КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ситуационные задачи
Вопросы к занятию 1. Гормоны, их характеристика, классификация и значение в организме. Образование и секреция гормонов, их транспорт кровью, механизмы действия на клетки и ткани, в зависимости от химического строения гормонов. 2. Гипоталамо-гипофизарная система. Гормоны гипофиза, их участие в регуляции деятельности эндокринных органов. 3. Роль гормонов коры надпочечников в регуляции функций организма. 4. Роль гормонов мозгового вещества надпочечников в регуляции функций организма. 5. Общий адаптационный синдром (стресс), понятие, стадии, механизмы реализации. 6. Тиреоидные (йодсодержащие) гормоны щитовидной железы. 7. Гормоны, регулирующие обмен кальция в организме (кальцитонин, паратгормон, кальцитриол). 8. Эндокринная функция поджелудочной железы и роль ее в регуляции обмена веществ. 9. Мужские половые железы. Мужские половые гормоны и их физиологическая роль в формировании пола и регуляции процессов размножения. 10. Женские половые железы. Женские половые гормоны и их физиологическая роль в формировании пола и регуляции процессов размножения. Нейро-гуморальная регуляция менструального цикла. 11. Эндокринные функции эпифиза и тимуса. Значение эпифиза в регуляции биоритмов организма. 12. Эндокринная функция плаценты. Гормональный статус во время беременности. ПРОФИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 13. Эндокринная функция слюнных желез 14. Изменение чувствительности тканей челюстно-лицевой области к гуморально-гормональным воздействиям при старении. 15. Изменения зубочелюстной системы и ротовой полости при нарушении секреции гормонов аденогипофиза. 16. Влияние гормонов коркового вещества надпочечников на рост, дифференцировку органов и функциональное состояние органов зубочелюстной области. 17. Роль гормонов щитовидной и паращитовидной желез в регуляции минерального обмена в тканях зуба. 18. Изменения в ротовой полости при недостаточности секреции инсулина. 19. Применение гормонов в стоматологии.
1. В клинической эндокринологии часто используют определение гормонов в крови.Почему во многих случаях для определения характера эндокринной патологиинедостаточно исследовать уровень только одного гормона? Приведите поясняющиепримеры. Почему для постановки диагноза может быть недостаточно однократного определения содержания гормонов? 2. Почему применение гормональных препаратов в лечении неэндокринных заболеваний часто приводит к подавлению функции эндокринных желез? 3. Рост ребенка 10 лет составляет 180 см, масса - 64 кг. При наружном осмотре обращает внимание увеличение размеров черепа, конечностей, ушных раковин, носа и губ. При осмотре ротовой полости обнаружено увеличение размеров языка, гиперплазия дёсен, расширенные межзубные промежутки. С нарушением функции какой эндокринной железы это может быть связано? 4. Рост 18-летнего пациента - 100 см. Недостаточность функции каких эндокринных желез может быть причиной этого? Какие дополнительные данные могут помочь установить диагноз? 5. У пациента наблюдается диспропорция и огрубление черт лица, увеличение кистей и стоп, концентрация глюкозы в крови натощак - 8 ммоль/л. С какой эндокринной патологией это может быть связано? 6. Больной, перенесший черепно-мозговую травму, предъявляет жалобы на значительное увеличение количества мочи (до 10 л в сутки). Концентрация глюкозы в крови - 5 ммоль/л. Морфологических изменений в почках не выявлено. Что может быть причиной такого состояния? 7. При обследовании больного выявлено снижение мышечной массы, артериальная гипертензия, гипокалиемия, гипергликемия, лимфопения. С какой эндокринной патологией могут быть связаны эти симптомы и почему? 8. У больного выявлены симптомы гиперкортицизма (повышение секреции глюкокортикоидов). Это может быть связано с наличием гормон-продуцирующей опухоли либо коры надпочечников (синдром Иценко-Кушинга) либо аденогипофиза (болезнь Иценко-Кушинга). Определение уровня каких гормонов в крови может помочь различить эти два состояния и каким образом? 9. У больного диагностировано наличие глюкостеромы (опухоль коры надпочечников, продуцирующая глюкокортикоиды). С лечебной целью проведено полное удаление пораженного надпочечника. Дефицит каких гормонов в организме данного больного следует восполнять в послеоперационном периоде? Почему оставшийся надпочечник, как правило, не в состоянии сразу обеспечить должный уровень секреции этих гормонов? 10. При менингококковой инфекции, протекающей в форме сепсиса, у больного резко снизилось артериальное давление, которое не удалось повысить введением адреналина. Кроме этого уменьшилась температура тела, замедлился пульс. Врач диагностировал синдром Уотерхауса-Фридериксена (острая недостаточность надпочечников, вызванная массовым кровоизлиянием в них). Дайте объяснение отмеченным симптомам. Какие неотложные мероприятия следует предпринять для спасения жизни больного? 11. В травматологический пункт доставлен пациент, у которого диагностирован компрессионный перелом 12-го грудного и 1-го поясничного позвонков. Предшествующих травм не было, но больной мною лет страдает бронхиальной астмой и длительное время принимает в связи с этим преднизолон - синтетический аналог кортизола. О чем должен задуматься врач? 12. Приступ бронхиальной астмы (удушье, вызванное уменьшением просвета бронхов) удалось прервать введением гидрокортизона (кортизола). Каков возможный механизм терапевтического действия кортизола в данном случае? 13. Одним из наиболее характерных симптомов Аддисоновой болезни (состояние, обусловленное разрушением надпочечников или снижением их функции, приводящем к дефициту гормонов этих желез) является усиленная пигментация кожных покровов и появление тёмных пятен неправильной формы на слизистой оболочке щёк, на губах и краю языка. Объясните механизм развития указанных симптомов. 14. В эксперименте после внутривенного введения гормона у кролика отмечено расширение зрачков, тахикардия (увеличение частоты сердечных сокращений), повышение артериального давления, гипергликемия, угнетение моторики кишечника. Какой это гормон? 15. В клинической практике для снижения частоты сердечных сокращений больным назначают препараты, блокирующие β-адренорецепторы. Побочным действием указанных препаратов является бронхоспазм. Наоборот, для расширения бронхов (например, при приступе бронхиальной астмы) могут быть использованы препараты, стимулирующие β-адренорецепторы. Их побочным эффектом является повышение частоты сердечных сокращений. Объясните эти факты. 16. Молодая женщина обратилась к врачу с жалобами на раздражительность, бессонницу, учащение сердечного ритма, тремор (дрожание) рук. За последние три месяца похудела на 7 кг, несмотря на хороший аппетит. Температура тела пациентки часто повышается, ей всё время жарко, и она должна на работе постоянно открывать форточку. При осмотре ротовой полости обнаружены набухшие дёсны, тремор языка и множественный кариес. Нарушение функции какой эндокринной железы можно предполагать в этом случае? Какие изменения могут быть обнаружены врачом при пальпации шеи у данной пациентки? Уровень каких гормонов в крови целесообразно определить в этом случае? Объясните механизм повышения частоты сердечных сокращений у пациентки. 17. У молодой женщины отмечается увеличение щитовидной железы при одновременном снижении уровня тиреоидных гормонов в крови. При осмотре ротовой полости обнаружена атрофия подчелюстных слюнных желёз, множественный кариес в области шеек зубов. О недостаточном поступлении в организм какого элемента может идти речь в данном случае? Как называется данное состояние? Почему увеличивается объём щитовидной железы? Какие существуют меры профилактики указанного состояния? 18. После операции на щитовидной железе у больного стали периодически появляться судороги. С чем это, вероятнее всего, связано? Какие исследования следует провести для уточнения диагноза? 19. Больной жалуется на чувство голода, постоянную жажду (за сутки выпивает до 8 л воды), увеличение диуреза. Нарушением деятельности какой эндокринной железы можно объяснить возникновение указанных симптомов? Какое лабораторное исследование может помочь в уточнении диагноза? 20. У большинства больных сахарным диабетом, несмотря на наличие гипергликемии, содержание инсулина в крови не снижено, а повышено или нормальное. Объясните это противоречие.
Основная и дополнительная литература Основная литература 1. Атлас по нормальной физиологии. Под ред. Чесноковой С.А., Агаджаняна Н.А.. – М.: «Медицинское информационное агентство», 2007, 189 с. 2. Нормальная физиология. Учебник для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов. Под ред. Дегтярева В.П., Будылиной С.М. – М.: «Медицина», 2006, 735 с. 3. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. Под ред. Будылиной С.М., Смирнова В.М. – М.: «АСАDЕМА», 2009, 333 с. Дополнительная литература 1. Краткий курс нормальной физиологии. Учебное пособие. Дегтярев В.П., Шишелова А.Ю. – М.: МГМСУ, 2008, 353 с. 2. Нормальная физиология. Судаков К.В. М.: Медицинское информационное агентство. 2006, 918 с. 3. Физиология человека. Под ред. Покровского В.М., Коротько Г.Ф. М., «Медицина», 2007, 635 с.
РаздеЛ: «Физиология системы крови» Занятие № 10. Жидкие среды организма. Физико-химические свойства крови.Физиология форменных элементов крови. Цель занятия: изучить состав и свойства жидких сред организма и механизмы поддержания постоянства кислотно-щелочного равновесия и осмотического давления крови, функции форменных элементов крови, механизмов гуморальной и нервной регуляции кроветворения и кроверазрушения. Задачи занятия: - изучить компоненты крови, свойства, константы крови; - изучить электролитный состав плазмы крови, механизмы поддержания постоянства осмотического давления; - изучить параметры КОС крови, механизмы его поддержания; - изучить свойства и функции эритроцитов; - изучить свойства и функции различных типов лейкоцитов, лейкоцитарную формулу; - изучить регуляцию лейко- и эритропоэза; - научиться применять полученные знания о свойствах и функциях эритроцитов и лейкоцитов и регуляции их образования при решении ситуационных задач; - научиться выполнять методы исследования системы крови (СОЭ по Панченкову, оценка гематокрита, определение различных видов гемолиза, изучение осмотической резистентности эритроцитов, подсчет форменных элементов крови в камере Горяева, количество гемоглобина по способу Сали). Основные понятия по теме: Система крови, лимфа, внесосудистые жидкие среды организма (интерстициальная, спинномозговая, синовиальная, плевральная, перитонеальная, жидкая среда глазного яблока, слизь), транспортная, дыхательная, трофическая, экскреторная, терморегуляторная и защитная функции, гуморальная регуляция, креаторные связи. Форменные элементы крови, плазма, сыворотка, гематокрит, осмотическое давление, скорость оседания эритроцитов, вязкость крови, осмотическая резистентность. Гемолиз, осмотический гемолиз, химический гемолиз, механический гемолиз, термический гемолиз, биологический гемолиз. Альбумины, глобулины, фибриноген, сыворотка, онкотическое давление. Кислотно-щелочное равновесие крови (рН), ацидоз, алкалоз, буферная система гемоглобина, карбонатная буферная система, фосфатная система, буферная система белков плазмы, щелочной резерв крови, буферные основания (buffer bases – ВВ, base excess – ВЕ), парциальное напряжение углекислого газа (рСО2), ацидоз, алкалоз. Эритроциты, гемоглобин, цветной показатель, фетальный и примитивный гемоглобин, гемоглобин взрослого, оксигемоглобин, дезоксигемогобин, карбгемоглобин, карбоксигемоглобин, метгемоглобин, сульфгемоглобин, миоглобин, эритроцитоз, эритропения (анемия), пигмент, билирубин, уробилин, стеркобилин. Лейкоциты, иммунитет, фагоцитоз, лейкоцитарная формула, лейкограмма, палочкоядерные и сегментоядерные нейтрофилы, эозинофилы, базофилы, моноциты, лимфоциты, В- и Т-лимфоциты (киллеры, хелперы, супрессоры), абсолютный и относительный лейкоцитоз, лейкопения, гистаминаза, гистамин, гепарин.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 230; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |