Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причины коммуникативных проблем современных «отцов» и «детей».




Прежде, чем искать способы решения коммуникативных проблем общения, необходимо понимать, почему возникают конфликты между родителями и их детьми.

В своей работе Л.Б. Шнейдер выделяет следующие психологические факторы конфликтов [17, с. 71]:

1 ) типы внутрисемейных отношений – существуют гармоничные и дисгармоничные. В гармоничной семье, устанавливается подвижное равновесие, распределение психологических ролей, способность членов семьи разрешать противоречия. Дисгармония семьи – вытекает из негативного характера супружеских отношений. Уровень психологического напряжения влечет за собой невротические реакции членов семьи, чувство постоянного беспокойства у детей;

2) деструктивность семейного воспитания, которое проявляется в следующем:

- разногласия членов семьи по вопросам воспитания;

- противоречивость, непоследовательность, неадекватность;

- опека и запреты во многих сферах жизни детей;

- повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждения;

3) возрастные кризисы детей рассматриваются как факторы их повышенной конфликтности. Как правило, это переходный период от одного этапа развития ребенка к другому. В эти периоды дети становятся непослушными, капризничают, раздражаются, вступают в конфликты с окружающими (друзья, родители, посторонние), упрямятся. Периодичность возникновения конфликтов привязывается к определенным возрастам;

4) личностный фактор. Личностные особенности, как родителей, так и детей влияют на конфликтность или бесконфликтность.

Среди родительских выделяют несколько типов: консервативный способ мышления – приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам; авторитарность суждения; ортодоксальность убеждений [6].

Среди детских встречаются: низкая успеваемость, нарушение правил поведения, игнорирование рекомендаций, непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность [10, с. 69].

Получается, что конфликты, которые рассматриваются, являются результатом ошибок как родителей, так и детей.

Типы отношений делятся по следующим категориям[10, с. 72]:

- оптимальный тип отношений родителей и детей;

- проникновение родителей в интересы детей (не потребность), а дети делятся своими мыслями;

- родители вникают в заботы детей, а дети отстраняются (обоюдное недовольство);

- дети желают делиться с родителями, а те отстраняются;

- поведение, жизненные устремления детей приводят к конфликтам в семье – родители правы;

- поведение, жизненные устремления детей приводят к конфликтам в семье – но правы дети;

- самоустранение с обеих сторон – родители не вникают в проблемы детей, но и дети не противятся этому.

Подростковый возраст наиболее часто приводит к конфликтным столкновениям в результате следующих факторов [2, с. 34]:

- неустойчивое родительское отношение – постоянно меняются критерии в оценке ребенка;

- сверхзабота;

- неуважение прав на самостоятельность – полный контроль и постоянные указания;

- отцовский авторитет – стремление добиться своего любой ценой.

Ребенок реагирует на любые притязания родителей следующими способами:

- оппозиция – демонстрирование негативного отношения;

- отказ – неподчинение требованиям;

- изоляция – избегание родителей, сокрытие информации и действий [6, с. 40-42].

В ходе исследования В.Н. Куницыной в 1991 году с помощью различных психологических тестов на предмет выявления причин коммуникативных проблем были обследованы 490 старшеклассников петербургских школ. Получена следующая картина распространенности различных трудностей в юношеском возрасте [8, с. 183].

На первом месте стоит застенчивость (от 25 до 35 %) – она встречается чаще других трудностей. К остальным отнесены: отчужденность на достаточно высоком уровне (19 %), затем глубокая интровертированность (17 %), аутистичность (15 %), чрезмерная сенситивность (12 %) [8, с. 184].

Достаточно велико было количество людей с личностными свойствами, снижающими их коммуникативную успешность и совместимость: лиц с пониженным самоуважением – 43%, высокоавторитарных – 36 %, агрессивных и конфликтных – по 25 %, истероидных –11%.

Почти половина школьников (43 %) крайне не удовлетворены общением и отношениями в близком кругу, испытывают острое чувство одиночества; последнее сопровождает все трудности в контактах и иногда отражает реальное положение вещей, то есть полное отсутствие друзей [8, с. 186].

Помимо застенчивости, можно выделить и другие свойства личности, приводящие к трудностям в общении; их можно кратко охарактеризовать так [1, с. 206]:

- человек хочет и может, но не умеет общаться (невоспитанность, беззастенчивость, эгоцентричность);

- не хочет, не умеет и не может общаться (аутистичность, глубокое одиночество);

- умеет, но уже не может и не хочет (отчужденность, выключенность из социальных связей, одиночество в толпе);

- умеет, может, но не стремится (глубокая интроверсия, самодостаточность, отсутствие мотивации);

- и может, и хочет, но боится общаться (застенчивость).

Застенчивость, интровертированность, аутистичность, отчужденность, повышенная сенситивность принадлежат к глубоко личностным свойствам, они могут обостряться при неблагоприятных обстоятельствах и из субъективно ощущаемых трудностей превращаться в объективное препятствие для полноценных личностных контактов [1, с. 208].

В причинной обусловленности и содержании трудностей общения застенчивых, аутистичных, одиноких, глубоко невротизированных и неадаптированных людей имеются некоторые общие черты. Такие люди в большей степени нуждаются в психологической и психотерапевтической помощи, функцию которой нередко выполняет доверительное дружеское общение [1, с. 210].

Застенчивость – это свойство личности, которое приводит к определенным трудностям и напряжению в общении с незнакомыми людьми или в некоторых ситуациях взаимодействия. Застенчивость проявляется как неудовлетворительная саморегуляция, недостаток легкости, спонтанности и раскованности. Характерными внешними проявлениями являются относительно высокая степень напряженности и импульсивности; застенчивый человек смотрит исподлобья, специфические позы выдают его зажатость и скованность.

Как показывают исследования (Ф. Зимбардо, К. Изард, В.Н. Куницына, В.Л. Леви), тяжкое эмоциональное состояние, переживаемое человеком, – это лишь часть общего нервно-психического напряжения, которое испытывает застенчивый человек в некоторых ситуациях общения.

Застенчивость как отдельное, самостоятельное свойство личности в отечественной психологии практически не изучалась, за исключением нескольких работ. В частности, И.С. Кон уделяет большое внимание проблемам юношеского возраста. Этот период характеризуется интенсивным формированием самосознания, образа «Я» на фоне серьезных изменений психосоматических функций; возрастает интерес к своему изменяющемуся внешнему облику, внутреннему миру, повышаются тревожность и эмоциональная возбудимость. Именно в юношеском возрасте наиболее вероятно формирование застенчивости как свойства личности; основой для закрепления соответствующих поведенческих реакций могут стать характерные для этого периода некоторая неустойчивость образа «я», неуверенность в себе. Повышенная эмоциональная неустойчивость усиливает потребность в интимном, доверительном общении, но блокируется застенчивостью (человек не решается говорить о своих переживаниях из чувства ложного стыда или опасения, что его не так поймут). Трудности коммуникативного характера проявляются в юности особенно резко и накладывают отпечаток на последующее развитие личности [2, с. 155].

Учитывая все вышеперечисленные причины, представляется важным поиск наиболее эффективных способов преодоления коммуникативных проблем общения родителей и детей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 88; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.