Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технологическая карта




Сравнение содержания этапов традиционного урока и мастерской

Варианты организации занятий в технологи педагогических мастерских

 

В процессе развития технологии педагогических мастерских появились новые варианты организации занятия, педагоги-практики предлагают модифицировать традиционный алгоритм в зависимости от особенностей материала, который должен быть освоен учениками в рамках занятия:

1. Алгоритм И.А. Мухиной:

Первый этап: Индуктор — первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Создание творческого продукта индивидуально или в групповом взаимодействии. Социализация, т. е. предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение текстов, выставка рисунков и т. п.), соединение индивидуальных результатов, коллективная работа. Промежуточная рефлексия и самокоррекция деятельности. Формирование информационного запроса (выстраивание новых проблем).

Второй этап: Обращение к новой информации и ее обработка. Корректировка творческого продукта или создание нового варианта версии, гипотезы и т. п. Групповая или индивидуальная работа. Социализация. Общая рефлексия и выход на новую систему проблем.

2. Алгоритмы, предлагаемые М. Дюком, А.А. Окуневым, Н.И. Беловой: Первый алгоритм: панель (этап актуализации знаний в данной области, даёт возможность всем желающим высказать свою точку зрения о проблеме, которой будет посвящена мастерская) → выделение проблем →работа с материалом, с литературой →обсуждение в парах →обсуждение в группах → постановка вопросов в группах → представление вопросов классу → выбор проблемы для исследования.

Второй алгоритм: представление проблем → объединение в группы для решения проблем→ каждый представляет группе своё понимание проблемы → каждый формулирует гипотезу решения проблемы→выбор в группе наиболее вероятной гипотезы →планирование и проведение эксперимента по проверке гипотезы → формулирование выводов.

Третий алгоритм: представление результатов работы групп →составление и обмен вопросами по представленным результатам → ответы на вопросы и корректировка результатов→- составление группами серии заданий на применение результатов их поиска→обмен заданиями между группами → знакомство групп с представленными другой группой решениями их задания.

Четвертый алгоритм: индукция - панель - работа с литературой - обсуждение в парах, а затем в группах - постановка вопросов - выбор группой вопроса для исследовательской работы - понимание проблемы каждым - социализация в группе - поиск гипотезы каждым - выбор наиболее вероятной гипотезы в группе - социализация - планирование и проведение эксперимента по проверке гипотезы - представление выводов - коррекция - обмен проблемами - оценка каждой группой представленных им выводов и возможности их использования при решении поставленной проблемы (социализация).

Пятый алгоритм: слово мастера - индивидуальная работа с полученной информацией - работа с литературой - составление и сбор вопросов по изученной теме - выбор вопроса каждой группой - работа с литературой - панель - слово мастера - формулирование выводов - социализация.

Шестой алгоритм: индуктор - создание модели объекта, понятия, действия, схемы, рисунка - описание свойства продукта - обмен описаниями -воспроизведение модели по описанию - обмен построенными моделями -уточнение описания модели - слово мастера - использование на практике каждым из участников группы - обмен заданиями в группе - выделение условий правильного выполнения задания - обмен заданиями и моделями к ним между группами - корректировка моделей.

Седьмой алгоритм: мастер предлагает 2-3 темы - выбор - каждый просматривает литературу по выбранной теме, формулирует проблему исследования - обнародование проблемы - каждый выясняет все, что он знает по этой проблеме – создание групп по схожим проблемам - формулирование обшей темы исследования - создание банка данных - план исследования – работа по плану индивидуальная, парная, групповая - обсуждение в группе – оформление первого результата - представление - каждая группа, после знакомства с результатами исследования других групп, составляет для них задание (мастер также) – работа над заданиями – оформление и представление второго результата исследования – индивидуальное размышление о проблеме – подготовка и оформление индивидуальных результатов.

Восьмой алгоритм: разговор в группах по новой теме – панель – в группах привести пример нового понятия – группы обмениваются примерами, дают их обоснование, предлагают решения проблем, связанных с новым понятием – группы получают свои примеры с обоснованием, которое предложили их соседи – коррекция – группы представляют свои примеры на доске – вопросы других групп – коррекция – группы у доски говорят о тех моментах, которые они исправили – каждый записывает в своей тетради всю необходимую информацию.

При подготовке занятий педагог может использовать уже имеющиеся алгоритмы или разработать свой, комбинируя традиционные этапы мастерской, но важно при этом не нарушать общую логику работы: сначала индивидуально, затем в парах и группах, сохраняя этапы афиширования, разрыва и рефлексии.

Занятия, построенные на основе технологии мастерских, отличаются от традиционных уроков, в приложении представлены примеры мастерских, технологическая карта занятия, сравнительная таблица содержания традиционного урока и мастерской.

 

Материалы к практическим заданиям

М.Г. Сухомлина

Этапы Традиционный урок Мастерская
  Организационный момент и опрос по учебному материалу, который был задан на дом Выполнение задания, связанного с актуализацией знаний учащихся Обогащение знаний с помощью задания, выполненного соседом Корректировка и развитие знаний в процессе общения в четверках
  Объяснение учителем нового материала Выполнение индивидуального задания на обнаружение и фиксацию учащимися их знаний и субъектного опыта в связи с названием новой темы и (или) ее ключевыми словами (в объеме всей новой темы или ее отдельного фрагмента) Выполнение индивидуальных заданий по сопоставлению проявленных знаний и опыта с тем, что представлено в учебниках и других источниках информации. Обсуждение учащимися в четверках результатов этого сопоставления. При этом все члены группы поочередно представляют товарищам свои результаты и используют такие клише: «Я полагал, что…, но на самом деле…», «Мои представления о… пришлось несколько уточнить, так как…», «С тем, что написано в учебнике нельзя согласиться, поскольку…», «То, что написано по поводу … совпадает с моими представлениями, но…» и др. В беседах происходит уточнение тех или иных моментов содержания темы Затем результаты работы каждая группа каким-либо образом предъявляет всему классу
  Закрепление: обычно фронтальный опрос или решение задачи Выполнение заданий на понимание сущности нового материала и (или) на его применение Каждый ученик в четверках получает индивидуальное задание, которое, возможно, является частью общей работы по новой теме. Он его выполняет и затем объясняет суть и свои действия в четверке, причем так, чтобы готов был ответить по этому заданию каждый из учеников четверки. Затем группа каким-либо образом афиширует свою работу Возможно, свою «афишу» вывешивает и учитель Все ходят, обсуждают, выясняют, корректируют свои работы Групповая или фронтальная рефлексия Возможно выполнение контрольных заданий
  Домашнее задание, обычно безальтернативное: параграфы и задачи Предлагается много вариантов домашнего задания, учащиеся выбирают то, что соответствует степени усвоения ими новой темы, интересам и желаниям

 

И.А.Мухина (6)

Технологические этап Действия учителя Действия учащихся
Индукция– создание эмоционального настроя, личного отношения к предмету обсуждения -Нарисуйте познавательный объект. – Запишите вопросы (ассоциации и т.п.)   - Рисуют в тетрадях познавательный объект. – Составляют вопросы.
Самоконструкция Запишите, все, что вы знаете об этом объекте (или определите признаки и т.п.) Записывают все, что знают об этом объекте.
Социоконструкция Организует работу в парах: поменяйтесь тетрадями и посмотрите, что получилось. Подумайте вместе над заданием Работают в парах по заданию
Социализация Объединитесь в группы по четыре человека и поделитесь полученными результатами. Предлагает дополнительные задания. Работают в группах. Выполняют задания.
Афиширование Организует обсуждение полученных в групповой работе результатов. Дает необходимые пояснения по ходу представления. Представляют результаты. Задают друг другу вопросы.
Разрыв Фиксирует внимание на возникших познавательных противоречиях. Организует работу в группах с источником информации, позволяющим разрешить возникшие противоречия. Осознают возникшие противоречия. Работают с источниками информации. Закрепляют и применяют знания.
Рефлексия Инициирует и активизирует рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности Осуществляют рефлексию

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 81; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.