Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогический аспект




Педагогический аспект профессиональной деятельности сотрудников сферы социального обслуживания в широком смысле включает конструктивное управление различной групповой и индивидуальной активностью клиентов. При этом, протекая в определенных социальных условиях, педагогический (учебно-воспитательный) процесс содержит единство трех своих основных функций – образовательной, воспитательной и развивающей. Процесс обучения вносит особый вклад в образовательную функцию, а процесс воспитания – в воспитательную. Оба процесса являются основой для осуществления развивающей функции. Содержание этих процессов имеет свои доминирующие характеристики. В содержании обучения превалирует формирование у клиентов юридических, правовых, медицинских, психологических, экономических и др. представлений, понятий, законов, общих и специальных умений и навыков. В содержании воспитания идет акцент на формирование убеждений, норм, правил, идеалов, социально-значимых отношений, установок, мотивов, способов и правил общественно приемлемого поведения. Но при таком подходе процесс воспитания одновременно влияет и на образование личности клиента служб социальной защиты и поддержки, служит непосредственным фактором, стимулирующим дальнейшую его поведенческую активность. Таким образом, оба процесса одновременно влияют на развитие клиента: первый – преимущественно на интеллектуальную, второй – на мотивационную и действенно-эмоциональную сферы [1, 2, 4, 7, 12, 20, 27, 29].

Внутренней движущей силой педагогического процесса в социальной работе, как и в любых других условиях, оказывается противоречие между выдвигаемыми требованиями-запросами (социальными, в частности) и реальными возможностями клиентов по их выполнению. При этом просматривается ряд общих закономерностей, обуславливающих педагогический аспект социальной работы:

  1. все виды деятельности, имеющие общественные цели, потенциально включают определенные элементы воспитательного процесса;
  2. деятельность может не повлиять положительно на воспитуемого, если она не имеет для него «личностного смысла» (А.Н. Леонтьев);
  3. в итоге воспитательных воздействий у людей формируется осознанная готовность к выбору цели и способов деятельности;
  4. по отношению к развитию личности человека деятельность остается нейтральным процессом, если посредством ее реализации у человека не формируется опыт общественного поведения.

Воспитание и самовоспитание входят в единый процесс формирования личности. Результаты воспитательного воздействия осмысливаются и принимаются клиентом в процессе систематического и целенаправленного влияния со стороны социального работника. В процессе самовоспитания клиент социального работника находится в непосредственной зависимости от собственных интересов, специфики социального окружения, возрастных особенностей, социального статуса и т.д. Потребность человека в самовоспитании возникает на разных жизненных этапах и может быть успешно использована в педагогической работе социальных служб. При этом формы самосовершенствования с учетом возрастного и индивидуального развития людей разнообразны и выражаются как в виде приспособления к создавшейся ситуации, так и в виде подражания кому-либо из значимого окружения, ориентации на личностные характеристики социального работника, к которому они обращаются за помощью.

Однако потребность в самовоспитании не возникает одновременно у всех граждан, даже в том случае, если они принадлежат к определенной социальной категории, нуждающейся в защите. Имея сходные предпосылки социальных проблем, клиенты могут быть не готовы к восприятию предъявляемых требований со стороны социального работника в силу многих психологических, экономических, правовых и др. факторов.

Целенаправленность, осмысленность и устойчивость самовоспитания зависят, прежде всего, от идеалов, общественной направленности деятельности клиента, от его волевых свойств личности. Поэтому выработка у клиента умения адекватно анализировать и реально оценивать свои и чужие личностные качества и поступки становятся существенным моментом, как воспитания, так и самовоспитания. Для этого необходимо, чтобы весь процесс межличностного взаимодействия социального работника и его клиента способствовал накоплению положительного опыта социальных отношений и соответствующих им вариантов поведения у последнего.

По отношению к самовоспитанию клиентов социальные работники выполняют две основные функции: создают общие предпосылки и условия для самостоятельного и устойчивого процесса самовоспитания и участвует непосредственно в организации этого процесса. Первая функция выражается в том, что сотрудник социальной службы формирует у клиента положительное отношение к социально ценным видам деятельности, развивает стремление и желание активно участвовать в определенного рода взаимодействии, стимулирует самостоятельность, инициативность и конструктивность принятия решений относительно решения той или иной проблемы. Вторая функция выражается непосредственно в организации помощи в формировании тенденции к самосовершенствованию, социальной реадаптации, стимулировании положительной мотивации для работы над собой. Наиболее распространенными приемами самовоспитания являются самообязательства, самоотчеты, самоанализ, самоконтроль и самооценка.

Процесс педагогического воздействия в социальной работе нацелен на перестройку у граждан неправильно сложившихся взглядов, суждений; на преобразование негативных способов поведения, затрудняющих процесс развития личности, в позитивные. Данный процесс предполагает: установление существенных причин отклонений в нравственном развитии клиентов; определение путей и средств, влияющих на реконструкцию сложившегося стереотипа поведения; активизацию позиции клиента в общественно полезной деятельности, в образовательном процессе и сфере досуга; применение системы требований, средств поощрения, стимулирования и контроля.

Предметом постоянной заботы служб социальной защиты населения остаются укрепление правовой основы и социальной безопасности общественной жизни, соблюдение законности и правопорядка в отношении различных категорий граждан. Причины, порождающие антиобщественные поступки, во многом обусловлены низким уровнем правового сознания отдельных граждан, их неправильными представлениями о материальных и духовных ценностях общества в целом. Психологическая задача социальных работников в педагогическом аспекте добиваться осознания своими клиентами сущности правовых норм, добиваться того, чтобы эти требования приобретали для них личностный смысл.

Гражданам, склонным к совершению правонарушений, присуща определенная совокупность знаний, не соответствующих реальной картине мира, неадекватных способов социального взаимодействия, что, прежде всего, выражается в нарушении отношений между требованиями личности и требованиями общества.

Процесс профилактики правонарушений среди граждан любой социальной категории, предполагает следующие этапы педагогического воздействия:

  1. устранение обстоятельств, способствующих формированию правонарушающего поведения (неблагоприятных условий жизни и воспитания), до того, как эти обстоятельства оказали существенное влияние на поведение того или иного лица (ранняя профилактика);
  2. коррекция жизненной позиции клиента; внесение позитивных изменений в условия социальной среды;
  3. повторная профилактика поведенческих нарушений в отношении лиц, ранее совершавших правонарушения;
  4. оказание педагогического воздействия на граждан, систематически совершающих правонарушения;
  5. профилактика рецидива.

Выделяют четыре основных группы методов воспитания в педагогическом процессе:

  1. методы формирования сознания личности (взглядов, убеждений, мировоззрения и т.п.);
  2. методы организации деятельности, общения, социального опыта поведения;
  3. методы стимулирования и мотивации поведения;
  4. методы контроля, самоконтроля и самооценки поведения.

В основу выделения этих групп методов воспитания положена целостная структура поведенческой деятельности, которая включает в себя осознание процесса деятельности, ее организацию, стимулирование деятельности, контроль и анализ результатов.

Первая группа методов воспитания включает в себя методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю людей в интересах формирования у них социально приемлемых взглядов и убеждений. Именно поэтому обращение к сознанию предполагает обобщенное и систематизированное представление о законах, принципах и нормах социального общества, в котором живут граждане и клиенты служб социальной поддержки, в частности. К методам формирования сознания личности относятся беседа, лекция, диспут и метод примера.

Вторая группа методов воспитания предусматривает организацию деятельности по формированию опыта социально приемлемого поведения. В состав этой группы методов воспитания входят: педагогическое требование, общественное мнение, обучение, упражнение, поручение, создание обучающих и воспитывающих ситуаций.

Третья группа объединяет методы, выполняющие функции регулирования, коррекции и стимулирования поведения человека, в соответствии с теми нормами, которые приняты в данном обществе. Данную группу методов составляют творческая самореализация, поощрение, наказание и др.

Совершенствование педагогического процесса требует его постоянного анализа и объективной оценки. Изучить уровень достигаемых результатов помогает четвертая группа методов – методы контроля и анализа эффективности воспитательного процесса: подведение итогов, анализ и самоанализ полученных результатов и т.д.

Мерой педагогического воздействия социального работника на своих клиентов является авторитет. Авторитет социального работника – сложное составное понятие, включающее две составляющих: авторитет роли социального работника и авторитет его как личности. Часто один тот факт, что данный человек – сотрудник сферы социального обслуживания обеспечивает социальному работнику уважение, внимательное отношение к его требованиям со стороны клиентов. Однако, само определение «социальный» работник уже предполагает принципиально важным его умение общаться, его эрудицию и профессиональную компетентность, этические качества.

Перечисляя ряд психологических факторов, существенно влияющих на успешность профессиональной деятельности социального работника в педагогическом аспекте, важно отметить, что наиболее значимыми являются стиль педагогического воздействия (руководства клиентом), определенные личностные качества социального работника, необходимые практические умения и навыки, а также удовлетворенность собственной деятельностью [4].

Стиль руководства должен обеспечивать реализацию основных функций управления как отдельным клиентом, так и группой граждан, нуждающихся в содействии служб социальной помощи (информирование, принятие решений, обратная связь, контроль, делегирование полномочий, поощрение успехов). Успешности педагогического руководства способствуют те черты личности социального работника, которые помогают сделать общение с клиентами более эффективным, а именно: общительность, направленность на других, стремление к сотрудничеству, эмоциональная восприимчивость (эмпатия), тактичность, терпимость, эмоциональная устойчивость, гибкость в усвоении новых социальных ролей, артистизм. Кроме того, для осуществления успешной профессиональной деятельности социальный работник должен обладать хорошими навыками и социально-перцептивного, и социально-рефлексивного анализа, то есть уметь адекватно оценивать свое отношение к клиентам и чувствовать отношение к себе с их стороны.

Если говорить об арсенале средств, имеющихся в распоряжении социального работника как «педагога», то их можно разделить на группы прямых и косвенных средств воздействия. К прямым относятся: обсуждение, организация групповой дискуссии или посредничества в решении спорных вопросов. Косвенные пути – это попытки вносить коррективы в межличностные отношения клиентов посредством переструктурирования их взаимоотношений, создания новых форм совместной деятельности, выработки новых поведенческих норм.

Взаимную активность, сотрудничество социальных работников и граждан в процессе их межличностного общения можно отобразить и термином педагогическое взаимодействие. При этом возникновение и соотношение самых разнообразных связей (информационной, организационно-деятельностной, коммуникативной, управления и самоуправления) способствует служат регуляторами успешности всего процесса общения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 96; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.