Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогики и методы педагогических исследований




Тема 1. Педагогика в системе наук о человеке. Методология

КУРС ЛЕКЦИЙ

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

1. Методология и методы педагогической науки.

2. Развитие личности как педагогическая проблема. Факторы развития личности.

3. Процесс обучения, его функции и структура.

4. Закономерности и принципы обучения.

5. Методы и средства обучения.

6. Формы организации обучения.

7. Проблемное обучение.

8. Личностно-ориентированное обучение.

9. Программированное обучение.

10. Традиционные технологии обучения.

11. Воспитание как педагогическое явление, его особенности.

12. Содержание воспитания.

13. Психологический климат группы.

14. Принципы воспитания, их краткая характеристика.

15. Методы воспитания.

16. Формы организации воспитательной работы.

17. Основные дидактические концепции.

18. Деловая игра: разновидности, структура и правила.

19. Особенности модульного обучения.

20. Педагогическое общение, его структура, функции. Стили педагогического общения.

21. Основные идеи гуманистической педагогики.

22. Принципы и содержание семейного воспитания.

23. Пути преодоления конфликта между родителями и детьми.

24. Современные модели воспитания.

25. Самоактуализация личности как педагогическая проблема.

26. Акцентуации характера как педагогическая проблема.

 

 

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

 

 

1. Общее представление о педагогике как науке.

2. Объект, предмет, функции и задачи педагогики.

3. Отрасли педагогической науки и связь педагогики с другими науками.

4. Методология педагогической науки и методы педагогического исследования.

 

1.1. Общее представление о педагогике как науке

"Педагогика" - слово греческого происхождения (пейда - дитя, гогос - вести), буквально оно переводится как "деторождение", "детовождение" или искусство воспитания. Так в Древней Греции называли раба, который занимался обучением и воспитанием ребенка своего хозяина. В России это слово появилось вместе с педагогическим, историческим и философским наследием античной цивилизации и педагогическими ценностями Византии и других стран. Столь обширное наследие было воспринято восточными славянами одновременно с их приобщением к христианскому миру. Русские книжники, знавшие греческий язык, читали труды античных мыслителей в оригинале и внесли в обиход новые слова - "педагог" и "педагогика". В результате в Древней Руси слова "воспитатель" и "воспитание" имели тот же смысл, что и греческие "педагог" и "педагогика". Известно, что в древнерусской книжности был свой канонический жанр "учительной литературы", включавший тексты наставительного характера. Значит, на Руси, как и в других странах, веками создавалась самобытная воспитательная культура, развивающая педагогическое самосознание и потребность разработать определенные правила и наставления и передать их детям. Так на самом раннем этапе возникновения общества появилась потребность передавать опыт от поколения к поколению. Поэтому практика воспитания первоначально определялась как передача жизненного опыта человека от старшего поколения к младшему с целью подготовки его к самостоятельной жизни. Воспитание было таким же общественным явлением, как и любая деятельность человека: охота, собирательство, изготовление орудий труда. Человек рос как личность, усложнялся его социальный опыт, и вместе с ним усложнялись процесс и цели воспитания.

Вначале педагогическая мысль оформлялась в виде отдельных суждений и высказываний - своеобразных педагогических заповедей. Их темой были правила поведения и отношения между родителями и детьми, людьми. Педагогика выступает как наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.

До того как зародилась письменность, педагогические суждения имели устное бытование и до нашего времени дошли в виде пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений. Истоки народной педагогики, как первого этапа развития педагогики вообще, мы находим в сказках, былинах, песнях, частушках, детских прибаутках, пословицах, поговорках, заговорах, колыбельных песнях и песнях-хороводах, загадках, скороговорках, считалках, колядках, исторических преданиях, народных приметах. Только затем, с появлением письменности, они обрели более "сухую", не иносказательную форму, и стали носить характер Советов, неписаных Правил и Рекомендаций.

Вопросы образования и воспитания всегда привлекали к себе внимание писателей, философов и ученых.

Истоки теоретической педагогической мысли содержатся в работах великих древних философов – Платона и Аристотеля. В рамках становящейся философской парадигмы они сформулировали основы возрастной периодизации, раскрыли цели и этапы образования и воспитания человека.

Мощный импульс к развитию педагогики дала эпоха Возрождения (XIV-XVI в.в.). В 1623 г. англичанин Фрэнсис Бэкон (1561-1626) вычленил педагогику из системы философских наук как самостоятельную науку. С XVII века педагогическая мысль начинает опираться на данные передового педагогического опыта. Немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571-1635) разработал содержательные понятия образования и соответствующую методологию, установив критерии педагогических исследований.

Огромный вклад в создание научных основ педагогики был внесен великим чешским педагогом Яном Амосом Коменским (1592 — 1670). Он обосновал необходимость обучения и воспитания сообразно природе ребенка, разработал систему принципов обучения, создал классно-урочную систему обучения.

Много прогрессивных идей было внесено в педагогическую науку и практику трудами Эразма Роттердамского (1469-1536) в Голландии, Дж. Локка (1632-1704) - в Англии, Ж.Ж. Руссо (1712-1778), К.А. Гельвеция (1715-1771) и Д. Дидро (1713-1784) - во Франции, И.Г. Песталоцци (1746-1827) - в Швейцарии, И.Ф. Гербарта (1776-1841) и А. Дистервега (1790-1866) - в Германии, Я. Корчака (1878-1942) - в Польше, Д. Дьюи (1859-1952) - в США и др. Постепенно преодолевался религиозный характер образования, расширялось содержание классического образования, основательно стали изучаться родной язык, история, география, естествознание. В XIX в. возникают реальные (с преобладанием предметов естественно-математического цикла) и профессиональные школы, в том числе и по подготовке педагогов. Таким образом, педагогика сформировалась в качестве учебной дисциплины. В стиле и методах педагогической работы получили развитие идеи гуманного отношения к детям, отмены физических наказаний в школах, преодоления средневековой схоластики и зубрежки, активизации учебной деятельности, отказа от словесного воспитания, усиления нравственного воспитания, приближения образования к жизни, соединения обучения и воспитания с трудом, специальной подготовки учителей как профессионалов в вопросах обучения и воспитания и др.

Заметной вехой в развитии отечественной педагогики стала теоретическая и практическая деятельность Симеона Полоцкого (1629-1680), под наблюдением которого воспитывался в детстве Петр I. Он выступал против "врожденных идей", определяющих, якобы, развитие детей, придавал решающее значение в воспитании примеру родителей и учителей, считал, что развитие чувств и разума должно осуществляться целенаправленно.

Отечественная педагогическая мысль плодотворно развивалась в трудах М.В. Ломоносова (1711-1765), Н.И. Новикова (1744-1818), Н.И. Пирогова (1810-1881), К.Д. Ушинского (1824-1870), Л.Н. Толстого (1828-1910), П.Ф. Каптерева (1849-1922) и др.

В период социалистического развития нашей страны школа стала бесплатной, общедоступной (независимо от национальности и социального положения детей), светской (освобожденной от влияния церкви), а общее среднее образование - обязательным. Страна вышла в число ведущих по проценту населения, имеющего высшее образование. Образование строилось на идеях формирования всесторонне развитой личности, непрерывности и преемственности соединения образования с трудом и общественной работой, воспитания в коллективе и через коллектив, четкой организации и управления педагогическим процессом, сочетания высокой требовательности с уважением к личному достоинству учащихся, личного примера учителя и пр. Основы такого образования получили развитие в трудах Н.К. Крупской (1869-1939), С.Т. Шацкого (1878-1934), П.П. Блонского (1884-1941), А.С. Макаренко (1888-1939), В.А. Сухомлинского (1918-1970) и др. В последние десятилетия XX в. интересные педагогические идеи активизации обучения, проблемного обучения, педагогического сотрудничества, развития в ходе обучения, формирования личности разрабатывались учеными-педагогами Ю.К. Бабанским, В.В. Давыдовым, И.Я. Лернером, М.И. Махмутовым, М.А. Даниловым, Н.К. Гончаровым, Б.Т. Лихачевым, П.И. Пидкасистым, И.П. Подласым, М.Н. Скаткиным, В.А. Сластениным, И.Ф. Харламовым, педагогами-новаторами: Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталовым, Е.Н. Ильиным и др. Школа советского времени имела немало достоинств, признаваемых в мире, но ее чрезмерная идеологизация, жесткий партийный диктат, запреты на серьезные новации и необходимую самостоятельность и другие "перегибы", типичные для того времени, породили к 80-м годам признаки отставания от темпов научно-технического прогресса социального развития в развитых странах.

В современных условиях педагогику рассматривают как науку и практику обучения, воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития.

Во-первых, современная система образования и воспитания касается практически всех людей; во-вторых, во многих странах создана система непрерывного образования человека; в-третьих, педагогика включает в себя звенья - от дошкольных учреждений до системы профессиональной подготовки и повышения квалификации (последипломное образование).

Термин "педагогика" употребляется в нескольких значениях.

1. Выделяется бытовое значение педагогики. Каждый человек на протяжении жизни выступает в роли педагога, то есть обучает и воспитывает своих детей, членов семьи, оказывает влияние на сотрудников по работе, занимается самовоспитанием.

2. Подчеркивается практическое значение педагогики. Педагогику рассматривают как одну из сфер человеческой деятельности, связанную с передачей культурно-исторического опыта от старшего поколения к младшему с целью подготовки его к самостоятельной жизни и труду. При этом необходимо выделить взаимосвязь народной (житейской) педагогики с педагогическим мастерством и искусством воспитания. Не случайно высшее проявление педагогической деятельности называют искусством.

3. Педагогика понимается как наука и одновременно как отрасль человековедения. Педагогика исследует и совершенствует способы управления развитием человека в единстве природного, общественного и индивидуального. Поэтому педагогические теории, концепции, модели, методики и технологии строятся только на фундаменте целостного и системного знания о развивающемся человеке. Оно "добывается" психологией, философией, историей, социологией и другими науками о человеке.

4. Педагогика представляет собой учебную дисциплину, включающую в себя теоретические и практические аспекты обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития.

5. Значение педагогики как отрасли гуманитарного знания входит в общекультурный контекст современной жизни. Оно проявляется в качестве педагогической культуры человека, педагогической готовности специалиста.

Таким образом, педагогика – наука о целенаправленном формировании личности и человеческих общностей, обеспечении успеха их жизни и деятельности педагогическими средствами, формами, методами.

 

1.2. Объект, предмет, функции и задачи педагогики

Объектом исследования и практического интереса современной педагогики выступают реальности жизни государства и общества, всех их сфер, структур, учреждений, семьи и отдельных лиц, оказывающие влияние на образованность, воспитанность, обученность и развитость граждан, обеспечивающие их самореализацию и самоутверждение в жизни.

Предметом педагогики как науки являются педагогические реальности в государстве и обществе, их структурах, специальных педагогических учреждениях, труде и жизни людей, каждого человека и существующие в виде закономерностей, фактов, механизмов образования, воспитания, обучения и развития.

Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом.

Это теоретическая и технологическая функции, которые реализуются в органичном единстве.

Теоретическая функция реализуется на трех уровнях:

1) описательном или объяснительном – изучение передового опыта;

2) диагностическом – выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащегося, установление условий и причин, их обеспечивающих;

3) прогностическом - экспериментальное исследование педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности;

Технологическая функция предполагает также три уровня реализации:

1) проективный – связан с разработкой соответствующих методических материалов, воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих план педагогической деятельности, ее содержание и характер;

2) преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;

3) рефлексивный и корректировочный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.