КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Из опыта работы
Мастерские построения знаний и творческого письма: Сочинение-рассуждение «Нужно ли заниматься спортом?» Мастерская Е.В.Долговой
Участники: учащиеся 5,6 классов. Цели мастерской: - совершенствование у школьников умений и навыков построения текста-рассуждения; - подготовка учащихся к самостоятельному рассуждению на заданную тему; - развитие речи учащихся; - формирование у детей культуры здорового образа жизни. Оборудование, оформление: рабочие материалы, музыкальная композиция «Одинокий пастух» Э. Морриконе. Ход занятия. I Мастерская построения знаний «Сочинение-рассуждение как тип речи» Мастер:- Посмотрите друг на друга, на меня, улыбнитесь, можете присесть… 1. «Индукция»/ «наведение». Мастер: - В жизни нередко возникают спорные ситуации, когда каждый считает правильным своё мнение. И тогда очень важно уметь доказать правильность своей точки зрения или установить истину. Для этого существует особый тип речи – рассуждение. - И сегодня мы побываем в двух мастерских. Прочитаем вместе тему «Сочинение-рассуждение как тип речи» - Как вы понимаете тему мастерской? Учащиеся вспоминают структуру сочинения-рассуждения, фразы при построении тезиса, аргументов, вывода. Мастер: - Действительно, мы будем работать над этим типом текста. Попытаемся разобраться в том, по какой схеме строится рассуждение. 2. «Самоконструкция» Мастер: - На какой вопрос отвечает тип речи – рассуждение? Почему? - Вспомните, как строится сочинение-рассуждение? (тезис, аргументы, вывод). - Обратимся к консультанту-языковеду: Что такое тезис, аргументы, вывод? Выступление консультанта-языковеда из числа заранее подготовленных учащихся (приложение 1). 3. «Социоконструкция» Мастер:- Послушайте запись сочинения-рассуждения и обсудите в парах: - В чём убеждён автор? - Какие аргументы приводит автор? Насколько они убедительны? - Как автор делает вывод? 4. «Социализация» Мастер: - Объединитесь в четверки и составьте общую характеристику прослушанного текста. 5. «Афиширование» Мастер: - Огласите результаты вашей групповой работы, используя следующий план: - Какая фраза используется при построении тезиса? - Какие вводные слова используются при построении аргументов? - Какой переход использует автор, чтобы сделать вывод? - Чем по содержанию отличается тезис от вывода? Ученики высказывают свое мнение о средствах, используемых при написании текста-рассуждения. 6 «Разрыв» Мастер:- Вспомним слова, которые помогают организовать, связать части рассуждения, упорядочить ход мыслей. Вам поможет таблица «Средства частей рассуждения». Ученики записывают новую информацию о средствах частей рассуждения в тетради. 7 «Рефлексия» Мастер: - Первая мастерская завершена. Выскажите свои впечатления от нашей работы, начиная свое высказывание со слов: я вспомнил…; я понял…; я буду писать…; мне понравилось… Учащиеся высказывают свои впечатления. Далее следует музыкальная пауза под классическую музыку. II Мастерская творческого письма «Проба пера» Мастер:- И мы перемещаемся в мастерскую творческого письма «Проба пера» 1. «Индукция»/ «наведение» Мастер:- Как вы думаете, что мы будем делать в мастерской «Проба пера»? Ученики высказывают свои мнения, отталкиваясь в своих ответах от значения слов «перо», «доказательство», «точка зрения». Мастер: - Я с вами полностью согласна, венцом мастерской должно стать созданное вами сочинение - рассуждение на тему «Нужно ли заниматься спортом?» - Какие ассоциации возникают у вас в связи с темой сочинения? - О каких двух главных понятиях идёт речь? Ученики отвечают на вопросы. 2. «Самоконструкция» Мастер: - Подберите и запишите в своих тетрадях эпитеты к словам: образ жизни; здоровье; спорт; бассейн; гимнастика; досуг. Мастер: Но прежде обратимся к консультанту-языковеду: Что такое эпитет? 1. «Социоконструкция» Мастер: - Обратимся к печатным материалам (приложение 2). Прочитайте в парах и ответьте на вопросы: - Какова тема текста? - Какой тип речи? - Как вы это поняли? Ученики работают с текстом и ищут ответ на вопросы. 4. «Социализация» Мастер: - А теперь попытаемся все вместе создать текст на тему «Нужно ли заниматься спортом?», используя средства связи частей, материалы вашей индивидуальной и парной работы. Каждая группа сочиняет свою часть общего текста: первая группа построит тезис (прямой ответ на вопрос); вторая группа обсудит и подберет аргументы в пользу спорта (три-четыре разных доказательства); третья группа построит вывод (не забудьте, чем он отличается от тезиса). Ученики в группах составляют свои части текста-рассуждения. 5. «Афиширование» Мастер: - А теперь по очереди прочитайте, что у вас получилось. Ученики зачитывают результаты групповой работы. 6. «Разрыв» Мастер: - Мы с вами многое сделали для того, чтобы каждый успешно написал сочинение-рассуждение на тему «Нужно ли заниматься спортом?». - Но послушайте рекомендации языковедов в шуточном стихотворении и ответьте на вопрос: О чем они нам напоминают? «Люблю я майскую грозу в начале мая, Когда весной весенний первый гром, Как бы резвяся и в игру играя, Грохочет в небе голубом. Еще люблю, когда холодные морозы Покроют льдом, заледенят карниз, Снежинки с неба падают, как слёзы, На землю приземляясь сверху вниз. Но более всего предпочитаю осень, Когда плодами всё плодоносит, И в сенокос косою сено косят, И масло масляное на столе стоит» (3) Учащиеся вспоминают, что следует не допускать тавтологии. Мастер: - Обратимся за комментарием к консультанту-языковеду (приложение 1). «Самоконструкция» Мастер: А теперь приступаем к собственному творческому письму. Запишите вид работы и тему сочинения-рассуждения. Учащиеся пишут свой текст-рассуждение (включается музыкальное сопровождение). «Афиширование» Мастер: - Работа окончена. Заслушаем несколько работ. Ученики из числа желающих зачитывают свои тексты.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 80; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |