Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оказание правовой помощи физическим и юридическим лицам.




План:

1) Что такое право на получение юридической помощи и каким требованиям эта помощь должна соответствовать?

2) Органы: адвокатура, нотариат, система государственных юридических бюро.

Право на получение юридической помощи основано на статье 48 Конституции. Все в равной степени имеют право на получение помощи. Гарантируется право на получение – кто это право реализует? Не написано. Совершенно необязательно, что государство будет само это право реализовывать. Скорее всего, это будут делать негосударственные органы и структуры. Государство создает правовые основы для оказания юридической помощи, отнюдь не будет это обязательно осуществлять. И так споров с государством слишком много. Если обвиняемому можно надеяться только на государство, даже в моменте оказания помощи, то верить никому нельзя. Эти структуры должны быть максимально независимыми от государства, иначе невозможно на равных с ним спорить. В период чрезвычайного положения некоторые права могут быть ограничены, однако право на получение квалифицированной юридической помощи не может быть ограничено ни при каких условиях.

Какие требования предъявляются Конституцией? Квалифицированная помощь = помощь на профессиональной основе, оказываемая юристом. Каковы гарантии? Требование в законе наличия высшего юридического образования, наличие стажа работы по юридической профессии. В-третьих, квалификационный экзамен, который надо сдать для получения статуса адвоката либо нотариуса. Почему прокурору не надо его сдавать? Фактически введением этого экзамена государство умаляет значение госов в ВУЗах. Государство осуществляет контроль. Можно обратиться к государству при низком качестве осуществления юридической помощи. Вопрос о качестве спорный. Также юридическая помощь должна быть доступной. Недоступность может быть из-за большой стоимости (ФЗ о бесплатной юридической помощи это частично компенсирует), неудобного территориального расположения (полномочия нотариуса возлагаются на чиновников в случаях, определенных законом, также может быть учреждена юридическая консультация – адвокатов доставляют в глушь в принудительном порядке) или сроков ее предоставления (дают право говорить с адвокатом до первого допроса наедине и конфиденциально).

Также помощь должна быть независимой от государства. Адвокатура полностью отделена от государства. Следователь и прокурор не могут отстранить адвоката. Адвокатская тайна – еще одна гарантия независимости. Соглашение адвоката и доверителя – их личное дело.

Юридическая помощь должна быть эффективной – не просто присутствие адвоката, а реальное использование им его прав.

Какие органы оказывают юридическую помощь? Практически все должны оказывать, но это широкое понимание непродуктивно. Выделяют три органа: адвокатура, нотариат, государственные юридические бюро (альтернатива для адвокатуры).

Адвокатура. Фз «Об адвокатской деятельности и адвокатуре», Конституция (совместное ведение РФ и субъектов –> возможно законодательство субъектов), Ведомственное нормотворчество Минюста, внутренние акты адвокатской корпорации.

Кодекс профессиональной этики адвокатов.

Модели организации адвокатуры:

1) Ограничение свободы профессии заключается в том, что для адвоката адвокатская деятельность может быть единственной, кроме научной, преподавательской и иной творческой деятельности. Нельзя работать по трудовому договору. Одна из гарантий независимости адвокатуры.

 

2) Корпоративная организация. У адвоката есть органы самоуправления, он часть корпорации адвокатов. У простых юристов нет формальной корпорации. Каждый адвокат должен быть членом Адвокатской палаты, которая есть в каждом субъекте федерации (Только 1). В двух нельзя одновременно состоять. Палата должна обеспечивать участие адвоката в уголовном процессе. Юристы в компаниях не оказывают юр помощь по назначению следствия и суда, а адвокаты оказывают. Взамен государство дает гарантии независимости, у адвокатов есть монополия в уголовном процессе в досудебном производстве. Хотят запретить представительство в судах неадковатам, так бизнес юридических фирм потерпит крах. Монополию на судебных стадиях активно продвигают, однако ее нет. Если собрался выступать в административном судопроизводстве, представитель должен приложить копию диплома о юр образования. Идеологами адвокатской монополии являются адвокаты, потому что они меньше получают, чем отдают.

 

3) Относительная независимость. Весь уголовный процесс – это спор с государственными органами. Адвокатура – образование негосударственное. Не бывает государственных адвокатов. Организационно она отделена от государства. Кто присваивает статус адвоката? Сами адвокаты, которые заседают в квалификационной комиссии адвокаты. А кто выдает удостоверение? Выдает региональный орган юстиции, это логично. Оно подчиняется решению квалификационной комиссии. Кто лишает адвокатского статуса? Либо суд, либо сами адвокаты.

 

Две модели адвокатуры: франкогерманская и англосаксонская. Разница сильно стерлась, последние десятилетия адвокатура реформируются, модели друг на друга влияют.

1) Сколько сортов адвокатов существует? АС: есть два вида, два сорта: правозаступник и судебный представителей. Это разграничение заключается в том, что салистер не выступает в суде, готовит документы, работает «в поле», а баристер с клиентом не общается, гонорар получает через салистера, выступает как независимая фигура в суде. В таком жестком варианте уже нет сейчас, границы стирается, происходит унификация статусов. В России изначально этого разделения не было, наш Патриарх Адвокатуры Васьковский говорил, что надо разделять, а Англия сама соединять стала.

2) Отношение адвокатуры к магистратуре. Магистратура – это существующая в некоторых странах единый судейско-прокурорский корпус. У них одинаковое курирующее ведомство, сходный порядок привлечения к дисциплинарной ответственности. АС: связь адвокатуры и магистратуры. Молодых судей почти нет, ранее они работали адвокатами. В судьи идут в основном из адвокатов. При таком подходе у судей отношение нормальное, это их молодость. Другой подход: адвокатура и судейский корпус отделены друг от друга, переходы носят вынужденный характер. Судьи могут идти в адвокатуры, а чтоб адвокат стал судьей – довольно редкий случай, но все условно. В судьи идут обычно секретари судебных заседаний.

3) Отношения адвоката и клиента. ФГ: адвокат не особо возвышен, адвокат и доверитель на равных, составляют договор и т.д. Формализация отношений. В АС: с баристером человек мог не увидеться, о гонораре считалось говорить неприлично. Почему? Считается, что адвокат – представитель общества, не слуга клиента, поэтому обсуждать деньги неприлично. Формализации отношений нет. Есть этическая проблема: что делать адвокату, если дали слишком мало?

Наша адвокатура идет по франкогерманской модели.

Формы организации адвокатской деятельности.

Нужно быть членомодного из образований, в рамках которого он может работать.

o Адвокатский кабинет. Не любой адвокат может учредить кабинет, а адвокат со стажем работы адвокатом не менее 5 лет. Единоличная форма деятельности, создаваемая в добровольном порядке. Достоинства: единоличность, деньги все ваши, независимость. Недостатки: адвокат сам несет расходы, он должен вести фонд профессионального страхования. Кучу бумаг надо составлять.

o Коллегия адвокатов. Коллективный орган: 2 и более адвокатов со стажем по адвокатской профессии учреждают коллегию, но не все члены коллегии являются учредителями. При работе с адвокатом договор заключается не с коллегией, а с конкретным адвокатам. Коллегия нужна адвокатам для экономии, снижают издержки, у них прибыль больше. Кроме того, в рамках коллегии могут адвокаты установить внутреннюю специализацию. Отличие коллегии адвокатов от адвокатского бюро: в бюро адвокаты выступают совместно. Они учреждают партнерский договор о совместной деятельности. Клиент заключает договор со всем бюро, а не с конкретным адвокатом.

o Юридическая консультация - одна из гарантий доступности юр помощи. Государство не регулирует расценки. Мало клиентов – адвокат ищет других клиентов, ему невыгодно. Если в конкретной местности оказывается нехватка адвокатов (меньше 2 на федерального судью). Она учреждается решением адвокатской палаты – не в добровольном порядке. Договор заключается как в коллегии – с каждым адвокатом отдельно. Даже если клиентов мало, адвокатская палата им доплатит и деньги у них будут.

Дискуссионный вопрос: этические основы деятельности. Вопрос самостоятельности адвокатов поднимается прежде всего в уголовном процессе (потому что адвокат не вправе отказаться от защиты). Важнейшая гарантия получения юр. Помощи. Он обязан защищать любое лицо. Обязательны ли те указания, которые дает защищаемое лицо адвокату? В зависимости от самих указаний. Обычно он должен ее разделять. Например, адвокат не может говорить о виновности, если подсудимый не признает. Если подзащитный усперся и занимает позицию при многих доказательствах. Что делать? Просить смягчения наказания нельзя, это предполагает признание вины. Альтернативная позиция недопустима: если адвокат просит смягчить наказание – идет жалоба в палату. Адвокат должен сказать подсудимому, как есть. Адвокат обязан подчиняться. Когда подсудимый возможность признает, адвокат может не согласиться и все равно защищать. Приводит доказательства в пользу оговора подсудимым самого себя.

Подзащитный не может давать указания адвокату методы работы, иначе нет смысла в адвокате. Адвокат не вправе защиту осуществлять незаконными действиями.

А как быть с гражданскими делами? Можно ли проявлять разборчивость в выборе дел? Может ли он отказаться от защиты? А если дело заведомо противозаконное? Дореволюционные авторы считали, что он должен отказать.

Как определять гонорар? 1) Государство устанавливает гонорар – самый худший вариант, потому что государство не знает сложность дела и платежеспособность клиента

3) Гонорар определяется соглашением сторон. Договор может быть заключен между равноправными сторонами, а подсудимому грозит наказание, адвокат может воспользоваться этим

4) Теория общественного служения. Дело проиграл – ничего не получаешь, но только в гражданских делах. Малоимущие защищаются бесплатно. Платежеспособные платят, сколько не жалко. Презюмируется, что богатые дадут больше, чем надо, и тогда расходы на помощь малоимущим компенсируется.

 

Нотариат. Отличие нотариуса от адвоката в том, что они оказывают помощь по-разному. Совершение нотариальных действий – единственная форма оказания юридической помощи нотариусами.

Две модели нотариата: латинский и англосаксонский. Различаются судебные процедуры в разных системах. 1) состязательность с пассивным судом, важнейшим следственным действием будет перекрестный допрос. Допрос свидетелей защиты обвинением и наоборот. В англосаксонской системе развит запрет показания по слуху. Англосаксонский процесс сдержанно относится к документу как к доказательству. Документы не имеют такого значения, поэтому заверять их не надо => не развит нотариат. Судебный клерк имеет право заверять оригиналы и копии документов.

На континенте долго господствовал розыскной процесс, документ был значим, документ должно быть сложно подделать. Либо привести свидетелей, которые будут присутствовать при подписании документа, либо должностное лицо, запись документа в специальные журналы. Нотариат – нота, знак о том, что документ достоверен. При том, что документ заверен – неоспоримое доказательство. Нотариальную деятельность называют превентивным правосудием – предотвращение судебного разбирательства, делает его бессмысленным, оспорить документ все равно нельзя. В РФ есть три вида нотариальной работы:

1) Частные нотариусы

2) Государственные нотариусы: их очень мало

3) Лица, заменяющие нотариусов.

Для нотариата установлены тарифы и госпошлины. Если мало нотариальных действий, то нет смысла, ограниченный перечень нотариальных действий могут совершать представители местной администрации. Нотариус несет полную имущественную ответственность за удостоверение незаконного документа. Технические услуги: составление документа, они не регулируются государством.

 

Государственные юридические бюро (закон 2011 года об оказании бесплатной юридической помощи), альтератива адвокатам. Учреждение, в котором работают юристы (входные требования – только вышка). Оказывают бесплатную помощь малоимущим гражданам, там нет уголовки. Устная или письменная консультация, составление документа, жалобы, ходатайства, выступление в суде. Там мало людей, они заняты. Адвоката могут привлечь, который получил деньги из бюджета государства. Зачем стали учреждать такие бюро? Функции пересекаются с адвокатурой. Если отдать все деньги адвокатам, то было бы лучше. Сделали для того, чтобы ослабить адвокатуру и создать противовес. Зачем бороться с адвокатурой? Сложный вопрос. Адвокаты к государственным юридическим бюро относятся скептически и болезненно. ФЗ «О бесплатной юридической помощи» читать.

Какова роль судебной власти в оказании помощи?

Как было. Адвокатура появилась в 1864 году. Кто оказывал юридическую помощь до ее создания? Стряпчие, задача которых была в получении доверенности на ведение дела. Им было выгодно затягивать дела, выигрывать их. Была заинтересованность в затягивании дела, их прозвали «крапивное семя». Создавать адвокатуру боялись. Без адвокатуры осуществление правосудия по уголовным делам. На стороне обвинения есть профессионал-прокурор, а на стороне защиты должен быть профессионал-адвокат, иначе это не состязательность, а травля подсудимого. Встает вопрос: кто должен контролировать адвокатуру? 1) Министерство Юстиции либо самая судебная власть. Судебная власть осуществляла надзор за деятельностью адвоката. При появлении первых поверенных, они приписывались к определенному окружному суду, который осуществлял над ними дисциплинарную власть. Адвокаты находились при суде. Они могли практиковать при других судах. По отзывам адвокатов, надзор был исключительно формальным, судьям хватало работы. Надзор над адвокатами никого не останавливал. Когда становилось слишком много адвокатов при суде, обратились к государству с инициативой создания Совета адвокатов, они стали создаваться, начали вырабатываться этические основы деятельности адвокатуры. Адвокатура показала себя как независимый орган, государство задумалось о том, чтобы создать ей противовес. Наряду с присяжными создали институт частных поверенных – меньше требований, нет корпорации, есть возможность выступления в судах по гражданским делам. Две параллельной системы: присяжные поверенные, частные поверенные, иные лица, занимающиеся правозаступничеством. Эта система во многом напоминает современную: адвокатура, государственные юридические бюро, частные лица, защищающие интересы людей в судах. Адвокатура имеет много обязанностей, мало прав. Рождается дискуссия об адвокатской монополии. После революции система изменилась. 2) Адвокатура перешла под исполнительную власть. Васьковский очень расстроился бы, если бы узнал. Адвокатура – орган судебный по доктрине, однако сейчас она под контролем административной власти.

Нотариат. Дореволюционные юристы называли превентивным правосудием. Документ, удостоверенный нотариусом, оспорить очень трудно, таким образом, нотариус предотвращает судебные разбирательства. В ходе реформы 1864 года нотариат тоже находился при судах. Это были частные лица, надзор за ними осуществлял суд. Нотариуса нет – заверяет документ суд. Считалось, что они связаны. Была фигура старшего нотариуса, он вообще был в штате суда. Неразрывная связь суда и нотариата. Полномочия нотариуса по существу судебные. Почему сейчас полномочия отсутствующего нотариуса исполняет орган местного самоуправления, а не мировой судья, например? Итак, два полномочия и органа судебной власти были отчуждены от судебной власти и переданы власти исполнительной. Вопрос о том, насколько это хорошо, дискуссионный.

Кадровое обеспечение судебной власти.

1) Соотношение базовых юридических профессий в области судоустройства

2) Органы судейского сообщества

3) Требование к кандидатам в судья и порядок назначения на должность.

На основе доктрины условно можно разграничивать полицию и юстицию в зависимости от того, есть ли независимость. Полиция в самом широком смысле – это государственное управление. Независимость обеспечивается разными способами. Судьи, прокуроры могут объединяться в магистратуру, но независимо от этого они независимы. Частные нотариусы и адвокатура (негосударственные органы) должны быть независимы. Судьи, прокуроры, нотариусы, адвокаты должны обладать особым статусом, ведь он является гарантией их независимости. Другая группа органов исторически не обладали независимостью (и не должны обладать): полиция, органы, обеспечивающие деятельность судов, судебные приставы. Схема доктринальная, попадают под вопрос следователи МВД. Они имеют звание не полиции, а юстиции. Причем здесь юстиция? У прокуроров есть классные чины, это адекватно отражает действительность. Главная гарантия, обеспечивающая независимость профессий юстиции – наличие определенных органов самоуправления. У прокуроров нет таких органов, однако в ряде стран это есть. И судьи, и прокуроры представляют собой сложную корпорацию, в которую сложно понять. Нужно, чтобы дела в этой корпорации решали сами ее члены. Создаются органы сообщества. Какова другая проблема? Корпорация – это плохо, там существует закрытость от общества, мы не понимаем, что там происходит. Наличие органов самоуправления обеспечивает не только независимость, это еще выражает во вне интересы данного сообщества (традиционные формы выражения своего мнения для них недоступны, ведь судьи не могут устроить забастовку), к тому же обеспечивается общественный контроль за деятельностью этих органов. Эти три задачи решают органы самоуправления судей, прокуратуры, нотариусов, адвокатов. Как эти органы формируются? Есть три группы субъектов. Там должны быть судьи, однако наряду с ними должны быть представители общественности (юридической или обычной) и представители властей. В каком соотношении? Кого должно быть более? Судей в таком органе должно быть большинство с учетом задачи номер один – обеспечение независимости. Единой модели нет. Государственная политика в области судебной власти – это необязательный момент. Кто определяет политику судебной власти на уровне государства? Это интересный момент. Есть Президент, а есть Съезд судей, есть государственная программа развития правосудия. Отбор и назначение судей традиционно поручается органам судейского сообщества. Обучение, повышение квалификации, привлечение к дисциплинарной ответственности. Администрирование судебной власти – еще одно полномочие. Судебный департамент есть, а вопрос с деньгами решается на Совете Судей с Правительством. В России реализуются не все, единого подхода нет, во всех странах по-разному. Две основные модели: 1) Самая простая и недемократичная. От имени сущей выступает высшая судебная инстанция (Верховный суд занимается вопросами бюджета, администрирования и т.д.). Так в Китае. 2) Создаем особый орган, который формируется из нескольких ветвей власти. Или законодатель избирает определенное количество человек. 3) Совершенно независимый орган.

В качестве классического органа судейского сообщества рассматриваются органы во Франции, Италии, Испании – Высший совет магистратуры. Он формируется из нескольких ветвей власти. Во французском высшем совете есть палата по судейским делам (1 прокурор и 4 судьи) и палата по прокурорским делам (4 прокурора и 1 судья). Как в России? В РФ есть много органов судейского сообщества. Полномочия Высшего совета магистратуры распределены между 9 органами. Плохо это или нет? Вопрос о стратегическом планировании остается открытым (никто не планирует). Никто не держит полностью кадровую политику, она «размазана» по органам. Потрясающая волокита. Документы ходят долго. Квалификационные коллегии самые важные, так они ответственны за дачу рекомендации кандидатам на назначение на должность. Ни один человек, который не получил одобрение судейского сообщества, судьей не становится. Сам по себе Президент не может ничего сделать. Вторая ключевая гарантия независимости: именно ВККС и ККС прекращают полномочия судей. Не тот орган, который назначил судью, его увольняют – ни Президент, ни Совет Федерации не могут уволить судью. Квалификационные коллегии фильтруют необоснованные жалобы и одновременно с этим не допускает вопиющих нарушения законности. Две принципиальные модели судейской карьеры (подготовка и переподготовка судей):

1) Ангосаксонская модель: общее образование + стаж практической работы. Судья – венец юридической карьеры. Много практики. Не закреплены требования к возрасту, но стаж нельзя нарабатывают не за год.

2) Континентальная модель: Специальная подготовка + нет требования к стажу. Студент заканчивает общий юрфак, он поступает в универ, специально предназначенный для назначения на должность судьи. Долго учится. Сразу после универа человек себя посвещает судейской карьере и стаж нарабатывает. В принципе нет требований к возрасту.

Судья может не успевать следить за изменениями в законодательстве, он должен повышать квалификацию. Или мы создаем одно единственное учреждение, либо нам все равно, иди учись куда хочешь. Централизация и децентрализация к подготовке.
Как в России. Специального образования для судей нет, как у англосаксов, и стаж требуется маленький – всего 5 лет. Мы каждого студента должны учить со спецификой, а вдруг кто-то судьей стать захочет. Смешанная система. Специальная подготовка для всех одновременно, стаж скромный, а обязательное повышение квалификации появилась недавно. Де-юре система децентрализованная, а де-факто в РГУПе (РАП) централизация. Переподготовка обязательна.

 

Порядок наделения полномочиями судей и гарантии независимости.

Как можно назначать судью? По-разному.

1) Назначение органами судебной власти. Тут все прекрасно. Но судебная власть слишком автономизируется

2) Назначение органами избирательной либо законодательно власти. Так в России. Типа система сдержек и противовесов.

3) Назначение юридическим сообществом. Туда входят судьи обычно, это сообщество принимает решения.

4) Избрание населением. Не должно превращаться в профанацию, как было в СССР. Тут тоже есть проблемы.

У судьи не только правоприменительные полномочия, они еще занимаются правотворчеством. Встает вопрос о легитимности. Судьи должны избираться органами, которые были избраны, либо избираться. Президентская дискреция: даже при удачной сдаче экзамена и получении рекомендации ВККС или ККС, Президент может не назначить судью на должность. Чем это обусловлено? Непонятно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 78; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.