Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия – это особая форма общественного сознания, имеющая многие признаки научного знания, но не сводимая к нему




Подчеркивая роль философии по отношению к частным наукам, справедливо говорят о том, что она выполняет методологическую функцию, т. е. вырабатывает общие диалектические принципы и методы познания, используемые во всех науках.

А вот с задачей теоретического обобщения достижений частных наук, задачей, которую многие вменяют в обязанность философии, она на сегодняшний день, на мой взгляд, справиться не может. Возможно, эта задача окажется ей по плечу в будущем, когда разрешить ее позволит дальнейшее развитие информационных технологий.

Особый разговор можно вести относительно того, как науки питают философию. Ограничимся в этой связи заявлением, что не только философия выполняет продуктивные функции по отношению к науке, но и наоборот, философия “подпитывается” от науки и в отрыве от нее превращается в схоластическую болтовню.

Остановимся на отличии философии от религии.

В основе религии лежит вера, в качестве доказательства в ней принимается ссылка на авторитет священных текстов или отцов церкви. Показательно в этой связи изречение христианского богослова Тертуллиана: “Верую, ибо нелепо”. Абсурдность с точки зрения человеческого разума отдельных положений Библии доказывает, по его мнению, боговдохновенность этой книги.

Философия же не может не считаться с доводами логики и эмпирическими фактами. В основе философии лежит не вера, а сомнение.

Впрочем, некоторые философские системы на практике оказываются весьма близки к религии. И я имею в виду даже не школы религиозной философии, а философию марксизма, азбукой которой В. Ленин называл атеизм.

Религия обещает рай, марксизм – идеальное коммунистическое общество. В марксизме есть и свой мессия, только это не Христос или какой-нибудь другой пророк, а передовой революционный класс – пролетариат. Идеи классиков марксизма превратились на деле в догмы, а авторитет К. Маркса, Ф. Энгельса и В. Ленина в нашей стране в советские времена был ничуть не менее непререкаем, чем авторитет отцов церкви.

Но главное, марксистская философия стремилась, как и религия, к объяснению всего и вся. И надо сказать, что постфактум ей это всегда удавалось. Сложнее обстояло дело с возможностями прогнозирования. Здесь тоже наблюдается перекличка с религией. Верующий человек может объяснить вообще все: достаточно сказать, что на то была воля Бога. Но, в отличие от ученого, он мало что в состоянии предвидеть.

Известная познавательная ограниченность, невозможность исчерпывающего знания есть признак науки вообще и научной философии в частности.

Касательно философии и искусства также можно констатировать, что есть нечто, что их объединяет, но есть и то, что ведет к их существенному различию.

Их роднит личностное начало. Как без Л. Толстого не было бы “Войны и мира”, так без Ф. Ницше не было бы “По ту сторону добра и зла”.

Как и искусство, философия обращена к человеку, но если философия есть форма теоретического знания высокой степени абстракции, то искусство – форма конкретно-чувственного восприятия действительности, отражающая мир посредством художественных образов.

Ни с чем не сравнимое значение философской мысли для развития человеческой культуры подчеркивали многие мыслители. К примеру, Р. Декарт писал: “Философия… одна только отличает нас от дикарей и варваров… каждый народ тем более гражданствен и образован, чем лучше в нем философствуют; поэтому нет для государства большего блага, как иметь истинных философов” (Декарт Р. Начала философии // Декарт Р. Избранные произведения. – М., 1950. – С. 412).

Впрочем, позитивную оценку роли философии в развитии общества и государства могли давать только прогрессивно настроенные люди. Реакционеры рассуждали прямо противоположно. Например, один из министров просвещения царской России распорядился прекратить преподавание философии в учебных заведениях страны, мотивировав свое решение тем, что польза философии не доказана, а вред несомненен.

Интеллект и свободная мысль всегда раздражали власть имущих, боящихся инакомыслия, не в чести они были и у обывателей, занятых насыщением своего желудка. Поэтому нет негонимых философов, философ всегда гоним, если он философ.

1.3. Основной вопрос философии

Субъектно-объектным связям, являющимся, как мы уже узнали, предметом философского знания, посвящен так называемый основной вопрос философии. Этот вопрос формулирует Ф. Энгельс в работе “Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии”.

В ней он пишет: “ Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию” (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т. 21. – С. 232).

В этом вопросе Ф. Энгельс выделяет две стороны. Первая сторона представлена вопросом, что первично: дух или природа, сознание или материя? Творит ли сознание объективный мир или, напротив, сознание появляется в процессе длительного развития материи?

Философы, в зависимости от того, как они отвечали на первую сторону основного вопроса философии, разделились на два больших лагеря. “Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, и которые, следовательно, в конечном счете, так или иначе признавали сотворение мира,...составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма” (там же, с. 283).

(Здесь имеет смысл обратить внимание на то, что само различение противоположных мировоззренческих позиций, материализма и идеализма, сложилось в философии задолго до Ф. Энгельса, то есть ошибочно считать, что Ф. Энгельс формулировал основной вопрос философии, ни на что не опираясь, на пустом месте. Так, немецкий философ Ф. Шлегель писал: “Материализм все объясняет из материи, принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей… Идеализм все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю” (Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика: В 2 т. – Т. 1. – М., 1983. – С. 104–105.)

В свою очередь философы-идеалисты тоже делятся на две группы: объективные и субъективные. Объективные идеалисты за первоначало всего существующего принимают независимый от сознания человека (а значит, объективно-реальный) мировой дух, мировой разум, первичный по отношению к природе, материи. Этот мировой разум в их представлении первичен и по отношению к сознанию человека. Субъективные идеалисты первичным считают сознание субъекта, человека, мир же, в их понимании, есть порождение человеческого сознания, есть комплекс ощущений субъекта. Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм, утверждающий, что существуют только Я и мои ощущения.

Кроме материализма и идеализма в ответе на первую сторону основного вопроса философии выделился так называемый дуализм, признающий дух и природу, идеальное и материальное равноправными началами и утверждающий, что ни материя, ни сознание не первичны и не вторичны, что они существуют параллельно, независимо друг от друга.

Вторая сторона основного вопроса философии, по Ф. Энгельсу, также может быть сформулирована в виде вопроса. Коротко он звучит так: познаваем ли мир? Или более развернуто: как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру, верно ли, правильно ли отражается мир в мышлении человека?

Если наши мысли о мире соответствуют самому этому миру, то человек в состоянии познавать действительность, если же нет, то познание невозможно.

Философы, отрицающие познаваемость мира, получили название агностиков, а философская система, отрицающая познаваемость мира, соответственно носит название агностицизм. Исторически первой формой агностицизма был скептицизм, который исповедовали некоторые философы античности. Скептицизм означает сомнение в возможности познания объективного мира.

Зададимся вопросом, справедливо ли считать основной вопрос философии в его энгельсовской интерпретации действительно основным? Некоторые мыслители склонны это отрицать. К примеру, философы-экзистенциалисты основным вопросом философии называют вопрос о человеке, его существовании. “ …Проблема человека, – писал Н. Бердяев, – есть основная проблема философии. Еще греки поняли, что человек может начать философствовать только с познания самого себя. Разгадка бытия для человека скрыта в человеке” (Бердяев Н.А. О назначении человека. – Париж, 1931. – С. 50). А французский представитель этого философского течения А. Камю даже называет основной философской проблемой вопрос о самоубийстве. “Есть лишь одна действительно философская проблема: это самоубийство. Вынести суждение о том, стоит ли жизнь труда быть прожитой или не стоит, – это ответить на основной вопрос философии. Все остальное – имеет ли мир три измерения, обладает ли разум девятью или двенадцатью категориями – приходит потом. Это уже игра, а вначале нужно ответить” (Цит. по: Кузнецов В.Н. Французская буржуазная философия ХХ века. – М., 1970. – С. 277).

Действительно, проблема человека весьма важна для философии, ее даже можно назвать центральной. Однако значимость основного вопроса философии состоит в том, что он определяет те мировоззренческие и методологические подходы, с позиций которых можно отвечать на все остальные философские проблемы. Так, проблему человека можно решать с материалистических, а можно – с идеалистических позиций. Между прочим, экзистенциализм решает проблему человека именно с идеалистических позиций.

Итак, мы убедились, что вопрос о соотношении материального и идеального, объективного и субъективного действительно является основным гносеологическим вопросом философии.

Контрольные вопросы

1. Что в буквальном смысле означает термин “философия”?

2. Как понимали сущность философского знания мыслители прошлого?

3. Какова специфика современного философского знания, что сближает и отличает философию от науки, искусства, религии?

4. Как можно определить предмет современной философии?

5. Что такое мировоззрение?

6. Какие дисциплины, включает в себя современное философское знание?

7. Какое место занимает философия в духовной культуре общества?

8. Как формирует основной вопрос философии Ф. Энгельс?

9. Какие стороны включает в себя основной вопрос философии?

10. Как разделились философы в зависимости от ответа на первую сторону основного вопроса философии?

11. Как разделились философы в зависимости от ответа на вторую сторону основного вопроса философии?

Литература

1. Библер В.С. Что есть философия? // Вопросы философии. – 1995. – № 1.

2. Какая философия нам нужна?: Размышления о философии и духовных проблемах нашего общества / Сост. Ю.Н. Соломин. – Л., 1990.

3. Качан М.С. Философия как мировоззрение // Вопросы философии. – 1997. – № 9.

4. Лебедев С.А. Предмет и природа философского знания // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. – 2002. – № 5.

5. Миголатьев А. Философия. Её роль в жизни общества // Социально-гуманитарные знания. – 2001. – № 1.

6. Образ філософії на межі тисячоліть // Філософська думка. – 2002. – № 1.

7. Туровский М.Б., Туровская С.В. Предмет философии // Философские науки. – 1991. – № 5.

8. Философское сознание: драматизм обновления / Отв. ред. Н.И. Лапин. – М., 1991.

9. Хайдеггер М. Что такое философия? // Вопросы философии. – 1993. – № 8.

10. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т. 20.

Тема 2
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ И КИТАЯ

План




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 687; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.