Ответ: психастеническое расстройство личности, уклоняющийся вариант. Проведение рациональной, поведенческой и психоаналитической терапии.
Девочка 15 лет, добродушная, охотно выполняет несложную работу в отделении, но только по указанию персонала. Имеет крайне ограниченный запас слов, речь ее аграмматична, с недостаточной артикуляцией. Может считать по пальцам, но только в прямом порядке. Элементарные арифметические действия недоступны. Назвать степень олигофрении.
Ответ: умеренная степень
Больная имеет начальное образование, дублировала 3—4 классы, начинала учиться в 5 классе, но была вынуждена оставить школу из-за плохой успеваемости. Выполняет неквалифицированную работу. Мышление конкретно-образного типа. Запас слов бедный. В беседе часто пользуется трафаретными выражениями, заученными фразами. Назвать степень олигофрении.
Ответ: легкая степени
Мальчик 6 лет был доставлен в психиатрическую больницу в порядке оказания неотложной помощи. При поступлении: подвижен, очень пуглив, массивные зрительные галлюцинации, убегает от каких-то пауков, желтых муравьев. Зрачки резко расширены, тахикардия. Родители сообщили, что перед заболеванием ребенок играл с товарищами в лесу. Через 2 дня ребенок вышел из психоза, о случившемся ничего не помнит. Рассказал врачу, что перед заболеванием ел какую-то “травку”. Поставить диагноз, назвать синдром, определить реабилитационную тактику при поступлении в стационар.
Ответ: Острое психотическое расстройство в результате интоксикации. Делириозный синдром. Проведение дезинтоксикационной терапии и купирование психомоторного возбуждения с использованием транквилизаторов.
Больной 37 лет, шофер. Был доставлен в психиатрическую больницу в порядке неотложной помощи. При поступлении: дезориентирован, считает, что находится в гараже, окружающих называет именами своих товарищей. Стоя в стороне, совершает руками какие-то стереотипные движения: “Проволоку изо рта выматываю”. Со слов сопровождающих, за 4 часа до начала заболевания ремонтировал автомашину, промывал детали в бензине. Через 3 дня вышел из психоза, о случившемся ничего не помнит. В настоящее время жалобы на головную боль, бессонницу, раздражает шум, яркий солнечный свет. Поставить диагноз, определить реабилитационную тактику.
Ответ: острое отравление парами бензина, делириозный синдром. Проведение дезинтоксикационной терапии и купирование психомоторного возбуждения транквилизаторами (реланиум, феназепам в/м).
Больной доставлен в нейрохирургическую клинику в бессознательном состоянии. Был сбит автомашиной. Через 20 минут после травмы пришел в сознание, жаловался на резкую головную боль II головокружение. Отмечалась повторная рвота. Не помнил момента, когда на него наезжала машина. Спустя неделю состояние значительно улучшилось, однако по-прежнему беспокоят головные боли, головокружение, особенно при чтении, просмотре телепередач. Не выносит даже тихого разговора больных в палате. Дневной свет кажется очень ярким. Поставить диагноз, определить реабилитационную тактику.
Ответ: посттравматическая церебростения. Режим постельный 3-4 недели. По показаниям дегидротационная терапия, витаминотерапия, ноотропы, церебропротекторы, сосудистые препараты.
Солдат был отброшен взрывной волной от разорвавшегося снаряда. В бессознательном состоянии был доставлен на ПМП. В карточке имеется отметка, что наблюдалось кровотечение из носа, ушей, глотки. Пришел в сознание во время эвакуации на ДМП. Не понимал обращенных к нему вопросов (не слышал их), пытался говорить, но не мог. Был сонлив. В последующем состояние довольно быстро улучшилось. Через неделю начал слышать, а через 2 дня появилась речь. Говорил заикаясь. Поставить диагноз, определить реабилитационную тактику.
Ответ: ушиб головного мозга. Постельный режим 3-4 недели, проведение дегидратации по показаниям, сосудистой, витаминотерапии и нейропротекторной терапии.
Больная 30 лет, педагог. Полгода назад в связи с болезнью коллеги была вынуждена вести дополнительную нагрузку. Вскоре директор объявил, что ожидается инспекционная проверка. Больная была взволнована, боялась, что работа будет оценена отрицательно, более тщательно готовилась к урокам. Нарушился сон: плохо засыпала, утрами чувствовала себя разбитой. Стала раздражительной, по пустякам кричала на детей, а потом плакала, убегая в учительскую. При неврологическом обследовании: тремор пальцев рук, век, неустойчивость в позе Ромберга, равномерное повышение коленных рефлексов, потливость ладоней и стоп. Соматически—без отчетливой патологии. Поставить диагноз, определить реабилитационную тактику.
Ответ: неврастения. Обеспечить отдых от работы на 3-4 недели, можно использовать транквилизаторы для купирования тревоги, показана витаминотерапия, ноотропы (пантогам)
Штурман парохода, 39 лет. Пользуется безупречной репутацией у администрации. Однажды посадил пароход на мель. Тяжело переживал случившееся. После того, как пароход сняли с мели, капитан рекомендовал штурману отдохнуть. Через 2 суток ему предложили встать на вахту, почувствовал сильное волнение, появилась мысль, что пароход снова наткнется на мель, вынужден был отказаться от вахты. С тех пор, на протяжении 3 месяцев не мог водить пароход. После проведенной амбулаторной гипнотерапии почувствовал себя значительно лучше, во время первого рейса нес вахту под наблюдением капитана, а в дальнейшем справлялся с работой самостоятельно. Поставить диагноз.
Больная 32 лет, актриса. С детства очень впечатлительная. В отношении с окружающими естественна, характеризуют как хорошего работника. Около месяца назад услышала от соседки рассказ о хулиганах, которые ночами выкалывают прохожим глаза. Дня через 3 ночью шла со спектакля. Неожиданно в темном переулке ей показалось, что с забора на нее прыгнул какой-то мужчина, почувствовала резкую боль в глазах (позднее выяснилось, что она задела лицом за ветку). Тут же обнаружила, что потеряла зрение. В стационаре: тяжело переживает случившееся, умоляет вернуть ей зрение, плачет. Заключение окулиста: незначительные ссадины на веках, легкая гиперемия роговицы справа. Фотореакции зрачков сохранены, глазное дно без патологии. Больной было назначено лечение фарадизацией глазных яблок, при первых же раздраженнях вскрикнула и зрение восстановилось полностью. Поставить диагноз. Ответ: реактивное состояние с конверсионной симптоматикой.
Во время пожара один из пострадавших схватил таз и бесцельно бегал с ним по комнатам, не обращая внимания на замечания окружающих. Затем выбежал во двор и продолжал бестолково суетиться. Внезапно остановился и громко заплакал. Успокоившись, стал испуганно интересоваться случившимся. Выяснилось, что он полностью амнезировал отрезок времени от начала пожара до настоящей минуты. Поставить диагноз.
Девочка 5 лет играла дверью. Внезапно дверь закрылась, замок защелкнулся и девочка оказалась одна в комнате. Мать, находившаяся поблизости, стала панически стучать в дверь и звать девочку, однако ответа не получила. Когда дверь была взломана, девочку обнаружили стоящей посреди комнаты с вытаращенными глазами. На вопросы она не отвечала. Спустя 5 минут после происшедшего она начала плакать. На следующий день поведение ребенка нормальное. Поставить диагноз. Реабилитационная тактика.
Ответ: симптом мнимой смерти в рамках реактивно-шокового состояния. Реабилитация не требуется.
Женщина 35 лет, придя домой с похорон сына, пыталась покончить самоубийством. Была доставлена в психиатрическую больницу. В отделении: неподвижна, сидит, уставившись в одну точку, выражение глубокой печали, не плачет. С трудом отмечает на вопросы. Считает себя виновной в смерти сына: “Мало уделяла ему внимания”. Заботы о двух других детях не проявляет. Такое состояние длилось полтора месяца. Постепенно под влиянием лечения больная полностью вышла из болезненного состояния. Поставить диагноз. Реабилитационная тактика.
Больной 42 лет переезжал с семьей в другой город. Билеты приобрел с трудом, перед отъездом почти не спал 2 ночи, алкоголизировался. Наконец сел с семьей в поезд. Через несколько часов почувствовал, что “что-то неладно”. Стал прислушиваться к разговору двух мужчин, сидевших рядом. Услышал, как один говорил другому: “Как только отъедем от станции, так его прикончим, а жену с детьми выкинем на ходу. Два больших чемодана возьмешь ты, а я возьму маленький и деньги, которые у него в правом кармане”. На первой же станции больной приказал жене и детям взять вещи и немедленно сойти с. поезда. На вокзале с громким криком: “Спасите, грабят!” от кого-то убегал. Был помещен в психиатрическую больницу. В больнице заявил, что те мужчины тоже сошли за ним с поезда и пытались его схватить, когда он стоял возле кассы. На другой день в беседе с врачом продолжает настаивать на слышанном в вагоне, но не уверен в том, что те мужчины действительно сошли с поезда (“может показалось”). Еще через два дня полностью вышел из психоза. Уверен в том, что это ему “померещилось”. Беспокоится о судьбе жены и детей и рад их приходу на свиданье. Поставить диагноз.
Ответ: реактивный параноид.
Больной А., с детства мнительная личность. На рентгеноскопии молодой врач, докладывая картину ассистенту, сказал, что у больного сердце “капельное”. Больной, услышав эти слова, сразу стал испытывать страх. Появились мысли, что у него сердце вот-вот оторвется (“как капля”) и он умрет. Из рентгенологического кабинета домой шел осторожно, “чтобы сердце не оборвалось”. Особенно боялся, когда начинал кашлять. В последующем у участкового врача упорно добивался осмотра профессором, доказывал, что вот-вот умрет. Профессор при консультации направил его на рациональную психотерапию по Дюбуа. Через месяц боязнь за сердце исчезла. Поставить диагноз. Реабилитационная тактика.
Ответ: ятрогения в виде кардиофобия. Дальнейшая реабилитация не требуется.
Больная 47 лет, недавно перенесла грипп. Единственная дочь месяц назад вышла замуж и уехала от родителей. Постепенно у больной появились мысли, что теперь она никому не нужна, с каждым днем настроение становилось все хуже. Вследствие нарастания болезненных явлений поступила в психиатрическую больницу. В отделении подвижна, ходит по отделению, заламывая руки, причитая: “Когда же это все кончится?!”. Заявляет врачу, что она преступница, нравственный урод, опозорила не только себя, но и дочь, которая будет ее всю жизнь проклинать. Заявляет: “Чем так жить, лучше умереть”. Поставить диагноз, определить реабилитационную тактику.
Ответ: реактивная депрессия, антидепрессанты и психотерапия.
Больной 62 лет. Стал жаловаться родственникам, что его жена систематически подсыпает ему в пищу песок, чтобы медленно его отравить, он чувствует, как песок скрипит на зубах. Жена делает это с целью выйти замуж после его смерти за молодого соседа. Замечал неоднократно, что в его отсутствие жена роется у пего в вещах и в письменном столе. Память не нарушена. Соматически: тоны сердца чисты, АД: 150/90 мм рт. ст. Неврологически: без очаговых знаков. Поставить диагноз, определить реабилитационную тактику.
Больная 78 лет. Со слов дочери, за последние два года изменилась в поведении: стала сварливой, угрюмой, постоянно прячет у себя в вещах корочки хлеба, кусочки мяса, какие-то тряпки. Любит пересматривать свои вещи. Муж больной умер 5 лет назад. Недавно больная спросила у дочери про него: “А Иван куда вышел?”. Поставить диагноз. Ответ: сенильная деменция.
Назвать противопоказания к аминазинотерапии (по психопатологическому синдрому). Судорожный синдром, депрессивный синдром и наличие нейролептического синдрома.
Перечислить группы препаратов, применяемых при психозах.
Ответ: нейролептики: фенотиозины (алифатические, пиперазиновые, пиперидовые); бутерофеноны; дифенилбутилпиперидины; тиоксантены; бензамиды и др. Атидепресанты: неселективные ингибиторы МАО; ингибиторы обратного захвата моноаминов (трициклические, селективные ингибиторы захвата норадреналина, серотонина, дофамина)
После длительной алкоголизации больной стал слышать “голоса”, которые угрожали ему убийством, называли его пьяницей, издевались над ним. Изредка вмешивался другой голос, который пытался защищать больного. Критика к своему состоянию отсутствует. Поставить диагноз, определить реабилитационную тактику (медикаменты, режим).Ответ: алкогольный галлюциноз. Режим усиленного наблюдения, назначить нейролептики: галоперидол, трифтазин, клопиксол, аминазин, азалептин.
Больной злоупотреблял алкоголем в течение многих лет. Довольно хорошо помнит детство, юность, несколько хуже — события 5-7 лет. Не знает, как зовут его лечащего врача, не помнит, где его койка. Не помнит, что ел на завтрак, но утверждает, что были фазаны и шампанское. Рассказывает, как он принимал участие в штурме Зимнего дворца. У больного отсутствуют сухожильные рефлексы, болевая и температурная чувствительность, парез нижних конечностей. Поставить диагноз. Ответ: Употребления алкоголя с вредными последствиями с развитием полинейропатий и амнестического синдром.
Больной в течение длительного времени ежедневно выпивает до 500—600 г водки, вина, самогона. Утрами всегда чувствует себя плохо: тошнота, головная боль, дрожание рук; то знобит, то “бросает в жар”. Не может приступить к работе пока не выпьет 50—100 г водки. Назвать синдром. Ответ: абстинентный
После двухнедельного запоя в течение двух суток больной не спал, появился вначале безотчетный страх, затем вечером при закрытых глазах видел какие-то страшные морды животных. Ночью вдруг увидел рядом с кроватью “черного человека”, по полу бегали маленькие страшные люди, чудовища. Критики к своему состоянию нет. Все тело дрожит, тахикардия. Поставить диагноз, определить реабилитационную тактику (медикаменты, режим). Ответ: алкогольный делирий. Режим усиленного наблюдения. Лечение: транквилизаторы (феназепам, реланиум, нозепам); дезинтоксикационная терапия, после этого можно назначить нейролептик (галоперидол, хлорпротексен).
Назвать принципы лечения больного с белой горячкой.
Назначить лечение больному алкоголизмом с изменением личности по алкогольному типу. Ответ: психотропные препараты, церебропротекторы, сосудистые препараты, витаминотерапия.
На судебно-психиатрической экспертизе подэкспертный рассказал следующее: “Обычно я могу выпить 300—400 г водки, не пьянея. В тот же день я выпил граммов 50 водки, а дальше ничего не помню. Очнулся уже в милиции”. Из материалов следственного дела известно, что больной после приема 50—60 г водки держался как обычно, только выражение лица было каким-то необычно строгим. Затем, без видимого повода, схватил нож и ударил им своего друга. Поставить диагноз. Ответ: патологическое алкогольное опьянение.
Больной беспокойный, громко кричит, порывается куда-то бежать. Уход за таким больным. Ответ: фиксация, нейролептики с преимуществен с седативным эффектом (аминазин).
Больная заявила, что она великая грешница, что ей не следует жить, что она покончит с собой. Уход за такой больной. Наблюдательная палата, усиленное наблюдение. Антидепрессанты (амитриптилин, анафранил) и возможно назначение нейролептиков (эглонил).
Больной заявляет, что пища отравлена, что он не будет принимать такую пищу. Не принимает пищу на протяжении 3 дней. Уход за таким больным. Ответ принудительное кормление, нейролептики (галоперидол, трифтазин, солиан).
Больной возбужден, пытался покончить самоубийством. Как опасный для себя, был отправлен в психиатрическую больницу. Какие меры должны быть приняты при транспортировке такого больного? Ответ: проведение фиксации и купирование психомоторного возбуждения (аминазин).
Призывник К. работает конюхом. В свое время с трудом окончил 3 класса, с тех пор выполняет несложные сельскохозяйственные работы. В беседе с трудом понимает обращенные к нему вопросы. Из городов назвал “Томск, Колпашево, Шегарка”. Не знает столицу СССР, сколько месяцев в году. Прямой счет до 10 правильный, обратный — с затруднением. Поставить диагноз. Ответ: олигофрения легкой степени.
Призывник с трудом улавливает смысл задаваемых вопросов о месте рождения, социальном происхождении и положении, часто переспрашивает, хотя слышит хорошо. Речь бедная с небольшим запасом слов. Мысль формирует с трудом. Из всех космонавтов знает только Гагарина, из городов назвал Томск, Колпашево. В беседе о рыболовстве (больной сын рыбака и сам рыбак) проявил хорошее знание разных видов рыб. Много рассказал об их повадках, о способах ловли. С горечью отметил, что вода в Оби постоянно загрязняется: “Если так дело пойдет дальше, совсем рыбы не станет”. Поставить диагноз. Ответ: легкая степень олигофрении.
При призыве выяснилось, что призывник с детства страдает какими-то судорожными припадками. Раньше припадки были частыми, теперь—один-два в год. В школе учился плохо, с трудом закончил 3 класса, дублировал 1, 2, 3 классы. В беседе обнаруживается сугубо конкретное мышление, с трудом ориентируется в ситуации, медлителен, мышление вязкое, тугоподвижное. Поставить диагноз. Ответ: эпилепсия.
У солдата второго года службы ночью, по словам дежурного, наблюдался какой-то приступ. Был направлен на экспертизу в госпиталь, где ночью наблюдался еще один судорожный припадок с непроизвольным мочеиспусканием и прикусыванием языка. На ЭЭГ—единичные комплексы “пик-медленная волна”. Поставить диагноз. Ответ: Эпилепсия.
Солдат в части едва не покончил самоубийством. При беседе заявил, что не хочет жить, так как “жизнь совершенно беспросветна”. В психиатрической больнице, куда он был направлен на экспертизу, подавленное настроение спустя 2 недели исчезло. Стал разговорчивым, рассказал о себе следующее: в возрасте 15 лет на протяжении 3 недель у него было “состояние тоски, жизнь была не мила”, наблюдались суицидальные мысли. С того времени 3—4 раза в год такие состояния повторяются, он с трудом заставляет себя продолжать работу и учебу. При призыве в армию скрыл заболевание от врачей, думал, что все пройдет. В психиатрической больнице до этого не лежал, к психиатрам не обращался. Поставить диагноз. Ответ депрессивный эпизод.
Сержант в возрасте 30 лет начал вести себя нелепо: был необоснованно веселым, спал мало, отмечалась повышенная трудоспособность, хотя работу выполнял крайне небрежно. При врачебном обследовании выяснилось, что подобное-состояние отмечается третий раз: одно было 13 лет назад, второе 5 лет назад. Второй приступ был кратковременным, возник во время отпуска из части. Поставить диагноз. Ответ: маниакальный эпизод.
На призыве призывник сообщил, что иногда слышит какие-то “голоса”. Два года назад “Академия наук стала производить надо мной эксперимент: испытывала особый прибор, который замедлял мысли в голове человека на расстоянии, делал телепатов”. Школу бросил в 8 классе, работал пастухом, на голове постоянно носит мокрую тряпку: объяснил, что таким образом “отключается от того прибора”. Сверстники сообщили, что считают его странным, разговоры о приборе объясняют тем, что он начитался научно-фантастических книг. Поставить диагноз. Ответ: шизофрения.
Призывник в детстве перенес какое-то инфекционное заболевание. На протяжении недели была температура, лежал “без сознания”. Из больницы выписался спустя месяц. Учеба давалась с трудом из-за постоянной головной боли. Отмечает, что часто появляется желание куда-нибудь уехать, безразлично куда. Не менее 10 раз в таком состоянии садился в проходящие машины и уезжал в соседние районы, где бесцельно бродил. Возвращался милицией. Неврологически: слабость конвергенции глазных яблок слева, симптом Маринеско—Радовичи с двух сторон. Поставить диагноз. Ответ: резидуально-органические поражение мозга, с преобладанием компульсивные расстройств.
Призывник в возрасте 5 лет перенес какое-то лихорадочное состояние. С тех пор постоянно жалуется на головные боли. С трудом окончил 7 классов. Из характеристики, представленной школой, видно, что у него плохая память и сообразительность, он постоянно отличался драчливостью. Последние 2 года работает трактористом. Поставить диагноз. Ответ: резидуально-органические поражение мозга с интеллектуально-мнестическим снижением и психопатоподобным поведением.
Призывник в 14-летнем возрасте перенес тяжелое отравление окисью углерода. С тех пор отмечается сильная забывчивость. Вынужден был оставить школу. Работает на сельскохозяйственных работах под присмотром матери. Физически крепок. Поставить диагноз. Ответ: лакунарная деменция.
Солдат перенес острое отравление ТЭС. После выписки из госпиталя отмечаются стойкие головные боли, утомляемость. Интеллектуальные функции сохранены. Неврологически: явления вегетативной лабильности. Поставить диагноз. Ответ: постинтоксикационная церебростения.
Матрос береговой службы перенес отравление угарным газом. На протяжении суток отмечалось коматозное состояние, которое сменилось кратковременным эпизодом дезориентировки в окружающем. На 3-й день полностью вышел из психоза. Спустя неделю — здоров, жалоб нет. Неврологически: без отклонений от нормы. Поставить диагноз. Ответ: состояние оглушения или аменции.
Санитар полка последние 2 года систематически злоупотребляет спиртными напитками, крадет медицинский спирт, пьет одеколон. Выражен синдром похмелья: наутро после выпивки не может вести прием, наблюдается крупный тремор пальцев рук, обязательно опохмеляется. Неоднократно давал обещания не пить, но не сдерживал его. Соматически: легкое приглушение тонов сердца, АД— 150/85 мм рт. ст. Поставить диагноз. Ответ: хроническая алкогольная интоксикация, средняя стадия синдрома зависимости от этанола.
Солдат с первых дней службы проявил себя робким, нерешительным, скоро стал предметом насмешек всего взвода, получил обидное прозвище. На обиды реагировал слезами. Панически боялся выстрела, не мог заставить бежать себя по бревну. Из характеристики, присланной из школы, видно, что до призыва проявлял те же черты характера: постоянно подвергался насмешкам сверстников, боялся отвечать на экзаменах. Поставить диагноз. Расстройство личности психастенического круга.
Солдат с самого начала службы проявил себя недисциплинированным: грубил командирам, затевал драки с солдатами. Спустя полгода после начала службы был переведен на работу оператора (работа преимущественно в одиночку) и поведение существенно изменилось, проявил способности к радиотехнике, стал хорошо обращаться с товарищами. Рассказал врачу, что вспыльчив с детства, иногда ему удается подавить свою вспыльчивость, а иногда нет. На военно-психиатрическую комиссию поступил в связи с тем, что в порыве гнева сломал вдребезги сложный прибор, который долго не мог настроить. Поставить диагноз. Ответ: эмоционально неустойчивое расстройство личности.
Солдат с первых дней службы проявил себя недисциплинированным: часто вступал в драки с рядовыми, несколько раз уличен в воровстве. После отбытия наказания на гауптвахте в течение некоторого времени вел себя правильно. Из характеристики видно, что в школе успеваемость и дисциплина были неплохими. Был осужден за кражу, отбывал наказание в колонии, после чего стал наглым, третировал окружающих, особенно если чувствовал, что не встретит отпора. Поставить диагноз, провести экспертизу. Ответ: антисоциальное расстройство личности.
Солдат первого года службы. С детства был “мечтателем”, неуверенным в себе, были навязчивые страхи. В детстве перенес цепочку инфекций, после чего рос физически слабым, учился плохо, так как не мог долго заниматься, начинала болеть голова. Перед призывом работал счетоводом в колхозе, состояние было удовлетворительным. С первых дней пребывания в армии стал предъявлять жалобы на усталость, плохой сон, снижение аппетита. Во время марш-броска не смог вместе с остальными дойти до финиша. При обследовании в госпитале: соматически без отклонений от нормы. Неврологически: тремор пальцев рук, век, неустойчивость в позе Ромберга, равномерное повышение коленных рефлексов, потливость ладоней и стоп, акроцианоз. Дермографизм повышенный, стойкий, разлитой. Несмотря на пребывание в госпитале в течение 3 недель, по-прежнему отмечается плохой сон и аппетит. Поставить диагноз, провести экспертизу. Ответ: неврастения на почве астенической конституции.
Солдат авиачасти при погрузке в самолет уронил на землю авиабомбу. Взрыва не произошло, но был сильно испуган случившимся. После этого появился страх снарядов, бомб, боевых патронов. На учебных стрельбах пытался преодолеть свой страх, но не мог себя заставить взять патроны и зарядить карабин. Больному был предоставлен отпуск, однако по возвращении в часть страх продолжался по-прежнему. Поставить диагноз, провести экспертизу. Ответ: невроз навязчивых состояний.
Водитель танка во время маневров неосторожно вел танк через реку, забуксовал и вынужден был оставить машину. До этого характеризовался командованием как весьма добросовестный и исполнительный воин. Случай сразу же был обсужден на комсомольском собрании в части. Придя с собрания, уселся в углу, на ужин не пошел, на вопросы окружающих не отвечал. На другой день наблюдалась та же картина. После консультации психиатра был направлен в госпиталь. В госпитале продолжает сидеть на одном месте. Выражение лица печальное, на вопросы отвечает не сразу, тихим голосом. Уверяет, что он большой негодяй, что товарищи его пожалели, а он достоин большего наказания. Через неделю под влиянием' терапии состояние стало быстро изменяться. Улучшилось настроение, поблекли идеи самообвинения. Поставить диагноз. Ответ: реактивная депрессия.
Мальчику 6 лет. Год назад перенес массивную психическую травму: пароход, на котором он ехал с матерью и отцом, охватил пожар. С тех пор при любом напоминании ситуации пожара у ребенка возникает приступ страха, длящийся 10—15 мин. При этом мальчик весь дрожит, плачет, отмечается тахикардия, одышка. Приступы вызывают: появление изображения парохода на телеэкране, предложение прокатиться на катере, вид большого костра и т. п. Поставить диагноз, определить реабилитационную тактику. Ответ: обсессивно-фобический невроз, с паническими атаками. Проведение психотерапии.
Девушке 15 лет. Физическое телосложение характеризовалось излишней полнотой, что, начиная с 14-летнего возраста, стало вызывать у девушки кратковременные депрессивные реакции. Часто смотрелась в зеркало, задавала вопросы матери о полноте, избавлении от нее. Затем мать заметила, что девушка не ест мучные и жирные блюда, думая, что ее не видят, выбрасывает их. Стала худеть, потеряла в весе 9 кг. Поставить диагноз, определить реабилитационную тактику. Ответ: нервная анорексия. Атидепресанты, психотерапия.
Мальчику 7 лет. Недавно в семье появился малыш и, естественно, все внимание было переключено на него. В первые же ночи появления второго ребенка у мальчика стало отмечаться недержание мочи. Отмечено, что в гостях у бабушки (в течение недели) и дяди (в течение лета) ночного недержания мочи не отмечалось. При возвращении домой энурез появился снова. Поставить диагноз, определить реабилитационную тактику. Ответ: истерический невроз. Семейная и индивидуальная психотерапия.
Девочка—единственный ребенок у родителей. Ребенок крайне “желанный”: мать долгое время была бесплодной, длительно лечилась по этому поводу. С первых лет жизни ребенок находится в атмосфере заласкивания: любое его желание немедленно удовлетворяется. Если все же ему отказывают, то она падает на пол, кричит, что ее не любят, что родители плохие. Мать часто при гостях демонстрирует мнимые “таланты” дочери: заставляет ее петь, читать стихотворения, тут же восхищаясь необыкновенным талантом ее. При поступлении в школу учителя заметили неправильности в поведении девочки: лживость, стремление быть непременно в центре внимания. Поставить диагноз, определить реабилитационную тактику. Ответ: формируется истерическое расстройство личности. Проведение психотерапии.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление