Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О к о н ч а н и е т а б л. 6 2 страница




· аппетит – эмоционально выраженная потребность в пище может достоверно характеризовать состояние человека. У здорового человека аппетит, как правило, хороший. Особенно важным считается наличие хорошего аппетита утром. Обычно он появляется через 35…45 мин после пробуждения. Отсутствие аппетита в течение 2...3 ч может быть следствием перетренировки, недосыпания, гиповитаминоза, заболеваний желудочно-кишечного тракта и др. Улучшение аппетита свидетельствует об усилении обмена веществ и, как правило, о физическом и психическом благополучии. Состояние аппетита следует учитывать в комплексе с другими показателями общего самочувствия;

· потоотделение – индивидуальная особенность организма. При первых занятиях ФК потоотделение всегда обильнее. С ростом тренированности и при соблюдении питьевого и пищевого режима потоотделение уменьшается несмотря на возросшие нагрузки. Увеличение его при неизменных нагрузках – признак заболевания или переутомления. Необходимо уменьшить нагрузки, посоветоваться с врачом;

· головные боли – чаще всего возникают при различных заболеваниях. Кроме того, головные боли и головокружения могут быть вызваны утомлением, чрезмерной физической нагрузкой и т.д.;

· боли в мышцах – бывают часто в подготовительном периоде занятий или у лиц, только что приступивших к занятиям ФК. Как правило, эти боли продолжаются в течение двух–трех недель и являются свидетельством активной перестройки организма;

· боли в боку – они отмечаются в правом подреберье – области печени или в левом – области селезенки, после больших физических напряжений. По своему характеру – это тупые боли. Появление боли в левом подреберье объясняется переполнением селезенки кровью, а в правом подреберье – переполнением кровью печени. Эти боли обусловлены разными причинами: чрезмерным напряжением, неправильным дыханием, тренировкой непосредственно после приема пищи. Иногда они связаны с нарушением работы сердца. Избавиться от этих неприятных ощущений можно с помощью рациональной тренировки, правильной постановки дыхания и др.

Низкая субъективная оценка каждого из этих показателей может служить сигналом об ухудшении состояния организма, быть результатом переутомления или формирующегося нездоровья.

4.4.3. Объективные показатели самоконтроля

К объективным показателями самоконтроля относят:

· рост (длина тела) – существенный показатель физического развития. Известно, что прирост продолжается до 17...19 лет у девушек и до 19...22 лет у юношей. При этом периоды ускоренного роста чередуются с периодами замедления. Несомненно, что при рационально дозируемых статических и динамических нагрузках кости укрепляются, лучше растут. В то же время чрезмерно высокие физические нагрузки могут замедлить и даже остановить процесс роста;

· масса тела – соответствующая норме, стабильная также является показателем правильного тренировочного режима. Проверять ее желательно в одно и то же время суток, лучше утром натощак. Отклонение в ту или иную сторону должно быть подвергнуто анализу. Причиной отклонения могут быть недостаточная физическая активность, нарушение питания, отеки (при заболевании почек, щитовидной железы, сердца). Резкое снижение массы тела после тренировки – один из признаков начинающегося переутомления;

· окружность грудной клетки. Хорошо развитая грудная клетка – показатель хорошего физического развития и известная гарантия крепкого здоровья. Окружность грудной клетки исследуется в состоянии покоя, при максимальном вдохе и выдохе. Разница между двумя крайними показателями – экскурсия грудной клетки. Чем выше этот показатель, тем более развиты функциональные системы организма, в частности, сердечно-сосудистая и дыхательная;

· спирометрия, жизненная емкость легких (ЖЕЛ) – это объем воздуха, который можно выдохнуть после глубокого вдоха. Характеризует главным образом силу дыхательных мышц, а также эластичность легочной ткани. С ростом тренированности величина ЖЕЛ увеличивается, особенно при циклических нагрузках;

· пульс. Основной способ измерения – пальпаторный, т.е. прощупывание и подсчет пульсовых волн на лучевой или сонной артерии. Как правило, пульс подсчитывают за 10 с. У взрослого нетренированного человека ЧСС в норме 60…89 ударов в минуту. У женщин ЧСС на 7…10 ударов чаще. Уровень тренированности и работоспособности во многом зависит от функциональной способности сердечно-сосудистой системы. У новичков, начавших тренироваться регулярно, он постепенно снижается в течение года на 7…10 уд/мин, достигая 60 и менее ударов в 1 мин.

Контроль пульса нужно вести: до, в процессе и после занятия. Увеличение частоты пульса в состоянии покоя, замедление его восстановления, нарушение ритмичности могут быть следствием перегрузок. Этим признакам нередко сопутствуют другие отклонения: неприятные ощущения в области сердца, нарушение сна, потеря аппетита и т.д.;

· частота дыхания. Определяется прикладыванием руки к нижней части грудной клетки. При росте тренированности частота дыхания в состоянии покоя уменьшается, восстановление до исходного уровня происходит быстрее. Учащение дыхания при неизменных физических нагрузках и одновременное удлинение периода восстановления могут быть показателями перегрузки или заболевания.

Чтобы корректировать содержание занятий по результатам показателей самоконтроля, разработаны специальные тесты (см. пп. 4.4.4).

Всем, кто занимается физическими упражнениями, необходимо вести дневник самоконтроля.

Самонаблюдения могут быть как очень подробными и отражаться в 15…20 пунктах дневника самоконтроля, так и краткими, рассчитанными на регистрацию 4-5 простых, но в то же время информативных показателей. В дневнике (табл. 5) фиксируются простейшие приемы самоконтроля как субъективные, так и объективные.

Первая страница дневника отводится для записи фамилии, имени, даты рождения, длительности занятий ФК и достигнутых результатов. Далее в определенной последовательности записываются показатели самоконтроля субъективные и объективные (табл. 6).

Страница дневника

Дата, погода, объективные показатели Содержание Субъективные показатели
25.05.2004 – 18 градусов тепла, солнечно – ЧСС до – 65 уд/мин После – 115 уд/мин Другие показатели из табл. 6 Разминка – бег (12 мин) ОРУ (15 мин) Основная часть – бег (10 мин) + ходьба (5 мин) * 3 серии Заминка – упражнения на гибкость (7 минут) Настроение – хорошее Самочувствие – хорошее Аппетит – хороший Желание заниматься – есть Переносимость нагрузки – хорошая Замечания – …

Определение величины нагрузки для организма занимающегося
(объективные показатели)

Показатель величина нагрузки
низкая средняя высокая
ЧСС во время выполнения ФУ 100…130 уд/мин 130…150 уд/мин более 150 уд/мин
Время восстановления ЧСС до исходного уровня после выполнения ФУ 30 с 60 с 90 с
Показатель величина нагрузки
низкая средняя высокая
Частота дыхания после выполнения ФУ 20…25 раз в минуту 25…40 раз в минуту более 40 раз в минуту
Изменение массы тела после тренировочного занятия Уменьшилась на 300 грамм Уменьшилась на 400…700 грамм Уменьшилась на 800 и более грамм
Изменение силы мышц сгибателей кисти (ручная динамометрия) Осталась без изменений Снизилась на 3…5 кг Снизилась на 6…10 кг
Внешние признаки: - покраснение - потоотделение - дыхание - координация движений   · Небольшое · Незначительное (на лице) · Учащенное ровное · Не нарушена   · Значительное · Значительное (на голове и туловище), · Заметно учащенное (через рот) · Движения неуверенные   · Резкое покраснение, побеление, синюшность губ · Обильное · Резкое, учащенное, одышка · Нарушена, покачивание, дрожание конечностей

4.4.4. Методы определения уровня функционального
состояния организма занимающегося

Тест 1: ортостатическая проба (разница пульса в положении лежа и стоя): принять положение лежа на 3…5 мин, измерить ЧСС за 15 с, принять положение стоя, сразу измерить ЧСС за 15 с. Если разница ЧСС:

0…12 ударов – хорошая тренированность;

12…18 – средняя тренированность;

19…25 – отсутствие тренированности.

Тест 2: проба Штанге (задержка дыхания на вдохе): выполнить
2-3 глубоких вдоха и выдоха, сделать полный вдох (80…90 % от максимального) и задержать дыхание. Если время задержки дыхания:

более 80 с – хорошая функциональная подготовленность;

65…75 с – средняя;

менее 50 с – слабая (человек болен, переутомлен).

Тест 3: проба Генче (задержка дыхания на выдохе): выполнить
2-3 глубоких вдоха и выдоха, сделать полный выдох и задержать дыхание. Если время задержки дыхания:

более 45 с – хорошая функциональная подготовленность;

35…40 с – средняя;

менее 20 с – слабая (человек болен, переутомлен).

Тест 4: проба с приседаниями: стоя отдых 3 мин, подсчитать ЧСС за 15 с (исходная ЧСС); выполнить 20 глубоких приседаний в течение 40 с, поднимая руки вперед; сразу после приседаний подсчитать ЧСС в течение первых 15 с отдыха (пересчитать на 1 мин). Если ЧСС после приседаний от исходной величины увеличилась:

на 20 % и менее – отличное функциональное состояние;

21…40 % – хорошее;

41…65 % – удовлетворительное;

66 % и более – плохое.

Тест 5: тест Купера (12-минутный бег): если вы за 12 мин пробегаете расстояние:

менее 2100 м (юноши), 1600 м (девушки) – ваша физическая подготовленность – очень плохая;

2100…2200 м (юноши), 1600…1900 м (девушки) – плохая;

2200…2500 м (юноши), 1900…2100 м (девушки) – удовлетворительная;

2500…2750 м (юноши), 2100…2300 м (девушки) – хорошая; более 2750 м (юноши) и 2300 м (девушки) – отличная.

Перед проведением функциональной пробы не должно быть физической нагрузки, не следует проводить ее после бессонной ночи, повышенных эмоциональных переживаний, а также сразу после сытной еды.

Контрольные вопросы к лекции № 4

1. Перечислите основные факторы, определяющие негативную динамику физического состояния студентов.

2. Какова норма недельной двигательной активности студентов?

3. Последовательно перечислите и дайте краткую характеристику основным этапам при выборе методики самостоятельных занятий.

4. Дайте объяснение такому критерию продолжительности бега, как мера стопроцентно развивающей нагрузки.

5. Дайте объяснение сути закона суперкомпенсации. Рассмотрите три возможных варианта взаимосвязи работы и отдыха.

6. Дайте краткую описательную характеристику трем возможным программам двигательной активности («Удовольствие – эффект», «Оздоровление», «Спортивная тренировка»).

7. Перечислите существующие виды контроля за состоянием занимающихся.

8. Дайте краткую характеристику субъективных показателей самоконтроля.

9. Дайте краткую характеристику объективных показателей самоконтроля.

10. Охарактеризуйте основные критерии определения величины нагрузки для организма занимающегося.

11. Перечислите методы определения уровня функционального состояния организма занимающегося.

 

 

 

Лекция №5

Спорт.
Индивидуальный выбор видов спорта
или систем физического воспитания

Обязательная часть лекции

1. Принципиальное отличие спорта от других видов занятий ФУ.

2. Влияние избранного вида спорта на физическое развитие, функциональную подготовленность и психические качества занимающегося. Модельные характеристики спортсмена высокого класса.

3. Обоснование индивидуального выбора вида спорта:

· краткая психофизическая характеристика основных видов спорта, существующих в НГТУ;

· индивидуальные особенности студента (соматотип, психотип и т.д.) как критерий спортивной специализации.

Вариативная часть лекции

По усмотрению лектора.

5.1. Основные понятия, виды спорта,
структура спортивной классификации

Спортэто многогранное общественное явление, составляющее неотъемлемый элемент ФК общества, специфическое содержание которого – это соревновательная деятельность и подготовка к ней.

Основное отличие спорта от физической культуры заключается в том, что в первом присутствует обязательный соревновательный компонент. И физкультурник, и спортсмен могут планировать свои тренировки одинаково и использовать в них одни и те же средства подготовки, но при этом спортсмен всегда сравнивает свои достижения в физическом совершенствовании с успехами других спортсменов в очных соревнованиях. Занятия же физкультурника направлены лишь на личное совершенствование безотносительно к достижениям в этой области других занимающихся.

В современном спорте выделяют два отдельных направления, а именно:

· массовый спорт. Цель – повысить функциональные способности систем организма скорректировать физическое развитие и телосложение, повысить общую и профессиональную работоспособность, овладеть жизненно необходимыми навыками, приятно и полезно провести досуг;

· спорт высших достижений. Цель – освоить и совершенствовать технику и тактику избранного вида спорта, достигнуть максимально возможного спортивного результата и победить на крупнейших спортивных соревнованиях.

В свою очередь спорт высших достижений подразделяется на любительский и профессиональный. Отличительной чертой последнего является выступление спортсменов за определенный денежный гонорар, в то время как спортсмены-любители состязаются с максимальными физическими проявлениями без материального вознаграждения.

К сожалению (и это официально известный факт), выступления и подготовка в ранге высшего спорта связаны с частым травматизмом спортсменов из-за функционирования систем их организма в зоне абсолютных физиологических и психических нагрузок на организм, часто это называется – спортсмен работает «на износ».

В системе спорта выделяют несколько видов спорта. В настоящее время на международной арене официально зарегистрировано около 70 видов спорта.

Отличительной чертой отдельно взятого вида спорта является способ ведения борьбы и правила соревнований. Все виды спорта объединяют в несколько групп по следующим признакам:

· виды, где результат зависит прежде всего от двигательных способностей спортсмена (гимнастика, легкая атлетика, единоборства, баскетбол и т.п.);

· виды, в которых основным содержанием являются действия по управлению техническими средствами (мотоспорт, автоспорт, парусный спорт и т.п.);

· виды, где основным содержанием являются действия, направленные на поражение цели из спортивного оружия (стрельба из лука, стрельба из пневматического оружия и т.п.);

· виды, основанные на абстрактно-логическом обыгрывании соперника (шахматы, шашки и т.п.).

Для возможности сравнения достигнутых результатов спортсменов как в одном виде спорта, так и в разных (к примеру: марафонский бег и тяжелая атлетика), в теорию спорта введена спортивная классификация. В ней, согласно статистически установленной трудоемкости в достижении конкретного спортивного результата, соотносятся спортивные разряды (звания) и соответствующие им нормативы.

Структура спортивной классификации предусматривает присвоение:

· разрядов: 5-й и 4-й разряд (только в шахматах и в шашках), 3-й, 2-й, 1-й, «кандидат в мастера спорта»;

· званий: «мастер спорта», «мастер спорта международного класса» («гроссмейстер» в шахматах и шашках), «заслуженный мастер спорта России».

Причем спортивные разряды необходимо подтверждать, а спортивные звания присваиваются пожизненно.

Для поддержания систем организма в норме человеку необходимо в неделю посвятить занятиям физическими упражнениями 6...8 часов. Естественно, что перед каждым занимающимся встанет вопрос о выборе вида спорта, который не только удовлетворял бы его эмоционально, но и мог приносить пользу. К примеру, наряду с улучшением здоровья, повышением уровня физической подготовки позволял бы корректировать недостатки телосложения, повышать профессионально-прикладную подготовку, снимать психоэмоционнальный стресс и т. д. Поэтому к выбору вида спорта необходимо подойти ответственно и последовательно, с учетом не только цели занятий, но и индивидуальных особенностей и возможностей.

 

 

5.2. Этапы выбора вида спорта
для систематических занятий
физическими упражнениями

Процесс выбора конкретного вида спорта состоит из трех этапов/

I этап – определение мотива занятий ФК (с учетом собственных индивидуальных особенностей и возможностей). Прежде всего следует задать себе вопрос: «Для чего или с какой целью я буду заниматься ФК? Что я хочу получить и действительно ли получу что-то от этих занятий ФК?».

Специалисты выделяют несколько наиболее распространенных ответов, а именно пять основных мотивационных вариантов выбора конкретной физкультурной деятельности.

1. Укрепление здоровья

Для поддержания в норме здоровья своего организма как биологической системы человек вынужден реализовать генетическую потребность в движении. С этой целью он должен «вырабатывать» норму суточной двигательной активности, и одним из средств выполнения задачи являются занятия ФК.

2. Повышение функциональных способностей организма

На основании анализа результатов контрольных нормативов каждый студент может определить степень развития того или иного физического качества. Как правило, из-за индивидуального и генетически детерминированного соотношения в мышечной системе двигательных единиц (ДЕ) различного типа и вида человек склонен к проявлению «ведущих» и «отстающих» физических качеств. Тот вид двигательной активности, который базируется на доминирующем типе ДЕ, будет «ведущим», остальные виды – «отстающими». Например: у студента с доминирующим типом в мышечной системе быстрых ДЕ «ведущим» качеством будет быстрота, «отстающим» – выносливость; у студента с доминирующим типом медленных ДЕ «ведущее» качество – выносливость, «отстающее» – быстрота и т.д.

В этой связи для студента возможны два варианта выбора вида спорта. Первый – вид спорта, который поможет подтянуть «отстающее» физическое качество, что даст разностороннее гармоничное развитие. Второй – вид спорта, где наиболее полно может реализоваться ярко выраженное «ведущее» качество, однако это может привести к дисгармонии в функциональном развитии.

При выборе первого направления следует осознать, что успехи в избранном виде спорта будут невысоки. Во втором можно достичь значительных спортивных результатов. Практика показывает, что первый вариант следует рекомендовать людям со сравнительно низкой общей физической подготовленностью. Второй – студентам с хорошей предварительной общей физической и спортивной подготовленностью.

3. Активный отдых

Значительная часть студентов воспринимает занятия ФК как «разрядку» от однообразных аудиторных занятий. Существенную роль в возникновении положительного эффекта от активного отдыха играет учет не только интереса студента, его эмоционального состояния, но и особенностей типа темперамента. Так, если человек (сангвиник, холерик) легко переключается с одного вида работы на другой, общителен, эмоционален, то для него предпочтительнее будут игровые виды спорта или единоборства. Если же он (флегматик) усидчив, сосредоточен в работе и склонен к однородной деятельности, то ему подойдут занятия легкой атлетикой, плаванием, велоездой, лыжными гонками. А если он (меланхолик) замкнут и необщителен, неуверен в себе и чрезмерно чувствителен, ему не стоит заниматься постоянно в группах, более желательны индивидуальные занятия (атлетическая гимнастика, легкая атлетика и т.д.).

4. Психофизическая подготовка к будущей профессиональной деятельности

В этом случае выбор проводится с целью достижения лучшей специальной психофизической подготовленности в избранной профессии. Так, если ваша будущая профессия требует повышенной общей физической работоспособности, то вы должны выбрать тот вид спорта, который в наибольшей степени развивает это качество (бег на длинные дистанции, лыжные гонки, плавание и т.д.). Если ваш будущий труд требует значительного напряжения зрительного анализатора, освойте те виды спорта, которые тренируют микромышцы глаза (настольный теннис, бадминтон). Кроме того, следует помнить, что занятия различными видами спорта не только повышают функциональную подготовленность, но и расширяют двигательный опыт, увеличивают степень владения прикладными двигательными умениями и навыками.

5. Достижение наивысших спортивных результатов

Специфика спорта такова, что для достижения наивысших спортивных результатов необходимо выполнять тренировочную работу большого объема. У спортсменов высокого класса тренировочный объем доходит до 2-3 занятий в день, при этом следует учесть частые выезды на соревнования и т.д. Поэтому совмещение активных занятий в сфере большого спорта с полноценной учебой в вузе неизбежно сталкивается с проблемой катастрофической нехватки времени. Выход в этом случае один – предоставление студенту-спортсмену индивидуального графика прохождения и освоения учебного материала, а также продление сроков обучения в вузе.

II этап – ознакомление с краткой характеристикой наиболее распространенных видов спорта. При изучении материала следует особо обратить внимание на влияние вида спорта на организм занимающегося.

III этап – непосредственный выбор вида спорта.

5.3. Характеристика основных видов спорта

5.3.1. Футбол

Содержание игры составляет противоборство двух команд, стремящихся овладеть мячом и забить его в ворота соперника.

Особенностью этой игры является большое разнообразие двигательных действий, эффективность использования которых диктуется и определяется постоянно меняющейся обстановкой. Каждый игрок должен уметь перемещаться бегом в разных направлениях, а также лицом и спиной вперед, приставными и скрестными шагами в одну и в другую сторону, быстро менять способ и скорость передвижения, одновременно держа в поле зрения игровую площадку, расположение партнеров и соперников, перемещение мяча.

Футболисту необходимо владеть своим телом в опорном и безопорном положении, уметь резко останавливаться, мгновенно менять направление, поворачиваться на месте и в движении, правильно падать, выполнять перекаты, группировки.

В арсенале различных технических приемов большая роль принадлежит финтам (обманным движениям), с помощью которых опытный игрок дезориентирует соперника, не позволяя ему догадаться о характере двигательных действий, направленных на реализацию гола. В то же время футболист должен уметь противостоять сбивающим факторам: активному противодействию соперников, неблагоприятным условиям погоды, высокой напряженности игры и др.

Основным содержанием игры в футбол являются: прыжки с мячом; удары ногой и головой по неподвижному, катящемуся или летящему на разной высоте и скорости мячу; направление мяча метко и сильно в ворота, партнеру или выведение его за границы поля в опасной ситуации; остановки мяча ногой, туловищем и головой; ведение мяча с изменением скорости и направления движения; перехват мяча у соперника; вбрасывание; финты и др. Вратарю наряду с этими приемами необходимо владеть техникой ловли и отбивания мяча, введения его в игру.

Возможность соперничества в силе, быстроте и ловкости, разгадывание хитроумных комбинаций, применение эффективных и неожиданных приемов представляют огромные творческие возможности для физического совершенствования.

В то же время футбол предъявляет высокие требования к морально-волевым и нравственным качествам. Высокого уровня мастерства способны добиться лишь настойчивые и упорные люди, десятки и сотни раз отрабатывающие одни и те же приемы. Но даже многократно повторяемые двигательные действия приобретают каждый раз новые характеристики: разной силы удар ногой или головой, изменение направления полета мяча, высоты отскока, величины амплитуды замаха
и т.д.

Овладение приемами не является самоцелью, главное – уметь в нужный момент выбрать наиболее эффективный в данной ситуации и неожиданный для соперников прием. Это может в одно мгновение переломить ход игры, внести в нее особый накал эмоций. Наличие возможностей для различных тактических комбинаций, большой выдумки, оригинального мышления выделяет эту игру из всех других, делая ее любимой и популярной.

Футбол предъявляет высокие требования к нравственной стороне личности: ответственность за свои действия и действия партнеров, трудолюбие, умение преодолевать усталость, достойно вести себя в спорной ситуации, стойко переносить травмы различного характера, не накапливая обид на соперника.

Оздоровительный эффект при игре в футбол обеспечивается динамической работой, разнообразной мышечной нагрузкой на свежем воздухе. Игра сопровождается развитием всех качественных сторон двигательной деятельности, совершенствованием вегетативных функций. Футбол характеризуется работой переменной мощности, от умеренной до максимальной. Это способствует совершенствованию деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем, которые должны быстро включаться в интенсивную работу и восстанавливаться при смене характера деятельности.

Большое разнообразие двигательных действий футболиста способствует творческому воспроизведению новых условно рефлекторных связей и, следовательно, овладению новыми формами движений, что обогащает двигательный опыт занимающихся.

Регулярные занятия развивают и совершенствуют сенсорные системы, в первую очередь двигательную, зрительную и слуховую. В результате улучшается скорость простой и сложной двигательной реакции, значительно увеличивается поле зрения, улучшается глубинное зрение, повышается восприятие скорости движения предметов в пространстве, совершенствуется острота слуха. Таким образом, игра в футбол обладает очень высоким оздоровительным эффектом.

5.3.2. Баскетбол

Баскетбол – это командная игра с мячом, в которой, передвигаясь по площадке различными способами и передавая мяч партнеру, нужно как можно большее количество раз забросить мяч в корзину команды соперников.

Игра основана на естественных движениях: беге, ходьбе, прыжках, подскоках, бросках, поворотах. Ее характерным отличием является передвижение баскетболиста в разных стойках: высокой, средней, низкой. Игроки передвигаются боком, скрестным шагом, спиной вперед, делая резкие короткие ускорения, неожиданные повороты на одной ноге на 180, 360 и более градусов. Все эти движения сочетаются с ведением мяча. Благодаря активному противодействию соперников содержание игры отличается многообразием финтов.

Являясь высокодинамичной игрой, баскетбол характеризуется
непрерывным изменением ситуаций, что обеспечивает высокий эмоциональный подъем, необходимость быстрого поиска решений, невозможность повторения стандартных приемов. Преодоление сопротивления противоположной команды и попадание в кольцо соперника доставляют большую радость спортсменам.

Важной составляющей частью игры являются броски по кольцу. Их результативность зависит от точности и меткости, что в свою очередь определяется многими факторами: уровнем развития скоростно-силовых качеств, ловкости, подвижности. Большое значение для баскетболиста имеет прыгучесть, чем выше он выпрыгнет, тем легче ему попасть в корзину. Поэтому при подборе игроков отдают предпочтение более рослым людям.

Попадание в кольцо требует умения сосредоточиваться на цели, хорошо ориентироваться в пространстве, соизмерять силу броска с расстоянием до цели. Броски выполняются с места, в движении, в момент единоборства с соперником – все это делает бросок центральным моментом всей игры.

Важным элементом является передача мяча. Для передачи мяча игроку, находящемуся в более выгодном положении, используются разные способы: двумя руками от груди, одной от плеча, в прыжке, в беге, во время поворота, снизу, сверху, после удара об пол.

Высокий динамизм баскетбола способствует развитию всех качественных сторон двигательной деятельности, совершенствованию как аэробной, так и анаэробной производительности. Деятельность баскетболиста связана с необходимостью мгновенно решать возникающие игровые задачи. Это требует высокой подвижности нервных процессов как для быстрого изменения структуры и темпа движения, так и для совершенствования органов дыхания и кровообращения. Поэтому занятия баскетболом хорошо развивают сенсорные системы, особенно зрительную и слуховую, положительно влияют на вестибулярный аппарат. Одни и те же приемы и способы ведения игры, осуществляемые в разных ситуациях и вариантах, обеспечивают постоянный рост творческих способностей и новых форм движений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.