Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-психологические методы управления




В жизни общества и отдельной личности огромная роль принад­лежит морально-этическим категориям, ценностям, представлени­ям о нормах этики, взаимоотношений между людьми. Целенаправ­ленное формирование общественного мнения, его ориентация об­разуют необходимые условия для проявления социальной активно­сти общества и личности. Методы формирования и использования общественного сознания, социальной активности, основывающие­ся на общественно значимых морально-этических категориях и ценностях, образуют в совокупности социально-психологические, или воспитательные, методы управления.

Поскольку духовная жизнь общества отличается исключитель­ным разнообразием, различны интересы, вкусы и взгляды отдель­ных групп людей, социально-психологические методы также весь­ма разнообразны. В связи с этим особую важность приобретает их классификация. Один из возможных способов классификации — составление иерархии социальных процессов по уровням:общество;коллектив;группа;личность.

На уровне общества действуют методы управления социально-массовыми процессами. Это главным образом воздействие средств массовой информации, пропаганды на население страны, регио­нов, социальные слои с целью формирования представлений о те­кущем характере общественного развития и состоянии социально-массовых процессов (социальном состоянии общества, безработи­це, преступности, гражданских свободах). При этом ответствен­ность (как моральную, так и юридическую) за объективность и своевременность информации несут не только средства массовой информации, но и органы государственной власти.

На следующем уровне действуют методы управления коллекти­вами и группами, включающие: оценку индивидуальных качеств работников; выработку ориентиров, создающих условия для максимального проявления профессиональных качеств.

На этом уровне конкретизируются законы развития общества, формируется и проявляется личность каждого. Организующая сила коллективного общения формирует не только профессиональные качества, но и развивает личность. Тем самым социальная устрем­ленность коллектива органично связывается с морально-этически­ми нормами поведения отдельного работника. Уровень развития социально-психологических методов управления практически од­нозначно характеризует уровень развития коллектива как социаль­ной целостности, систему его социальных ориентиров, сложив­шийся морально-психологический климат.

Методы управления на уровне коллектива наиболее адекватны правилам коллективного поведения, формирования коллективной этики.

Методы управления внутригрупповыми явлениями и процесса­ми действуют на уровне взаимоотношений между членами коллек­тива или отдельной группы.

Чаще всего руководителю приходится решать задачи формиро­вания трудового коллектива, определения путей и направлений его социального развития. Саморазвитие коллектива возможно лишь при тщательном выполнении процедур подбора, расстановки и зак­репления кадров, определении перспектив удовлетворения потреб­ностей в творческом труде, удовлетворенности личности (профес­сиональная учеба, самообразование, самовыражение, развитие творческих потенций и т. д.). При подборе кадров необходимо учи­тывать комплекс социально-демографических и профессиональ­ных квалификационных качеств работника, в котором нет и не мо­жет быть второстепенного и малозначимого. Стабильность коллек­тива зависит от уровня взаимодействия (формального и неформаль­ного), интенсивности общения. Однако и интенсивность общения должна быть величиной регулируемой.

При управлении организацией коллективов выделяют три ос­новные стадии, каждая из которых должна быть осмыслена и дове­дена до логических выводов, предложений, рекомендаций и резуль­татов.

Первая стадия — ориентация и адаптация — работники присматриваются друг к другу, к руководителю. Эта стадия должна быть максимально информативной, причем основным источником информации должен быть руководитель. Он информирует новых сотрудников о целях, планах и условиях деятельности коллектива, задачах, подлежащих решению; расставляет людей, формирует тре­бования к подчиненным, воспитывая у них ответственность за ус­пешное выполнение поставленных задач и культуру исполнения. Уже на этой стадии выделяется группа активных и инициативных исполнителей.

На второй стадии значительно усиливается процесс само­организации, саморегулирования и саморазвития. Эта стадия пред­полагает, что уровень административного вмешательства руково­дителя должен уменьшиться и на смену ему все в большей степени должны приходить взаимопонимание, взаимоуважение, лояль­ность друг к другу (на основе высокого профессионализма и общей культуры). Акцент делается на позитивные сдвиги, тенденции, про­явления личностных свойств, поддержка и развитие которых — обязанность руководителя.

Третья стадия — интеграция коллектива, когда формиру­ется действительная общность работников как единого социально­го организма. Формируются коллективное мнение о нормах пове­дения, коллективная этика, отношения взаимопомощи и сотрудни­чества. Общая цель коллектива выступает как фактор интеграции частных целей каждой личности.

Методы управления индивидуально-личностным поведением представляют собой скорее искусство, чем науку. Субъектом управ­ления выступает и общество в целом, и коллектив, и главным обра­зом руководитель. В рамках методов управления индивидуально-личностным поведением основным является личный пример, когда руководитель либо сам демонстрирует образцы нужного поведения, либо указывает на примерных работников. Важнейшее значение приобретает ориентация руководителя на личное достоинство лю­дей, уважение их идейно-нравственных принципов и убеждений. Весьма важен метод ориентирующих воздействий — создание об­становки, условий, направляющих поведение личности к проявле­нию ее лучших созидательных качеств.

В решении задач морально-психологического воздействия на личность и коллектив особая роль принадлежит моральному стиму­лированию, которое позволяет работникам глубже осознать соци­альную значимость и необходимость своего труда как нравственно­го долга перед собой, коллективом и обществом. Методы морально­го стимулирования призваны обеспечить четкую дифференциро­ванную связь между результатами труда и мерой морального поощрения. При этом моральное поощрение должно быть тесно связано с материальным. Здесь требуются тактичность, высокий профессионализм руководителя, талант воспитателя.

Моральное стимулирование включает поощрение как коллекти­ва, так и личности. Коллективное поощрение активизирует процес­сы координации, кооперации и взаимопомощи. Поощрение может активизировать и процессы выделения некоторых работников, тре­бует особо тщательных, взвешенных подходов к оценке индивиду­ального вклада поощряемого работника в общий итог работы, оценки сложившихся в коллективе взаимоотношений.

Необходимо учитывать, что моральное поощрение, не подкреп­ляемое материально, так же быстро теряет свою силу, как и матери­альное, не сопровождаемое уважением коллектива и общества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 60; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.