Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способы изучения туристского потенциала




Основой для проекта туристского продукта являются туристские ресурсы. Согласно определению, содержащемуся в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», под туристскими ресурсами понимаются природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил.

Туристские ресурсы включаются прямо или опосредованно в объект тура. Кроме того в турпродукт включаются материальные и нематериальные объекты, включая товары, а также сопутствующие услуги, предназначенные для удовлетворения потребностей туристов или сопровождающие процесс потребления ими туристских услуг.[6]

Способы изучения туристского потенциала, представляющего сочетание туристских ресурсов, разнообразны. Можно выделить этапы изучения такого потенциала[7].

Этап 1-й − предварительный, на котором собирается основная информация об анализируемой территории (эта информация может представляться в виде описания, запроса, инвентарной ведомости, анкетного исследования либо опроса мнений).

Этап 2-й − упорядочение, на котором оценивается важность и значение каждого элемента туристского потенциала с применением выбранных способов и методов исследования (инвентаризационная таблица, таблица детерминант, балльная бонитировка, методы таксономии и т. п.); интегральной частью этого этапа считается составление карты туристского потенциала.

Этап 3-й − анализ и выводы, на котором выявляются наиболее привлекательные свойства и фрагменты исследуемой территории, особенно перспективные для развития конкретных форм туристской активности. Результатом такого исследования (например, проводимого с применением анализа SWOT) должно стать определение и уточнение тех элементов туристского потенциала, которые могут и должны использоваться для создания туристского продукта.

Существует множество способов сбора информации о ресурсах исследуемой территории, некоторые из них более трудоемки и требуют значительных финансовых затрат, а другие можно успешно применять самостоятельно при условии хорошего знания изучаемой местности.

Методы, позволяющие оценить богатство территории:

Описание – характеристика нематериальной части ресурсов и возможностей, благоприятствующих развитию туризма. Этот способ оказывается единственно доступным при возникновении проблем с детализацией доступной информации.

Запрос – сбор информации в учреждениях, прямо либо косвенно связанных с туризмом исследуемого региона. Это могут быть отели, предприятия общественного питания, туристские фирмы, центры туристской информации и т. п.

Инвентаризация – количественное и качественное описание материальной (главным образом) части туристских ресурсов. Основа этого способа – полевые работы, связанные со сбором материалов о количестве и качестве достопримечательностей, развитии туристской инфраструктуры и элементов транспортной доступности. Результат может представлять собой множество статистических данных, дополненное необходимым описанием.

Анкетные исследования (опрос мнений) можно проводить в регионах, генерирующих туристское движение (территориях туристского спроса); в ходе таких исследований изучаются, в частности, предпочтения потенциальных туристов или знание ими конкретных территорий посещения. Еще большую пользу приносят такие исследования в регионах-реципиентах (территориях туристского предложения) и в транзитных областях, в которых потребляется созданный туристский продукт. Достоинством этого способа считается возможность адаптации содержания вопросов к характеру искомых (собираемых) материалов.

После сбора всех необходимых данных о конкретных компонентах туристских ресурсов начинается второй этап работы, заключающийся, прежде всего, в упорядочении информации, часто имеющей очень различную ценность. Накопленный материал должен обеспечить всестороннее и, по мере возможностей, объективное оценивание туристского потенциала либо (гораздо чаще) только отдельных его элементов. Благодаря такой обработке мы познаем то, чем владеем и оцениваем его состояние.

Результат проведенных исследований должен представлять собой картину пространственного распределения материальной части туристского потенциала (эти материалы, дополненные исследованиями туристского движения, могут стать основой для выделения туристских регионов), а также комплексное описание нематериальных ресурсов. Практически мы должны составить карту туристского потенциала, дополненную табличными данными и подробным описанием. Очень многое зависит не только от выбранного метода оценивания туристского потенциала, но и от способа анализа и представления результатов исследования. Рассмотрим несколько простейших, но одновременно наиболее наглядных и полезных методов анализа и представления собранного материала.

В инвентаризационную таблицу сводятся интересующие нас элементы туристского потенциала по каждому объекту исследования (административной либо территориальной единице). Инвентаризационная таблица простейшей формы содержит информацию о наличии или отсутствии описываемого элемента.

Идея способа составления таблицы – детерминант заключается в представлении факторов, позитивно или негативно влияющих на характер рассматриваемых элементов туристского потенциала.

Карта туристского потенциала отражает размещение всех или некоторых туристских достопримечательностей. Достоинством этого метода представления элементов потенциала считается его наглядность. Аналогичные карты можно строить и для других элементов материальных ресурсов (туристской инфраструктуры или транспортной доступности).

Балльной бонитировкой называется метод, позволяющий получить объективное, комплексное представление о туристском потенциале исследуемой территории (либо о его некоторых элементах). Метод заключается в приписывании, согласно априори выбранным критериям, бонусных значений (баллов) каждому объекту исследуемой территории, имеющему точечный (например, населенным пунктам) либо плоскостный (например, административным единицам либо полям равной площади, выделенным путем наложения на карту квадратной сетки) характер. Баллы можно приписывать как за наличие в рассматриваемом объекте элементов туристского потенциала (положительные бонусы), так и за их отсутствие или за низкое качество (отрицательные бонусы или штрафы).

Как правило, результаты бонитировки представляются картографическим способом:

при исследовании точечных объектов – с помощью сигнатурного метода (значение сигнатуры отражает степень важности);

при исследовании плоскостных объектов – с помощью картограммы (значимость явления отражается интенсивностью закраски, цветовой или штриховочной шкалой).

Картографический материал необходимо дополнять детальным анализом размещения каждого элемента потенциала.

Анализ SWOT считается одним из наиболее популярных способов анализа текущего состояния компании, мероприятия либо (в нашем случае) туристского потенциала. Этот анализ оказывается очень полезным на следующих фазах деятельности, ведущих к конкретизации замысла (т.е. к определению туристского продукта).

Название SWOT образовано от английских терминов: Strenghts − сильные стороны, Weaknesses – слабые стороны, Opportunities – возможности, Threats − угрозы. При подготовке к анализу SWOT все свойства мероприятия (объекта) необходимо разложить на четыре перечисленные группы факторов.

Результативность анализа SWOT зависит:

от профессионализма и аккуратности его подготовки;

правдивости ответов на вопросы о сильных и слабых сторонах объекта, возможностях (шансах) его развития, а также об угрозах реализации мероприятия.

Анализ SWOT проводится для того, чтобы усилить и использовать свои сильные стороны, преодолеть слабости, оптимизировать и реализовать возможности, предотвратить угрозы (не воспринимать их с легкомыслием).

С точки зрения лица, принимающего решения, сильные и слабые стороны – это внутренние факторы, которые непосредственно обусловлены характером анализируемого туристского потенциала. В то же время шансы и угрозы – внешние факторы, которые иногда решающим образом влияют на характер и развитие нового туристского продукта.

Анализ SWOT туристского потенциала конкретной местности становится основой определения туристского продукта, а также формулирования оперативных и стратегических целей туристского планирования. Представленный способ может применяться на всех уровнях принятия решений – от государственного (иногда и международного) до отдельного хозяйства, например агро-туристского.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 85; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.