КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
О к о н ч а н и е т а б л. 6 4 страница
3. Использование средств ФК в регулировании работоспособности студента. Вариативная часть По усмотрению лектора. 6.1. Взаимосвязь умственной Работоспособность – это способность человека выполнять конкретную деятельность (умственную или двигательную) длительное время без снижения ее эффективности. В процессе умственного труда основная нагрузка приходится на центральную нервную систему и ее высший отдел – головной мозг, который обеспечивает протекание психических процессов – восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоций. В среднем масса мозга составляет 2 % общей массы тела, при этом он потребляет до 15…20 % используемого всем организмом кислорода. Интенсивность обменных процессов в мозгу достаточно высокая, поэтому он должен иметь высокий уровень стабильности кровообращения. Для нормальной деятельности мозга необходимо, чтобы к нему поступали импульсы от различных систем организма. Именно импульсы, направленные от напряженной мускулатуры в центральную нервную систему, стимулируют деятельность головного мозга, помогают ему поддерживать нужный тонус. В период напряженного умственного труда у людей обычно наблюдаются сосредоточенное выражение лица, сжатые губы, напряженная шея. При этом отмечено, что чем сложнее задача, которую приходится решать, тем выше напряжение мышц. Движения мышц создают громадное число нервных импульсов, обогащающих мозг потоком ощущений, поддерживающих его в нормальном рабочем состоянии. Таким образом, нервная система стремится сохранить работоспособность. Если умственный процесс идет достаточно долго и монотонно, то в связи с утомлением в отделах головного мозга, ответственных за эту работу, начинает протекать процесс торможения, что, в конечном счете, приводит к снижению работоспособности. Следует также отметить, что умственная работа, связанная с эмоциональным фактором, нервно-психическим напряжением, неизменно сказывается на работе сердечно сосудистой системы. Так, например, если у студентов до начала умственной работы частота сердечных сокращений (ЧСС) составляла 70 уд/мин, то: · при выполнении спокойной учебной работы около 77 уд/мин; · при выполнении той же работы, но при среднем психическом напряжении – 84 уд/мин; · та же работа, но при сильном напряжении – 93 уд/мин. В процессе умственной работы возможны различные колебания работоспособности, при этом по характеру изменения умственной работоспособности в учебном труде выделяют следующие типы студентов: · студенты с усиливающейся умственной работоспособностью, что характерно для сильного типа нервной системы. Способны длительное время заниматься умственным трудом, постепенно наращивать количественные и качественные показатели работоспособности, хорошо успевать, имеют устойчивый интерес к учебе; · студенты с ослабевающей работоспособностью – к ним относятся лица с преимущественно слабым типом нервной системы. свойственно постоянное снижение интенсивности работы при сопутствующем нарастании ошибок; · студенты с неровной работоспособностью – к ним относятся лица с преимущественно слабым типом нервной системы, обладают резкими колебаниями интенсивности и ее качества с тенденцией к снижению объема к моменту завершения задания; · студентам с ровной работоспособностью свойственны высокие количественные и качественные показатели выполнения работы при небольшом их колебании в отдельном промежутке времени, они хорошо успевающие, имеют устойчивый интерес к учебе. Вообще работоспособность человека зависит от трех основных факторов: · физиологического состояния здоровья; · психического состояния (самочувствия, настроения, мотивации · физической характеристики места пребывания (освещение, температура, уровень шума и т.д.). Вместе с тем не менее важным обстоятельством в обеспечении высокого уровня работоспособности является согласование жизненного ритма человека с биологическим ритмом психофизиологических функций его организма. Чем точнее совпадает начало учебно-трудовой деятельности с подъемом жизненно важных функций организма, тем продуктивнее будет учебный труд. По особенностям протекания биологического ритма выделяют следующие типы людей. «Утренний» («жаворонки») – люди этого типа встают рано, с утра бодры, жизнерадостны, приподнятое настроение сохраняют в утренние и дневные часы. Наиболее работоспособны с 9 до 14 часов. Вечером их работоспособность заметно снижается. Наиболее адаптирован к режиму обучения в первую смену, так как их биологический ритм совпадает с социальным ритмом дневного вуза. «Вечерний» тип студентов («совы») – наиболее работоспособны с 18 до 24 часов. Они поздно ложатся спать, часто не высыпаются, нередко опаздывают на занятия; в первой половине дня заторможены, поэтому находятся в наименее благоприятных условиях, обучаясь на дневном отделении вуза. С 18 ч им целесообразно устраивать консультации и занятия по наиболее сложным разделам программы. Период снижения работоспособности целесообразно использовать для отдыха, обеда. «Аритмики» – занимают промежуточное положение между «жаворонками» и «совами», но все же они ближе к «жаворонкам». 6.2. Изменения умственной, физической В течение учебного дня, недели, семестра, года наблюдается естественное (закономерное) изменение работоспособности студента. Последовательно рассмотрим три периода (день, неделя, год) учебного процесса студента. Итак, в учебном дне студента можно выделить следующие фазы: 1 – фаза врабатывания (10…15 мин), происходит постепенное повышение работоспособности; 2 – фаза устойчивой работоспособности (1,5...3 ч), функции организма настроены и адекватны выполняемой учебной деятельности; 3 – фаза компенсированного снижения работоспособности, первые признаки утомления компенсируются волевым усилием и положительной мотивацией, затем утомление нарастает и продуктивность учебной деятельности снижается, при этом функциональные изменения отчетливо проявляются в зрительном анализаторе, внимании, памяти и т.д.; 4 – фаза некомпенсированного утомления, происходит прогрессивное снижение работоспособности. Учебная неделя имеет следующие закономерно сменяющие друг друга периоды: 1 – период врабатывания (понедельник): вхождение в привычный режим учебной работы; 2 – период устойчивой высокой работоспособности (вторник, среда, четверг); 3, 4 – период снижения работоспособности (пятница, суббота). И, наконец, в семестрах учебного года выделяют следующие периоды. I семестр 1 – период врабатывания (3 недели); 2 – период устойчивой работоспособности (2,5 мес.); 3, 4 – период снижения работоспособности (зачетная неделя, сессия); 5 – период восстановления – каникулы, происходит восстановление работоспособности до исходных величин, при активном отдыхе с использованием ФУ происходит сверхвосстановление. II семестр 1 – период врабатывания (1 нед.); 2 – период устойчивой работоспособности; 3, 4 – период снижения работоспособности (зачетная неделя, сессия); 5 – период восстановления, более протяженный по сравнению с осенним семестром из-за значительной глубины утомления в весеннем семестре. Таким образом, учебный труд студента, независимо от периода (день, неделя, семестр, год), характеризуется последовательной сменой периодов врабатывания, устойчивой и высокой работоспособности и периодов ее снижения. Закономерные изменения работоспособности в границах различных временных циклов процесса обучения студентов являются основанием рационального планирования как умственного труда, так и двигательной деятельности. Так, например, при самоподготовке наиболее сложные дисциплины следует планировать на средние часы (на середину недели), а менее сложные – на первые часы учебного дня, на конец и начало недели. Отдельное место следует отвести экзаменационному периоду. Вообще экзамен – критический момент в учебной деятельности, когда подводятся итоги работы за семестр, решается вопрос о соответствии знаний студента уровню вуза, получении стипендии, о самоутверждении личности. Поэтому экзаменационная ситуация – это эмоциональный фактор, сопровождаемый сильными переживаниями. В период экзаменационной сессии у студента происходят: · увеличение объема (до 8...9 ч в день) и интенсивности (на 85…100 %) учебного труда; · мобилизация всех сил организма; · сокращение физической активности до 30 мин в день; · сокращение времени пребывания на свежем воздухе; · частичное нарушение режима сна и питания. Комплексное воздействие всех перечисленных факторов приводит к ряду негативных последствий: · возникают отрицательные эмоции, неуверенность в своих силах, чрезмерное волнение, страх (около 40 % студентов испытывают сильную эмоциональную напряженность); · увеличиваются ЧСС и артериальное давление. Так, если в период учебных занятий ЧСС в среднем 75 уд/мин, а АД 115/70 мм рт. ст., то в момент сдачи экзамена эти показатели увеличиваются соответственно до 90 уд/мин и 140/90 мм рт. ст., а в момент входа в аудиторию ЧСС может возрастать до 130 уд/мин; при ожидании ответа также фиксируются увеличенные значения пульса и давления; · общее самочувствие ухудшается почти вдвое; · увеличивается общий метаболизм, что приводит к снижению массы тела на 1,6…3,4 кг. В то же время рационально организованная в период экзаменационной сессии двигательная активность ведет к улучшению умственной и физической работоспособности (на 20 %) и снижению напряжения психоэмоционального состояния студента. 6.3. Использование средств Состояние психологической напряженности в период экзамена можно уменьшить следующими способами: а) выполнять дыхательные упражнения: · полное брюшное дыхание – при расслабленных опущенных плечах, вдох через нос с наполнением нижних отделов легких, живот выпячивается, вдохом поднимается грудная клетка, плечи, ключицы. Полный выдох – постепенно втягивается живот, опускаются грудь, плечи, ключица; · полное дыхание – выполняется в ходьбе полный вдох на 4 (6, 8) шага, задержка дыхания, равная половине числа шагов вдоха 2 (3, 4). Полный выдох делается на то же число, что и вдох 4 (6, 8). Количество – по самочувствию; · то же, что и второе упражнение, только выдох – толчками через плотно сжатые губы; б) заняться психической саморегуляцией: отключение и переключение – пребывание в тишине с закрытыми глазами в спокойной расслабленной позе, представляя ситуации, в которых легко и спокойно. Для ускоренного включения в учебно-трудовой день эффективна утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ). У студентов, регулярно выполняющих УГГ, период врабатывания на первой учебной паре Для поддержания или повышения работоспособности в процессе учебного занятия и самоподготовки необходимо использовать физкультурную паузу. 10 мин после 4 ч занятий, 5 мин после 2 ч самоподготовки, т. е. в периоды, когда появляются первые признаки утомления. Принцип подбора упражнений – активизировать работу систем организма, не принимавших участия в учебной деятельности. Позволяет повысить эффективность на 5…9 %. Для повышения уровня умственной работоспособности посредством физических упражнений необходимо заниматься в оптимальном режиме. А именно 2-3 раза в неделю при ЧСС, равной 130…160 уд/мин, длительностью 50…40 мин с интервалами отдыха в 1…3 дня. Такой режим занятий соответствует зоне оптимального взаимодействия между умственной и физической работоспособностью. При сравнении эффективности, например, двухразовых занятий одинаковой длительности в неделю с разными значениями интенсивности ЧСС 110…130 и 130…160 уд/мин эффект взаимодействия физической и умственной работоспособности при интенсивности по ЧСС 110…130 уд/мин в 2 раза меньше. Занятия с ЧСС выше 160 уд/мин и моторной плотностью 65…75 % существенно уменьшают умственную работоспособность, и продолжить, например, самоподготовку можно лишь после 4...5 ч отдыха. Поэтому применять такой режим занятий в дни напряженной учебной деятельности (экзамен, зачет, контрольная и т.д.) не желательно. Для лиц с ослабленным здоровьем, а также для студентов с высоким уровнем тренированности в рассмотренные режимы занятий должны быть внесены небольшие коррективы. При этом следует учесть, что чем выше уровень физической подготовленности, тем выше уровень умственной работоспособности. Таким образом, рациональное использование физических упражнений способствует: · длительному сохранению работоспособности; · ускорению процесса врабатываемости; · ускорению восстановления; · эмоционально волевой устойчивости к сбивающим факторам; · снижению физической стоимости тренировки на единицу работы; · хорошей успеваемости; · высокой организованности и дисциплине; · рациональному использованию времени для личного и профессионального роста. Контрольные вопросы к лекции № 6 1. Дайте определение понятию «работоспособность». 2. Объясните взаимосвязь умственной и физической работоспособности. 3. От каких факторов зависит работоспособность человека? 4. Охарактеризуйте особенности протекания биологического ритма у людей трех типов («жаворонки», «совы», «аритмики»). 5. Рассмотрите закономерные изменения работоспособности студентов на примере трех видов их учебного процесса (учебный день, учебная неделя, учебный год). 6. Охарактеризуйте состояние организма студента в период экзаменационной сессии. 7. Дайте краткую характеристику способам снятия психологической напряженности в период экзамена. 8. Дайте краткую характеристику способам поддержания или повышения работоспособности студентов. Методические приемы ведения лекций Согласно данным специалистов эффективность лекции, с точки зрения усвоения слушателем нового материала, составляет 5 %, самостоятельное чтение учебника – 10 %, видеопросмотр – 20 %, демонстрация – 30 %, работа в группе – 50 %, выполнение практических действий – 70 %, обучение других – 90 %. Таким образом, от способа, который выбирает преподаватель для передачи нового материала, зависит объем знаний, умений и навыков, который откладывается в сознании слушателей. Одним из наиболее перспективных подходов к обучению является обучение, в котором содержание и методы не только основаны на интересах учащихся, но и используются в форме личностно-ориентированной технологии. Последняя ставит учителя не в позицию активного оратора, а в позицию консультанта, который предоставляет слушателям «развивающую помощь». В основе принципа «развивающей помощи» лежит не решение за слушателя поставленной проблемы, а помощь ему в осознании себя, пробуждение его активности с целью самостоятельного поиска решения проблемы. Наиболее адаптированным и эффективным, на наш взгляд, будет являться обучение, в содержании которого гармонично взаимосвязаны как традиционные формы, так и личностно-ориентированные подходы. Ниже мы рассмотрим ряд методических приемов подачи нового материала, в основе которых лежит деятельный подход, побуждающий слушателей рассуждать о проблеме. Использование преподавателями в лекциях этих приемов не только позволит повысить эффективность процесса обучения, но и активизирует творческую активность, поднимет заинтересованность и мотивацию обучающихся. Прием 1. Студенты предварительно перед прослушиванием конкретного раздела материала записывают ряд вопросов, например: · основная причина возникновения ФУ. Главное отличие ФУ от трудовых двигательных действий Роль ФУ в первобытнообщинном обществе. Роль ФК в жизни современного общества Или, некоторые понятия без определений (оставляют место для самостоятельного заполнения), например: · физиологическая основа здоровья – …. Гомеостаз – …. Адаптация – …. Причина болезни – …. Режим физических упражнений для повышения резерва адаптации – …. После прочтения материала студентам предлагается в течение некоторого времени самостоятельно подумать над вопросами и зафиксировать варианты ответов. Далее следует диалог преподавателя со студентами, в ходе которого выявляются верные ответы. Студенты при необходимости параллельно с обсуждением дополняют или исправляют собственные ответы. Прием 2. Студентам предлагается под диктовку преподавателя письменно (в строчку через запятую) перечислить ряд понятий, к примеру, основные понятия теории ФК: спорт, физическое воспитание, физическая подготовка, физическая культура. Затем преподаватель диктует студентам под запись только определения перечисленных ранее понятий (в другом порядке), при этом не озвучивает, определение какого понятия в данный момент дается под запись. Студенты фиксируют их, оставив свободной слева 1/3 первой строки.Например: … – это органическая часть общей культуры личности и общества, представляющая собой совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых и используемых обществом для физического совершенствования людей. Далее студентам предлагается самостоятельно соотнести определения с данными ранее понятиями и дописать последние. Через некоторое время проводятся проверка и обсуждение. Похожее задание может быть дано в лекции № 5. Так, при разборе видов спорта первоначально преподаватель диктует под запись ряд критериев дифференциации видов спорта по группам. Выделяют следующие группы видов спорта: · виды, где результат зависит, прежде всего, от двигательных возможностей спортсмена (); · виды, в которых основным содержанием являются действия по управлению техническими средствами (). Затем преподаватель дает студентам следующее задание «Я сейчас буду перечислять некоторые виды спорта, ваша задача: соотнести и дописать в качестве примера вид спорта в каждую из групп». Далее идет перечисление видов спорта с небольшой паузой для обдумывания: «Легкая атлетика, мотоспорт, гимнастика, автоспорт, единоборства, баскетбол, парусный спорт» и т.п. В итоге студент в тетради должен заполнить место в скобках недостающими видами спорта: (например: легкая атлетика, гимнастика, единоборства, баскетбол …). Прием 3. Для наилучшего понимания и запоминания лекционного материала преподаватель может предложить студентам следующий алгоритм разбора понятий: · подчеркните ключевые слова в определении понятия, а именно те, которые наиболее точно и полно характеризуют его суть, например: Физическая культура – это органическая часть общей культуры личности и общества, представляющая собой совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых и используемых обществом для физического совершенствования людей; · выпишите их отдельно из текста, например: Физическая культура – … часть общей культуры … совокупность материальных и духовных ценностей … используемых … для физического совершенствования …; · перескажите (товарищу по парте) определение понятия, опираясь на ключевые слова. Прием 4. Перед письменной фиксацией «должного» определения понятия предложите студенту поразмыслить над данным понятием и попытаться дать ему «собственное определение». Например, задание преподавателя: «Что, по-вашему мнению, включает понятие “физическая культура личности студента”? Как бы вы охарактеризовали культурного, с точки зрения физической культуры, студента? Попробуйте дать “свое” определение этого понятия». Далее студентам отводится некоторое время для самостоятельной работы, после которой следуют диалог и обсуждение. Преподавателю надо подчеркивать верные ответы, стараясь сформулировать в обсуждении «должное» определение. После обсуждения преподаватель зачитывает «должное» определение, студенты сравнивают собственные рассуждения, корректируют их, а при необходимости записывают под диктовку. Аналогичными заданиями для примера могут служить следующие вопросы. «Как вы думаете, какие задачи должны решаться физическим воспитанием, чтобы сформировать физическую культуру личности студента? При работе ориентируйтесь на определение “физическая культура личности”…». «Повторите определение понятия “физическая подготовка” и дайте самостоятельно определение понятию “физическая подготовленность”как закономерному результату процесса физической подготовки». «Дайте определение понятию “организм человека”». Прием 5. Для повышения активности студентов преподаватель при подаче определенного материала может ввести анкетирование или самоопределение. Так, например, он может дать следующие задания: «Я сейчас вам зачитаю общепринятые мотивы, побуждающие заниматься физической культурой студентов вашего возраста. вы, параллельно с прослушиванием материала, выберите и запишите тот мотив, который побуждает заниматься именно вас». «Я зачитываю вам уровни проявления ФК личности студента, вы записываете их название, при необходимости краткую характеристику и параллельно определяете, к какому уровню вы отнесли бы себя». Прием 6. Для повышения эффективности лекционного занятия, а также с целью снятия усталости и переключения с одного вида усвоения материала на другой преподаватель может включать в занятие элементы самостоятельной работы студентов с раздаточным материалом. Так, например, лекцию № 2, посвященную здоровью человека и здоровому образу жизни, можно условно разделить на две части. В первой преподаватель излагает основной материал вплоть до элементов здорового образа жизни. Во второй студентам раздается раздаточный материал, озвучивается организация работы, после чего они приступают к самостоятельной работе по изучению материала лекции. Организация работы может быть следующей: «…Далее вы самостоятельно разберете элементы здорового образа жизни в работе с раздаточным материалом. Параллельно с изучением нового материала заполните следующую таблицу» (табл. 7). Т а б л и ц а 7 Характеристика элементов ЗОЖ
Аналогичным образом можно построить лекцию № 5. «Для того чтобы вы имели представление о видах спорта, которые используются в процессе физического воспитания в нашем вузе, рассмотрим их краткую психофизическую характеристику. При этом выясним влияние занятий конкретным видом спорта на организм занимающихся. Данная работа предполагает вашу самостоятельную работу с раздаточным материалом и соответствующее заполнение таблицы (табл. 8). Т а б л и ц а 8 Влияние вида спорта на организм человека
Обратите внимание на некоторое пояснение к заданию, причем при ответе акцент следует сделать именно «на себя». Как занятия данным видом спорта повлияют именно на ваше: · физическое развитие (телосложение). Что конкретно изменится в вашем телосложении? Какие мышечные группы станут сильнее, больше в объеме; уменьшится или увеличится вес тела, рост тела, обхват грудной клетки; изменится ли жировой компонент тела и т.д.? · физическую подготовленность. Какие физические качества развивает данный вид спорта, являются они для вас «ведущими» или «отстающими», будут ли гармоничными или дисгармоничным для вашей физической подготовленности занятия этим видом спорта? · двигательный опыт. Какие основные технические элементы вы изучите, являются ли они для вас новыми или вы ими уже владеете; занятия данным видом спорта достаточно сильно увеличат (немного увеличат, оставят прежним) имеющийся объем ваших двигательных умений и навыков? · психоэмоциональное состояние. Соответствуют (или не соответствуют) занятия данным видом спорта вашему типу темперамента. Они принесут вам радость, удовольствие, психологическую разрядку или будут раздражать, вызывать чувство психологического дискомфорта, подавленности, агрессию и т.д.? · профессионально-прикладную подготовку. Занятия данным видом спорта развивают физические качества и двигательные навыки (указать какие), которые окажутся полезными в будущей профессиональной деятельности». Прием 7. Для активизации внимания и мыслительных процессов студентов полезно решение некоторых заданий изначально доверить студентам. При этом при проверке ответов добавить элемент выступления и защиты своей позиции. Так, к примеру, в лекцию № 4 можно ввести следующее. «Существует перечень общепринятых средств ФК. К наиболее распространенным относятся следующие (запишите их в столбик, оставив интервал в 1-2 строки): ходьба, оздоровительный бег, бег на лыжах, плавание, атлетическая гимнастика, спортивные игры, танцевальные упражнения, велосипед, катание на коньках (роликах). Теперь, охарактеризуйте самостоятельно каждое средство по следующим критериям: · направленность/эффективность: какие основные физические качества данное средство развивает в большей степени, и в какой степени; · доступность/трудность: насколько доступно в использовании данное средств как с точки зрения владения навыками для применения, так и с позиции необходимости вложения материальных средств». В данном задании с целью сокращения времени весь перечень средств можно объединить в группы и определить: 1 группу средств разбирает первый ряд студентов, 2 группу – второй ряд и т.д. После самостоятельной работы студентов необходима проверка задания. Студент от группы зачитывает свои рассуждения, а его одногруппники дополняют, внимательно слушают, корректируют. Прием 8. Одним из вариантов изучения нового раздела может быть совместный разбор раздаточного материала перед его самостоятельным переписыванием в тетрадь. Так, например, в заключительной части лекции № 4, при разборе программ занятий ФУ после выдачи раздаточного материала (таблиц) следует совместно со студентами поэтапно рассмотреть и разобрать три основные программы самостоятельных занятий ФУ, только после этого дать время студентам на самостоятельное переписывание таблиц. Прием 9. При подаче некоторого материала логично включение практических действий. Использование практических элементов не только позволит более качественно запомнить материал, но и внесет элемент физкультминутки, снимающей утомление. Так, например, в лекции № 6 при изучении средств физической культуры в регулировании работоспособности студента можно применить на практике способы снятия психологической напряженности: а) после объяснения преподавателя выполнить рекомендуемые дыхательные упражнения (полное брюшное дыхание, полное дыхание) в исходном положении сидя за столом; то же, но после выполнения – 10…20 приседаний. При этом перед студентом поставить задачу максимально быстрого восстановления и приведения организма в состояние покоя; б) применить элементы психической саморегуляциии. Аналогичное внедрение практических элементов возможно и в лекции № 4 при изучении методов самоконтроля и определения уровня физической подготовленности. Библиографический список 1. Апанасенко Г.Л. Медицинская валеология / Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова. – Серия «Гиппократ». – Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 248 с. 2. Давыденко Д.Н. Физическая культура. Теоретический курс: учеб. пособие. – СПб: НИИ химии СпбГУ, 1999. – 250 с. 3. Кизько А.П. Теоретические и методические основы функциональной подготовки спортсменов: Монография. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2001. – 252 с. 4. Кизько А.П. Критические заметки по вопросу «Полный биоэнергетический спектр режимов беговой нагрузки // Теория и практика физической культуры. – 2001. – № 2. – С. 55–59. 5. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учеб. пособие / Б.Х. Ланда. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2006. – 2008 с.: ил. 6. Лукияненко В.П. Физическая культура: Основы знания: учеб. пособие. – М.: Советский спорт, 2003. – 224 с. 7. Смирнов М.Р. Закономерности биологического обеспечения циклической нагрузки (на примере легкой атлетики). – Новосибирск: НГПУ, 1994. – 220 с.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 93; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |