Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этический и профессиональный кодекс социального работника




МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Социальная работа основана на принципе участия клиента и сотрудничества с ним. Предполагается, что социальные служащие должны работать в сотрудничестве со своими клиентами, стремясь решать любую задачу, с которой они сталкиваются, наилучшим способом с целью удовлетворения интересов клиентов. Лица, использующие услуги социальных работников, должны принимать самое активное участие в решении собственных проблем. Клиенты должны быть всегда проинформированы социальным работником о целях и последствиях (риске и пользе) этих совместных действий [25, 32].

Социальная работа опирается на принципы самоопределения клиентов. Соответственно она основана на принципе сведения к минимуму какого-либо принуждения.

В случаях, когда может возникнуть необходимость разрешить проблемы одной группы участников за счет другой группы, использование принуждения всегда должно базироваться на тщательном рассмотрении интересов противостоящих групп и на выборе принципов после того, как выслушаны обе группы. Социальные работники обязаны обеспечить обе противостоящие группы квалифицированными представителями.

Социальные работники также обязаны сводить к минимуму доступ легального принуждения в законодательстве своих стран. Социальная работа несовместима прямо или косвенно с поддержкой отдельных лиц, групп, политических сил или властных структур, подавляющих своих сограждан, использующих терроризм, пытки и подобные жестокие средства.

В «Международных этических стандартах социальной работы» выделены пять групп: стандарты этического поведения; взаимоотношения с клиентами; взаимоотношения с агентствами и организациями; взаимоотношения с коллегами; отношение к профессии.

Стандарты этического поведения.

  1. Стремитесь понять уникальность каждого человека и те условия, которые определяют поведение человека и характер оказываемой ему помощи.
  2. Утверждайте профессиональные ценности, совершенствуйте знания и навыки; не совершайте поступков, которые могут повредить престижу профессии.
  3. Не переоценивайте свои личные и профессиональные возможности.
  4. Всемерно используйте знания, умения и методы научного познания в решении постоянно возникающих проблем.
  5. Используйте свой профессиональный опыт при разработке основных направлений политики и социальных программ, служащих улучшению качества жизни общества.
  6. Выявляйте социальные нужды, природу и характер личных, групповых и общинных, национальных и международных социальных проблем и объясняйте их.
  7. Ясно и отчетливо, в доходчивой форме разъясняйте все свои установки или действия как в качестве частного лица, так и в качестве представителя профессиональной ассоциации, агентства или организации.

Взаимоотношения с клиентами.

1. Ставьте на первое место обязанности по отношению к своим клиентам, но в рамках уважения к этическим установкам других людей.

2. Отстаивайте права клиента на взаимное доверие, на тайну и конфиденциальность, на ответственное использование информации. Сбор и передача информации другим лицам производится только в рамках профессиональной деятельности, осуществляемой в интересах клиента, которого предварительно информируют о необходимости таких действий. Никакая информация не сообщается без предварительного уведомления и согласия клиента, кроме случаев, когда клиент не может быть ответственным за свои поступки или когда это может представлять серьезную опасность для других лиц. Клиент имеет доступ к любой касающейся его информации, которая имеется у социального работника.

3. Цените и уважайте личные устремления, инициативу и индивидуальные особенности клиентов. В рамках агентства и социальной среды клиента профессионал помогает клиенту быть ответственным за свои действия; он всегда готов прийти на помощь любому клиенту. Если по ряду причин профессиональная помощь не может быть оказана на данном уровне, то клиента информируют об этом, и он действует по собственному усмотрению.

4. Оказывайте помощь клиентам (отдельному человеку, группе, общине, обществу) с целью достижения ими самореализации и максимального развития собственных потенциальных возможностей, однако с соблюдением в равной степени прав других людей. Обслуживание клиента в своей основе заключается в том, чтобы клиент понял и использовал контакты с профессионалом для достижения законных желаний и выгод.

Взаимоотношения с агентствами и организациями.

  1. Работайте в тесном сотрудничестве с теми агентствами и организациями, чья социальная политика, методы и практика направлены на оказание компетентной помощи клиентам и поддержку профессиональной социальной работы.
  2. С полной ответственностью относитесь к уставным целям и задачам агентства или организации; вносите вклад в разработку социальной политики с целью достижения наивысших стандартов социальной работы.
  3. С полной ответственностью относитесь к судьбе клиента; вносите необходимые изменения в социальную политику, методику и практику по каналам соответствующих агентств и организаций. Если все возможности были исчерпаны, а изменения внести не удалось, обращайтесь в вышестоящие организации или к заинтересованной широкой общественности.
  4. Представляйте профессиональный отчет клиенту и общине об эффективности социальной работы в форме периодического анализа проблем, возникающих у клиентов, агентств и организаций, а также самоанализа личной деятельности.
  5. Не допускайте противоречия в направлении действий, процедуры и практики с этическими принципами социальной работы.

Взаимоотношения с коллегами.

  1. Относитесь с должным уважением к профессиональной подготовке и практической деятельности своих коллег и других специалистов, оказывая им всяческое содействие для достижения эффективности социальной работы.
  2. Относитесь с уважением к различным мнениям и практическим подходам коллег и других специалистов, высказывая с полной ответственностью критические замечания в соответствующих инстанциях.
  3. Способствуйте получению и распространению среди коллег по профессии, других специалистов и добровольцев знаний, навыков и идей с целью взаимного совершенствования и самоутверждения.
  4. Доводите до сведения соответствующих органов факты любых ущемлений интересов клиентов или нарушения норм этики.
  5. Защищайте коллег от несправедливых нападок.

Отношение к профессии.

  1. Отстаивайте ценности, знания и методологию профессии; вносите вклад в их популяризацию и совершенствование.
  2. повышайте профессионализм социальной работы, всемерно совершенствуйте его.
  3. Защищайте профессию от несправедливой критики и делайте все возможное, чтобы укрепить веру в необходимость нашей профессии.
  4. давайте конструктивную критику профессии, ее теорий, методов и практики.
  5. Всячески поощряйте разработку новых подходов и методов в социальной работе, необходимых для удовлетворения новых и уже имеющихся потребностей.

Социальный работник должен:

  1. не поучать, не приказывать, не запрещать. Вдохновлять и побуждать клиента к действию, инициативе, творчеству, уважая достоинство и уникальность личности;
  2. уметь слышать клиента, проявлять выдержку, понять проблему и ситуацию, войти в его положение, проявлять деликатность, чувство такта;
  3. быть коммуникабельным, контактным, уметь «разговорить» клиента, совместно определить пути решения проблемы; уметь быть нужным, интересным для окружающих;
  4. быть посредником, связующим звеном между клиентом и его окружением, не допускать унижения достоинства клиента формами оказываемой ему благотворительной помощи;
  5. уметь быть неформальным в работе с клиентом, выполнять роль советчика, помощника клиента в решении им собственных проблем; строить взаимоотношения на основе диалога, на равных;
  6. всегда исходить из позиций гуманизма и милосердия. Не осуждать, не упрекать клиента, предупреждать возможности негуманного или дискриминационного поведения по отношению к личности или группе людей; защищать клиента от физического или душевного дискомфорта, расстройства, опасности или унижения;
  7. соблюдать высокие нравственные стандарты своего поведения, исключая любые уловки, введение кого-либо в заблуждение, нечестные действия. Всегда действовать исключительно в интересах клиента;
  8. уметь находить себе помощников, поддерживать участие общественности в развитии социальной работы;
  9. вести работу только в рамках своей компетентности, нести персональную ответственность за качество своей работы; не поддаваться влияниям и нажимам; информировать клиента о предпринимаемых мерах, характере оказываемой ему помощи, проводимых записях, собираемых данных;
  10. не использовать свои профессиональные отношения в личных целях; участвовать в обсуждениях и оценках ситуаций только с профессиональной целью; уважать и не разглашать тайну, доверенную клиентом. Принимать плату за услуги на законных основаниях. Не принимать ценных подарков за выполненную работу;
  11. стремиться к постоянному повышению профессиональных знаний, мастерства, уровня квалификации. Основывать свою практическую деятельность на профессиональных знаниях;
  12. защищать и усиливать достоинство и чистоту профессии. Уважать доверие коллег в ходе профессиональных взаимоотношений и взаимодействия, соблюдать деликатность и справедливость. Принимать меры против неэтичного поведения любого из своих коллег.

Нарушение профессиональных норм или ошибки, обычно расцениваемые как халатность, определяются как «нарушение профессиональных норм вследствие беспечности, некомпетентности или с заранее обдуманным намерением». Социальные работники могут преследоваться в судебном порядке за нарушение секретности, недонесение о подозрении на плохое обращение с детьми; невнимание к таким актам, как злоупотребление, словесное оскорбление и угроза физического насилия, оскорбление действием, незаконное ограничение свободы посредством ошибочного помещения в лечебное или исправительное учреждение.

Для выполнения определенных квалификационной характеристикой обязанностей социальный работник широко использует свои права:

- представлять и защищать интересы клиентов в органах законодательной и исполнительной власти;

- вести государственную или частную социальную практику при наличии диплома о специальном образовании, сертификата по специальности, соответствующей лицензии;

- собирать информацию, связанную с нуждами клиентов, проводить социологические опросы населения, диагностические исследования;

- делать официальные запросы в общественные организации, государственные учреждения с просьбой о решении личных и социальных проблем клиентов;

- информировать государственные органы о состоянии той или иной проблемы в свете своей деятельности;

- вносить предложения предприятиям и учреждениям, коммерческим структурам и общественным объединениям о поощрении родителей, семей, волонтеров социальной работы за социальные инициативы и активность;

- вести активную работу по пропаганде опыта семейного воспитания, социальной работы, используя средства массовой информации;

- возглавлять общественные инициативные движения граждан, направленные на решение конкретных социальных проблем.

Предлагаемые ниже рекомендации позволяют не терять мысль рассуждений клиентов и реагировать на переключение внимания собеседников к контраргументам быстро, осторожно и дипломатично.

1. Развивайте свои способности. Старайтесь сдерживать себя в попытке прервать сообщение клиента. Своими действиями подчеркните, что вам интересно его слушать. Если вам недостаточно полученной информации, попросите повторить или объяснить то, что не совсем понятно. Постоянно оценивайте свое понимание любой поступающей информации.

2. Дайте клиенту время высказаться. Не подчеркивайте своим поведением, что его слишком трудно слушать.

3. Проявите полное внимание к собеседнику. Случайного кивка, восклицания или замечания иногда достаточно, чтобы подчеркнуть заинтересованность.

4. Избегайте поспешных выводов. Это один из главных барьеров эффективного общения.

5. Не заостряйте свое внимание на разговорных особенностях клиента. (Мысли о том, что собеседник медлителен, надоедлив или чрезмерно хвастлив, провоцируют развитие неадекватной реакции, основанной на появлении раздражительности, неприязни или предвзятости, что блокирует доброжелательное отношение к данному человеку).

6. Не лицемерьте. (Даже в том случае если ясно, что речь клиента лишена полезной информации).

7. Не отвлекайтесь. Концентрируйте свое внимание только на словах собеседника и его невербальных знаках.

Методы реабилитационного воздействия на психику клиентов необходимо отбирать, исходя из следующих критериев:

- важность и своевременность (действия социального работника должны быть направлены на решение задач, которые жизненно необходимы для клиента;

- измеримость (если результаты внедрения определенных шагов не будут очевидными и измеримыми, то возможность оценить эффективность результатов низкая);

- краткосрочность (внедрение намеченных действий должно принести ощутимые результаты в ближайшее время, иначе своевременная замена запланированных шагов более адекватными будет затруднена);

- автономность (браться на начальных этапах социальной помощи необходимо только за решение тех задач, которые могут быть решены в рамках компетенции работника и имеющихся ресурсов; все цели, для достижения которых в будущем необходимо согласование с родственниками клиента, должны быть тщательно продуманы);

- убедительность (результаты внедрения выбранных действий должны подтверждать умение социального работника эффективно использовать позитивные и негативные стороны конкретной конфликтной ситуации в каждом индивидуальном случае).

Принцип первичности отражает то обстоятельство, что на формирование мнения клиента, как любого человека, в большой степени влияет именно та информация, которая была получена первой (от социального окружения) и лежит в основе собственно конфликтной ситуации. Принцип же новизны состоит в том, что лучше клиент запомнит, наоборот, информацию, которую получает последней, непосредственно от сотрудника социальной службы, что гарантирует эффективность социальной поддержки в условиях правильно подобранной программы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 94; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.