Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фирма. Экономическая природа фирмы. Стихийный и планомерный порядок.




Индекс Герфиндаля – индекс, который показывает степень концентрации рынка и вычисляется по средством суммирования квадратов рыночных долей каждой фирмы в отрасли

Олигополия, как рыночная структура. Характерные черты олигополии.

Олигополия – тип рынка несовершенной конкуренции, характеризующийся присутствием на рынке товара нескольких производителей.

Дуополия – частный случай олигополии, характеризующийся разделением рынка между 2 производителями.

В случае олигополии конкуренция носит неценовой характер: привлечение потребителя за счет улучшения качества продукции, рекламы, послепродажного технического обслуживания.

Признаки олигополии:

1. Немногочисленность фирм в отрасли

2. Производство как однородной, так и дифференцированной продукции

3. Высокие барьеры для входа в отрасль

4. Зависимость фирм-олигополистов друг с другом как по цене, так и по выпуску продукции

5. Контроль над ценой

Н=S12 +S2 2 +…+Sn2

 

См в тетрадии учебнике

 

Фирма – самостоятельный экономический субъект, занимающийся коммерческой и производственной деятельностью, обладающий обособленным имуществом. Фирма объединяет ресур­сы для производства определенных экономических благ с целью максимизации прибыли.

Стихийный и планомерный порядок. Существуют две основные формы организации экономической деятельности: стихийный порядок и планомерный порядок, предполагающий создание иерархических структур.

Оба обусловливают разделение функций и координацию деятельности между экономи­ческими агентами. Однако в первом случае такая координация осу­ществляется через рынок, а во втором — путем объединения (ко­операции) индивидуальных действий на основе инструкций и рас­поряжений предпринимателя.

Рынок предполагает обособление средств производства, фирма — их концентрацию. В условиях рынка господствуют косвенные методы контроля, на фирме — прямые.

Рынок исключает диктат, он основывается на экономических сти­мулах; фирма, наоборот, предполагает единоначалие, основывается на административных формах управления.

В современной неоинституциональной теории под фирмой принято понимать коалиция владель­цев факторов производства, связанных между собой сетью кон­трактов, в результате чего достигается минимизация транзакционных издержек. Система контрактов заключается между владельцами определенных ресурсов.

Уильямсон разделил все ресурсы на три группы: общие, специфические и интерспецифические.

Общие ресурсы — это ресурсы, ценность которых не зави­сит от нахождения в данной фирме: и внутри, и вне ее ониоце­ниваются одинаково.

Специфические ресурсы — это ресурсы, ценность которых внутри фирмы выше, чем вне ее.

Интерспецифические ресурсы — взаимодополняемые, взаимоуникалъные ресурсы, максимальная ценность которых дости­гается только в данной фирме и посредством нее. В случае если фирма распадается, то каждый из интерспецифических ресурсов не смо­жет найти адекватной замены на рынке или в рамках другой орга­низации.

По этой причине фирма выступает не просто как коалиция владельцев ресурсов, связанных между собой сетью контрактов. Это объедине­ние, в основе которого лежит отношенческий (или имплицитный) контракт по поводу интерспецифических ресурсов. Наличие таких ресурсов дает синергетический эффект, превышающий простую сумму вкладов каждого участника коалиции. Естественно, фирма использует не только интерспецифические, но и другие ресурсы: специфические и общие. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, сердцевину фирмы состав­ляет долговременный отношенческий контракт, заключенный меж­ду собственниками интерспецифических ресурсов. Наличие интер­специфических и специфических ресурсов в фирме позволяет эко­номить транзакционные издержки, а их владельцам — получать экономическую прибыль (квазиренту).

Такая трактовка природы фирмы позволяет объяснить много­образие форм современных фирм. Уникальность вступающих в ко­алицию интерспецифических ресурсов и многообразие транзакционных издержек объясняют специфику форм контрактов, лежа­щих в основе разнообразных видов современных фирм. Многообра­зие способов минимизации транзакционных издержек предопреде­ляет, по мнению сторонников неоинституционального подхода, много­образие фирм.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.