КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблемно-тематический день
Переход на ФГОС общего образования предусматривает существенные измения в определении результатов образования, организации образовательного процесса, связанные с реализацией системно-деятельностного, индивидуально-ориентированного, рефлексивного, интегративного и других современных подходов, что требует использования новых технологий. Кроме того, в ФГОС по-новому обозначено место внеурочной деятельности школьников, которая является продолжением учебной деятельности и в то же время принципиально отличается от нее. В этой связи эффективным способом организации внеурочной деятельности детей, а также ярким, убедительным средством внешней и внутренней интеграции являются проблемно-тематические дни (автор Л.В.Байбородова), которые получили распространение в последние годы в ряде школ. Они могут проводиться в классном коллективе, а также во всей школе. Планирование, подготовка, проведение, подведение итогов такого дня позволяют включить каждого ребенка в различные виды деятельности и обеспечить его занятость во внеурочное время творческой и продуктивной работой. Отличительные признаки проблемно-тематического дня: - наличие актуальной проблемы, которая чаще всего представлена в виде вопроса, решение которого связано с поиском информации самими детьми в течение подготовки и проведения дня; - общая проблема может разбиваться на подвопросы, каждый из которых рассматривается детьми самостоятельно за отведенный промежуток времени (на занятии, экскурсии, встрече, дискуссии, после уроков, дома и т.п.); - целостность дня, т.е. подчиненность проблеме, его интегративный характер, когда явно отсутствуют разграничение учебных предметов, учебных занятий и воспитательных мероприятий, а каждый этап дня, каждое действие детей соответствуют поставленной проблеме; - гибкость в организации дня, отсутствие жестких временных и организационных рамок; в этот день проводятся не занятия по расписанию, а встречи детей, педагогов, родителей, специалистов по обсуждению конкретных проблем, время и место проведения которых строго не ограничивается, а гибко регулируется в зависимости от объема обозначенных детьми вопросов; - значительную часть дня составляют импровизация, творчество, обсуждения, практическая деятельность детей, проектная и исследовательская работа; - в подготовке и проведении дня участвуют родители, местные специалисты и жители, учащиеся старших классов, выпускники, учащиеся из других школ. Назовем принципы организации проблемно-тематического дня: -о пора на личный опыт детей; с оциально-практическая направленность деятельности детей; - разнообразие и вариативность, направленные на создание эмоциональной атмосферы, развитие активности детей; - комфортность и естественность образовательной среды; -добровольность участия ребенка в обсуждении проблемы и деятельности; -создание ситуаций успеха и экспериментирования; -возможность двигаться своим путем и темпом. Как определяется тематика проблемно-тематических дней? У такого дня должно быть яркое, привлекательное название, отражающее главную идею, значимую для детей и обозначающую их позицию. При определении тематики и содержания тематических дней учитывается следующее: - воспитательные задачи школы, образовательная программа и план внеурочной деятельности детей; - содержание учебного материала по различным дисциплинам и на разных ступенях обучения; - интересы и потребности детей; - актуальность проблем города, села, региона, страны; - предложения родителей, проблемы, которые их волнуют; - текущие проблемы и ситуации. Взрослые и дети вместе осуществляют поиск тем и проблем для обсуждения. Возможны разные подходы к определению содержания таких дней. 1. Определяется тема, а затем проблемы, которые будут обсуждаться. Например, проблемы тематического дня «Я и вода» в Плещеевской основной школе Ярославской области были следующими: - Какую воду мы пьем? (обсуждение сопровождалось исследованием состава воды из разных местных источников и разработкой рекомендаций по ее очистке и употреблению) – материал химии и биологии; - Как защитить внутренние воды своего региона? (проводилась очная и заочная экспедиции по рекам и озерам, конкурсы, викторина, защита проектов) – география, ОБЖ; - Сколько стоит вода? (учащиеся решали практические задачи по употреблению воды и определению способов ее экономии) – физика, биология, экономика; - Как вести себя на воде? (обсуждались вопросы, с которыми могут столкнуться дети, находясь на реке, озере, разыгрывались ситуации, проводились конкурсы) – физкультура, ОБЖ, биология. Завершался день творческой встречей с местными поэтами, художниками, интересными людьми поселка, на которой было представлено детское творчество (рисунки, стихи, сочинения по теме дня), создавались совместные экспромтные творения детей и взрослых. В этом случае используется соответствующий учебный материал из разных дисциплин при рассмотрении конкретной проблемы. 2. Определяется проблема дня с учетом темы какого-либо предмета, а затем проводятся учебные занятия по всем остальным предметам, при этом на каждом занятии разбирается аспект этой проблемы. За основу планирования дня берутся темы по образовательным стандартам учебных дисциплин и наполняются содержанием с учетом проблемы. Например, проблема дня связана с темой курса «Окружающий мир» и посвящена животным: «Почему их называют нашими меньшими братьями?» Соответственно на русском языке отбираются связанные с этой проблемой тексты, на математике - задачи, чтении – рассказы и т.п. После уроков организуется трудовой десант, связанный с заботой о животных, или проектная деятельность по разработке живого уголка, проведению акций защиты животных. 3. Определяется тема и соответственно ей ряд практико-ориентированных проблем, которые полезны и интересны самим детям и их родителям, при этом учебный материал используется в интегрированном виде безотносительно к какой-либо теме образовательного стандарта по предмету. Примером является проблемно-тематический день «Один день из жизни семьи»: - «Ремонт в доме». - «Мой дом – моя крепость». - «Самая нужная вещь в доме». - «Выращивание культурных растений». - «Герб моей семьи». - «Читаем всей семьей». Возможны и другие варианты определения содержания проблемно-тематического дня. Так, например, в одной из школ был проведен день «Крепка семья – крепка держава», в ходе которого на каждом учебном предмете рассматривалась конкретная проблема, связанная с этой темой (см. схему 1). Схема 1 Порядок определения содержания дня Покажем это на примере нескольких предметов (см. таблицы 23,24, 25)
Таблица 23 Физкультура – Как сохранить и улучшить здоровье семьи?
Таблица 24 Математика – Как улучшить благосостояние семьи?
Таблица 25 Литература - Как найти нравственную опору для семьи
В любом случае, в любом варианте содержание проблемно-тематического дня, как уже отмечалось, определяется в результате совместного планирования детей и взрослых. Как часто проводятся проблемно-тематические дни? Решение этого вопроса, прежде всего, зависит от опыта педагогов, их подготовленности, понимания сути проблемно-тематического дня. Некоторые педагоги планируют проведение таких дней один раз в месяц или четверть, объясняя это сложностью подготовки. На первый взгляд проведение подобных дней требует больших затрат усилий и времени педагогов. Такое ощущение возникает в том случае, если учитель все пытается сделать сам, и склонен к заранее заготовленному сценарию, разработанному детально, где дети выполняют его замыслы. Если педагог работает в режиме развивающего обучения, способен к импровизации, привлечь к активной работе родителей, других специалистов, он не будет писать сценариев, а выступит в роли организатора и координатора деятельности взрослых и детей. В этом случае логично каждую неделю посвящать конкретной проблеме и завершать единым проблемно-тематическим днем. Такое построение образовательного процесса вполне соотносится с идеями образовательного стандарта второго поколения. Например, учителями начальных классов разработана примерная тематика и структура таких дней на весь год. По каждому из направлений: «Я и мое село», «Я и моя семья» - определены более 30 тем-проблем, что позволяет педагогам совместно с родителями и детьми делать выбор общей темы или проблемы на весь год и конкретного дня. Регулярность проведения дней зависит также от возможностей детей и семей, сложности рассматриваемой проблемы. Этапы деятельности педагога при подготовке и проведении проблемно-тематических дней. 1. Изучение педагогом образовательного стандарта, возможностей и особенностей детей, семей и условий, ресурсов социальной среды. 2. Анализ собранной информации, выбор возможного направления и вариантов проведения проблемно-тематический дней. 3. Разработка методики коллективного планирования проблемно-тематического дня, определение способов проведения своих замыслов через детей и родителей. 4. Подготовка актива родителей и детей для организации работы групп в процессе коллективного планирования. 5. Коллективное планирование дня с участием детей и родителей – сбор предложений детей и родителей. 6. Отбор идей и составление проекта дня с активом детей и родителей. 7. Обсуждение проекта дня с его участниками. 8. Составление плана подготовки и проведения дня. 9. Распределение обязанностей, выбор участниками видов деятельности и форм участия в подготовке и проведении дня. 10. Подготовка дня, проведение подготовительных мероприятий (экскурсий, встреч, конкурсов, занятий, выполнение проектов и др.). 11. Приглашение гостей. 12. Проверка готовности организаторов и участников дня. 13. Проведение дня. 14. Изучение результатов проведенной работы на этапе подготовки и проведения дня и их анализ. 15. Коллективный анализ итогов дня, определение идеи, проблемы следующего дня. 16. Самоанализ дня педагогом, определение педагогических задач и возможных проблем следующего дня. Таким образом, можно представить циклично процесс организации проблемно-тематических дней, когда в результате анализа проведенного дня рождаются идеи следующего, и педагог вместе с детьми и другими участниками проходит путь создания нового и важного события в коллективе. Можно предложить следующую примерную структуру проблемно-тематического дня. 1. Открытие дня, включающее создание проблемной ситуации, средства, обеспечивающие мотивацию на проведение дня, знакомство с планом и правилами дня. Полезно пригласить специалиста, который даст важное задание, подвести итоги конкурсов, проведенных на этапе подготовки, представить результаты экскурсий, выполнение проектов, открыть выставки и пр. 2. Проведение занятий образовательного характера по решению конкретных проблем. Это, как правило, 2-4 занятия, содержание которых связано с содержанием учебных дисциплин и в то же время дополняет и расширяет его. Время занятий не должно строго регламентироваться, оно определяется завершенностью решения поставленной задачи. 3. Проведение воспитательного мероприятия, содержание которого, как правило, определяется потребностями, интересами детей и родителей, и проходит в виде праздников, игр, конкурсов; выполнение или представление проектов, творческих работ. Это должно быть яркое, эмоциональное завершение основной части дня. 4. Проведение итоговой дискуссии, обсуждения по проблеме дня. Очень важно еще раз вернуться к главной проблеме дня и проверить, что в конечном итоге присвоено детьми, расставить главные акценты, определить жизненные ориентиры. С этой целью целесообразно провести дискуссию по острым, противоречивым проблемам, обсудить программу действий по решению проблем, выполнить яркое творческое задание (сочинить стихи, придумать девиз дня, изобразить, театрализировать и т.п.) с учетом интересов и потребностей детей, особенностей сельского социума. Возможно завершение дня экскурсией, встречей с интересным человеком, презентацией результатов исследований, решением практической задачи, обсуждением проблемных вопросов. 5. Подведение итогов, анализ дня. Рефлексия. В зависимости от ситуации данный этап может проводиться в тот же день, либо на следующий. Все зависит от содержания дня, его организации, настроения участников. Этот этап может быть посвящен награждению, высказыванию мнений и оценок о проведенной работе. Особое внимание уделяется каждому ребенку, его суждению о прожитом дне, себе, своих товарищах. По мере накопления опыта проведения проблемно-тематических дней будет возрастать самостоятельность детей, формироваться субъектная позиция учащихся. Проблемно-тематический день как комплексное мероприятие, организованное педогогами, должно приобрести явные черты коллективного творческого дела, созданного совместными усилиями взрослых и детей, в котором учащиеся будут организаторами своей собственной деятельности, а педагог займет позицию рядового участника, «первого, среди равных». Таким образом, проблемно-тематический день является не только эффективным средством интеграции, но и рациональным способом решения проблемы организации внеурочной деятельности детей в школе. Завершая раздел, подчеркнем, что школьная практика богата различными способами и средствами интеграции общего и дополнительного образования, урочной и внеурочной деятельности, которые коллектив обоснованно выбирает.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 81; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |