Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономические методы управления




 
 

Экономические методы управления — это система экономических стимулов и рычагов, влияющих на производство не прямо, а косвенно, организующих деятельность предприятия и его работников в нужном для общества направлении.

Экономические интересы образуют в обществе систему, которая может быть разложена на интересы государства, коллектива и личности. Между этими интересами существуют диалектические про­тиворечия. Эти противоречия не искусственны, а существуют изна­чально, объективно.

Каждый работник заинтересован, во-первых, в результатах свое­го труда как такового; во-вторых, в результатах труда производ­ственного коллектива, членом которого он является; в-третьих, в результатах всего общественного производства. На первом месте должны быть интересы общества, затем производственных коллек­тивов и каждой личности. Без создания материальных предпосылок существования общества, обеспечения безопасности его жизнедея­тельности и стабильности невозможно нормальное существование личности и коллектива. Без обеспечения нормальных условий дея­тельности коллектива невозможно эффективное развитие каждого работника.

Проблема сочетания личных, коллективных и государственных интересов всегда относилась к числу самых сложных. Она включает решение целого ряда задач, например, установление в каждый пе­риод наиболее рациональных соотношений между фондами рас­пределения и потребления; между фондами заработной платы и по­ощрительными фондами и т. д.

Применение экономических методов управления необходимо для сознательного использования всей системы экономических за­конов и категорий общественного развития.

Система экономических методов включает две большие группы: прямой централизованный расчет и хозяйственный расчет.

Прямой расчет основан на централизованном плановом дирек­тивном распределении и перераспределении материальных, трудо­вых и финансовых ресурсов в целях обеспечения макропропорций расширенного воспроизводства. Он является плановым и дирек­тивным, то есть обязательным, имеет характер закона. Этот метод важен при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (при­родных и техногенных) и в ряде других случаев, в форме субсидий, субвенций и дотаций.

Хозяйственный расчет основан на использовании стоимостных ка­тегорий в качестве регулирующих инструментов и рычагов, соотнесе­нии результатов и затрат в производстве от реализаций продукции.

Система экономических методов управления опирается на все рычаги хозяйствования: планирование, экономический анализ, экономическое стимулирование и др.

Планирование призвано обеспечить научно обоснованную орга­низацию управления: распределение должностных полномочий ру­ководителей и специалистов, подготовку кадров управления и по­вышение их квалификации, разработку технологии управления, со­держания управленческого труда.

Единство планового управления производством и деятельнос­тью управленческих работников обеспечивает планомерное и дина­мичное развитие коллектива. Большое значение имеют формирова­ние прогрессивной структуры общественного производства, сба­лансированное и пропорциональное его развитие, эффективное использование научно-технического и производственного потен­циалов. Выполнение этих задач требует постоянного совершен­ствования планирования. Основные пути его следующие: широкий учет конъюнктуры рынка; совершенствование системы плановых показателей, усиление их направленности на конечные результаты, получение прибыли; повышение роли прогнозов и перспективных планов, обеспечение единства долгосрочных, текущих и оператив­ных планов; внедрение прогрессивных экономических нормати­вов; применение технических средств; использование бирж, ярма­рок, аукционов для эффективной работы; развитие договорных от­ношений.

Экономический анализ. Эффективное управление, правильное решение экономических и социальных проблем базируются на глу­боком анализе фактического состояния дел. Основные его задачи: определение степени выполнения программ, заданий, в случае не­выполнения выяснение причин этого; изучение передового опыта и возможностей его использования; определение путей повышения эффективности производства; улучшение социальных условий для членов коллектива и т. д.

Экономическое стимулирование. Важнейшим требованием эко­номического стимулирования является создание для всех подразде­лений равных экономических условий, обеспечение равной оплаты за равный труд. Однако следует учитывать эффективность труда и меру поощрения поставить в зависимость от ее уровня.

В более широком смысле экономическое стимулирование вклю­чает применение в качестве стимулов развития производства таких экономических рычагов, как цена, себестоимость, кредит, при­быль, рентабельность и т. д. Использование этих рычагов должно быть комплексным (то есть охватывать все рычаги управления без исключения) и системным (охватывать все иерархии объекта управ­ления). Конечная цель системного и комплексного использования методов стимулирования — создание объективных условий для эф­фективной реализации социально-экономических законов обще­ственного развития в интересах личности, коллектива и общества.

Единство интересов еще не означает их наиболее рациональное, эффективное и тем более оптимальное сочетание в производстве, распределении, обмене и потреблении производственного общественного продукта. Поскольку экономические интересы — катего­рия динамичная, подвижная, экономические рычаги способны ока­зывать на них крайне противоречивое влияние: и стимулирующее, и тормозящее. Поэтому во всех случаях необходимо предусматривать интегрирующее влияние всех рычагов механизма управления.

Экономические рычаги можно рассматривать по уровням пре­имущественного влияния. Так, категория заработной платы может рассматриваться как один из важнейших экономических рычагов, действующих на уровне личности работника. На уровне коллектива таким рычагом может выступать прибыль, рентабельность; на уров­не общества — фондоотдача, окупаемость инвестиций, экологичность производства и т. д.

38. ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

Особое место в системе методов управления занимают организа­ционно-распорядительные методы. Они включают приемы и спо­собы воздействия субъекта управления на объект на основе силы и авторитета власти — указов, законов, постановлений, приказов, распоряжений, инструкций и т. д. Эти методы устанавливают обя­занности, права, ответственность каждого руководителя и подчи­ненного (исполнителя), а также каждого звена и уровня управле­ния. Они должны обеспечивать персональную ответственность ра­ботников аппарата управления за исполнение воли вышестоящих органов.

Основа организационно-распорядительных методов — органи­зационные отношения, объективно существующие в любом обще­стве, любой социально-экономической системе. На их базе форми­руются многообразные отношения управления. Реально любые организационные отношения — это прежде всего субъектно-объектные отношения, которые включают в себя отношения прав и от­ветственности, властности, компетентности.

Отношения организации объективно заданы не только законами общественного развития, но и социально-экономическими и поли­тическими условиями, то есть имеют объективную и субъективную природу. В любом случае организационные отношения служат ос­новой для построения иерархии власти, то есть системы соотноше­ния прав и ответственности. Эта система играет решающую роль при построении организационно-распорядительных методов уп­равления. Для того чтобы они работали эффективно, необходимы два основных условия:1)сбалансированность прав и ответственности на каждом уровне, что создает тождественность субъекта и объекта управления;2)сбалансированность прав и ответственности между уровнями управления; при этом каждый промежуточный уровень должен выступать в качестве передающего устройства, не создающего помех и перекосов в системе управления.

При нарушении этих требований неизбежно начинают домини­ровать права в ущерб ответственности. Система превращается в ав­тократическую или охлократическую, следствием чего становятся диктат центра, парад суверенитетов, безответственность работни­ков промежуточных уровней управления.

Организационно-распорядительные методы выражают в основ­ном прямое директивное воздействие органов власти на управляе­мые системы, вследствие чего их часто называют административ­ными. Это не совсем верно. Ряд организационно-распорядитель­ных методов имеет характер не прямого, а косвенного воздействия на подчиненных в виде рекомендаций, предложений, советов.

Организационно-распорядительные методы управления разно­образны, однако их можно классифицировать по направлениям воздействия. Рычагами воздействия являются регламенты, нормы, инструкции, директивные требования, ответственность и полномо­чия, приказы, распоряжения и т. д.

Выделяют три группы организационно-распорядительных ме­тодов: распорядительные;организационно-стабилизирующие;дисциплинирующие.

Их используют комплексно, они тесно взаимосвязаны друг с другом.

Распорядительные и дисциплинирующие методы управления всегда используют вместе с организационно-стабилизирующими, обеспечивая регламентирование, нормирование и инструктирова­ние.

Рис. Классификация организационно-распорядительных методов управления

Направления их действия следующие:обеспечение стабильности организационных структур социаль­но-экономической системы и условий их функционирования;подчинение каждого процесса, протекающего в социально-эко­номических системах, власти.

При этом все организационно-распорядительные методы долж­ны применяться в комплексе, способствуя стабилизации системы. Вопрос о взаимозаменяемости методов управления неправомочен, поскольку они имеют различную природу и различный спектр дей­ствия и поэтому взаимодополняемы.

Регламентирование включает также методы управления:1)общеорганизационные, определяющие принципы устройства предприятия и органов власти;2)структурные, определяющие структуру органов власти, то есть набор звеньев и уровней управления;3)должностные, определяющие должностной статус каждого лица, обладающего властью;4)функциональные, определяющие порядок функционирования тех или иных властных структур и общественных организаций.

Проблема использования регламентирующих методов заключа­ется в том, что во многих сферах направления регламентации слиш­ком жестко зафиксированы, что сковывает подвижность отдельных звеньев системы. В других сферах регламентация расплывчата, а иногда вообще отсутствует.

Нормирование управления основано на использовании нормати­вов. Понятие норматива следует отличать от понятия нормы. Нор­ма — это величина, характеризующая естественные условия проте­кания природных и антропогенных процессов. Норматив — это ус­ловное распределение (закрепление) чего-либо на единицу. К нор­мирующим методам управления относятся нормативы:времени (затраты времени на единицу товара, на потребителя и др.);численности (число медработников, приходящихся на 1 тыс. че­л., и др.);величины (предельно допустимая концентрация вредных ве­ществ в 1 м3 производственных помещений и др.);выработки (объем продукции, произведенной за единицу време­ни, и др.);соотносительности (соотношение числа студентов и преподава­телей в вузе и др.).

Использование норм и нормативов является исключительно важным, их недооценка может привести к тяжелым последствиям.

Инструктирование также образует широкую сферу действия орга­низационно-распорядительных методов управления. Оно включает в себя различные виды информирования: предостережение; разъяснение; ознакомление; советы и т. д.

Инструктирующие методы управления преследуют цель ознако­мить работников с последствиями необдуманных, неоправданных или непрофессиональных действий, способных повлечь за собой тяжкие последствия или судебную ответственность.

Объективная необходимость в организационно-распорядитель­ных методах управления не подлежит сомнению, поскольку они яв­ляются составной, органичной частью дисциплины в самом широ­ком смысле. Четкое и безусловное соблюдение дисциплины являет­ся законом функционирования больших технико-экономических и социальных систем, безопасности и развития общества. Вместе с тем организационно-распорядительные методы требуют учета из­меняющихся условий, несоблюдение этого требования приводит к возникновению и развитию разрушительных тенденций в системе. При использовании этих методов необходимо учитывать динамику, движение, многообразный, вероятностный характер причинно-следственных связей, процессов и явлений в природе, обществе, мышлении. Поэтому и регламенты, нормы, инструкции должны со временем изменяться.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 43; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.