Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие коммуникативной проблемы общения «отцов» и «детей».




Чтобы рассмотреть коммуникативные проблемы «отцов» и «детей», прежде всего, необходимо дать определение понятию «коммуникативная проблема» и выявить причины ее возникновения.

Коммуникация – это информационная связь субъекта с объектом, которая выражается в том, что субъект передает некую информацию, а объект правильно ее понимает [16]. Для эффективной коммуникации свойственно достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения, но если взаимопонимание не достигнуто, то коммуникацию можно считать не состоявшейся. Существует множество причин, не позволяющих коммуникации стать успешной (стереотипы, пренебрежительное отношение к партнеру, отсутствие симпатии между коммуникантами и т.д.).

В риторике существуют такие понятие как «коммуникативная помеха» и «коммуникативная неудача», которые различаются тем, что помеха лишь замедляет процесс общения, а неудача не позволяет достигнуть эффективного общения вообще или позволяет достигнуть этого частично.

Коммуникативная проблема – это затруднение, связанное с эмоциональными переживаниями, которое препятствует эффективному общению. Понятие коммуникативной проблемы гораздо шире, чем понятие коммуникативной помехи или коммуникативной неудачи, так как проблемы в общении возникают не только по причине неправильного построения высказываний и т.д., но и по причине разногласий участников коммуникации на психологическом уровне. Зачастую коммуникативной проблеме сопутствует речевая агрессия, что может привести к конфликту.

Речевая агрессия – это речевое поведение, которое мотивировано агрессивным настроением адресанта. У Ю. Щербининой есть следующее определение речевой агрессии: это обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в оскорбительной, грубой, неприемлемой в данной речевой ситуации форме [16].

Проблема в общении между представителями разновозрастных социальных групп является одной из разновидностей коммуникативных проблем. Для проявления речевой агрессии необходим ряд конкретных условий общения.

Коммуникативные проблемы между «отцами» и «детьми» могут быть спровоцированы рядом причин:

- различия в типах личности взрослых и детей;

- различия в социальной жизни и привычках;

- разное отношение к ответственности;

- разногласия в отношении к учебе;

- несовпадение нравственных ценностей и отношения к морали;

- взаимоотношения в семье.

Так как коммуникативные проблемы сопровождаются конфликтами и речевой агрессией, есть необходимость выделить виды коммуникативных проблем «отцов» и «детей» основываясь на классификации речевой агрессии, разработанной Ю.В. Щербининой [16].

Видыкоммуникативных проблем «отцов» и «детей» делятся:

1. По интенсивности: коммуникативные проблемы со слабо выраженной (невежливый отказ, косвенное оскорбление, осуждение, упрек) и ярко выраженной (бранная речь, оскорбления, осуждение, выраженное крайне эмоционально и произнесенное на повышенных тонах) речевой агрессией.

2. По степени целенаправленности речевой агрессии и ее осознанности говорящим: коммуникативные проблемы с нецеленаправленной, защитной агрессией, когда адресант не имеет цели причинить коммуникативный вред и коммуникативные проблемы с целенаправленной, умышленной речевой агрессией, когда основная цель адресанта – причинить коммуникативный вред адресату.

3. По форме, способу выраженности различают коммуникативные проблемы с открытым и скрытым проявлением речевой агрессии. Их можно разделить на три группы в соответствии с содержательным и формальным планом:

- коммуникативные проблемы, речевая агрессия в которых выражена при помощи формы и содержания. Это высказывания, содержащие угрозу, замечание-порицание, грубое требование и т.д.

- коммуникативные проблемы, выраженные речевой агрессией только через формальные признаки, когда при отсутствии внешних признаков, агрессия содержится в тоне, тембре голоса, темпе речи.

- коммуникативные проблемы, выражающие речевую агрессию только посредством содержания. Высказывания этого вида, по формальным признакам являются нейтральными, а по содержанию представляют собой очевидную клевету, злобные сплетни.

4. По отношению к адресату выделяют коммуникативные проблемы с «переходной» и «непереходной» речевой агрессией. Переходная агрессия имеет конкретного адресата, а непереходная – выражает обобщенно-негативную установку по отношению ко всему обществу.

5. Также выделяют коммуникативные проблемы по количеству субъектов взаимодействия: межличностные и групповые. Участники групповой речевой агрессии, под руководством «лидера», объединяются в акте против некоего общего врага. Межличностная коммуникативная проблема совершается между двумя участниками [16].

6. По способу передачи информации бывают коммуникативные проблемы, сопровождающиеся вербальными, невербальными и комплексными агрессивными средствами воздействи я.

7. По последствиям выделяют конструктивные коммуникативные проблемы, которые не приводят к конфликтам и деструктивные коммуникативные проблемы, приводящие к конфликтам и имеют отрицательные последствия [16].

Итак, рассмотренные основные причины и виды возникновения коммуникативных проблем, позволили сделать вывод, что проблема отцов и детей всегда волновала человека. Но именно на сегодняшний день она является одной из самых важных тем.

Подросткам присущи свои трудности и проблемы, но они также могут доставлять радости и награды. Подростковый возраст – это бурное время. Подростки переживают эмоциональные взлёты и падения. Юноши и девушки хотят быть более независимыми, им могут не нравиться ограничения, которые накладывают на них родители. Однако такие подростки ещё не опытны и нуждаются в любящей, терпеливой помощи родителей.

Отцы и дети принадлежат к разным поколениям, и у них различная психология. Среди них нет хороших и нет плохих, они просто разные, причем каждое поколение несет в себе свою правду, поэтому между ними никогда не может быть абсолютного единства и гармонии.

Если в раннем детстве этот изначально заложенный семейный конфликт проявляется в форме детских капризов и слез, то по мере взросления он становится все острее и драматичнее. Поначалу ребенок требует внимания, заботы и любви, но, чем старше становится, тем больше настаивает на полной свободе во всех отношениях. Под одной крышей становится тесно. Таким образом, семейные конфликты между поколениями становятся предопределены и неизбежны. Весь вопрос, в какой форме они проходят.

Сущность межличностной коммуникации в семье сводится к тому, что она отвечает задачам обмена информацией, согласования усилий и выполнения ролей в совместной деятельности, установления и развития межличностных отношений, познания партнера и самопознания. Отличительными особенностями межличностной коммуникации в семье являются высокая эмоциональная насыщенность и интенсивность общения [15].

Структура коммуникативного акта, как считает С.А. Чепышева, включает следующие звенья[15]:

1) возникновение потребности и мотивов общения;

2 ) определение задач коммуникации (информационно-познавательная, задачи воздействия на поведение и деятельность партнера, подтверждения или изменения характера межличностных отношений, предоставления обратной связи партнеру о его личностных характеристиках и своем отношении к нему, получения обратной связи от партнера о себе и его отношении к себе);

3) передача информации, включая выбор определенного содержания (что хочу сказать) и выбор способа кодирования (как хочу сказать) с учетом задач коммуникации;

4) получение информации партнером, включая процессы декодирования содержания, реконструкции намерений и мотивов партнера по коммуникации;

5 ) анализ полученной информации и принятие решения о содержании ответного акта коммуникации; передача информации, включая выбор определенного содержания (что хочу сказать) и выбор способа кодирования (как хочу сказать) с учетом задач коммуникации и так далее.

Процесс межличностной коммуникации опосредуется системой образов, выполняющих важную регулирующую и ориентирующую функцию. Указанная система включает образы: образ «Я», образ «Другой моими глазами», образ «Я глазами другого», образ «Наши отношения», образ «Наши отношения для другого», образ «Наши отношения для меня глазами другого». Эмоциональная насыщенность указанных образов приводит к перегрузке коммуникационного канала и возрастанию вероятности нарушений межличностной коммуникации в случае искажения или недостаточной адекватности хотя бы одного из указанных образов[15].

По мнению Л.Б. Шнейдер, уже в дошкольном образе ребенок строит коммуникацию с учетом ориентирующего образа партнера, искажение которого приводит к грубым нарушениям общения и формирования коммуникативных проблем [17, с. 45].

В гармоничной семье умные уравновешенные родители умеют выстроить отношения единой команды, где у каждого свое место, роль и назначение. В этом случае различные взгляды детей и родите­лей будут дополнять друг друга, и работать на общие цели: давать каждому возможность реализовать свою мечту, занять какое-то место в социуме, духовно совер­шенствоваться.

В семье, где у родителей преобладают такие черты, как раздражительность, авторитарность, неспособность понять и принять другого человека, конфликт из скрытой формы легко перерастает в открытую. Он может быть бурным, острым или вялотекущим, хроническим. Это зависит от силы «ошибки» интересов и темперамента личностей. Если семейный конфликт затягивается на длительное время, без перспективы договориться, отношения между сторонами резко ухудшаются, родители и дети наносят друг другу такие психологические травмы, что в дальнейшем примирение делается маловероятным [17, с. 49].

Сложности переходного возраста начинаются тогда, когда молодежь пробует изменить уклад жизни и навязывает свой порядок, в котором родителям отводится второстепенная роль. Сына может не устраивать авторитарность отца, которую он терпел в детстве, скупость матери, ограничивающей в карманных расходах, придирчивость обоих родителей к внешнему виду или манере разговаривать. Дочь может быть недовольна тем, что мать все еще считает ее маленькой, хотя сама девочка полагает, что давно выросла. Детям кажется, что они слишком долго подчинялись родительскому диктату, а теперь пришел час их свободы.

Родители, привыкшие, в свою очередь, полностью управлять семейной лодкой и попеременно делить место у руля, не могут принять тех изменений, которые произошли с повзрослевшей «командой». Отпрыски стали дерзить, меньше помогать по дому, а больше требовать, приносить в пространство жилья ритмы, традиции улицы. А на это родители часто не могут согласиться. К тому же напряжение, связанное с борьбой двух жизненных программ (обычно это бывает трудовая программа родителей и развлекательно-потребительская программа детей-подростков), усугубляется ощущением неблагодарности, которое чувствуют родители [17, с. 55].

В системе «родитель-ребенок» очень часто практикующие психологи отмечают коммуникативные барьеры в общении. Данные проблемы часто носят затяжной и глубокий характер. Не разрешение их приводит к обострению взаимоотношений всех участников конфликта. Напряжение, вызванное этим, приводит в свою очередь к развитию невротических синдромов и формированию деструктивных форм поведения [15].

Деструктивное поведение – это поведение, которое не соответствует общепринятым нормам и направленное на неприятие каких-либо альтернативных точек зрения. Оно может привести не только к возникновению социальных проблем у человека, но и к нарушениям физического здоровья [6].

Исследуя во время психологического консультирования родителей в подобных конфликтных ситуациях, психологи отмечают, что предпосылки конфликтного поведения кроются в недопонимании во время взаимодействия участниками друг друга. Информация в силу каких-то причин искажается, теряет изначальный смысл, а в ряде случаев, не поступает к тому, к кому обращена. Факторы, которые служат причиной непонимания собеседников, называют барьерами общения или коммуникативными барьерами. Итак, коммуникативные барьеры - это психологические препятствия на пути передачи и принятия информации между партнерами по общению.

В общении в целом, и в особенности с ребенком, как описывает в своей статье С.А. Чепышева, ошибочные мыслительные структуры выражаются в виде следующих барьеров [15]:

1) преувеличение или минимализация (преуменьшение) – наблюдается очень часто в поведении обоих родителей, которые преувеличивают достижения чужих детей, преуменьшая успехи своих. Замечено, что чаще преувеличивают что-либо мамы, а минимализируют отцы. Этот факт объясняется особенностями эмоционально-волевой сферы людей, а также интериоризацией и закреплением моделей поведения перенимаемых у своих родителей;

2) негативное суперобобщение – выражается в выделении одного негативного события или факта из жизни ребенка, которое оба родителя (независимо от пола) начинают считать показательным для всего его поведения или деятельности;

3) мышление типа «все или ничего» - не позволяет родителям увидеть истинное «лицо» ребенка, нюансы его жизни, знать его проблемы, помогать ему в их решении. Если определенная цель не достигается ребенком, родители считают это полным крахом, провалом, а самого ребенка считают неудачником и, таким образом, формируют у него неуверенность в себе, неумение преодолевать трудности или, наоборот, неумеренный максимализм;

4) дисквалификация позитива – очень опасный барьер в воспитании детей. Он выражается в том, что взрослые во всем видят только отрицательные стороны. Родители считают успехи, достижения детей малыми, неважными, что приводит к нежеланию что-либо делать, к формированию у детей нерешительности, неуверенности в себе;

5) неуважение или игнорирование позиции и мнения ребенка – приводит к частым заболеваниям и к его пассивности. Чаще всего этот барьер наблюдается в авторитарных семьях;

6) категорические утверждения с применением слов «надо», «нельзя», «сделай так» и т.д., которые присутствуют постоянно в воспитании детей, - не дают возможности думать детям, ограничивают их творческие возможности;

7) ментальный фильтр – выражается в том, что родители выбирают одну деталь, свойство или действие ребенка и постоянно настаивают на нем. Самым отрицательным является то, что эта деталь чаще всего не соответствует действительности, а выбрана на основе чужого влияния, сиюминутного настроения или ошибочного выбора;

8) «прыжок прямо к выводам» - часто наблюдается в общении взрослых и детей. Родители поспешно делают выводы по поводу различных дел, поступков своих детей, при этом акцент ставится непременно на какой-либо отрицательный факт;

9) негативное мышление – не позволяет взрослым объективно рассматривать окружающее. Оно мешает замечать положительное вокруг себя, ценить его и приумножать;

10) барьер «ожидания непонимания». Здесь нередко исходят из того, что партнер обязательно должен понять неверно. Участник взаимодействия начинает прогнозировать последствия этого неверного понимания, предвосхищать неприятные ощущения;

11) барьер «возраста» - типичный в системе обыденного общения. Возникает в самых разнообразных сферах человеческого взаимодействия. Например, между взрослыми и детьми (взрослый не понимает, чем живет ребенок, что является причиной многих конфликтов).

Помимо перечисленных, можно выделить еще следующие типы коммуникативных барьеров: информационно-дефицитный, замещающе-искажающий, эмоциональный, фонетический, семантический, стилистический, логический барьер непонимания [8, с. 141].

Помехами в общении может быть механический обрыв информации и отсюда происходит её искажение; неясность передаваемой информации, в силу чего искажается изложенная и переданная мысль; эти варианты можно обозначить как информационно-дефицитный барьер [8, с. 142].

Случается, что принимающая сторона ясно слышит передаваемые слова, но придает им иное значение (проблема состоит в том, что говорящий может даже не обнаружить, что его сигнал вызвал неверную реакцию). Здесь можно говорить о замещающе-искажающем барьере. Искажение информации, проходящей через одного человека, может быть незначительным. Но когда она проходит через несколько человек искажение может быть существенным. Также этот барьер называют «барьер отражения» [8, с. 145].

Эмоциональные барьеры. Во многом искажение информации связано с эмоциями. Это происходит, когда люди, получив какую-либо информацию, более заняты своими чувствами, предположениями, чем реальными фактами.

Барьер фонетического непонимания порождает невыразительная быстрая речь, речь-скороговорка и речь с большим количеством звуков-паразитов, слов-паразитов [8, с. 149].

Существует также семантический барьер непонимания, связанный, в первую очередь, с различиями в системах значений участников общения. Это, прежде всего, проблема жаргонов и сленгов [8, с. 150].

Не меньшую роль в разрушении межличностной коммуникации может сыграть стилистический барьер, возникающий при несоответствии стиля речи говорящего и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния, возраста слушающего и др. Так, дети не воспримут интересный рассказ из-за сухой, эмоционально не насыщенной или наукообразной речи взрослого.

Наконец, можно говорить о существовании логического барьеранепонимания. Он возникает в тех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая говорящим, либо слишком сложна для восприятия участником общения, либо кажется ему не верной, противоречащей. Для одних людей логично и доказательно то, что не противоречит разуму, для других то, что соответствует долгу и морали и т.п. Так мы сталкиваемся с существованием «женской» и «мужской» психологической логики, «детской» логики, логики «подростка» и т.д. От психологических пристрастий, от уровня развития того, к кому обращена информация, зависит, воспримет ли он предлагаемую ему систему доказательств или сочтет ее не убедительной [8, с. 151].

Вышеизложенные барьеры мешают не только адекватному воспитанию детей, но и влияют на взаимоотношения взрослых, родителей и детей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 105; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.