КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая характеристика труда
Основные разделы психограммы Психограмма Профессиограмма. Смена профессии, профессиональная переподготовка Желание сменить профессию возникает у людей достаточно часто и не зависит от возраста и профессиональной успешности. Причины тому могут быть разные, а именно: разочарование в выбранной профессии, появление новых возможностей, характер человека, профессиональное выгорание. Проф. переподготовка — обучение кадров в целях освоения новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда. Существует два вида проф.переподготовки: получение дополнительной квалификации и совершенствование знаний для выполнения нового вида проф. деятельности. Для получения навыков нового вида профессиональной деятельности необходимо более 500 часов аудиторных занятий, для доп.квалификации не менее 1000 часов. В целом переквалификация способствует карьерному росту. Профессиограмма — описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к специалисту. Включает в себя описание психологических, производственных, технических, медицинских, гигиенических и других особенностей профессии. Различают два вида профессиограмм: профессиокарты и полные профессиограммы. Профессиограмма составляется специалистом по работе с персоналом совместно с руководителем соответствующего подразделения на конкретную профессию и отражает: 1. требования к должностным обязанностям работника; 2. требования к рабочему месту; 3. возможные пути дальнейшего профессионального маршрута работника; 4. варианты профессионального обучения, переобучения, повышения квалификации и др., т. е. все о конкретной должности применительно к специфике данной фирмы. Составление профессиограммы позволяет глубже узнать содержание о будущей профессии, помогает определить и те качества, которые нужно развивать у себя.
Важной составной частью профессиограммы является психограмма— описание психологических характеристик конкретной профессиональной деятельности, совокупности психофизиологических и личностных качеств работника, важных для ее успешного осуществления. Психограмма составляется с помощью применения следующих источников, предоставляющих правдивую информацию: · документы (положения, описания, инструкции); · письменные и устные опросы работников, включающие личные наблюдения, анкеты, естественные и лабораторные эксперименты; · данные целевых или пробных исследований; · эргономические исследования, проводимые на рабочих местах сотрудников. Структура психологической характеристики профессии такова: • требования к оборудованию, организации и условиям труда; • социально-психологические параметры трудового коллектива; • комплекс требований к психике человека (психофизиологическим, личностным свойствам; к состояниям — эмоционально-волевым установкам, работоспособности, к процессам адаптации, обучения, восприятия, ритмам); • требования к организации психолого-педагогических аспектов труда; • требования к руководителю — организатору, педагогу, специалисту, личности. При составлении психограммы необходимо сочетание знаний и опыта профессионального психодиагноста и специалиста, знающего профессию, — в этом основная сложность. А. Общая характеристика труда 1. Фотография рабочего дня 2. Описание и оценка динамических факторов труда (работоспособность, утомление, надежность, безошибочность и т.п.) 3. Влияние условий труда на динамические процессы работы 4. Психологическая характеристика рабочего места и трудовых действий. 5. Психологический анализ ошибочных действий Б. Требования к психическим процессам 1. Психомоторика рабочая поза, статические и динамические нагрузки; рабочие действия - гностические, приспособительные, исполнительские и т.п.; временные и психофизиологические характеристики основных технологических операций, связанных с психомоторикой; требования к выдерживанию темпоритма и точности реагирования; особые требования к психомоторике 2. Сенсорная и персептивная сферы чувствительность различных сенсорных модальностей; профессионально значимые виды восприятия сигналов на фоне помех, при избытке или дефиците информации, восприятие времени, движения, скорости, пространственного положения и т.п.; особые требования к сенсорной и перцептивной сферам 3. Профессиональные особенности познавательных процессов влияние представлений на эффективность и надежность трудовой деятельности; требования к воспроизводящему или творческому воображению; преобладающие типы мышления (наглядно-действенное, образное, теоретическое-абстрактное, “безлимитное” по времени, жестко лимитированное, в условиях дефицита времени); особенности принятия решений при выполнении работ; требования к стрессоустойчивости; преобладающий вид памяти, требования к памяти, устойчивости памяти; особенности речи, требования к речи; внимание и его особенности В. Требования к эмоционально-ролевой сфере 1. Характеристика преобладающих эмоциональных состояний 2. Типичный уровень нервно-психической напряженности труда 3. Особые требования к эмоционально-волевой сфере 4. Воля и ее особенности, основная направленность волевого процесса Г. Типичные психологические состояния процессе труда 1. Монотония и утомление 2. Соматогенные психологические состояния в процессе труда (гипоксия, перегревание) 3. Другие состояния, свойственные данной профессии Д. Ансамбли профессионльно-значимых качеств (ключевые квалификации) 1. Общая и специфическая направленность личности. Структура, широта, активность, устойчивость и действенность мотивации. 2. Социально-профессиональная ответственность 3. Оптимизм 4. Внушаемость как желательное или нежелательное свойство личности. 5. Нравственно-психологическая устойчивость 6. Профессиональные и инновационные способности 7. Особенности характера Е. Противопоказания и ограничения 1. Последствия ошибок и особые требования к безопасности труда 2. Характеристика профнепригодности 3. Половозрастные ограничения 4. Профессиональные вредности и льготы 5. Профессиональные деформации личности
Труд - это деятельность, направленная на производство общественно полезных продуктов: материальных или духовных, т.к. в течении жизни в каждый момент человек может находится в одном из двух состояний: деятельности или бездействия, то деятельность выступает как активный процесс, а бездействие как пассивный. Труд с экономической точки зрения - это процесс сознательной целесообразной деятельности людей, с помощью которой они видоизменяют вещество и силы природы приспосабливая их для удовлетворения своих потребностей. Труд - это особая система, состоящая из 3х компонентов: предметов труда, средств труда и людей, как субъектов труда, преобразующих в процессе предметы и продукты с помощью средств труда. В процессе труда на человека воздействует большое число факторов, условий труда. Под ними понимаются совокупность элементов производственной среды, оказывающих влияние на функциональное стояние человека, его работоспособность, здоровье, все стороны его развития и прежде всего на отношение к труду и его эффективность. Различают соц.-экономические и производственные условия труда. Первые включают все то, что влияет на уровень подготовки работника к участию в труде, на восстановление рабочей силы. Вторые - это все элементы производственной среды, которые воздействуют на работника в процессе труда, на его здоровье и работоспособность. В процессе труда осуществляются следующие функции: · логическая – связанная с определением цели и подготовкой систем необходимых трудовых операций, · исполнительская – приведение средств труда в действие различными способами и непосредственное воздействие на предметы труда, · регистрации и контроля – наблюдение за технологическим процессом, ходом выполнения намеченной программы, · регулирования – корректировка уточнение заданной программы. Многообразное содержание труда обуславливает распределение функций между людьми, обрабатывающими предметы труда. Такими функциями являются: методологическая, идеологическая, воспитательная, направляющая, информационная, управленческая, исполнительская.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 143; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |