Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Последовательность и методика работы




Основные этапы, содержание и методика работы над художественным произведением

Уровни восприятия художественного произведения

Художественное произведение допускает возможность различных трактовок, поэтому в методике принято говорить не о правильном, а о полноценном восприятии

1. фрагментарный – внимание сосредоточено на наиболее ярких фрагментах текста, учащиеся не могут установить причинно-следственные связи, затрудняются в словесном выражении своих чувств

2. констатирующий – внимание сосредоточено на событиях, учащиеся легко восстанавливают их последовательность, но не всегда видят их причинно-следственные связи; воссоздание образа заменяется подробным перечислением отдельных деталей; в словесном выражении не называют оттенков чувств, пользуются обычно 2-мя контрастными словами (весело или грустно); обобщение подменяется пересказом фактического содержания;

3. уровень «персонажа» - в произведении интересуют прежде всего персонажи. Учащиеся проявляют яркую и точную эмоциональную реакцию, соотносят свои переживания с конкретными эпизодами; воссоздают образ на основе художественных деталей; определяют мотивы поведения героя, дают оценку персонажам, ссылаясь на их поступки

4. уровень «идеи» - внимание проявляется к форме художественного слова. Ученику нравится анализировать текст, он внимателен к форме, интерес к герою дополняется интересом к авторской позиции; при обобщении пытаются выделить проблемы, поставленные автором; проявляют не только этические, но и эстетические эмоции.


 

5.

Выделяют 3 основных этапа: 1)первичный синтез 2)анализ 3)вторичный синтез

1. подготовка к восприятию художественного произведения

1) подготовить к эмоциональному восприятию текста,

2) раскрыть лексическое значение слов без которых было бы затруднено понимание текста

3) предупреждение ошибок в чтении трудных слов, встречающихся в тексте (если к первичному чтению будут привлечены учащиеся)

Приемы: 1.1 Беседа или рассказ учителя. Беседа используется, если учащиеся владеют определенными знаниями по теме чтения и имеют по этой теме минимум читательского опыта. Например: перед чтением сказок в 3-4 классе – беседа о том, какие сказки читаем, об авторских и народных сказках, о разновидностях сказок; перед чтением рассказа хорошо известного детям писателя - беседа о любимых произведениях этого писателя; перед чтением рассказа на определенную тему – беседа с опорой на личный житейский опыт учащихся, рассуждение о жизненных ситуациях; перед чтением лирических стихотворений - беседа о красоте окружающего мира, беседа по картине.

Рассказ используется, если предстоящая тема чтения не знакома или мало знакома учащимся. Например: рассказ о времени, в котором идет повествование; рассказ о писателе (очень кратко, не пересказывать биографию), если можно связать с произведением или заинтересовать качествами личности писателя, эпизодами из его жизни, чтобы создать к писателю интерес как к человеку; рассказ о жизненной ситуации, связанной с темой произведения, с целью создания необходимого эмоционального настроя.

Дополнительные средства обучения для подготовительной работы: чтение малых фольклорных жанров (загадок, пословиц, поговорок); демонстрация репродуктивных картин, слайдов или фото; прослушивание музыкальных произведений;

Основное методическое требование – создание эффекта ожидания.

1.2 Словарная работа (компоненты словарной работы: лексическая работа, работа по предупреждению ошибок чтения, работа над изобразительно-выразительными средствами языка) 1.3 антиципация – предвосхищение, предугадывание содержания текста по его заголовку, ключевым словам, иллюстрациям к художественному произведению

2. Первичное восприятие текста. Цель: знакомство с произведением. Первичное восприятие должно быть целостным (читаем весь текст). Варианты чтения: чтение вслух учителем, чтение вслух подготовленными дома учениками, комбинированное чтение: учитель+ученик (читает учитель начало произведения, диалоги, описательные отрывки, концовку), чтение учащихся «про себя», фонохрестоматия (аудио-прослушивание мастером слова). 2 класс текст читает учитель (80%) или комбинированно (ученики 20%). 3-4 класс текст читают учащиеся. Эмоционально насыщенное произведение читает только учитель, стихи учитель читает наизусть при закрытых учебниках учеников (желательно)

3. проверка первичного восприятия. Цель: выяснить степень эмоционального воздействия произведения, определить какое впечатление оно произвело на учащихся

Учитель задает 1-2 вопроса на личностное восприятие (не превращать в работу над содержанием!) Понравилось произведение? Что особенно понравилось? Что взволновало? Что вызвало ваш смех? Какой герой вызвал симпатию? В какой момент вы особо переживали за героев произведения? Ответы на эти вопросы не оцениваются! Можно завершить беседу проблемным вопросом, требующим повторного обращения к тексту произведения

4. вторичное чтение произведения (целостно или по логическим частям). Цель: обеспечить осмысленное восприятие произведения. Варианты чтения (читают только ученики): чтение вслух по цепочке, вслух вызванные ученики, «про себя», если такой вид не использовался при первичном чтении.

5. анализ (по логически законченным частям). 1 ступень анализа (выяснить понимание фактического или предметного содержания: выделяем действующих лиц, устанавливаем связи – последовательные, временные, пространственные (где происходило событие?), причинно-следственные (почему?), раскрываем композицию произведения (завязка, напряженный момент, развязка). 2 ступень анализа (анализируем эмоционально-образное понимание: Определяем эмоциональное состояние героев, их настроение, чувства, переживания; определяем отношение автора к героям, их поступкам; выясняем личностное отношение к героям, их поступкам; определяем основную мысль произведения, определяем художественные средства языка, используемые автором)

6. обобщение по прочитанному произведению

Цель: уточнение идеи произведения и помощь в осмыслении читательской позиции учащихся. Приемы работы: беседа, выборочное чтение, соотнесение идеи произведения с пословицей, заключительное слово учителя

7. перечитывание произведения. Цель: воспитание потребности вернуться к прочитанному, воссоздать в воображении отдельные эпизоды, перечитать понравившиеся отрывки. Обращение к тексту организуется после постановки новой учебной задачи: подготовить к чтению по ролям, подготовить к пересказу, подготовить к выразительному чтению, отбор материала для характеристики главного героя

8. творческая работа учащихся по следам прочитанного произведения (может быть организована вне урока или на обобщающих уроках. Цель: развитие творческого воображения и творческих способностей учащихся. Приемы: творческий пересказ, словесное рисование, чтение по ролям, драматизация и др.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 74; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.