Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рассмотрим несколько примеров ПИУ




1. ПИУ «Спящий город».

Это упражнение служит для знакомства с особенностями престижных на данный момент групп профессий и построено по принципу типичных деловых игр.

По условиям игры предполагается, что в некотором обычном российском городе какая-то злая сила заколдовала всех жителей. Чтобы их разбудить, необходимо оживить жизнь в основных сферах производства, т.е. предложить интересные и реалистичные программы, которые могли бы поладить деятельность в этих сферах. Например:

a) порядок и спокойствие (юридическая сфера);

b) управление городом;

c) оживление экономической деятельности и пополнение городского бюджета;

d) благополучие жителей, помощь в решении важных жизненных вопросов (психологические и социальные аспекты);

e) здоровье жителей (или образование).

Можно предположить и другие сферы в зависимости от интересов учащихся (например, торговля, туризм и др.), но их должно быть не более 5 – 7.

Далее игроки по своим интересам делятся на команды, рассаживаются за отдельные столы, обсуждают 5 – 7 мин, записывают на листочке 5 главных своих предложений и представитель команды их докладывает (2 – 3 мин) и отвечает на вопросы. В конце упражнения сами учащиеся определяют ценность и реалистичность предложений, а также люди каких профессий их могут осуществить.

 

2. ПИУ «Подарок».

Играющие рассаживаются в круг. Предполагается, что у всех имеется некий воображаемый друг (группа устанавливает сама, сколько ему лет и какая у него профессия, или круг интересов). У этого друга скоро день рождения, и он пригласил всех к себе в гости. Каждый игрок в течение 30с должен придумать подарок, который должен быть интересным, полезным и доступным по деньгам и обязательно содержал намек на профессию или интересы именинника. Просто купить дорогую вещь – это значит «откупиться», а с друзьями так не поступают (воспитательный аспект). В конце упражнения группа определяет, чей подарок оказался самим удачным.

 

3. ПИУ «День из жизни».

Данное упражнение является профориентационной модификаций игр типа «рассказ из существительных». Игроки рассаживаются в круг и, называя по очереди по одному слову (имени существительному), составляют связный рассказ на тему «Обычный рабочий день из жизни такого-то профессионала» (водителя, учителя, продавца, модельера и т.д.). Ведущий вначале приводит какой-то пример. Например, день из жизни водителя городского автобуса: будильник – кофе – автопарк – дорога – остановка – дорога – толпа – давка – дорога – поворот – остановка – прокол – телефон – колесо и т.д. При заключительном обсуждении надо выяснить удалось ли составить цельный рассказ, связный и насколько он оптимистический или пессимистический.

4. ПИУ «Автопортрет».

Каждый из сидящих в кругу игроков на листе бумаги должен постараться нарисовать крупно свой автопортрет – одно лицо. Ведущий собирает листы, перемешивает и «запускает» по очереди по кругу, заранее объяснив, что задача состоит не в отгадывании личности, а в том, чтобы на обратной стороне листа написать профессию, которая, по Вашему мнению, наиболее соотносится с данным изображением. Далее листы собираются и зачитываются вписанные профессии (разумеется, кроме глупого и неприличного) – лучше 2 команды.

 

5. ПИУ «Кто есть кто».

Это упражнение близко к предыдущему, но играется по другому. Ведущий со слов играющих записывает на доске 10-15 профессий, затем он называет одну из них, дает 5 – 10 сек на обдумывание и просит по команде (например, хлопку) указать рукой кому из присутствующих ее можно порекомендовать, и считают на кого больше всего показало рук (можно указывать и на самого себя и двумя руками). Больше 3 – 5 профессий разыгрывать не следует, т.к. несмотря на свою эмоциональность и динамичность упражнение может надоесть играющим.

 

6. ПИУ «Цепочка профессий».

Упражнение используется для выработки умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности. Каждый играющий по очереди называет профессию так, чтобы она имела что-то общее с предшествующей. Например, фрезеровщик – зубной врач – медсестра – рентгенолог – эколог – биолог и т.д. Если взаимосвязь не очевидна, то ведущий просит ее пояснить. Если кто-то за отведенное время не смог назвать подходящую профессию, то выбывает из игры.

 

7. ПИУ «Ловушки – капканчики» (преграды).

Оно несколько сложнее. Цель: осознание возможных преград и препятствий на пути к профессиональной цели и поиск способов их преодоления. Один из играющих указывает какую-либо профессиональную цель (например, профессию или успех в деятельности), а другие игроки выдвигают преграды (реальные), которые первый игрок должен как-то преодолеть. Если большинство его ответов будет признано удачными, то считается, что он способен достичь поставленной цели. При этом предложивший преграду также называет свой вариант ее преодоления.

Резюме. Известны и другие ПИУ: «Человек – профессия», «Эпитафия», «Звездный час», «Любимое блюдо», «Маскарадный костюм», «Походка профессионала», «Пять шагов», «Советчик» и др., которые можно найти в литературе: Пряжников Н.С. «Игровой метод в профориентации», Пермь, 1989 и др. К тому же творчески работающий педагог после проведения нескольких описанных игровых методик быстро начнет сам придумывать их модификации или новые ПИУ.

 

Развивающие упражнения с учащимися,

ориентированные на профессии типа “Человек-человек”

Каждый из известных нам типов профессий (Ч-Т, Ч-П, Ч-З, Ч-Ч, Ч-Х) предполагает определенные требования к работнику и наличие у него соответствующих ПЦК (ПВК). В ряде случаев отсутствие таких качеств делает практически невозможным или весьма затруднительным овладение какой-то профессией (например, физическое здоровье, лабильность нервной системы). Если же в качестве ПВК (ПЦК) выступают индивидуально-психологические особенности личности (внимание, мышление, память и др.), то можно и нужно говорить об их коррекции и развитии.

Так, все профессии типа Ч-Ч опираются на ПВК, которые поддаются развитию и компенсации не только в ходе специального обучения (например, педвузе и профессиональной деятельности), но и в межличностном общении, готовность к которому – важнейшее качество этого типа профессии.

Понятие готовности к межличностному общению в профессиях Ч-Ч включает следующие компоненты:

1. Коммуникативные способности, проявляющиеся в умении охотно, легко и результативно вступать в контакт с другими людьми, общительность (динамическая характеристика коммуникативных способностей).

2. Способность к саморегуляции, проявляемая в умении управлять собой, своими эмоциями и поведением (выдержка, терпение, самообладание, сдержанность).

3. Высокий уровень социального восприятия, свидетельствующий об умении точно, адекватно и глубоко воспринимать другого человека или группу людей.

4. Наблюдательность по отношению к окружающим, под которой в данном случае понимается направленность внимания на восприятие другого человека, дающие возможность подметить особенности его поведения или внешнего облика, за которыми, как правило, стоят существенные особенности личности.

5. Способность к эмпатии выражается в готовности к сочувствию и сопереживанию, стремлении понять другого прийти к нему на помощь. Т.е. эмпатия – это способность поставить себя на место другого человека и увидеть мир его глазами, что позволяет предсказать, предвидеть его реакцию.

6. Психологическая характеристика речи – её уровень чёткости, чистоты, культуры, выразительности, содержательности и логичности.

Методом наблюдения за учащимися педагог всегда может определить, какие из перечисленных компонентов требуют развития и коррекции у школьников, сделавших свой выбор в рамках профессий типа Ч-Ч и на этой основе наметить программу действий и соответствующие упражнения.

Например, развитие коммуникативных способностей могут стимулировать следующие упражнения:

1. ”Разговор“. Группа делится на пары, каждой из которой дается карточка с одним словом, лучше нейтральным (например, подсвечник, гвоздь, салат и т.д.), которая как – бы дает тему для диалога на несколько минут. По окончании проводится групповое обсуждение: получилось ли общение (диалог), кто был “ведущим” в беседе, удалось ли преодолеть скованность, как держались, какие трудности.

2. ”За кругом“. Все члены группы, кроме одного, стоят в кругу плечом друг к другу, крепко держась за руки. Оставшийся получает задание встать в круг. После нескольких минут игры обращаем внимание учащихся на то, как выполнялось это задание: спокойно или на пролом, просьбой, приказом или молча, как реагирует группа. Поясняем ребятам, что это упражнение по своему раскрывает отношение человека к другим людям. Важно отметить, что ”силовые методы “ и фразы типа: “ А ну-ка пусти!”, “Разойдись!”, “ Подвиньтесь!”, ”Все равно прорвусь! “ – порождают ответную агрессию и желание “не пускать”, покрепче сжать руки, тогда как вежливая и спокойная просьба часто дает более эффективный результат.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 853; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.