КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Технология социального консультирования
Технология социального консультирования — это взаимодействие между двумя или несколькими людьми, в ходе которого консультант получает и передает специальные знания и соответствующую информацию консультируемому лицу с целью помочь ему в решении того или иного проблемного вопроса. Это позволяет клиенту комплексно и объективно оценить стоящие перед ним проблемы, глубже понять причины сложных ситуаций, а также осуществить выбор оптимального варианта действий под руководством специалиста. В процессе социального консультирования выделяют подготовительный, основной и заключительный этапы. Подготовительный этап консультирования. Устанавливается график и очередность консультаций. Консультант по возможности собирает информацию о будущих клиентах, на основе которой составляет предварительный план работы, намечает наиболее эффективные методы воздействия и определяет стиль общения с клиентом. Основной этап консультирования. Беседа с клиентом представляет собой непрерывный процесс, мягко и тактично контролируемый и направляемый консультантом. Консультирование, чаще всего, включает себя несколько стадий, переходящих друг в друга. Первая стадия — психологическая подготовка консультанта. Она начинается задолго до приглашения клиента в кабинет и завершается первыми словами приветствия. Консультант освежает в памяти сумму сведений об очередном клиенте, намеченный на предварительном этапе план и оптимальный стиль консультирования. Вторая стадия — взаимные приветствия будущих собеседников и их представление друг другу. Первое, что должен сделать консультант после приветствия, предложить человеку сесть и чувствовать себя как дома. Необходимо дать клиенту возможность освоиться и осмотреться в помещении в течение одной - трех минут. Именно на этой стадии работы снимается чувство смущения, напряжения и устанавливается психологическое взаимопонимание. Третья стадия — заключение «договора-контракта» между консультантом и клиентом. Специалист уясняет первичный запрос и требования клиента к предстоящей консультации, принимает решение либо о ее проведении, либо об отказе от консультации и направлении клиента к другому специалисту. После этого консультант в деловом и конкретном стиле доводит до сведения клиента цель, задачи и регламент консультирования, сообщает ему об этических принципах работы, защищающих интересы клиента, его права и обязанности. На этой стадии консультирования необходимо активное участие обеих сторон. Четвертая стадия — «исповедь». Консультант задает клиенту адекватный ситуации вопрос: «Расскажите подробно, что вас привело ко мне?» Собеседник получает возможность «выговориться», откровенно и эмоционально рассказать о волнующих его проблемах. Опытные консультанты отводят этой стадии не менее двух третей времени основного этапа консультации. На стадии «исповеди» консультант поддерживает клиента, выражая ему свой интерес, сочувствие средствами невербальной коммуникации. При необходимости возможны короткие уточняющие и наводящие вопросы. Пятая стадия — активный расспрос клиента и получение дополнительной информации. Специалист задает ряд уточняющих вопросов. В результате у него формируется обоснованное мнение о причинах затруднений клиента, он намечает конструктивные пути их преодоления. Шестая стадия консультирования решающая, она требует от консультанта максимальной мобилизации, собранности, профессионального мастерства. На этой стадии вырабатывается совместная интерпретация проблемы клиента. Консультант не должен в безапелляционной форме выражать свое понимание ситуации. Следует внимательно наблюдать за реакцией человека и оценивать степень его согласия с предлагаемой точкой зрения. Если согласие достигается — выдвинутая версия принимается за основу. Но если предположение консультанта оставляет клиента равнодушным, приходится искать другое решение. Эту стадию разговора можно считать успешной, если достигнуто взаимоприемлемое понимание причин проблемы и трудностей клиента. Седьмая стадия направлена на оптимизацию личностных механизмов саморегуляции и формирование новой модели поведения клиента. В этот период работы полезна детальная проработка наиболее сложных для клиента новых моделей поведения. Восьмая стадия — завершение общения с клиентом, оценка эффективности консультации ее участниками. Косвенно клиенту предлагают высказать свое мнение о проделанной работе. Специалист по социальной работе дает окончательную оценку. Если проблему не удалось решить за одну встречу, намечается дата повторной консультации и ее примерная программа. После того как закрылась дверь за клиентом, консультанту необходимо обратить внимание на свое психологическое состояние. Эту стадию можно назвать фазой отдыха и освобождения от впечатлений. Консультанту на короткое время необходимо расслабиться и переключиться на другие виды деятельности, восстанавливающие его ресурсы. Заключительный этап консультирования наступает после завершения совместной работы с клиентом. Консультант осмысливает полученные результаты, оформляет протокол консультации и при необходимости намечает меры воздействия на социальное окружение в интересах клиента. На этом этапе возможно конкретное взаимодействие с официальными лицами и социальным окружением клиента с целью оптимизации условий для решения его личных проблем. Соблюдение технологических этапов социального консультирования еще не дает полной гарантии успешности процесса. Консультанту необходимо обратить внимание как на собственную подготовку, так и на организационные моменты встречи с клиентом. Консультации целесообразно проводить в изолированном помещении, гарантирующем конфиденциальность общения. Во время консультаций в помещение не должно быть неожиданных вторжений посторонних лиц. Предпочтителен специально оборудованный кабинет, защищенный от шума, внешних помех, телефонных звонков, обеспечивающий комфортный температурный режим и равномерную освещенность. Целесообразно иметь оборудование для создания цветового и звукового фона. Дизайн кабинета должен располагать к доверительному неформальному общению. Желательно иметь компьютер и необходимое программное обеспечение. При проведении беседы специалист и клиент располагаются в креслах или на стульях лицом друг к другу на небольшом расстоянии. Продолжительность одной консультации варьирует от 1 до 1,5 часа. Нецелесообразно делать перерывы во время консультации. Результаты консультации регистрируются в специальных формах учетной документации. Специалист может вести рабочие записи во время консультаций, если это не мешает основной работе и не вызывает возражений клиента. В протоколе содержатся паспортные данные, информация о семье и состоянии здоровья клиента, указано, кем направлен на консультацию, в чем состоит проблема, перечислены формы и методы консультации, зафиксированы особенности поведения и эмоциональной активности во время собеседования, намеченные направления дальнейшей работы с клиентом.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 106; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |