КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы
Вопросы к занятию Основные понятия по теме Автономная нервная система, симпатический, парасимпатический и метасимпатический отделы, мезэнцефальный, бульбарный, тораколюмбальный, сакральный центры, преганглионарное нервное волокно, постганглионарное нервное волокно, симпатический ганглий, симпатический ствол, белая и серая соединительные ветви, солнечное сплетение, паравертебральные, превертебральные и интрамуральные ганглии, блуждающий нерв, холинергический нейрон, ацетилхолин, мускарин-холинорецепторы, никотин-холинорецепторы, адренергические нейроны, катехоламины, норадреналин, бета-адренорецепторы, альфа-адренорецепторы, висцеро-дермальный рефлекс, дермато-висцеральный рефлекс, рефлекс Ашнера, дермографизм, гипоталамус, система, передние, средние и задние ядра гипоталамуса, лимбическая система.
1. Структурно-функциональные особенности соматической и автономной нервной системы. 2. Симпатический отдел автономной нервной системы, строение, медиаторы, рецепторы, функции. 3. Парасимпатический отдел автономной нервной системы, строение, медиаторы, рецепторы, функции. 4. Метасимпатическая нервная система, строение, функции. 5. Роль центров АНС различных отделов ЦНС в регуляции функций внутренних органов. Вопросы для самоконтроля 1. Спинальный уровень регуляции функций автономной нервной системы. Сегментарная организация иннервации внутренних органов. 2. Бульбарный уровень регуляции функций автономной нервной системы. 3. Сопряженные рефлексы вегетативной нервной системы: висцеро-висцеральные, висцеро-соматические и сомато-висцеральные. Сопряженные рефлексы в стоматологии.
Основная и дополнительная литература Основная литература 1. Атлас по нормальной физиологии. Под ред. Чесноковой С.А., Агаджаняна Н.А.. – М.: «Медицинское информационное агентство», 2007, 189 с. 2. Нормальная физиология. Учебник для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов. Под ред. Дегтярева В.П., Будылиной С.М. – М.: «Медицина», 2006, 735 с. 3. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. Под ред. Будылиной С.М., Смирнова В.М. – М.: «АСАDЕМА», 2009, 333 с. Дополнительная литература 1. Краткий курс нормальной физиологии. Учебное пособие. Дегтярев В.П., Шишелова А.Ю. – М.: МГМСУ, 2008, 353 с. 2. Нормальная физиология. Судаков К.В. М.: Медицинское информационное агентство. 2006, 918 с. 3. Физиология человека. Под ред. Покровского В.М., Коротько Г.Ф. М., «Медицина», 2007, 635 с.
РаздеЛ: «Физиология нервной системы» Занятие № 9: Итоговое занятие по теме «Физиология нервной системы». Цель занятия: сформировать систематизированные представления по теме «Физиология нервной системы», оценить знания студентов по данному разделу с использованием устного или письменного опроса, тестового контроля. Задачи занятия: - оценить знания основных понятий, законов функционирования, структурно-функциональных особенностей различных отделов нервной системы; - оценить умение применять знание законов при решении ситуационных задач; - оценить знание методов исследования нервной системы. Основные понятия по теме: все понятия по теме см. занятия №5-8 Вопросы к занятию: 1. Нейрон как возбудимая клетка. Классификация нейронов, функциональные структуры нейрона. Механизм возникновения возбуждения на нейроне. 2. Классификация нервных волокон. Механизм проведения нервного импульса по безмиелиновым и миелиновым нервным волокнам. Законы проведения возбуждения по нервам. 3. Строение и классификация синапсов. Механизм передачи возбуждения в синапсах (электрических и химических). Ионные механизмы постсинаптических потенциалов. 4. Рефлекторная дуга. Обратная афферентация, ее значение. 5. Торможение в ЦНС, его значение для организма. Современные представления о механизме пресинаптического и постсинаптического торможения. 6. Функции спинного мозга. 7. Функции продолговатого мозга и моста. 8. Физиология среднего мозга. Децеребрационная ригидность и механизм ее возникновения. 9. Физиология мозжечка. Роль мозжечка в регуляции движений. Афферентные входы и нисходящие пути. 10. Функции ретикулярной формации ствола мозга. Восходящие и нисходящие влияния ретикулярной формации на структуры центральной нервной системы. 11. Физиология лимбической системы.. 12. Таламус. Функциональная характеристика и особенности ядерных групп таламуса. 13. Гипоталамус, функциональная характеристика основных ядерных групп. 14. Роль базальных ядер в формировании мышечного тонуса и сложных двигательных актов. 15. Кора больших полушарий. Моторные зоны коры. Участие коры в регуляции позы и движений. 16. Структурно-функциональные особенности соматической и автономной нервной системы. 17. Симпатический отдел автономной нервной системы, строение, медиаторы, рецепторы, функции. 18. Парасимпатический отдел автономной нервной системы, строение, медиаторы, рецепторы, функции. 19. Метасимпатическая нервная система, строение, функции. 20. Роль центров АНС различных отделов ЦНС в регуляции функций внутренних органов. ПРОФИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 21. Симпатическая иннервация челюстно-лицевой области. 22. Парасимпатическая иннервация челюстно-лицевой области. 23. Взаимосвязь органов полости рта с внутренними органами: симпатические рефлексы и парасимпатические рефлексы, осуществляющиеся при участии VII,IX,X черепно-мозговых нервов. 24. Участие вегетативной нервной системы в формировании поведенческих актов. 25. Зоны Захарьина-Геда в области лица и ротовой полости, их значение в стоматологической практике. 26. Рефлекторные изменения работы систем внутренних органов, обусловленные раздражением слизистой оболочки рта и зубов. 27. Кожные и сухожильные рефлексы человека, их значение в стоматологической практике.
Ситуационные задачи (по теме нервная система). 1. При кариесе возникает боль в ответ на действие температурных раздражителей. Почему даже теплая и не очень холодная жидкость способна вызывать приступ боли или её усиление? Вследствие каких процессов в ЦНС это явление возникает и почему боль сохраняется в течение нескольких секунд после прекращения действия раздражителя? 2. Пациент обратился к стоматологу с жалобами на сильную зубную боль, утверждает, что болит вся нижняя челюсть справа. При осмотре выявлено воспаление пульпы только одного зуба. Почему больной был не в состоянии точно указать больной зуб? 3. В клинику доставлен больной столбняком (заболевание, вызываемое определенным видом бактерий, токсин которых блокирует выход глицина из пресинаптических терминалей). Почему данного больного необходимо оградить от воздействия внешних раздражителей (яркий свет, резкие звуки и т.п.)? 4. Больной перенес инсульт (нарушение мозгового кровообращения), приведший к нарушению зрения. Через несколько месяцев зрение может восстановиться, хотя участок мозга, пораженный при инсульте, был полностью разрушен. Чем объясняется восстановление зрения у данного больного? 5. Студент, стоящий перед входом в аудиторию, где ему предстоит экзаменоваться, не заметил проходящего мимо знакомого, не слышал его обращения, "забыл" про зубную боль, беспокоившую его утром. Объясните с физиологических позиций его состояние. 6. Пациент отмечает, что беспокоящая его сильная боль усиливается при действии самых различных раздражителей (прикосновение, яркий свет, резкие звуки). Чем можно объяснить такое усиление боли? Ситуационные задачи (по теме автономная нервная система). 1. При облитерирующем эндартериите нижних конечностей, сопровождающемся резким сужением просвета артерий, иногда прибегают к симпатэктомии - хирургическому удалению симпатических ганглиев. Каково физиологическое обоснование этой операции? Где располагаются ганглии, удаляемые при этой операции? Почему, в ряде случаев, после проведения симпатэктомии наблюдается усиление ангиоспазма? 2. Какова симптоматика симпато-адреналового криза (внезапного резкого усиления тонуса симпатического отдела ВНС)? 3. При операциях на органах шеи возможно случайное раздражение блуждающего нерва. Как это отразится на работе сердца? Как можно блокировать действие блуждающего нерва на сердце? 4. С какой целью перед операцией под общим обезболиванием больному в числе предмедикационных средств вводят атропин? 5. В стоматологической практике при проведении местного обезболивания в раствор анестетика добавляют адреналин. С какой целью? 6. Для купирования приступа бронхиальной астмы (удушье, вызванное уменьшением просвета бронхов и бронхиол) больному был введен адреналин. Объясните лечебный эффект адреналина в данном случае. Почему, прежде чем вводить адреналин, следует определить у больного величину артериального давления? 7. Чтобы купировать приступ тахикардии, больному назначили анаприлин - препарат, блокирующий бета-адренорецепторы. После приема препарата у больного развился бронхоспазм. Зачем применяют бета-блокаторы при тахикардии и почему они оказывают бронхоспастическое действие? 8. При проведении дезинсекции больной отравился хлорофосом (ингибирует ацетилхолинэстеразу). Опишите вегетативные проявления, которые будут наблюдаться у этого больного. Почему в данном случае больному показано введение атропина? 9. Опишите вегетативные проявления при отравлении красавкой - ядовитым растением, содержащим атропиноподобные алкалоиды. 10. Опишите вегетативные проявления при отравлении мухоморами (содержат мускарин). 11. В практике скорой помощи, для купирования приступа печеночной колики, вызванной спазмом желчевыводящих путей, используют вещества, блокирующие мускариновые холинорецепторы (например, платифиллин). Объясните спазмолитическое действие этих препаратов. 12. Стеноз (сужение) привратника может быть вызван либо гипертонусом мускулатуры, либо рубцовыми изменениями его стенок, что не дифференцируется на рентгенограмме. Почему для уточнения причины стеноза может помочь введение атропина? 13. Больному с отеком легких врач "Скорой помощи" назначил внутривенное введение пентамина - препарата из группы ганглиоблокаторов (блокируют никотиновые холинорецепторы вегетативных ганглиев). Почему введение пентамина необходимо производить под контролем уровня артериального давления? 14. Каким образом, в основном, регулируется моторика кишечника, если известно, что отрезок кишки, даже полностью денервированный, сохраняет способность к сложнокоординированой сократительной активности? 15. При различных легочных заболеваниях издавна применяют горчичники. Считается, что их применение улучшает кровоток в легких, расширяет бронхи. Чем можно объяснить такое "дистантное" действие горчичников? 16. Пожилой больной предъявляет жалобы на резкую слабость и ноющие боли в левой руке и верхней челюсти. Врач счел необходимым срочно снять ЭКГ. Какими соображениями руководствовался врач? 17. С какой целью во время операций на органах брюшной полости при общем обезболивании хирурги обязательно производят новокаинизацию брыжейки? Почему для этой же цели можно использовать введение атропина? Каков механизм действия новокаина и атропина и необходимо ли применять оба препарата одновременно? 18. Одним из симптомов острого аппендицита является симптом Кохера - первичная локализация боли в эпигастральной области, хотя аппендикс, как известно, находится в правой подвздошной области. Объясните данный феномен. 19. Различные заболевания органов живота, сопровождающиеся вовлечением в патологический процесс брюшины, приводят к возникновению так называемых "симптомов раздражения брюшины", основным из которых является симптом "мышечной защиты" - напряжение мышц передней брюшной стенки. Объясните механизм возникновения этого симптома. Подумайте, если человек случайно получил удар мяча в живот, то для кого это более опасно — для опытного футболиста или для человека, не занимающегося спортом? Почему? 20. Развитие скелетной мускулатуры и двигательной активности приводит к повышению тонуса блуждающих нервов и замедлению работы сердца у детей по мере их роста. Предположите, в результате каких патологий развития ритм сердца у детей 7-10 лет может мало отличаться от такового у детей грудного возраста? 21. Если у животного перерезать сердечные ветви блуждающего нерва, работа сердца усилится. Если перерезать симпатические нервы, работа сердца ослабеет. Что произойдет, если перерезать и те, и другие нервы одновременно?
Основная и дополнительная литература Основная литература 1. Атлас по нормальной физиологии. Под ред. Чесноковой С.А., Агаджаняна Н.А.. – М.: «Медицинское информационное агентство», 2007, 189 с. 2. Нормальная физиология. Учебник для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов. Под ред. Дегтярева В.П., Будылиной С.М. – М.: «Медицина», 2006, 735 с. 3. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. Под ред. Будылиной С.М., Смирнова В.М. – М.: «АСАDЕМА», 2009, 333 с. Дополнительная литература 1. Краткий курс нормальной физиологии. Учебное пособие. Дегтярев В.П., Шишелова А.Ю. – М.: МГМСУ, 2008, 353 с. 2. Нормальная физиология. Судаков К.В. М.: Медицинское информационное агентство. 2006, 918 с. 3. Физиология человека. Под ред. Покровского В.М., Коротько Г.Ф. М., «Медицина», 2007, 635 с.
РаздеЛ: «Физиология желез внутренней секреции» Занятие № 7: Общая физиология желез внутренней секреции. Физиология гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы. Цель занятия: изучить общие закономерности, механизмы действия гормонов, физиологические особенности гипоталамо-гипофизарной системы. Задачи занятия: - изучить свойства, классификацию, механизмы действия гормонов; - изучить принципы регуляции функционирования гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы; - изучить физиологические свойства, конечные биологические эффекты гормонов гипоталамуса, гипофиза, надпочечников; - изучить стадии общего адаптационного синдрома, гормональную регуляцию процесса адаптации к экстремальным условиям; - научиться применять полученные знания о свойствах и функциях различных гормонов при решении ситуационных задач. Основные понятия по теме: Эндокринные железы, гормон, гуморальная регуляция, ткани-мишени, белково-пептидные, стероидные гормоны, гормоны-производные аминокислот, гормоны тропные, эффекторные, рилизинг-факторы, паракринное, аутокринное и нейрокринное воздействия, пермиссивное, синергическое, антагонистическое действия, мембранные и внутриклеточные рецепторы, вторичный посредник (мессенджер), циклический аденозинмонофосфат, циклический гуанозинмонофосфат, инозитол-3-фосфат, диацилглицерол, кальций-кальмодулин, геномный механизм действия, негеномный механизм действия, конечный биологический эффект, прямая и обратная связи, отрицательная связь, длинная, короткая, ультракороткая связь. Гипоталамо-гипофизарная система, нейрогипофиз, аденогипофиз, либерины, статины, люлиберин, пролактолиберин, пролактостатин, кортиколиберин, тиреолиберин, меланолиберин, меланостатин, соматостатин, соматолиберин, соматотропный гормон, соматомедины (инсулиноподобные факторы роста), фолликулостимулирующий гормон, лютеонизирующий гормон, пролактин, тиреотропный гормон, адренокортикотропный гормон, меланоцитстимулирующий гормон (интермедин), вазопрессин, окситоцин. Надпочечники, мозговое и корковое вещество надпочечников, клубочковая, пучковая и сетчатая зоны коры надпочечников, хромаффинные клетки, катехоламины, адреналин, норадреналин, симпато-адреналовая система, кортикостероиды, глюкокортикоиды, кортиколиберин, адренокортикотропный гормон, минералокортикоиды, альдостерон, ренин-ангиотензин-альдостероновая система, юкстагломерулярный аппарат почки, половые гормоны. Общий адаптационный синдром (стресс), фаза шока, фаза противошока, стадия резистентности, стадия истощения, стресс-лимитирующие системы.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 112; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |