КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Роль витаминов и минеральных веществ в питании
Занятие №10 Фтор Молибден Хром Селен Марганец Медь Йод Цинк Железо Микроэлементы Хлориды Натрий Калий Магний Фосфор Кальций Макроэлементы Теоретическая часть Значение минеральных веществ в питании Практическое занятие №9 В питании минеральные вещества так же незаменимы, как и белки, углеводы, липиды, витамины. Химические элементы, содержание которых в организме человека исчисляется граммами, принято называть макроэлементами, а элементы, встречающиеся в очень малых концентрациях - микроэлементами. К ним относят: кальций, фосфор, магний, калий, натрий и хлориды. Необходимый элемент минерального матрикса кости, выступает регулятором нервной системы, участвует в мышечном сокращении. Дефицит кальция приводит к деминерализации позвоночника, костей таза и нижних конечностей, повышает риск развития остеопороза. Уточненная физиологическая потребность для взрослых – 1000 мг/сутки, для лиц старше 60 лет – 1200 мг/сутки. Физиологическая потребность для детей – от 400 до 1200 мг/сутки. В форме фосфатов принимает участие во многих физиологических процессах, включая энергетический обмен (в виде высокоэнергетического АТФ), регуляции кислотно-щелочного баланса, входит в состав фосфолипидов, нуклеотидов и нуклеиновых кислот, участвует в клеточной регуляции путём фосфорилирования ферментов, необходим для минерализации костей и зубов. Дефицит приводит к анорексии, анемии, рахиту. Оптимальное для всасывания и усвоения кальция соотношение содержания кальция к фосфору в рационе составляет 1:1. Уточненная физиологическая потребность для взрослых – 800 мг/сутки. Физиологическая потребность для детей – от 300 до 1200 мг/сутки. Является кофактором многих ферментов, в том числе и энергетического метаболизма, участвует в синтезе белков, нуклеиновых кислот, обладает стабилизирующим действием для мембран, необходим для поддержания гомеостаза кальция, калия и натрия. Недостаток магния приводит к гипомагниемии, повышению риска развития гипертонии, болезней сердца. Физиологическая потребность для взрослых – 400 мг/сутки. Физиологическая потребность для детей - от 55 до 400 мг/сутки. Калий является основным внутриклеточным ионом, принимающим участие в регуляции водного, кислотного и электролитного баланса, участвует в процессах проведения нервных импульсов, регуляции давления. Физиологическая потребность для взрослых – 2500 мг/сутки. Физиологическая потребность для детей - от 400 до 2500 мг/сутки. Основной внеклеточный ион, принимающий участие в переносе воды, глюкозы крови, генерации и передаче электрических нервных сигналов, мышечном сокращении. Клиническое проявление гипонатриемии выражаются как общая слабость, апатия, головные боли, гипотония, мышечные подергивания. Физиологическая потребность для взрослых – 1300 мг/сутки. Физиологическая потребность для детей - от 200 до 1300 мг/сутки. Хлор необходим для образования и секреции соляной кислоты в организме. Физиологическая потребность для взрослых – 2300 мг/сутки (вводится впервые). Физиологическая потребность для детей - от 300 – 2300 мг/сутки (вводится впервые). К эссенциальным микроэлементам относят: железо, цинк, йод, медь, марганец, селен, хром, молибден, фтор. Входит в состав различных по своей функции белков, в том числе ферментов. Участвует в транспорте электронов, кислорода, обеспечивает протекание окислительно - восстановительных реакций и активацию перекисного окисления. Недостаточное потребление ведет к гипохромной анемии, миоглобиндефицитной атонии скелетных мышц, повышенной утомляемости, миокардиопатии, атрофическому гастриту. Физиологическая потребность для взрослых -10 мг/сутки (для мужчин) и 18 мг/сутки (для женщин). Физиологическая потребность для детей – от 4 до 18 мг/сутки Входит в состав более 300 ферментов, участвует в процессах синтеза и распада углеводов, белков, жиров, нуклеиновых кислот и в регуляции экспрессии ряда генов. Недостаточное потребление приводит к анемии, вторичному иммунодефициту, циррозу печени, половой дисфункции, к наличию пороков развития плода. Исследованиями последних лет выявлена способность высоких доз цинка нарушать усвоение меди и тем способствовать анемии. Уточнённая физиологическая потребность для взрослых - 12 мг/сутки. Физиологическая потребность для детей – от 3 до 12 мг/сутки. Участвует в функционировании щитовидной железы, обеспечивая образование гормонов (тироксина и трийодтиронина). Необходим для роста и дифференцировки клеток всех тканей организма человека, митохондриального дыхания, регуляции трансмембранного транспорта натрия и гормонов. Недостаточное поступление приводит к эндемическому зобу с гипотиреозом и замедлению обмена веществ, артериальной гипотензии, отставанию в росте и умственном развитии у детей. Физиологическая потребность для взрослых – 150 мкг/сутки. Физиологическая потребность для детей – от 60 до 150 мкг/сутки. Входит в состав ферментов, обладающих окислительно- восстановительной активностью и участвующих в метаболизме железа, стимулирует усвоение белков и углеводов. Участвует в процессах обеспечения тканей организма человека кислородом. Клинические проявления недостаточного потребления проявляются нарушениями формирования сердечно – сосудистой системы и скелета, развитием дисплазии соединительной ткани. Физиологическая потребность для взрослых – 1,0 мг/сутки (вводится впервые). Физиологическая потребность для детей – от 0,5 до 1,0 мг/сутки (вводится впервые). Участвует в образовании костной и соединительной ткани, входит в состав ферментов, включающихся в метаболизм аминокислот, углеводов, катехоламинов; необходим для синтеза холестерина и нуклеотидов. Недостаточное потребление сопровождается замедлением роста, нарушениями в репродуктивной системе, повышенной хрупкостью костной ткани, нарушениями углеводного и липидного обмена. Физиологическая потребность для взрослых – 2 мг/сутки. Эсенциальный элемент антиоксидантной системы защиты организма человека, обладает иммуномодулирующим действием, участвует в регуляции действия тиреоидных гормонов. Дефицит приводит к болезни Кашина – Бека (остеоартроз с множественной деформацией суставов, позвоночника и конечностей), болезни Кешана (эндемическая миокардиопатия), наследственной тромбастении. Физиологическая потребность для взрослых – 55 мкг/сутки (для женщин), 70 мкг/сутки (для мужчин) (вводится впервые). Физиологическая потребность для детей от 10 до 50 мкг/сутки (вводится впервые). Участвует в регуляции уровня глюкозы крови, усиливая действие инсулина. Дефицит приводит к снижению толерантности к глюкозе. Физиологическая потребность для взрослых – 50 мкг/сутки (вводится впервые). Физиологическая потребность для детей - от 11 до 35 мкг/сутки (вводится впервые). Является кофактором многих ферментов, обеспечивающих метаболизм серусодержащих аминокислот, пуринов и пиримидинов. Физиологическая потребность для взрослых – 70 мкг/сутки (вводится впервые). Инициирует минерализацию костей. Недостаточное потребление приводит к кариесу, преждевременному стиранию эмали зубов. Рекомендуемая физиологическая потребность для взрослых – 4 мг/сутки (вводится впервые). Физиологическая потребность для детей – от 1,0 до 4,0мг/сутки (вводится впервые). Цель занятия: Углубление и обобщение знаний о минеральных веществах (макро – и микроэлементах), их функциях в организме человека, физиологической потребности для взрослых и детей. Отработка умений и навыков подсчёта количества минеральных веществ по предложенному рациону питания.
Задание Изучите предложенное однодневное меню. Используя таблицы химического состава пищевых продуктов (приложение 1), приведите расчёт количества минеральных веществ: Ca, K, Mg, P, Fe, и Na в предложенном суточном рационе. Установите, получит ли человек достаточное количество указанных минеральных веществ с рационом. Выдержано ли рекомендуемое соотношение между Ca и P? Расчёт количества минеральных веществ представьте в виде таблицы:
Меню 5-8 см. в занятии №5
Контрольные вопросы к защите работы 1. Какие минеральные вещества относят к макроэлементам? 2. Назовите эссенциальные микроэлементы. 3. Каковы физиологические функции кальция и фосфора в организме? Назовите их физиологические потребности для взрослых и детей. 4. Каковы физиологическая роль и нормы потребления магния, натрия, калия, хлоридов? 5. Назовите пищевые источники основных макроэлементов. 6. Каковы физиологические функции и нормы потребления железа, цинка, меди. Назовите их пищевые источники. 7. Каковы физиологические функции, нормы потребления и пищевые источники йода, марганца, молибдена? 8. Какова физиологическая роль, нормы потребления и пищевые источники селена, хрома, фтора? 9. В чём проявляется дефицит кальция и фосфора в организме? 10. К чему приводит дефицит магния и калия в рационе? 11. Чем опасен недостаток натрия и хлоридов в питании? 12. В чём проявляется дефицит железа, цинка, меди в рационе? 13. Какие заболевания возникают при недостаточном поступлении йода и селена в организм? 14. Чем сопровождается недостаточное потребление марганца, хрома, фтора с пищей?
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 126; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |