Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие индексы качественных показателей




Каждый качественный показатель связан с тем или иным объем­ным показателем, в расчете на единицу которого он исчисляется. Так, с объемом произведенной (проданной) продукции связаны такие ка­чественные показатели, как цена , себестоимость z и трудоемкость .

В условиях рыночных отношений в экономике особое место сре­ди индексов качественных показателей отводится индексу цен.

Поскольку этот индекс характеризует изменение цен, ин­дексируемой величиной в нем будет цена товара. Влияние количества проданных товаров должно быть устранено, а это возможно только в том случае, если количество продаваемых товаров неизменно в оба периода, т.е. количество товаров одного из периодов принято в каче­стве весов индекса.

Вопрос о том, количество проданных товаров какого периода (те­кущего или базисного) следует взять в качестве весов при построении агрегатного индекса, решают исходя из сферы его применения.

При построении индекса цен в сфере реализации в качестве ве­сов индекса обычно берут количество товаров, проданных в текущем (отчетном) периоде. Это объясняется тем, что такое исчисление ин­декса цен позволяет определить не только относительное изменение

цен (путем деления числителя индекса на его знаменатель ),

но и абсолютную экономию (-) или абсолютный перерасход (+) денеж­ных средств покупателей в результате изменения цен на эти товары (как разность между числителем и знаменателем индекса):

.

Таким образом, агрегатный индекс цен с отчетными весами, пред­ложенный в 1874 г. немецким экономистом Т.Пааше, исчисляют по фор­муле:

, (10.6)

где - фактическая стоимость товаров (товарооборот) отчетного периода;

- условная стоимость товаров, реализованных в отчетном периоде по базисным ценам.

Рассчитанный по формуле (10.6) общий индекс цен показывает, во сколько раз возрос (уменьшился) в среднем уровень цен на массу товара, реализованную в отчетном периоде, или сколько процентов составляет его рост (снижение) в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом.

Если из значения индекса цен вычесть 100%, то разность покажет, на сколько процентов в среднем возрос (уменьшился) за это время уровень цен на массу товаров, реализованную в отчетном периоде.

При таком методе, рассчитав индекс цен по формуле (10.6), мож­но подсчитать экономический эффект от изменения цен.

Между индексами цен, физического объема продукции и стоимо­сти (товарооборота в фактических ценах) существует следующая взаи­мосвязь:

.

Таким образом, произведение индекса цен на индекс физического объема продукции дает индекс стоимости продукции (товарооборота в фактических ценах), т.е. индексы образуют индексную систему из этих трех индексов.

Если, например, по определенной группе товаров цена единицы товара в отчетном периоде по сравнению с базисным возросла в сред­нем на 20 % ( =1,20), а физический объем товарооборота в фиксиро­ванных ценах снизился на 5 % ( =0,95), то можно определить измене­ние объема товарооборота в фактических ценах:

= 1,20 * 0,95 = 1,14 или 114%.

Важное место среди индексов цен занимают индексы-дефляторы валового внутреннего продукта.

Дефлятор - это коэффициент, переводящий значение стоимост­ного показателя за отчетный период в стоимостные измерители базис­ного. Индекс-дефлятор валового внутреннего продукта для определен­ного года в общем виде представляет собой отношение стоимости про­дукции отчетного периода к стоимости объема продукции, структура которого аналогична структуре отчетного года, но определенного в це­нах базисного года.

Значения индекса-дефлятора ВВП России (в процентах к преды­дущему году):

1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г.

96,6 100,9 95,1 103,2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 40; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.