Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Работа с семьей




ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С РАЗЛИЧНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ГРАЖДАН.

Для управления государственной семейной политикой созданы соответствующие комитеты в обеих палатах Федерального Собрания России и в Администрации Президента Российской Федерации. В структуре федерального Министерства труда и социального развития сформировано специальное подразделение – Департамент проблем семьи, женщин и детей. Эти структуры координируют проведение семейной политики в органах исполнительной власти, осуществляя руководство различными социальными службами семьи [2, 25, 26, 38].

Организационно служба семьи представляет собой сеть учреждений консультационного типа, центров социальной помощи семье и детям, центров психолого-педагогической помощи населению, социальных приютов для детей и подростков, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями.

Семья как малая группа – это общность людей, основанная на браке, кровном родстве и удовлетворении различных индивидуальных потребностей человека. Ее отличает единое экономическое пространство, взаимозависимые отношения между членами семьи, отношения заботы, опеки, поддержки, защиты. Для того, чтобы получить целостное представление о семье, необходимо учитывать все имеющиеся семейные взаимоотношения: муж- жена, муж – дети, жена – дети, дети – дети, муж – родственники, жена - родственники, дети – родители, дети – родственники и т.д.

Интегральными характеристиками семьи считаются: психологическое здоровье, функционально-ролевая согласованность, социально-ролевая адекватность, эмоциональная удовлетворенность, адаптивность в микросоциальных отношениях, устремленность на надежность семейных отношений.

Важная роль в семье отводится общению в единстве трех его составляющих: коммуникативной (обмен информацией), интерактивной (организация взаимодействия), перцептивной (восприятие партнерами друг друга).

В социальной помощи нуждаются неполные и многодетные семьи, семьи одиноких матерей, военнослужащих, семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями, усыновленных и опекаемых детей, имеющие родителей-инвалидов, студенческие семьи, семьи беженцев, мигрантов, безработных, асоциальные семьи и т.д.

Социальный работник призван выполнять следующие функции:

- диагностическую (изучение особенностей семьи, выявление ее возможных потенциалов);

- охранно-защитную (правовая поддержка семьи, обеспечение ее социальных гарантий, создание условий для реализации ее прав и свобод);

- организационно-коммуникативную (организация и коррекция общения; помощь в организации совместной деятельности; совместного досуга, творческой деятельности);

- социально-психолого-педагогическую (психолого-педагогическое просвещение членов семьи, оказание неотложной психологической помощи, профилактическая поддержка и патронаж);

- прогностическую (моделирование ситуаций и разработка определенных программ реадаптации);

- координационную (установление и поддержание связей, социальной помощи населению, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, реабилитационных центров и служб).

Конкретное содержание социальной работы с семьей в каждом отдельном случае обусловлено е индивидуальными особенностями: структурой, материальным положением, характером внутрисемейных отношений, спецификой проблем, степенью их остроты. Тем не менее, в целом можно выделить три основных направления социальной работы: диагностическое, реабилитационное, профилактическое.

Диагностика предусматривает сбор и анализ информации о семье и ее членах, выявление проблем. Для диагностики семьи могут быть использованы такие методы работы, как наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование. Дополнительную информацию для разработки коррекционных программ дают проективные, ассоциативные, методики. Много полезной информации социальный работник получает, применяя биографический метод и проводя анализ документации, касающейся семьи и ее членов.

Реабилитация – это система мер, позволяющих, по возможности полнее, восстановить утраченное благополучие в семейных отношениях или сформировать новые. В целях реабилитации семьи используются учреждения социального обслуживания семьи и детей, территориальные центры, приюты, медико-психолого-социальные и кризисные центры. Содержанием их деятельности является оказание членам семьи или отдельному человеку различных видов помощи (юридической, медицинской, психологической, социальной).

Кроме того, реабилитационную функцию выполняют выездные формы помощи семье, которые представляют собой комплекс различных процессов и методик. Во-первых, это кризисные варианты помощи семье или отдельным ее членам («телефон доверия», экстренная психологическая помощь в приюте, стационаре). Во-вторых, помощь в населенном пункте, где отсутствуют соответствующие социальные службы и специалисты. В данном случае могут использоваться: работа тренинговых групп, методики снятия напряжения, индивидуальное и групповое консультирование, семинары. Обеспечивать реализацию программы могут передвижные бригады. В-третьих, патронаж (покровительство). В социальной работе этот термин приобретает более широкий смысл: это система специального обслуживания некоторых категорий граждан, требующих особого внимания. Например, патронаж имеет огромное значение при возвращении в семью лица, прошедшего определенную реабилитационную программу.

Выделяют следующие этапы патронажа.

1. Подготовка – предварительное знакомство со всеми имеющимися сведениями о семье, составление вопросов для собеседования и т.п.

2. Вступительная часть – непосредственное знакомство с членами семьи, сообщение о цели визита, о предполагаемой возможной помощи.

3. Сбор и оценка информации – выяснение состава и условий проживания семьи, взаимоотношений в ней, методов воспитания детей, финансовой ситуации, состояния здоровья членов семьи, сбор сведений о событиях, негативно значимых для ребенка или родителей (потеря работы, родственников, развод и т.д.), заполнение социальной карты, фиксация проблем, которые может решить служба социальной защиты.

4. Заключение – резюмирование для членов семьи (родителей) сути стоящих перед ними проблем, совместный выбор тактики дальнейших действий, информация о видах помощи, которые могут быть предложены в соответствии с обсуждаемыми проблемами, сообщение точных адресов социальных служб и их назначений.

5. Установление связей с другими специалистами, работающими с семьей (социальными педагогами школ, инспекторами по охране прав ребенка, специалистами органов образования, здравоохранения, УВД и др.).

6. Отчет – подробное описание результатов визита в акте обследования семьи, составление индивидуальной программы дальнейшей работы.

7. Реализация социальной программы.

В зависимости от характера и сложности имеющихся семейных проблем, остроты или запущенности на разных стадиях патронажа реализуются так называемые программы-минимум и программы-максимум.

Программы-минимум обращены к ситуациям, связанным с внезапной утратой чего-то очень ценного в семье: физического здоровья, родных и близких, работы и имущества и т.д. В таких случаях семье оказывается экстренная помощь; усилия социального работника направлены на восстановление в относительно короткие сроки способности членов семьи оптимально функционировать в сложившейся ситуации, несмотря на наличие объективных и часто необратимых ограничений и потерь.

Программа-максимум предназначена для оказания помощи в ситуациях крайнего неблагополучия, при необходимости не только компенсировать утраченное, но и добиться коррекции прежних поведенческих стереотипов. Всякие социальные изменения, особенно масштабные, требуют длительной совместной работы разных специалистов и социальных служб.

Патронаж можно считать не только удачной формой закрепления достигнутого при реабилитации, но и своеобразной профилактикой социальных проблем. Реабилитация предусматривает три уровня работы с семьей: индивидуальный (консультирование, патронаж), групповой (тренинг, проектирование), общественный (социальные акции, социальное творчество, массовые праздники).

Профилактика представляет собой комплекс мер, способствующих полноценному функционированию семьи, предотвращению конфликтной ситуации. Один из путей профилактики – разработка специальных обучающих и просветительских программ (например, накопления и освоения родителями навыков регулирования внутрисемейных отношений).

Термин «социальная защита» семьи содержит определенное экономическое содержание, которое в своей практике реализует социальный работник. Это – обеспечение жилищной и субсидиарной помощи; предоставление льгот по оплате транспортных, коммунальных услуг; оказание медицинской, юридической помощи; льготное снабжение продовольствием и товарами первой необходимости; поддержка в сфере образовательных услуг, занятости, предпринимательства.

Таким образом, социальная работа с семьей включает в себя экономический, юридический, психологический, социальный и педагогический аспекты и, следовательно, требует от специалиста знания основ этих наук, владения их технологиями.

В определении критериев и показателей для классификации неблагополучных семей мнения специалистов расходятся. Наиболее часто встречается в социально-педагогической и психологической литературе следующее определение - неблагополучной считается семья, если для ее членов характерны: низкая самооценка, неадекватные коммуникации, специфическая стереотипность поведения, ограниченность и своеобразие социальных связей, их избирательность и узость, нездоровые семейные отношения различной этиологии. Следовательно, к неблагополучным относятся семьи, которые в течение определенного времени неспособны противостоять воздействию дестабилизирующих внесемейных и внутрисемейных факторов. Эти семьи имеют самые разнообразные проблемы и среди них выделяют:

- криминальные семьи, в которых существует прямая угроза жизни, здоровью членов и в первую очередь детям, отмечается жестокое обращение с членами семьи; невыполнение родительских обязанностей, вовлечение близких людей в аморальную деятельность.

- Конфликтные семьи, в которых присутствуют и прогрессируют трудности во взаимоотношениях между супругами, родителями и детьми, братьями и сестрами. В семьях часто происходят скандалы, попирается достоинство членов семьи.

- Педагогически несостоятельные семьи, в которых при внешнем благополучии в поведении детей проявляются различные виды девиации (бродяжничество, пьянство, хулиганство и т.д.).

- Семьи социального риска – если эти семьи не получают своевременную помощь, то переходят в разряд неблагополучных. Это неполные и многодетные семьи, а также имеющие инвалидов, опекаемых и усыновленных детей и недееспособных родителей и т.д.

В каждой из перечисленных видов семей имеются общие и частные проблемы.

Для неполных семей, в частности, трудностями являются малообеспеченность, повышенная ответственность родителей за происходящее в семье и сих ребенком, чрезмерная эмоциональная и трудовая нагрузка, опасность неверной полоролевой ориентации у детей. Помощь таким семьям не может и не должна ограничиваться только материальной поддержкой. Такая семья нуждается в обретении чувства безопасности и защищенности в системе общественных отношений, в освоении способов самостоятельного решения имеющихся и будущих проблем, регулировании взаимоотношений с детьми, родственниками, знакомыми, сослуживцами, социумом в целом.

Подобные ситуации предполагают консультативную и реабилитационную деятельность социальных служб, направленную на мобилизацию ресурсов, профилактику конфликтов, выбор целесообразных форм жизнедеятельности, выявление и преодоление иных затруднений.

Социальная работа с многодетной семьей также имеет своей целью улучшение ее благосостояния и обеспечение ее социального функционирования в интересах общества, что предполагает: материальную поддержку; помощь в преодолении иждивенческих жизненных установок, содействие в овладении некоторыми трудовыми видами деятельности в сфере социальных услуг (домашний парикмахер, швея, массажист и т.д.); повышение уровня правовой грамотности, ознакомление с содержанием нормативно-правовых документов для получения декларированных льгот; минимизация чувства одиночества, забытости, непохожести; обмен опытом организации внутрисемейной жизни; расширение круга общения; психолого-педагогическое просвещение; помощь в профориентации и трудоустройстве членов семьи.

Особого внимания социального работника требуют дети. Поскольку на каждого ребенка в большой семье приходится меньше «воспитательных ресурсов», то они нуждаются в поддержке при включении во внеклассную и внешкольную деятельность, в определении творческих способностей и создании условий для их реализации, в организации культурного досуга, в участии в социальных акциях.

Одну из наиболее уязвимых категорий составляют семьи, имеющие ребенка или взрослого с ограниченными возможностями. Они испытывают, во-первых серьезные материальные затруднения из-за больших затрат на поддержание нормального жизнеобеспечения такого человека, во-вторых, тяжелые физические и эмоциональные нагрузки, особенно женщина, в-третьих, ограниченные возможности для общения, социальной реализации, личностного и профессионального самоопределения.

Решение перечисленных и многих других проблем требует комплекса долгосрочных мер помощи данной категории семей: преодоления социальной и психологической изоляции, расширения контактов с окружающими, обеспечение членов семьи разносторонней информацией об особенностях физиологического развития детей и взрослых, поддержке удовлетворительного самочувствия, наиболее приемлемого поведения в тех или иных конфликтных ситуациях, об институтах социальной помощи, их правах и льготах, целесообразных способах организации жизни членов семей и общественной деятельности, обучения методикам и способам развития собственных физиологических ресурсов, самопомощи, выстраивания реабилитационных программ и жизненных планов.

Процесс практической деятельности социального работника с такими семьями предусматривает диагностический, организационный и коммуникативный этапы.

На диагностическом этапе по специально разработанной схеме изучаются материальные возможности и бытовые условия жизни семьи, эмоционально-психологический климат, образовательный, общекультурный уровень, характерные способы проведения свободного времени, распределение ролей и обязанностей, организация совместной деятельности, а также выявляются проблемы семьи в целом и каждого ее члена в отдельности.

На организационном этапе создаются условия для включения членов семьи в оценку ситуации и ресурсов, осуществляется проектирование и адаптация помогающих программ, организация семейно-бытового совместного труда, налаживание общения, внешних и внутренних связей.

На коммуникативном этапе поддерживаются сформированные умения и навыки, расширяются используемые средства социальной поддержки, стимулируется частичный перевод помощи в самопомощь. Таким образом, психологическая специфика работы с такими семьями заключается в сочетании обучения навыкам жизнедеятельности с супервизией (сопровождением, патронажем).

В социальной поддержке, психологическом сопровождении нуждаются и дистантные семьи, т.е. те, в которых родители работают вахтовым методом, уезжают в длительные командировки, работают в нетрадиционном режиме. Им присущи: горечь расставания, рассогласованность взглядов на жизненно важные ценности, эмоциональное отвержение, незаслуженные обвинения, сложность привыкания после длительного отсутствия.

В большинстве случаев здесь необходима консультативная и посредническая помощь. Работа с такими и другими семьями групп риска может строиться по следующей схеме: установление контактов с семьей, преодоление сопротивления недобровольных членов семьи – как потенциальных клиентов социальных служб, достижение расположения с их стороны благодаря искреннему участию и профессионализму социального работника, сбор и оценка данных, формирование плана действий, заключение соглашения с клиентом (клиентами), побуждение его к действиям, рефлексия, внесение корректив, закрепление достижений, социальное «ведение» семьи.

Родительское отношение рассматривается психологами как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. В зависимости от отношения к психологической помощи, родители условно соотносятся с тремя категориями: первая - родители, не нуждающиеся в посторонней помощи в вопросах воспитания и общения с ребенком, субъективно благополучные; вторая – реально обращающиеся за психологической помощью; третья категория – родители дезадаптированных детей и подростков, нуждающиеся в помощи психолога, но не осознающие или сознательно избегающие такого рода помощи. Третья группа родителей является наиболее сложной в плане адекватного восприятия необходимости тех или иных коррекционных воздействий со стороны психолога или другого социального работника.

Можно выделить шесть типов отношений родителей к своим детям, наблюдаемые при работе с семьями, и характерные поведенческие позиции, занимаемые детьми в ответ на эти отношения.

1.«Двойственное отношение». Внешне родителям нравится ребенок такой, каким он является на самом деле. Родители стремятся проводить с ребенком много времени, вслух одобряют его планы и интересы. Однако, внутренне, родители воспринимают его как не приспособленного и неудачливого, объясняя это обстоятельство низкими способностями ребенка и его плохими наклонностями. Такое противоречие в отношениях становится источником злости, досады, раздражения и неуважительного родительского отношения.

2. «Сотрудничество». Родители заинтересованы в полной личностной реализации своего ребенка, высоко ценят его интеллектуальные и творческие способности, испытывая при этом чувство гордости. Инициатива и самостоятельность ребенка поощряется. Родители доверяют детям на равных, стараются понять на их точку зрения в спорных вопросах.

3. «Гипертрофированная тревога». Родители, как и во второй категории, гордятся успехами своего ребенка и ощущают себя с ним единым целым, но выступают при этом фрустраторами на пути к его самоактуализации, так как она подразумевает определенную степень свободы и независимости. Ребенок кажется родителям беззащитным и маленьким, они ощущают тревогу и беспокойство, что тормозит процесс социализации сына или дочери.

4. «Авторитаризм» (влияние). Отчетливо заметен, когда родители требуют от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Они стараются навязать ребенку во всем свою волю и не в состоянии согласиться с его точкой зрения. Часто за проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родители пристально следят за социальными достижениями ребенка, его привычками и развитием индивидуальных особенностей.

5. «Попустительство». Дети и подростки при таком отношении предоставлены сами себе. Родители не имеют достаточного объема психологических и педагогических знаний, чтобы скорректировать личностное развитие своих детей, обратить внимание на их поведенческие стереотипы и негативные особенности эмоциональной сферы. Не получая должного внимания, дети и подростки воспитываются на примерах сверстников и под влиянием средств массовой информации.

6. «Ребенок-неудачник». В данном родительском отношении прослеживается стремление инфантилизировать ребенка путем приписывания ему личной и социальной несостоятельности. Интересы, увлечения и мысли ребенка кажутся родителям несерьезными, требующими постоянного контроля.

Пытаясь компенсировать чувство неудовлетворенности, возникающее в любой из выше перечисленных ситуаций, подростки по-разному воздействуют на своих родителей. Тактики, применяемые при этом, выявляются в процессе диагностики внутрисемейных отношений.

1. Тактика влияния (стремление к власти) используется подростками с целью снизить давление со стороны родителей и нейтрализовать их установки, намерения или представления. При этом подросток ставит пред собой задачу добиться определенных результатов от объекта влияния посредством убеждения и внушения. Как правило, тактику влияния используют физически крепкие подростки или невротики. Более слабые по физиологической конституции дети оказывать прямое давление на своих родителей опасаются и действуют методом косвенного влияния через психолога или другого социального работника (к чему он должен быть готов) или ближайших родственников. Подросткам, использующим тактику влияния, во многих случаях свойственна агрессия, непримиримость, упрямство и цинизм. Эффективность данного приема зависит от степени адаптации ребенка к социальным условиям, внушаемости родителей, от отношений, складывающихся в семье – доверие, авторитетность, зависимость. Судить о степени влияния таких подростков на родителей можно по фактам изменения у последних поведения, эмоционального состояния или нервно-психических тенденций.

2. Барьер расстояния. Данная тактика зачастую используется внешне привлекательными подростками (избалованными, часто единственными детьми в семье). Они сравнительно легко переносят адаптационный период к изменяющейся, по той или иной причине, социальной ситуации, пользуются авторитетом среди сверстников, вызывают чувство симпатии у сотрудников социальной сферы в силу своей внутренней или внешней привлекательности. Чаще всего жестки и разборчивы в способах достижения поставленной цели; тактика «барьера расстояния» включает в себя дозированное проявление снижения или отсутствия интереса к кому-либо из родителей. Держа дистанцию в отношениях, подростки тем самым только усиливают психологическое воздействие на родителей, которые реагируют на данную тактику крайне болезненно.

3. Тактика высокомерия свойственна невротическим личностям, которые с трудом приспосабливаются к своей социальной роли. Чувство подавленности, возникающее в связи с изменениями в социальной ситуации, блокирует, присущее нормально адаптирующемуся подростку, базовое ощущение реальности и цели (на время, например внутрисемейных разногласий)), в результате чего начинается отчаянная борьба с душевной пустотой. Стремясь к признанию себя окружающими и не получая ожидаемого результата, ребенок ведет себя высокомерно по отношению к родным, чья реакция на рассматриваемую тактику крайне отрицательна. Они начинают «нападать» на подростка, который наоборот нуждается в эмпатическом слушании (на какой-то период), рассматривая свою индивидуальность в качестве единственного критерия ценности.

4. Тактика правдивости характерна для часто сомневающихся в себе подростков, обладающих высоким чувством ответственности и требовательности к себе и другим. Повышенная чувствительность к правдивости истощает нервную систему таких детей, в результате чего они могут страдать соматическими заболеваниями нервного происхождения. В условиях кризиса или конфликта, они дезадаптированы, причины успеха и неудачи приписывают себе и родителям с большой категоричностью, что вызывает раздражение и утомление родителей. При этом, чем неувереннее чувствует себя подросток, тем больше он тратит усилий в поисках истины и чувство недовольства у родителей растет.

5. Тактика лжи чаще используется подростками с крепкой нервной системой и психически уравновешенными. Ложь проявляется не только по отношению к родителям, но и ко всем окружающим. Цель – личная выгода в любой конкретной ситуации. Часто родители таких детей также не отличаются правдивостью, умело маскируя свои чувства, что затрудняет работу социального работника на диагностическом этапе.

Практический психолог или любой другой сотрудник сферы социального обслуживания должен хорошо разбираться в психологии внутрисемейных отношений разных типов с целью экономии времени, отводящегося на диагностику и коррекцию внутрисемейных отношений, уметь не только диагностировать психологический климат в семье, но и анализировать особенности тех моделей воспитания, которые формируют у детей негативные психические тенденции или приводят к появлению невротических реакций.

Важнейшим направлением психологической помощи является консультативная работа с родителями. Деятельность социального работника здесь имеет своей целью выявление пробелов и ошибок в воспитании и оказание необходимой помощи в адаптационном процессе детям и их родителям в данной кризисной ситуации. Важным условием осуществления эффективной поддержки семьи является то, что к началу беседы с родителями, социальный работник уже должен владеть всей необходимой информацией о психологическом климате в семье, особенностях материального обеспечения, трудностях социального порядка и так далее.

Среди наиболее распространенных методик по коррекции внутрисемейных отношений, можно выделить следующие.

- Указания (директивы) – это высказывания социального работника о необходимости выполнения определенных действий со стороны родителей; в этом случае конкретно и прямо указывается на то, что нужно сделать, чтобы добиться улучшения состояния или благосостояния ребенка посредством разрешения того или иного конфликта. Директивы делятся на прямые и парадоксальные. В основе этого деления лежит разница в способе воздействия на поведение родителей. В случае парадоксальной директивы истинная ее цель противоположна провозглашаемой. Психолог требует поступить определенным образом, рассчитывая, что родители ребенка поступят как раз наоборот.

- Изучение семьи. В основе данного метода лежит психологический расчет, что внимание, уделяемое семье в целом, в процессе изучения, может оказать позитивное влияние на родителей.

- Семейная дискуссия. В этом случае речь идет о необходимости обсуждения родителями широкого круга проблем, касающихся их личной жизни, социального и психологического благополучия ребенка.

- Формирование определенных умений и навыков. Особенность данного подхода заключается в том, что перед родителями ставится задача овладеть определенным навыком конструктивного общения. Сообщается так же критерий, с помощью которого они могут судить о том, в какой мере им удалось выполнить поставленную задачу.

Одним из сложных и важных направлений в социальной практике работы с семьей является процесс установления опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми

В соответствии с Семейным кодексом опека устанавливается над детьми, не достигшими 14-летнего, а попечительство — 18-летнего возраста. Права и обязанности опекуна по воспитанию подопечного, связанные с психическим, духовным, нравственным развитием ребенка, с определением способов его воспитания, выбором образовательного учреждения, обеспечением общения ребенка с его родителями, близкими родственниками, не зависят от степени зрелости подопечного, но каждый раз определяются педагогической целесообразностью.

О своем намерении стать опекуном (попечителем) гражданин сообщает в заявлении, адресованном в орган опеки и попечительства по месту оформления опеки (попечительства).

Документы, необходимые для установления опеки (попечительства), принимаются специалистом по охране прав детства, который готовит проект постановления органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя). Постановление выносится главой местной администрации единолично, принимается для исполнения всеми юридическими, физическими лицами, действительно на всей территории Российской Федерации.

Установление опеки (попечительства) осуществляется в течение 1 месяца с момента, когда органам опеки и попечительства стало известно о необходимости устройства ребенка. После совершения данного акта опекуну (попечителю) выдается опекунское удостоверение, заводится личное дело подопечного, где хранится вся документация по опеке (попечительству), а также акты обследования условий жизни подопечного.

Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица, при этом учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя).

Материальную базу подопечного составляют получаемые им алименты, которые выплачиваются его опекуну (попечителю). Если алименты на ребенка не выплачиваются, опекун (попечитель) должен принять меры к их получению с родителей ребенка. Отказ от получения алиментов на несовершеннолетних детей не допускается. Условия содержания подопечного облегчают различного рода льготы, в числе которых бесплатный проезд в общественном городском и пригородном транспорте (кроме такси) на основании единого билета.

Орган опеки и попечительства осуществляет постоянный надзор за деятельностью опекунов (попечителей) с помощью контрольных проверок, проводимых этим органом не менее 2 раз в год. Надзор за выполнением обязанностей опекуна (попечителя) сочетается с оказанием ему различного рода помощи в воспитании подопечного, улучшении его быта, материального обеспечения и т.д.

Технология усыновления детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации включает несколько форм.

Первичный учет. Выявлению и учету подлежат дети, родители которых умерли, неизвестны (подкидыши), лишены родительских прав, уклоняются от воспитания и содержания своих детей и т.п. Сведения о таких детях ставятся на централизованный учет, в случаях, если эти дети еще не устроены на воспитание в семью или находятся в учреждениях всех типов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данная форма учета осуществляется в нашей стране органами опеку и попечительства.

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, регистрируется «на муниципальном уровне» в журнале первичного учета таких детей, и в течение 1 месяца орган опеки и попечительства предпринимает попытки устройства такого ребенка на воспитание в семью (на усыновление, под опеку, в приемную семью).

Вторичной формой учета детей, оставшихся без попечительства родителей, является региональный учет. На основании поступивших сообщений из органов опеки и попечительства соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ формирует региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей и проживающих на территории этого субъекта. В течение 1 месяца со дня поступления указанных сведений орган власти субъекта РФ организует устройство ребенка в семью граждан, проживающих на его территории, подбирает детей для лиц, изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью.

Следующая форма – это федеральный учет детей, оставшихся без попечения родителей. Получив сведения о ребенке из органа опеки и попечительства, соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ направляет копию анкеты и фотографию ребенка в Министерство образования РФ для постановки на федеральный учет и оказания содействия в последующем устройстве на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на данной территории.

В течение не менее 3 месяцев региональные службы и отдел социальной защиты детей и охраны прав детей Министерства образования РФ осуществляют попытки устройства детей, сведения о которых находятся в банке данных, на воспитание в семьи.

Лица, желающие усыновить ребенка, обращаются в орган опеки и попечительства (отдел образования или иную службу, на которую возложены функции по охране прав детей) по месту своего жительства, чтобы получить заключение о том, что они являются надлежащими кандидатами в усыновители. Для получения заключения кандидата в усыновители представляют следующие документы: паспорт, справки с места работы о размере заработной платы, справку о занимаемой площади либо копии декларации о доходах, копию финансового лицевого счета с места жительства, копию свидетельства о браке, медицинское заключение о состоянии здоровья.

Специалист по охране детства в личной беседе с кандидатами в усыновители выявляет мотивы усыновления, возраст усыновителей, наличие членов семьи, страдающими заболеваниями, которые могут отрицательно сказаться на здоровье и воспитании ребенка. Специалист по охране детства посещает семью кандидатов в усыновители, составляет акт обследования их условий жизни и дает заключение о возможности усыновления ими ребенка.

Таким образом, подбор усыновителей в настоящее время в силу действующего законодательства осуществляется с учетом следующих требований: здоровье будущего родителя, не противоречащее перечню заболеваний, утвержденному Правительством Российской Федерации; благополучие (экономическое, психологическое, социальное) усыновителей и их семьи; желание иметь ребенка и потребность заботиться о нем.

Лица, получившие заключение о том, что они являются надлежащими кандидатами в усыновители, вправе начать подбор ребенка на усыновление. Орган опеки и попечительства выдает им направление в соответствующее детское учреждение. Если кандидаты в усыновители не смогли подобрать ребенка в районе (городе) по месту жительства, они вправе обратиться в любой региональный банк или в Федеральный банк данных о детях.

После того как кандидаты в усыновители подобрали ребенка на усыновление (познакомились и установили с ним контакт, ознакомились с документами усыновляемого ребенка), они подают заявление в суд с просьбой об усыновлении. В заявлении обязательно должны быть указаны сведения о самих усыновителях, о детях, которых они желают усыновить, их родителях, просьба о возможных изменениях (фамилии, имени, отчества, даты и места рождения) в актовой записи о рождении усыновляемых детей с приложением к заявлению необходимых документов.

При удовлетворении судом просьбы об усыновлении взаимные права и обязанности усыновителей и усыновленного ребенка устанавливаются со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления ребенка. Факт усыновления подлежит обязательной регистрации в органах ЗАГС по месту вынесения решения об установлении усыновления.

Следующими этапами технологии усыновления детей, оставшихся без попечительства родителей, будут принятие ребенка в семью и адаптация ее членов друг к другу и новому статусу. Это наиболее сложные и ответственные моменты процесса усыновления, так как именно от того, насколько они будут успешны, зависит дальнейший ход развития взаимоотношений между приемными родителями и детьми.

В России большинство производимых усыновлений детей лицами, проживающими за рубежом и не имеющими российского гражданства, успешны. Однако встречаются факты и неудачного усыновления, когда оно отменяется в судебном порядке. Стороны возвращаются в первоначальное положение: дети, как правило, в детский дом с фамилиями и именами, которые носили до усыновления, а усыновители становятся снова «бездетными». Суд, исходя из интересов ребенка, вправе обязать бывшего усыновителя выплачивать средства на его содержание.

Таким образом, технология усыновления детей-сирот предусматривает ряд этапов: учет детей, оставшихся без попечения родителей, который может осуществляться в трех формах – первичной, региональной и федеральной; подбор усыновителей и усыновляемых; судебную процедуру усыновления; принятие ребенка в семью; адаптация ребенка и приемных родителей к новым ролям. В случае нарушений данного процесса возможен в отдельных случаях отказ от ребенка.

В целом организационные меры по семейной политике служб социальной защиты включают следующие мероприятия:

- принятие специальных законодательных и иных правовых актов края, решений местных органов власти и управления;

- внесение в качестве законодательной инициативы изменений и дополнений в действующее законодательство Российской Федерации и иные правовые акты по вопросам семейной политики;

- разработку и осуществление краевых программ комплексного и целевого характера по отдельным направлениям семейной политики;

- формирование системы территориальных органов социальной защиты, а также специальных служб различного профиля и направленности по оказанию социальной, социально-психологической и социально-педагогической помощи семье и детям.

В ситуациях, связанных с охраной здоровья, именно семью рассматривают в качестве базисной структуры здравоохранения. Данный подход часто является основным и принципиальным в эффективной организации заботы о больных людях.

Семейно-центрированная практика представляет собой модель практической деятельности психолога и других социальных работников, в центре внимания которой находится семья. В этой практике широко используется опыт специалистов, которые руководствуются концепциями многих системных подходов и стратегиями, принятыми в семейной терапии. Семейно-центрированная практика как модель работы социального работника, сосредоточена на взаимоотношениях ребенка, его семьи и их окружения, влияющего в свою очередь на детей, семьи и более широкое социальное окружение, в которое они включены.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 156; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.