Возраст
в мес.
| Зрительные ориентировочные реакции
Аз
| Слуховые ориенти-ровочные реакции
Ас
| Эмоции
Э
| Движения руки и действия с предметами
| Движения общие
Дв. о.
| Подготовительные этапы развития речи
| Навыки и умения
Н
|
Понимание речи
Рп
| Активная речь
Ар
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 дней
| Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение)
| Вздрагивает и моргает при резком звуке
|
|
|
|
|
|
|
18-20 дней
| Удерживает в поле зрения неподвижный предмет
| Успокаива-ется при сильном звуке
|
|
|
|
|
|
|
1 мес.
| Плавное слежение за движущимся предметом
| Прислуши-вается к звуку и голосу взрослого
| Первая улыбка в ответ на разговор взрослого
|
| Лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову
|
|
|
|
2 мес.
| Зрительное сосредоточение на лице
взрослого или предмете. Длительное слежение за движущейся игрушкой (до 1 метра).
| Ищущие повороты головы при длитель-ном звуке
| Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним
|
| Лежа на животе, поднимает и непродолжи-тельно удерживает голову
|
| Произносит отдельные звуки
|
|
3 мес.
| Зрительное сосредоточение в вертикальном положении на лице взрослого, игрушке
|
| Комплекс оживления при общении с ним
| Случайно наталкивается руками на игрушки, висящие над грудью
| Лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. При поддержке подмышки крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедрен-ном суставе. Удерживает голову в вертикальном положении на руках у взрослого
|
|
|
|
4 мес.
| Узнает мать (радуется)
| Находит глазами невидимый источник звука
| Громко смеется при общении с ним
| Рассматривает и захватывает висящую игрушку
| То же, что и в 3 месяца, но более ярко выражено
|
| Гулит
| Придержи-вает руками грудь матери или бутылочку во время кормления
|
5 мес.
| Отличает близких людей от чужих
| Узнает голос матери. Различает строгую и ласковую интонацию обращен-ной к нему речи
|
| Четко берет игрушку из рук взрослого. Удерживает игрушку в руке
| Долго лежит на животе, опираясь на ладони выпрямлен-ных рук. Переворачи-вается со спины на живот. Ровно, устойчиво стоит при поддержке
под мышки
|
| Подолгу певуче гулит
| Ест с ложки полугустую пищу и густую
|
6 мес.
| По-разному реагирует на свое и чужое имя
|
|
| Свободно берет игрушку из разных положений перекла-дывает из одной руки в др.
| Переворачива-ется с
живота на спину.
Передвигается, немного подползая
| По-разному реагирует на свое и чужое имя
| Произносит отдельные слоги
| Ест с ложки,
снимая пищу
губами
|
7 мес.
|
|
|
| Игрушкой стучит, размахивает, бросает
| Хорошо ползает
| На вопрос «Где?» находит взглядом предмет, находящийся в определенном месте
| Подолгу лепечет
| Пьетиз чашки
|
8 мес.
|
|
|
| Игрушками занимается разнообразно. Подражает действиям взрослого (катает, стучит, вынимает и пр.)
| Сам садится и ложится. Встает, держась за барьер, стоит и опускается. Переступает, держась за барьер
| На вопрос "Где?" находит несколько предметов на постоянных местах. По просьбе взрослого выполняет разученные ранее действия (например,
"Ладушки"
"Дай ручку")
|
| Ёсткорочку хлеба, которую держит и руке.
Пьет из чашки, которую держит взрослый
|
9 мес.
|
| Плясовые движения под плясовую мелодию (если дома поют и пляшут с ребенком)
|
| Действует с предметами по-разному в зависимости от их свойств (катает, открывает, гремит
и пр.)
| Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживая-сь за них руками
| На вопрос "Где?" находит несколько знакомых предметов независи-мо от их местопо-ложения. Знает свое имя
| Подражает взрослому,
повторяя за ним слоги, имеющиеся
в его лепете
| Хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками. Спокойно относится к процессу высаживания на горшок
|
10 мес.
|
|
|
| Самостоятельно и по просьбе выполняет действия: открывает, закрывает, выкладывает и пр.
| Ходит вперед с поддержкой за обе руки
| По просьбе "дай" находит и дает знакомые предметы
| Подражая
взрослому,
повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете
| Закрепляют-ся умения, приобретен-ные
в 9 мес.
|
11 мес.
|
|
|
| Овладевает новыми
действиями и выполняет их по слову взрослого: накладывает кубики, снимает, одевает кольца
| Стоит самостоятельно. Делает первые самостоятель-ные шаги
| Первые обобщения в понимаемой речи (по слову находит любой мяч, любую
куклу и пр.)
| Произносит
первые слова
(да, на, ав,
па, ба и др.)
| Закрепляются умения, приобретен-ные
в 9 мес.
|
12 мес.
| Узнает на фотографии знакомого взрослого
|
|
| Выполняет самостоятельно разученные действия с игрушками: катает,
кормит, водит и пр.).
Переносит действия, разученные с одним предметом на другой (всех водит, кормит, баюкает и пр.)
| Ходит самостоятель-но
(без опоры)
| Понимает (без показа) названия предметов, действий, имена взрослых, выполняет
поручения (найди, отнеси тете, положи на место и пр.).
Понимает слово "нельзя"
| Легко
подражает
новым слогам.
Произносит
5-10
Облегчен-ных
слов
| Самостоя-тельно пьет из чашки
|