КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Работа с безработными
Потеря работы всеми людьми переносится довольно тяжело. Даже если человек обеспечен и не боится остаться без каких-либо средств к существованию, он с трудом переносит свою невостребованность [8, 25, 26]. Зарождение рыночных отношений в России способствовало возникновению характерных экономических проблем в социально-трудовой сфере: потере таких свойств экономики как стабильность, устойчивость; временное отсутствие заработной платы или нестабильность ее выплаты; дефицит рабочей силы сменился дефицитом рабочих мест. Остро переживая потерю работы, многие из людей не могут привыкнуть к необходимости периодической смены места работы (банкротство фирмы или банка, контрактная система трудоустройства) или вообще смены профессии (уход из производственной сферы в торговлю, посредничество). Безработицу определяют различные факторы: научно-технический прогресс обусловливает сокращение, прежде всего, работников ручного труда; структурные изменения в экономике вызывают уменьшение числа занятых в отдельных отраслях производства; в условиях обострения экологических проблем закрывается часть производств, обеспечивавших в прошлом большое количество рабочих мест и т.п. В переходный период в России на первый план выступают факторы, обусловленные характером складывающихся рыночных отношений. Среди них: приватизация, акционирование предприятий, аренда; ликвидация или сокращение числа убыточных и нереспектабельных предприятий; резкое падение производства (до 50% и более в разных отраслях); конверсия военного производства и сокращение вооруженных сил. В этой связи особенно актуальным становится изучение современных политических и экономических процессов, связанных с изменениями на рынке труда, а также причин и последствий роста безработицы и психологических особенностей социальной работы с безработными гражданами. Основным нормативно-правовым актом в сфере занятости служит Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. Данный документ определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы. Согласно ст. 1 занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход. Безработица (ст. 3) – это сложное социально-экономическое явление, не позволяющее части экономически активного населения, желающего работать на условиях найма или создания собственного дела, реализовать (применить) свою рабочую силу из-за отсутствия подходящих рабочих мест (предложений) и лишенной вследствие этого основного дохода (заработной платы). В соответствии с определением Международной организации труда (МОТ) безработица рассматривается как потеря заработков в связи с тем, что человек, способный трудиться, готовый трудиться и действительно ищущий работу, не имеет возможности получить подходящую должность. Безработными являютсялица в возрасте экономической активности населения (15-72 года), не участвующие в общественном производстве в течение определенного периода и соответствующие во время обследования трем критериям: а) не имеют работы (доходного занятия); б) занимаются поиском работы в течение четырех недель, предшествующих неделе обследования; в) готовы приступить к работе в течение двух недель с момента проведения обследования. В нашей стране безработными считаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (трудового дохода), проживающие на территории России, зарегистрированные в органах службы занятости по месту жительства с целью поиска подходящей работы и готовые приступить к ней. Безработными не могут быть признаны: - граждане, не достигшие 16-летнего возраста; - граждане, которым в соответствии с законодательством назначена трудовая пенсия по старости или инвалидности, кроме инвалидов группы; - те, кто в течение 10 дней после обращения в службу занятости отказался от двух вариантов подходящей работы, а впервые ищущие работу и не имеющие специальности (профессии) — после двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной работы, в том числе временного характера; - лица, представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения для признания их безработными; - трудоспособные граждане, проходящие очный курс обучения. Вынужденная бездеятельность ведет к появлению социальной напряженности в обществе, к снижению моральных устоев, приводит к потере профессиональных навыков и т.д. Анализ статистических данных показывает, что наиболее незащищенной на рынке руда оказывается молодежь. Данное обстоятельство может крайне отрицательно повлиять на социальный климат в стране в будущем. Экономисты рассматривают безработицу как естественную и неотъемлемую часть рыночного хозяйства. Определены основные виды безработицы по существенным характеристикам-м причинам и продолжительности. Причины возникновения позволяют выделить фрикционную, структурную и циклическую безработицу. [25]. Фрикционная безработица — это не занятость в период перехода трудящегося с одного места работы на другое, носящая временный характер. Данный вид безработицы объективен и определяется свободой выбора рода деятельности и места работы человека. Это может быть запланированный переход, когда человек добровольно в связи с определенными личными потребностями меняет род деятельности. На рынке труда фрикционная безработица является определенным балансом между спросом и предложением, когда уровень профессиональной подготовки работников, находящихся в положении таких безработных, отвечает запросам производства и работодателей. Чаще всего инициатива увольнения исходит от самого человека, т. е. по существу фрикционная безработица является добровольной, а возникающая при этом не занятость не вызывает психологического дискомфорта. Она дает возможность к более рациональному распределению трудовых ресурсов и при этом повышает уровень благосостояния. Структурная безработица — это отсутствие достаточного спроса на отдельный вид труда в данной отросли хозяйственной деятельности. В определенный период времени в структуре потребительского спроса происходят существенные изменения, которые влияют на структуру общего спроса, в том числе и на работников. Развитие экономики влечет за собой внедрение более прогрессивных технологий, создание новых товаров и услуг, а значит, и соответствующие структурные изменения производства. Структурные безработные вряд ли смогут получить работу без соответствующей переподготовки. Работодатель осуществляет набор и обучение кадров, занимается повышением квалификации имеющихся работников, хотя часть сотрудников может быть не востребована. Технический прогресс на определенных стадиях развития экономики и производства вытесняет ряд профессий с рынка труда, что вполне закономерно. В данном виде безработицы предложение не отвечает спросу, что и приводит к определенному дисбалансу между ними. Люди, медленно реагирующие на потребности рынка, чаще всего попадают в состав безработных. Инициатором увольнения в структурной безработице чаще всего выступает работодатель. Следовательно, можно определить существенное различие между фрикционной и структурной безработицей: в первом случае безработный имеет все возможности для будущего трудоустройства, тогда как во втором — безработные нуждаются в обязательной подготовке, переподготовке или переобучении. По мнению большинства ученых, совокупность структурной и фрикционной безработицы определяет уровень естественной безработицы, т.е. тот минимальный критерий, ниже которого невозможно опуститься и который соответствует понятию полной занятости. Циклическая безработица — это отсутствие достаточного спроса на труд вообще, она обусловлена спадом производства товаров. Масштабы и продолжительность данной безработицы достигают своего пика при кризисе экономики и минимальны при ее подъеме. Данная безработица создает серьезные проблемы на рынке труда, так как в условиях экономического спада, когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, уровень занятости сокращается, а безработица растет. Снижение ее влечет за собой существенные финансовые вливания со стороны государства. Наиболее эффективной была бы разработка и принятие специальной программы по обеспечению занятости населения, субсидированная государством и носящая комплексный характер. Одной из разновидностей безработицы является сезонная незанятость, которая связана с временным характером выполнения определенных видов деятельности. По форме проявления она схожа с циклической, когда в определенный период (сезон) происходит большой набор кадров, а в случае свертывания работы – их массовое увольнение. Вместе с тем она похожа на фрикционную, так как носит добровольный характер. Уровень показателей сезонной безработицы можно определить с большой степенью точности, так как она повторяется каждый сезон; регулярный анализ помогает предположить возможные последствия. К сезонной занятости относят: рыболовство, сбор ягод, грибов, сплав леса и многое другое. Работники предприятий трудятся несколько недель или месяцев в году и резко сокращают или прекращают свою деятельность в остальное время. Неэффективное использование человеческого ресурса ведет к появлению частичной, или скрытой безработицы, когда для сохранения кадров работодатель предоставляет им возможность работать неполный рабочий день или неделю. Для измерения безработицы как явления существуют два основных показателя: 1) уровень безработицы – отношение количества безработных к общей численности экономически активного населения (в процентах); 2) продолжительность безработицы – время пребывания в качестве безработного. Учетом безработных в нашей стране занимаются Госкомстат и Государственная служба занятости. Численность безработных определяется на основе данных о их добровольной регистрации в районных и городских отделениях Государственной службы занятости. Госкомстат дает заключение на основе выборочного обследования занятости населения, исходя из его общей численности. Для создания эффективных условий обеспечения занятости, решения адресных проблем безработного и членов его семьи созданы службы занятости, осуществляющие комплексное регулирование вопросов трудовой сферы. Федеральная служба занятости России была создана в 1991 г. в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» в качестве организационно-самостоятельной службы на территории России. Ее региональные представительства являются структурными подразделениями соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. С 1996 г. регулированием всех сторон трудовой сферы занимается Министерство труда и социального развития Российской Федерации. В его задачи входят: выработка активной политики занятости, управление национальной системой службы занятости, разработка и финансирование государственных программ содействия занятости населения, контроль за деятельностью системы службы занятости и др. Одним из эффективных средством социальной защиты занятого населения в условиях рыночной экономики во всех странах является страхование от безработицы. В России в соответствии с действующим законодательством государство гарантирует: - свободу выбора рода деятельности, в том числе с разным режимом труда; - охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу; - бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости. Безработным гражданам гарантируются: - бесплатное получение услуг в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, психологическая поддержка по направлению органов службы занятости; - обеспечение социальной поддержки; - компенсация в соответствии с законодательством Российской Федерации материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости; - бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение; - возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан. Государство также предоставляет дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы. Разрабатываются и реализуются целевые программы содействия занятости населения. Создаются дополнительные рабочие места и специализированные организации (включая организации для труда инвалидов). Устанавливаются квоты для приема на работу инвалидов. Организуется временное трудоустройство несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, предоставляются услуги по профессиональной ориентации, а также возможность обучения по специальным программам. Важной составляющей государственной социальной поддержки безработных граждан является выплата пособий и компенсаций. Государство гарантирует безработным: - выплату пособий по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; - выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости; - возможность участия в оплачиваемых общественных работах; - возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложениям органов службы занятости. В компетенцию службы занятости входят: - содействие поиску подходящего рабочего места как временного, так и постоянного; - повышение конкурентоспособности граждан на рынке труда, а также организация профессионального образования безработных; - квотирование рабочих мест для неконкурентоспособных на рынке труда категорий граждан; - информирование населения, работодателей, государственных и негосударственных структур о состоянии рынка труда; - территориальное перераспределение работников; - помощь в развитии предпринимательства и самозанятости граждан; - обеспечение социальной поддержки безработных; - сотрудничество с работодателями для комплексного решения проблем клиентов службы занятости; - совершенствование механизмов финансовой поддержки работодателей, создающих и сохраняющих рабочие места, осуществляющих переподготовку персонала. Граждане, обратившиеся в службу занятости, имеют право проконсультироваться по вопросам выбора сфер деятельности, трудоустройства, профессионального обучения. При этом регистрироваться в службе занятости не обязательно. Работающий, но желающий сменить место работы гражданин также может обратиться в службу занятости в целях поиска более подходящей ему работы. Порядок регистрации безработных граждан предусматривает несколько этапов. 1. Первичная регистрация безработных граждан осуществляется в целях учета общей численности безработных, обратившихся в службу занятости за консультацией. В регистрационных документах указываются анкетные данные клиента, его профессия и причины обращения в службу занятости. 2. Регистрация в целях поиска подходящей работы. В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О занятости населения в РФ» подходящей считается такая работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом его профессиональной подготовки, условий последнего места работы, состояния здоровья, транспортной доступности. Регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы осуществляется органами службы занятости населения по месту жительства граждан со дня их личного обращения со всеми необходимыми документами. Для регистрации безработные предоставляют справку с предыдущего места работы о среднем заработке (доходе, денежном довольствии)за последние 3 месяца и следующие документы: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж; документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию. Инвалиды в дополнение к указанным документам предъявляют трудовую рекомендацию, индивидуальную программу реабилитации. Службы занятости в течение 10 дней со дня регистрации граждан должны по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущему работу, не имеющему профессии, два варианта профессиональной подготовки или оплачиваемой работы. В целях содействия в трудоустройстве клиент службы занятости и специалист могут разработать план самостоятельного поиска работы. В случае невозможности подобрать подходящую вакансию безработному может быть предложена профессиональная подготовка (переподготовка). На каждого клиента заводится личное дело, куда заносится вся полученная информация по подбору работы. 3. Регистрация граждан в качестве безработных осуществляется на основании решения органов службы занятости населения о признании гражданина безработным, которое принимается не позднее 11 календарных дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы. Дата регистрации гражданина в качестве безработного согласовывается с моментом принятия решения службы занятости о признании его безработным. Граждане, которым отказано в регистрации в качестве безработных, имеют право на повторное обращение. В случае несогласия с решением службы занятости гражданин имеет право в установленном порядке обратиться с иском в суд. 4. Перерегистрация безработных граждан. Клиенты службы занятости обязаны не реже 2 раз в месяц проходить перерегистрацию. Безработные обязаны активно содействовать своему трудоустройству, соблюдать порядок и условия регистрации, информировать органы службы занятости в случае поиска работы. 5. Снятие безработных граждан с регистрационного учета осуществляется в следующих случаях: если гражданин признается занятым в соответствии с трудовым законодательством; если он проходит профессиональную подготовку или переподготовку, повышает квалификацию по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии; если он не является без уважительной причины в течение 10 дней со дня регистрации в качестве безработного; при длительной (более месяца) неявке в органы службы занятости без уважительной причины; при переезде в другую местность; в случае назначения гражданину пенсии по старости (по возрасту), за выслугу лет; когда устанавливаются иные нарушения со стороны безработного. В некоторой степени нормализации ситуации в области занятости населения способствует развитие малого предпринимательства. Малый и средний бизнес во многом инициирует появление дополнительных мест, повышает активность граждан, их конкурентоспособность на рынке труда. Другим вариантом увеличения занятости населения является привлечение граждан к оплачиваемым общественным работам. Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально-полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной финансовой поддержки граждан, уже имеющих работу. К общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки. Право на участие в общественных работах имеют граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, и безработные. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные, не получающие пособия, и граждане, состоящие на учете длительное время (свыше 6 месяцев). Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При этом учитывается состояние здоровья, возраст и профессиональная квалификация человека. В соответствии с Законом РФ «О занятости населения в РФ» оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, считается подходящей для следующих категорий граждан: - впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности); - уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего безработице, за нарушение трудовой дисциплины или другие действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; - прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством РФ порядке; - стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более 1 года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных по их вине; - отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице; - состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более 3 лет не работающих; - обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ. Профессиональное образование безработных граждан осуществляется с целью: - повышения конкурентоспособности конкретного человека на рынке труда; - сокращения уровня безработицы; - изменения профессионально-квалифицированного состава трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики на данном этапе; - минимизации финансовых издержек государства. Данный вид деятельности службы занятости – один из главных элементов активной политики занятости, так как он способствует преодолению основной причины безработицы – несоответствия качественных характеристик вакантных рабочих мест и безработных граждан. В соответствии с законом профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан осуществляется в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости или иных образовательных учреждениях, образовательных подразделениях организаций или иных учебных заведениях в соответствии с договорами, заключаемыми органами службы занятости. Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации имеют безработные инвалиды; безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы; граждане, уволенные с военной службы; жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы; выпускники образовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности). Профессиональное обучение призвано решать следующие задачи. 1. Предоставлять гражданам широкий спектр услуг в области профессиональной ориентации, в выборе форм и методов обучения. 2. Содействовать трудовой активности населения, развитию предпринимательства и самозанятости. 3. Повышать конкурентоспособность определенных категорий граждан. 4. Формировать социальный заказ на профессиональное обучение с учетом региональных особенностей. Для того чтобы эти требования четко выполнялись, необходимо создать целостную концепцию профессионального образования безработных граждан. Профессиональная пригодность работника с учетом уровня его подготовки определяется на основании: - документов об образовании; - документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию; - записей в трудовой книжке. Эффективность системы профессионального образования подтверждается высокой долей трудоустройства по окончании обучения. Приоритетное право на приобретение новой профессии имеют длительно неработающие граждане. Длительность безработицы определяется временем, в течение которого человек не может найти работу. Безработица может быть: кратковременной (до 4 месяцев); длительной (более 1 года). В России число людей, стоящих на учете в службе занятости длительное время, с каждым годом увеличивается. При оказании помощи длительно безработным гражданам необходимы, во-первых, комплексная психологическая поддержка и во-вторых, активный поиск работы. В целях оказания гражданам дополнительных услуг по трудоустройству служба занятости совместно с работодателями организует ярмарку вакансий. Данная форма работы дает возможность любому желающему ознакомиться с банком данных свободных рабочих мест, самостоятельно подобрать себе работу и в непосредственном общении с работодателем определить варианты и условия трудоустройства. В последнее время широкое распространение получили мини ярмарки, специализированные ярмарки для определенных групп населения (молодежь, инвалиды, специалисты в определенной сфере трудовой деятельности, высококвалифицированные работники и т.п.). Служба занятости решает не только социальные, экономические, но и психологические проблемы безработного. Прогнозирование поведения безработных на рынке труда, диагностика и коррекция негативных психологических состояний – одни из основных направлений деятельности службы занятости по работе с безработными. Практика показывает, что наиболее эффективной является комплексная психологическая помощь безработным, включающая в себя: консультирование, психодиагностику, коррекцию, психопрофилактику и психотерапию.
ДЛЯ ЗАМЕТОК
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 89; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |