Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Динамика производства и реализации продукции




Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста (табл.10.1).

Таблица 10.1-Динамика производства и реализации продукции

Год Объем производства продукции в текущих ценах, тыс. руб. Индекс цен Объем произв-ва продукции в ценах базисного года, тыс. руб. Темпы роста, % Объем реали-зации, тыс. руб. Темпы роста %
базисные цепные базисные цепные
ххх1   1,00            
ххх2   1,50   98,0 98,0   98,0 98,0
ххх3   1,46   93,6 95,5   94,0 95,8
ххх4   1,40   94,5 101,0   95,7 101,8
ххх5   1,33   97,5 103,0   98,1 102,4
ххх6   1,28   103,3 106,0   102,8 104,8

 

Из таблицы видно, что в первые три года происходил спад производства продукции, а за последние три наметился некоторый его рост. В итоге за пять лет объем производства вырос всего на 3,3% а объем реализации на 2,8%. Если за предыдущие годы темпы роста производства и реализации приблизительно совпадали, то за последний год темпы роста производства значительно опередили темпы реализации продукции. Это свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и не оплаченной покупателями

Твп = = 1,0-0,98-0,0955-1,011-1,03-1,06 =

= 1,033 = 1,0065 = 100,65%; Тпр = 100,65-100 = 0,65%;

Трп = 1,028 = 100,55; Тпр = 100,55-100 = 0,55%,

где Твп — темп роста выпуска продукции;

Трп — темп роста реализации продукции;

Тпр — темп прироста.

В приведенном примере среднегодовой темп прироста выпуска продукции составляет 0,65%, а реализации продукции — 0,55%.

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбы­та продукции, что повлечет:а собой спад производства.

Недопоставка продукций отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-межников, транспортных организа­ций и т.д. При анализе реализации продукции особое внимание следует обращать на выполнение обязательств по госзаказу, ко­оперированным поставкам ипо экспорту продукции.

В процессе анализа производства и реализации продукции не­обходимо оценить также риск невостребованной продукции, который может возникнуть вследствие падения спроса на нее. Он опреде­ляется величиной возможного материального и морального ущер­ба предприятия, вызванного этой причиной. Каждое предприятие должно знать величину потерь, если какая-то часть продукции ока­жется нереализованной. Чтобы избежать последствий невостребо­ванное™ продукции, необходимо изучить факторы ее возникно­вения с целью поиска путей недопущения или минимизации по­терь.

Внутренние причины, неправильно составленный прогноз спро­са на продукцию служащими предприятия; неправильная ценовая политика предприятия на рынках сбыта; снижение конкуренто­способности продукции в результате низкого качества сырья, обо­рудования, отсталой технологии, низкой квалификации персонала; неэффективная организация процесса сбыта и рекламы продук­ции.

Внешние причины, неплатежеспособность покупателей; повыше­ние процентных ставок по вкладам; демографические, социально- экономические, политические и другие причины.

Риск невостребованной продукции можно подразделить на пре­одолимый и непреодолимый. Критерием отнесения его к одной из групп является экономическая целесообразность нововведений, направленных на продвижение товаров на рынок. Если дополни­тельные затраты на дизайн, улучшение качества, упаковку, рекла­му, организационную перестройку производства и сбыта превы­шают сумму их покрытия выручкой, то экономически они нецеле­сообразны и риск, следовательно, является непреодолимым, и наоборот.

Риск невостребованной продукции может быть обнаружен на предпроизводственной, производственной и послепроизводственной стадиях. Если риск обнаружен на предпроизводственной стадии, то экономический ущерб будет меньшим — это только расходы на исследование рынка, разработку изделия и др. Если же риск невос­требованной продукции обнаружен на производственной или пос­лепроизводственной стадии, то это может серьезно пошатнуть финансовое состояние предприятия: в сумму ущерба кроме ука­занных расходов войдут издержки на подготовку, освоение, про­изводство и частично сбыт продукции.

В зависимости от стадии обнаружения риска невостребованной продукции управленческие решения могут быть разными: на предпро­изводственной стадии можно не приступать к производству дан­ного вида продукции, заменив его другим; на производственной стадии еще можно внести существенные изменения в дизайн, конструкцию, цену изделия и за счет этого продвинуть его на рынок; на послепроизводственной стадии нужно думать, как избежать банкротства, потому что невостребованная продукция — это пря­мой убыток для предприятия. Каждый товар должен производить­ся лишь в том случае, когда есть платежеспособный спрос на него, подкрепленный заявками или договорами на его поставку.

Чтобы оценить риск невостребованной продукции, нужно про­анализировать обеспеченность производства продукции контрак­тами или заявками на поставку, динамику остатков готовой про­дукции по каждому виду, их долю в общем объеме продаж, ско­рость продаж и т.д.

Важным обобщающим показателем, используемым для харак­теристики скорости реализации продукции, является продолжи­тельность ее нахождения на стадии реализации. Для расчета дан­ного показателя необходимо средние остатки готовой продукции разделить на однодневный объем продаж. Рост его уровня свиде­тельствует о трудностях сбыта и повышении риска невостребован­ной продукции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 728; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.