве примера приведем карту восприятия гипотетических конкурирующих турпродуктов на определенном целевом рынке по двум основным показателям – цена (горизонтальная ось) и качество (вертикальная ось). Знак вопроса на рисунке характеризует возможный выбор позиции для турпродукта оператора, исходя из анализа позиций на соответствующем рынке турпродуктов конкурентов (товары 1, 2 и 3). Данный выбор обосновывается стремлением занять такое место на целевом рынке, где меньше уровень конкуренции (турпродукт относительно высокого качества, реализуемый по средней цене).
Рисунок 4 – Карта восприятия
Таким образом, построение карты восприятия позволяет определить желаемое место турпродукта и выбрать отличительные особенности последнего, которые представляют существенный интерес для потребителя. Та или иная отличительная особенность при позиционировании заслуживает внимания в той мере, в которой она обладает следующими свойствами: − важность – отличие приносит потребителям высоко оцениваемую выгоду; − неповторимость – турпродукт конкурентов не обладает такой отличительной особенностью или туроператор может представить ее более эффективно; − доказуемость – отличие можно показать, оно видно потребителям; − доступность – потребители должны быть в состоянии заплатить за данную отличительную особенность; − защищенность – конкурентам сложно перенять или скопировать отличие; − наглядность – смысл отличительной особенности может быть легко доведен до потребителя и является для них очевидным. Основные ошибки туроператоров при формировании их рыночной позиции: − недопозиционирование – в результате позиционирования потенциальные туристы так и не увидели уникальных черт тура, а также не смогли идентифицировать туроператора и определить его место на рынке; − перепозиционирование (неблаговидное позиционирование) – оператор может слишком много усилий вложить в позиционирование туров и фирмы, что это будет иметь обратный эффект. К примеру, чрезмерный упор на дешевизну туров создает впечатление о его некачественности; − поверхностное позиционирование – туроператор не совсем точно определил для себя рыночные сегменты для последующей работы, а также неверно определил их приоритетный порядок. Может быть охвачен слишком большой сегмент рынка, или же достаточно большое количество сегментов; − сомнительное позиционирование возникает при недооценке туроператором своих конкурентов, завышенной оценке своего имиджа, положения на рынке и рыночных возможностей. В частности, сомнительным для любого клиента будет заявление молодого туроператора о том, что у него есть солидное представительство на курорте и свой чартерный рейс в Египет; − неоднозначное позиционирование – создание у потребителя путанного представления о турпродукте; − однобокое позиционирование – создание у потребителей слишком узкого представления о турпродукте. Позиционирование турпродукта и оператора можно считать последним этапом проектирования туров. В результате турпроектирования оператор должен: а) четко определить сегмент рынка, с которым он будет работать; б) разработать турпроект, отвечающий интересам клиентов и фирмы; в) наделить турпроект конкурентными преимуществами; г) провести грамотное позиционирование турпроекта и разработавшей его фирмы. Только после успешного решения указанных задач туроператор может переходить к следующему этапу своей деятельности – планированию туров.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 90; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |