Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы




 

Раздел и темы для самостоятельного изучения Виды и содержание самостоятельной работы
1. Вклад отечественных учёных в развитие (А.М.Филомафитский, И.Т.Глебов, Д.В.Овсянников, И.М.Се­ченов, Н.А.Миславский, И.П.Павлов, Н.Е.Введенский, А.А.Ухтомский, А.Ф.Самойлов, Л.А.Орбели, К.М.Быков, Э.А.Асратян, В.В.Парин, В.Н.Черниговский, Г.И.Косицкий, Л.С.Штерн, П.К.Анохин). 2. Физиология как наука о жизнедеятельности организма: предмет изучения, основные задачи, методы. 3. Возрастные периоды постнатального онтогенеза человека. Проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе).

 


РаздеЛ: «Физиология возбудимых тканей»

Занятие № 2:Биоэлектрические явления в возбудимых тканей. Физиологические свойства нервно-мышечных синапсов и мышц.

Цель занятия: изучить механизмы формирования электрических сигналов в возбудимых тканях, механизмы проведения импульсов по нервным волокнам.

Задачи занятия:

- изучить механизм генерации мембранного потенциала на основе знаний типов транспорта веществ через биологические мембраны;

- изучить фазы потенциала действия;

- изучить процессы изменения возбудимости в различные фазы потенциала действия;

- изучить особенности строения и передачи возбуждения в нервно-мышечном синапсе;

- изучить свойства и особенности скелетных и гладких мышц, типы мышечных сокращений;

- изучить теорию мышечного сокращения и расслабления;

- научиться объяснять механизм сокращения скелетной мышцы и способность ее реагировать на различный частотный режим стимуляции;

- научиться применять полученные знания о свойствах и закономерностях функционирования синапсов и мышц при решении ситуационных задач;

- изучить метод электромиография.

Основные понятия по теме:

Мембранный потенциал, мембранно-ионная теория, ионные градиенты клетки, натриевый канал, калиевый канал, кальциевый канал, потенциал покоя, поляризация мембраны, концентрационный градиент, натрий-калиевая АТФ-аза, потенциал действия, деполяризация мембраны, гиперполяризация мембраны, реверсия мембранного потенциала, реполяризация, следовые потенциалы, следовая деполяризация, следовая гиперполяризация, критический уровень деполяризации, локальный ответ, пороговая сила тока, овершут, инактивация канала, рефрактерность абсолютная и относительная, первичная и вторичная экзальтация, изотоническое, изометрическое и смешанное сокращение, одиночное мышечное сокращение, зубчатый тетанус, гладкий тетанус, оптимум, пессимум, мотонейрон, двигательная единица, миофибрилла, электромеханическое сопряжение, анизотропный диск, изотропный диск, ацетилхолин, холинорецепторы, холинэстераза, концевая пластинка, потенциал концевой пластинки, Т-система, саркоплазматический ретикулум, актин, миозин, тропонин, тропомиозин, теория скольжения нитей, поперечные мостики, цистерны ретикулума, триада, нексус, автоматия, пластичность, эластичность, кальмодулин, латентный период, фаза укорочения, фаза расслабления, сила и работа мышц, закон «средних нагрузок», электромиография, динамометрия.

Вопросы к занятию

1. Потенциал действия, его фазы и происхождение. Соотношение фаз возбудимости с фазами потенциала действия.

2. Особенности строения и передачи возбуждения в нервно-мышечных синапсах.

3. Современная теория мышечного сокращения и расслабления.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите функциональные структуры нейрона, их свойства.

2. Нарисуйте схему (график) потенциала действия скелетного мышеч­но­го во­лок­на, обо­значь­те его фа­зы, на­зо­ви­те их.

3. Как из­ме­ня­ет­ся про­во­ди­мость для ио­нов на­трия и ка­лия при возбу­ж­де­нии клет­ки (раз­ви­тии по­тен­циа­ла дей­ст­вия)?

4. Дви­же­ние ка­ко­го ио­на и в ка­ком на­прав­ле­нии че­рез мем­бра­ну обес­пе­чи­ва­ет фа­зу де­по­ля­ри­за­ции по­тен­циа­ла дей­ст­вия?

5. Ка­кая си­ла обес­пе­чи­ва­ет вы­ход ио­нов ка­лия из клет­ки, ка­кая - пре­пят­ст­ву­ет это­му в фа­зу ре­поля­ри­за­ции по­тен­циа­ла дей­ст­вия?

6. Что на­зы­ва­ют ак­ти­ва­ци­ей и инак­ти­ва­ци­ей ион­ных ка­на­лов?

7. Перечислите законы проведения возбуждения по нервным волокнам.

Основная и дополнительная литература

Основная литература

1. Атлас по нормальной физиологии. Под ред. Чесноковой С.А., Агаджаняна Н.А.. – М.: «Медицинское информационное агентство», 2007, 189 с.

2. Нормальная физиология. Учебник для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов. Под ред. Дегтярева В.П., Будылиной С.М. – М.: «Медицина», 2006, 735 с.

3. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. Под ред. Будылиной С.М., Смирнова В.М. – М.: «АСАDЕМА», 2009, 333 с.

Дополнительная литература

1. Краткий курс нормальной физиологии. Учебное пособие. Дегтярев В.П., Шишелова А.Ю. – М.: МГМСУ, 2008, 353 с.

2. Нормальная физиология. Судаков К.В. М.: Медицинское информационное агентство. 2006, 918 с.

3. Физиология человека. Под ред. Покровского В.М., Коротько Г.Ф. М., «Медицина», 2007, 635 с.

 

 

Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы

Раздел и темы для самостоятельного изучения Виды и содержание самостоятельной работы
ПРОФИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Гальванические явления, возникающие в полости рта при лечении стоматологических больных. Их влияние на функциональное состояние органов и тканей полости рта. 2. Электроодонтометрия, ее значение для диагностики заболеваний и лечения зубов. 3. Физиологическое обоснование местного обезболивания (инфильтрационного и проводникового) в стоматологической практике. Значение законов проведения возбуждения по нерву. Явление парабиоза. 4. Физиологические свойства мышц. Типы мышечных сокращений. Одиночное мышечное сокращение и его фазы. Тетанус, факторы, влияющие на его величину. Оптимум и пессимум. 5. Функциональное назначение отдельных жевательных мышц. Контрактура жевательной мускулатуры и ее последствия. 6. Физические свойства жевательных мышц. Сила и работа жевательной мускулатуры. Гнатодинамометрия. 7. Физиологические особенности электромиографии жевательных мышц. Конспектирование первоисточников и другой учебной литературы.

 

 

РаздеЛ: «Физиология возбудимых тканей»

Занятие № 3: Итоговое занятие по теме «Физиология возбудимых тканей».

Цель занятия: сформировать систематизированные представления по теме «Физиология возбудимых тканей», оценить знания студентов по данному разделу с использованием устного или письменного опроса, тестового контроля.

Задачи занятия:

- оценить знания основных понятий, законов функционирования возбудимых тканей;

- оценить умение применять знание законов при решении ситуационных задач;

- оценить знание методов исследования возбудимых тканей (хронаксиметрия, электромиография, динамометрия).

Основные понятия по теме: см. занятия 1-3

Вопросы к занятию:

1. Физиология как наука о жизнедеятельности организма: предмет изучения, основные задачи. Методы физиологических исследований.

2. Общие свойства возбудимых тканей. Раздражимость, возбудимость как основа реакции ткани на раздражение. Раздражители (определение и классификация).

3. Современные представления о строении и функции мембран.

4. Активный и пассивный транспорт веществ через мембрану.

5. Мембранный потенциал, теория его происхождения.

6. Потенциал действия, его фазы и происхождение. Соотношение фаз возбудимости с фазами потенциала действия.

7. Особенности строения и передачи возбуждения в нервно-мышечных синапсах.

8. Современная теория мышечного сокращения и расслабления.

9. Физиологические свойства мышц. Типы мышечных сокращений. Одиночное мышечное сокращение и его фазы. Тетанус, факторы, влияющие на его величину. Оптимум и пессимум.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 73; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.