Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические основы работы с личностными ресурсами клиента




При разработке и проведении социальной политики клиента сотруднику социальной сферы приходится выполнять различные функции. Одна из них – психологическая. Во время межличностного взаимодействия от клиента требуется максимальная мобилизация сил, эффективность и точность действий. Это может быть вызвано и жесткими условиями, и напряженным ритмом государственных экономических преобразований, когда клиент испытывает большие физические и психологические нагрузки. И именно высокая «работоспособность», энергичность и бодрое, соответственно ситуации, самочувствие клиента становятся одним из главных ресурсов в деятельности социального работника, что требует умения оказывать действенную, а иногда и экстренную психологическую помощь в решении личностных проблем клиента и в коррекции его поведения [9, 40].

Изначально клиент социальной службы проходит различного рода «тесты» для определения его способностей, возможностей, интересов, особенностей характера и состояния здоровья. Выявляются цели совместной деятельности клиента и самого работника, условия этой деятельности, например, какова степень противодействия клиенту окружения, обстоятельств, какие факторы благоприятствуют и т.д.

Следует учитывать особый характер взаимоотношений сотрудника службы социальной помощи с клиентом, когда действует ограничительный временной фактор, статус соц. работника как лица, вовлеченного в реализацию общего «проекта». Это создает специфические условия при проведении психодиагностики.

Например, в этом случае большое значение имеет такой прием, как наблюдение за реальным поведением клиента. При этом наблюдению подлежат:

- речевые акты, их содержание, последовательность, интенсивность, направленность, частота и продолжительность, уровень экспрессии, особенности лексики, грамматики, фонетики, интонации и голосовых качеств говорящего, речемоторная синхронизация, графические проявления (почерк, рисунок);

- выразительные движения (лица и тела);

- перемещения и позы клиента;

- тактильное воздействие (рукопожатие, касания, поддерживающие жесты, толчки) передача и отнятие предметов, удержание;

- запахи и локализация их источников;

- сочетание перечисленных действий, признаков и характеристик.

Эти данные являются внешним критерием оценки данных, полученных с помощью других методов.

Важным методом психодиагностики является глубинное интервью. Причем для социальных работников этот метод особо деликатен, поскольку требует доверительности и откровенности. Особенно следует учитывать то, что представители уязвимых социальных категорий населения обычно не склонны допускать кого-либо в свой внутренний мир. Это значит, что сотруднику социальной сферы потребуется преодолеть скрытность и осторожность клиента, снять его возможную первоначальную защиту.

В результате психодиагностики выстраивается психологический портрет клиента, в котором отражаются ведущие черты личности. Следует быть готовым к постоянному корректированию портрета и рассматривать его как «диагноз-гипотезу», требующую регулярных проверок альтернативными и косвенными методиками.

При построении психологического портрета клиента можно выделить следующие этапы:

- описание психологической структуры личности;

- определение динамики развития личности;

- формулировка основной тенденции – прогноз.

Структура личности клиента состоит из основных блоков личностных характеристик: Я – концепция, потребностно-мотивационная сфера, ментальность, стиль принятия решений, стиль межличностных отношений, устойчивость к стрессу.

Существует распространенное мнение, что корни глубоких убеждений в большей степени относятся к сфере осознаваемого и соответственно влияют на наше поведение. Ведь если мы убеждены, что трудная проблема имеет решение, это увеличивает вероятность того, что решение будет найдено. И, наоборот, настрой на неудачу приведет к неудаче. Поэтому убеждения должны быть позитивными, побуждать к действию и способствовать достижению цели.

Поскольку социальный работник обнаруживает у клиента как эффективные так и неэффективные убеждения, полезно выявлять и корректировать условно негативные убеждения. Такой процесс требует комплексного подхода. Меняя убеждения собеседника, заинтересованная сторона меняет всю структуру осознания со всем набором правил, оценок, алгоритмов. Для того, чтобы определить необходимость этих изменений, требуется сделать следующее:

- максимально конкретно ранжировать убеждения клиента;

- определить, насколько способствуют они достижению избранной цели;

- проследить причинно-следственную связь между данными убеждениями и правилами поведения, основанными на них;

- обнаружив негативные или мало эффективные последствия от реализации тех или иных убеждений, заменить их на более приемлемые, соответствующие поставленным целям.

Психологические проблемы клиента должны решаться путем их преобразования в дополнительный внутренний ресурс, который бы стимулировал и мотивировал на активную общественно-социальную деятельность.

Практика социальной работы представляет немало примеров, свидетельствующих о поразительных возможностях психики человека программировать и реализовывать необходимые организму психические и физические свойства. При возникновении трудных ситуаций организм человека нередко самопроизвольно активизирует эти резервы для эффективной компенсации нарушенных функций. Однако во многих случаях, у рассматриваемых нами представителей уязвимых социальных категорий, этого не происходит лишь потому, что они попросту не знают огромных возможностей своей нервной системы и психически самоустраняются от борьбы с трудностями. А это в свою очередь приводит к выключению тех программирующих механизмов мозга, которые формируют приспособительные реакции организма.

Именно поэтому перед психологами и другими социальными работниками довольно часто встает задача обучить клиентов методам саморегуляции. При этом задача состоит не в том, чтобы полностью исключить стихийное формирование психики, что практически невозможно. Основная задача сводится здесь к тому, чтобы научить людей самостоятельно регулировать стихийное формирование психики различными способами, обеспечивая ее развитие в нужном направлении.

В психике любого человека достаточно много наследственного (переданного через гены) и врожденного (определяемого условиями внутриутробного развития), существующего в форме скрытых психофизиологических способностей, причем все это может быть выявлено и реализовано только под влиянием внешней среды и соответствующей деятельности индивида.

Прежде чем говорить о методах и способах самопрограммирования психики, остановимся на некоторых общих положениях. Прежде всего, не может быть такого самопрограммирования, которое не предусматривало бы определенной и конкретной цели или жизненной перспективы. У клиентов социальной службы адекватное восприятие собственной жизненной перспективы затруднено или «деформировано» вследствие сложившейся сложной жизненной ситуации.

Если иметь в виду функционирование нервной системы, то такой вид программирования нередко осуществляется посредством «запечатления» - одного из наиболее простых нервных механизмов программирования поведения. Особенность действия этого механизма состоит в том, что определенный образный раздражитель, будучи воспринят один единственный раз, сохраняется в памяти на очень длительное время, иногда на всю жизнь, активно воздействуя на поведенческий стереотип индивида. Детально исследовал феномен запечатления советский физиолог И.С. Бериташвили (Беритов), назвавший его «психонервным комплексом представления». Установил он и главные особенности процесса запечатления, сводящиеся к следующему: однократное воздействие внешней обстановки запечатлевается в долговременной памяти в виде целостного «психонервного комплекса представления»; этот «психонервный комплекс» чрезвычайно легко воспроизводится в памяти даже под влиянием какой-то одной детали соответствующей внешней обстановке, условиям, лишь отдаленно напоминающих эту обстановку, и даже самопроизвольно – в результате самовозбуждения соответствующих нервных пунктов; указанному комплексу присуща высокая двигательная активность: достаточно вызвать его образное представление, чтобы соответствующим образом активизировался весь организм. Эта активация тем больше, чем меньше времени прошло с момента запечатления, в связи с чем сроки реабилитационной деятельности социального работника, направленной на реадаптацию личности клиента можно заметно сократить.

Таким образом, запечатление можно считать непроизвольной формой программирования. Следует заметить, что такое программирование по механизму запечатления может иметь место как у ребенка так и у взрослого человека. К сожалению, подобного рода случаи чаще приобретают негативный оттенок и в последующем проявляются как навязчивые состояния (навязчивые страхи, представления и т.п.). Предпосылки для подобного запечатления возникают в так называемых фазовых состояниях коры головного мозга, когда общий тонус психики значительно снижен.

Благодаря регулирующей роли сознания клиенты способны в значительной степени абстрагироваться от реальных воздействий и посредством представлений воссоздавать действие прежних раздражителей или же, конструируя новые представления на основе старых, целенаправленно формировать новое представление о себе, имея в виду его программирующее назначение.

Одним из условий самопрограммирования психики, связанных с поведением, является формирование привычек. В зависимости от поставленных жизненных целей любому человеку, как правило, приходится искоренять какие-то ненужные или даже вредные привычки и вырабатывать новые, более необходимые с точки зрения поставленных целей. Особую трудность представляют привычки клиентов социальных служб, связанные с бытовыми интоксикациями (курение, токсикомания, употребление алкоголя и пр.).

К сожалению, в процессе общения с социального работника с клиентами, вопросу о значении собственной личностной активности в борьбе со злоупотреблением алкоголем и курением не всегда уделяется достаточного внимания. Между тем, успех «перепрограммирования» здесь в значительной степени зависит от самого клиента, решившего искоренить в себе эту неприятную привычку, от его упорства и волевых качеств. Конечно, в данном случае речь идет о начальной стадии алкоголизма, когда человек еще в состоянии критически оценить сложившуюся угрожающую ситуацию, а высшие регуляторные механизмы его поведения еще не подверглись распаду. Исходным пунктом сознательной саморегуляции является четкое осознание факта отклонения от нормального состояния и вхождения в «зону повышенного риска».

Важное значение имеет выработка новых целесообразных привычек. При этом привычка может быть и способом стихийного самопрограммирования, и методом целенаправленного самосовершенствования, если она формируется сознательно, с учетом жизненных перспектив и целей.

Эффективный путь воздействия на психофизиологические ресурсы организма клиента связан с регулирующей и программирующей ролью слова, произносимого не только вслух, но и мысленно. Это свойство внутренней речи (в форме самоприказов, самопереговариваний и т.п.). В состоянии релаксации, достигаемой в процессе аутогенной тренировки, влияние словесного самовнушения на физиологические функции значительно возрастает.

Каждый из клиентов социальных служб имеет уникальные вариации генетических программ и уникальные обстоятельства, в которых эти программы реализуются. Таким образом, в развитии каждого из них можно рассматривать универсальные и индивидуальные закономерности формирования психических способностей и становления психики в целом. Однако, слабая сформированность у большинства клиентов психологических защитных механизмов и недостаточный опыт преодоления критических жизненных ситуаций часто приводит к тому, что отрицательные психические состояния в новых стрессовых ситуациях закрепляются. Это может привести к искаженному развитию самосознания и невостребованности скрытых реадаптационных природных возможностей.

Жизненная ситуация клиента социальной службы представляет собой динамическое явление, ее трансформация обусловлена несколькими различными факторами, которые можно классифицировать следующим образом: факторы жизненного старта, естественно-культурная и социокультурная динамика, фактор образа жизни, фактор непредвиденных экстремальных обстоятельств, фактор субъектного произвола [25, 26].

Факторы жизненного старта представляют собой совокупность природных, психоментальных и социальных характеристик, которыми обладает человек в начале профессионального этапа социализации. В первую группу входит наследственность – свойство организмов повторять от поколения к поколению сходные природные признаки. Генетически задаются здоровье и способности. Большое значение для изучения фактора жизненного старта имеет евгеника – учение о наследственном здоровье человека, о законах наследования одаренности и об ограничении передачи наследственных болезней будущим поколениям.

В качестве жизненного старта индивид получает от своей семьи определенный уровень материального достатка, в родительской семье формируется жизненная позиция, развиваются способности, накапливается социальный опыт. Последнее нашло отражение в концепции Э. Берна и получило название «родительского сценария». В соответствии с этой концепцией, жизненный старт человека во многом обусловлен бессознательно усвоенными им в детстве предписаниями его родителей.

В группе факторов естественно-культурной динамики выделяют генетически обусловленные изменения физического ресурса индивида. Данный ресурс подвержен циклическому изменению: в детстве, отрочестве, юности организм развивается, достигает высшего уровня в период физического расцвета, затем, когда начинаются процессы старения, физические возможности ослабевают.

Поступательно изменяется правовой статус человека, он рождается недееспособным, приобретает частичную дееспособность в несовершеннолетнем возрасте и полностью становится субъектом правовых отношений, достигая совершеннолетия. Такое положение вещей связано с общественными представлениями о возможностях индивида контролировать собственное поведение, нести ответственность за поступки. Эти общественные представления не противоречат логике социализации.

В значительной степени этнокультурными особенностями обусловлены изменения социального статуса. В европейской традиции и на востоке динамика социального статуса подобна трансформации физического ресурса, так как определяющим в общественной значимости индивида являются возможности приносить социальную помощь.

Социальный статус имеет исторические, этнокультурные корни (во многом определяется социальными традициями, мифами и предрассудками) и складывается стихийно. Так, сегодня практически невозможно найти сферы общественной жизни, в которой женщина реально уступала бы мужчине, однако социальный статус мужчин в целом значительно выше.

Динамика временного потенциала данного ресурса специфична, так как максимальный временной потенциал может быть обнаружен у детей и пенсионеров. Излишки временного потенциала при слабой саморегуляции собственной занятости приводят к ощущению бесполезности существования.

Образ жизни индивида – одно из важнейших условий изменения его жизненной ситуации. Образ жизни охватывает основные сферы жизнедеятельности: производство, потребление, досуг. В последнее время активно используется словосочетание «здоровый образ жизни», под которым понимают бесперебойное функционирование всех систем организма. Образ жизни имеет и социальный аспект - соответствие поведения человека принятым в обществе нормам. Норма образа жизни детерминирована той социальной группой, в которую входит индивид, что нередко приводит к различным противоречиям.

Фактор случайных изменений в жизни человека имеет разную природу. Индивид, семья, сообщество могут стать жертвой стихийного бедствия, техногенной катастрофы, военного конфликта, преступления, подвергнуться политическим преследованиям и т.д. Все эти неблагоприятные воздействия практически непрограммируемы, поэтому нередко ассоциируются со стечением обстоятельств, не зависящих от воли человека.

Случайным изменениям подвержены почти все внутренние и смежные ресурсы. Физическим ресурсам, способностям может быть нанесен существенный урон как прямым насильственным действием, так и силами природы, воздействием радиоактивных веществ. Жизненная позиция и социальный опыт разрушаются психическим заболеванием либо серьезным потрясением. Социальный статус, имущественное положение оказываются под угрозой при вынужденной иммиграции.

Фактор произвола самого субъекта отражает возможности индивида к социальной самозащите, предполагающей реализацию субъектной позиции личности по отношению к преодолению трудной жизненной ситуации. Ограниченность в проявлении фактора субъективного произвола связана с инфантилизмом - специфическим отношением к окружающим, характеризующимся проявлением эмоциональной неустойчивости, незрелости суждений и т.д. Иждивенческая позиция в данном контексте рассматривается как специфическое отношение одного субъекта (индивида) к другому субъекту (социальному институту) как к содержателю, позволяющему жить за его счет.

Жизненная позиция может быть определена при помощи локуса контроля. Интернальный локус контроля представляет собой наиболее продуктивное отношение к себе, собственным перспективам и выражается в рассмотрении себя как источника успехов и неудач. В экстернальном варианте ответственность за победы и поражения возлагается на жизненные обстоятельства, поэтому индивид отказывается от активного противостояния трудностям.

Личностные ресурсы клиента — основа, на которой строится психосоциальная реабилитация. Незнание специалистом личности человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию, стремление решить его проблемы, опираясь лишь на свой «профессионализм», приводят, в лучшем случае, к повторному обращению к нему клиента.

Оказывая помощь, специалист учитывает тот потенциал, который уже имеется у клиента на момент обращения в социальную службу, но может быть недостаточно осознан им, не раскрыт в конкретной деятельности либо его убеждения, стереотипы ограничивают реализацию собственных возможностей. В совместной деятельности с клиентом специалист способствует проявлению и развитию его индивидуальности. Индивидуальность составляют: темперамент, характер, интересы, интеллект, восприятие, понимание, принятие, оценка самого себя, других людей, потребности, способности.

В процессе диалога клиент становится более активным и самостоятельным. Специалист по социальной работе остается ведущим, определяя ход беседы с помощью вопросов. У клиента возникает осознание значимости собственной деятельности, появляется но­вый взгляд на то дело, которым он занимается ежедневно.

Результат социальной диагностики — основа для разработки методов реабилитации клиента, которая характеризует степень его активности в преодолении жизненных затруднений. Критериями готовности активизировать собственные ресурсы являются:

- модальность самооценки (положительная—отрицательная), степень самопринятия (характер самоотношения);

- степень самостоятельности в принятии решения, уровень сформированного умения совершать осознанный выбор в проблемных ситуациях;

- уровень значимости успеха собственной деятельности;

- степень личной активности в совместной деятельности;

- степень осознания саморегуляции (произвольности собственного поведения);

- степень включения в коммуникацию с окружающими, соблюдение норм и правил общения, уровень развития умений общаться, владение способами вступления в контакт, поддержание общения;

- уровень понимания собственной ответственности за свои поступки;

- уровень соблюдения норм и правил личной гигиены, степень овладения умениями самообслуживания, уровень развития бытовых умений.

На основании данных критериев проводится исследование индивидуальных особенностей личности, осуществляется социальная диагностика клиентов в процессе совместной деятельности со специалистом по социальной работе (консультирование, индивидуальная беседа, социальный тренинг, коллективное творчество). Таким образом, социальная диагностика способствует выявлению и созданию условий для развития необходимых качеств и умений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 142; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.