КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Использование приемов психофизиологического воздействия с учетом личностных особенностей при подготовке стоматологических больных к лечению.
Значение учения о высшей нервной деятельности для стоматологической практики. Условно- и безусловно рефлекторные изменения в деятельности внутренних органов при стоматологических вмешательствах. Роль мотивации страха в формировании поведения стоматологических больных. Физиологические основы психических функций человека. Высшая нервная деятельность ИНТЕГРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА Тесты для проверки знаний по теме «ФИЗИОЛОГИЯ НОЦИЦЕПЦИИ»
305. НОЦИЦЕПТОРЫ - ЭТО РЕЦЕПТОРЫ,.... 1. Воспринимающие боль; 2. Препятствующие развитию боли; 3. Воспринимающие растяжение и локализующиеся в связках и мышцах.
306. С КАКИМИ ОБЛАСТЯМИ МОЗГА СВЯЗАНО ФОРМИРОВАНИЕ БОЛИ? 1. С корой головного мозга; 2. Лимбической системой; 3 Таламусом,
307. СОГЛАСНО ЗАКОНУ ВЕБЕРА- ФЕХНЕРА ОЩУЩЕНИЕ: 1. Увеличивается прямо пропорционально силе раздражения; 2. Уменьшается пропорционально логарифму интенсивности раздражения; 3. Увеличивается пропорционально логарифму интенсивности раздражения.
308. СУЩНОСТЬ АДАПТАЦИЯ РЕЦЕПТОРА ПРИ ДЛИТЕЛЬНОМ ВОЗДЕЙСТВИИ НА НЕГО РАЗДРАЖИТЕЛЯ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В.... 1. Увеличении латентного времени возбуждения; 2. Увеличении возбудимости рецептора; 3. Уменьшении возбудимости рецептора.
309. СПОСОБНОСТЬ РЕЦЕПТОРОВ ПРИСПОСАБЛИВАТЬСЯ К ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩЕМУ РАЗДРАЖИТЕЛЮ НАЗЫВАЕТСЯ: 1. Кодированием; 2. Модальностью; 3. Адаптацией.
310. К РЕЦЕПТОРАМ, КОТОРЫЕ ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ОБЛАДАЮТ АДАПТАЦИЕЙ, ОТНОСЯТСЯ... РЕЦЕПТОРЫ. 1. Тактильные; 2. Болевые; 3. Температурные; 4. Вестибулярные.
311. ЧАСТОТА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИМПУЛЬСОВ В РЕЦЕПТОРАХ В ПРОЦЕССЕ ИХ АДАПТАЦИИ 1. Увеличивается; 2. Не меняется; 3. Уменьшается.
312. ОСОБЕННОСТЬЮ БОЛЕВЫХ РЕЦЕПТОРОВ ЯВЛЯЕТСЯ: 1. Высокая хемочувствительность; 2. Отсутствие адаптации; 3. Многообразие строения.
313. АДЕКВАТНЫМ РАЗДРАЖЕНИЕМ НОЦИЦЕПТОРА ЯВЛЯЕТСЯ: 1. Любое повреждение ткани; 2. Такое повреждение тканей, при котором из клеток выделяются особые алгогенные химические агенты; 3. Чрезмерная сила любого раздражителя (физического, электрического, химического). 4. Все перечисленное. 5. Пункты 1 и 2
314. КАКИЕ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ВЕЩЕСТВ НЕ ОТНОСЯТСЯ К АЛГОГЕННЫМ? 1. Гистамин, ацетилхолин; 2. Брадикинин, субстанция P; 3. Простагландины, ионы К + и Н+; 4. Адреналин, ионы Са++.
315. МОЖЕТ ЛИ ВОЗНИКАТЬ БОЛЕВОЕ ОЩУЩЕНИЕ ПРИ ЧРЕЗМЕРНОМ РАЗДРАЖЕНИИ ДЖРУГИХ РЕЦЕПТЛОРОВ? 1. Может; 2. Не может,
316. ИНТЕНСИВНОСТЬ БОЛЕВОГО ОЩУЩЕНИЯ ОСЛАБЛЯЕТСЯ ЗА СЧЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: 1. Антиноцицептивной системы; 2. Адаптации рецепторов; 3. Лимбической системы мозга.
317. МЕХАНИЗМЫ АНТИНОЦИЦЕПЦИИ СВЯЗАН С СИНТЕЗОМ В МОЗГЕ 1. Экзогенных опиатов; 2. Эндорфинов и энкефалинов 3. Простагландинов и кининов . 318. УЧАСТВУЮТ ЛИ В РАБОТЕ АНТИНОЦИЦЕПТИВНОЙ СИСТЕМЫ АДРЕНЕРГИЧЕСКИЕ И ХОЛИНЕРГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ? 1. Участвуют; 2. Не участвуют
319. МОЖНО ЛИ С ПОМОЩЬ. ГИПНОТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ СНИЗИТЬ ИНТЕНСИВНОСТЬ БОЛЕВЫХ ОЩУЩЕНИЙ? 1. Можно; 2. Нельзя; 3. Можно только при небольшой боли.
Психо-эмоциональное напряжение у больных при лечении стоматологических заболеваний. Особенности психо-эмоционального состояния больных с повреждениями и дефектами челюстно-лицевой области.
Любая стоматологическая манипуляция представляет собой сложный эмоционально-болевой фактор, который может изменять функциональное состояние организма, и, в частности, сердечно-сосудистой системы. При этом влияние психоэмоционального фактора на функцию сердца может быть более существенным, чем влияние, которое оказывает само лечение или болезнь. В условиях амбулаторной стоматологической практики осложнения со стороны системы кровообращения встречаются нечасто. Однако предвидеть возможные осложнения и уметь их преодолеть должен каждый врач-стоматолог. Особое внимание врач должен уделять пациентам с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Профилактика осложнений, возникающих в результате эмоционального стресса осложнений требует поведения мероприятий, в первую очередь направленных на устранение эмоционального напряжения и боли. Отрицательные эмоции вызывают значительное повышение артериального давления, особенно у больных гипертонической болезнью. У таких больных отмечаются выраженные гемодинамические сдвиги не только ответ на стоматологическое вмешательство, но и на его ожидание, что объясняется повышенной психоэмоциональной возбудимостью и лабильностью нервных центров, регулирующих кровяное давление. Нередко психоэмоциональное возбуждение может приводить к нарушениям мозгового кровообращения и обмороку. При подобных осложнениях врач должен уметь оказать неотложную помощь. Многие больные (до 90%), обращающиеся за помощью к стоматологу-ортопеду, также испытывают во время приема эмоциональное напряжение. Основной причиной его является ожидание боли, навеянное неприятными воспоминаниями о ранее перенесенных стоматологических операциях. Кроме того, эмоциональное напряжение может возникать как следствие тревоги и за исход протезирования. Особенно съемными протезами (плохая фиксация, трудности привыкания к нему, а также неблагоприятное впечатление, которое съемные протезы могут вызывать у членов семьи или других людей). Естественно, что эмоциональное напряжение проявляется неодинаково в различном возрасте, у здоровых лиц, и у лиц с пограничными психическими расстройствами, а также при первом или повторном обращении за ортопедической помощью. Заболевания органов челюстно-лицевой области сопровождаются выраженным болевым синдромом. Кроме того, различные манипуляции в полости рта, проводимые врачом с лечебными целями, также могут вызвать чувство боли. Вследствие этого у больного формируются патологические рефлексы, сопровождающиеся тревогой и страхом. Страх перед болью особенно стойко сохраняется в памяти, и больные начинают избегать посещения стоматологических кабинетов. Некоторые пациенты предпочитают удалять больные зубы, а не лечить их с применением бормашины, страх перед которой часто возникает еще в раннем детстве. В формировании болевых ощущений играют роль два фактора: страх больного перед стоматологическими манипуляциями и действительная чувствительность тканей зуба. Поэтому только изолированное воздействие на болевой фактор путем применения местно анестезирующих средств не может решить вопроса обезболивания. Не случайно в настоящее время хирургическому вмешательству предшествует тщательная медикаментозная премедикация. Она преследует цель ослабить реакцию больного на предстоящую операцию, снизить порог болевой чувствительности, предотвратить возникновение патологических вегетативных рефлексов. Часто в стоматологическом кресле у больного проявляется сильная скованность и мышечная напряженность, которые также возникают из-за чувства страха перед стоматологическими манипуляциями. Это затрудняет проведение лечебных мероприятий в полости рта. В таких случаях особенно возрастает роль врача-стоматолога, владеющего приемами психотерапевтического воздействия на человека. Эмоциональное и физическое напряжение – нежелательное состояние, особенно для лиц с ишемической болезнью сердца, а также страдающими нарушениями мозгового кровообращения, гипертонической болезнью, диабетом, неврозами, психопатиями и т.п. Кроме того, возникающее нередко у таких людей психомоторное возбуждение мешает проведению врачебных манипуляций, моет способствовать возникновению трав языка, щеки, губ. Все это заставляет врачей изучать симптоматику эмоционального напряжения, учиться распознавать и искать способы снятия и предупреждения этого состояния. Для этого используют психотерапевтические, психомедикаментозные и физиотерапевтические воздействия, которые излагаются в курсе ортопедической стоматологии. Следует особенно подчеркнуть, что любая психотерапевтическая подготовка к стоматологическому вмешательству обязательно должна учитывать индивидуальные, личностные качества пациента. Психотерапия в стоматологии – это прежде всего предупреждение и устранение чувства страха. Для ликвидации напряженности, скованности и страха необходимо использовать отвлекающие приемы (внешнее торможение), например, интересные для больного беседы. В некоторых случаях только сообщение о том, что «больно не будет», приводит к снижению психоэмоционального напряжения у пациента. С больным следует разговаривать спокойно, но в то же время решительным тоном. От спокойствия и решительности врача зависит исход лечения. Разговор о необходимости и целесообразности предстоящих манипуляций нужно вести с учетом индивидуальных особенностей больного (профессия, уровень общего и медицинского образования, состояние нервно-психической сферы). Правильно проведенная беседа, наглядные примеры способствуют верной ориентации больного в намеченном плане лечения и снижают нервно-психическое напряжение. В некоторых случаях показано назначение психотропных средств, которые ослабляют чувство страха. Тревоги, делают больного более доступным к лучшему и быстрому контакту с врачом. Врач обязан руководствоваться также тем, что лечение стоматологических больных должно не только приводить к восстановлению нарушенных функций, но и создавать косметический эффект. Это повышает трудоспособность больных и расширяет возможность общения их с коллективом. Врач всегда должен помнить об особенностях состояния больных, посещающих стоматологические кабинеты. Известно, что в процессе филогенеза наряду с приспособлениями к внешней среде в организме сформировалась собственная внутренняя среда, обладающая относительным постоянством (гомеостаз). С этих позиций все методы лечения являются своего рода агрессией, направленной на изменение гомеостаза. В результате агрессии в организме мобилизуются компенсаторные, защитные механизмы, направленные на восстановление нормальной взаимосвязи с внешней средой. Мобилизация защитных сил требует большого напряжения функций органов и систем, на которые затрачиваются энергетические ресурсы организма. Повторение стрессовых ситуаций может привести к развитию патологических состояний и болезней, поэтому их устранение есть по существу избавление организма от патогенного фактора. В роли агрессора наравне с физическим фактором часто выступает психо-эмоциональный. Он нередко способен вызвать более значительные и глубокие изменения функционального состояния организма, чем факторы физического воздействия. Страх, обусловленный ожиданием стоматологического вмешательства, и присутствие больного в стоматологическом кабинете вызывает «вегетативную бурю», приводящую к нарушениям функций жизненно-важных органов и осложняющих течение анестезии и оперативного вмешательства. Изменяются порог чувствительности, и степень переносимости боли, повышаются ответные реакции на тактильные и болевые раздражения, создаются предпосылки неадекватной реакции организма на внешние факторы Прямой зависимости между характером вмешательства, степенью болевых ощущений при лечении зубов, внешним поведением и данными, характеризующими степень функциональных изменений этих систем, не обнаружено. Следует отметить, что поведение пациентане всегда коррелирует с вегетативными реакциями организма. Вместе с тем не зарегистрировано ни одного случая, когда беспокойное поведение пациента не сопровождалось бы значительными функциональными сдвигами в деятельности различных систем. Необходимо помнить, что слово, являясь раздражителем второй сигнальной системы, может очень сильно воздействовать на организм. Благодаря коммуникативной функции речи возможна высшая форма общения между людьми. В процессе речевого общения людей речь может выполнять и регуляторную функцию, поэтому стоматологические больные с нарушением речеобразования находятся в особом психоэмоциональном состоянии. Это обусловлено также тем, что некоторые стоматологические заболевания (частичная или полная потеря зубов, травмы челюстей и др.) значительно изменяют облик больного, что в эстетическом отношении имеет немаловажное, а подчас и решающее значение для представителей некоторых профессий (артисты, педагоги, врачи, общественные деятели и пр.). Врач всегда должен помнить, что психика больного очень лабильна, поэтому значение слова и интонации голоса врача могут иметь большое значение в формировании настроения и поведения больного. Благодаря особенностям ВНД и психики у больного формируется определенное отношение к своему состоянию, а также к стоматологическим заболеваниям. Это влияет на посещаемость стоматологических поликлиник, эффективность терапевтических мероприятий и сроки адаптации при ортопедическом лечении.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 51; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |