КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы организации профконсультаций и профотбора. Виды и условия проведения профконсультаций
Упражнения для развития способности саморегуляции 1. '' Разреши назревающий конфликт’’. Каждому члену группы по очереди выдаётся листок с конкретной репликой, например: а) ’’Ты знаешь, я опять забыл принести твою книгу’’. б) ’’Я, кажется, испачкал твою сумку’’. в) ’’Это Вы меня толкнули?''. г) ’’Я бы никогда не надела такую юбку’’. д) ’’Почему ты на меня так сердито смотришь?'' и д.р. Ответы должны даваться незамедлительно. После всех ответов обсуждаем, кто смог погасить своим ответом возможный конфликт, а кто способствовал его разжиганию. Обращаем внимание на то, что ответы, содержащие упрёки, порицания, враждебность, обвинения, сарказм, оскорбления провоцируют конфликт. Нежелательно также и самоумаление, самоосуждение типа ’’Я сам виноват ’’и д.р. Наиболее предпочтительны ответы с фиксацией на разрешении самой ситуации (например, ’’Сегодня вечером я тебя звоню и ты сразу кладешь книгу в сумку’’) или такие в которых трудности конфликтной ситуации сводятся к минимуму (’’Ничего страшного, дело пока терпит ’’). Упражнения на развитие способности к эмпатии ( это сложные упражнения). 1. ’’Свои проблемы’’. Задание состоит в том, что два участника, выступая перед группой, рассказывают друг другу о своей проблеме (например, ссора с другом, конфликт с родителями и д.р.). В обсуждении обращается внимание, кто из участников смог переключиться на проблему другого, проявив чуткость и понимание, желание помочь делом или советом, что заставило на время забыть о своей личной проблеме, а затем по-новому взглянуть и на неё и постараться разрешить. 2. Эмоции. Членам группы раздаются карточки с названием определения эмоционального состояния (например страх, радость, удивление, грусть, волнение и т.д.). Каждому предполагается изобразить свою карточку, а другие должны его определить. 3. Первое впечатление. Педагог приводит человека, которого учащиеся видят первый раз и предлагает каждому составить письменно его предполагаемый портрет, а затем обсудить с участием незнакомца. Выполнение этих и других развивающих упражнений должно сопровождаться самоопределением уровня развития тех или иных ПВК, чтобы избежать разочарований в себе и стимулировать процесс самовоспитания.
Лекция №9 Исходным моментом современной профконсультации (ПК) должно быть реальное признание права учащегося на самостоятельный выбор профессионального и жизненного пути. При этом роль педагога, профконсультанта заключается в том, чтобы помочь ему в этом, для чего необходимо их тесное взаимодействие. Однако, нередко ПК заключается в том, что ПК – Т исследует учащегося с помощью различных тестов и на основании сопоставления полученных данных с требованиями профессии выдает свои рекомендации. При этом учащемуся отводится лишь пассивная роль испытуемого. Неправомерность такого подхода состоит, прежде всего, в том, что нельзя полностью рассчитывать на стабильность индивидуально-психологических особенностей растущего человека. Принципиальная схема ПК как взаимодействия педагога и учащегося такова: 1. Анализ предварительной информации об учащемся и его трудностях. 2. Выяснить, что ждет консультируемый (оптант) от встречи. Причем лучше это сделать не с помощью громоздких методик, а в форме беседы или наблюдения. Можно ДДО. 3. Определить проблему школьника с точки зрения специалиста и наметить дальнейшую работу с ним на основе уточнения целей ПК, которые могут быть: а) информационно-справочная; б) диагностико-корректирующая; в) формирующая (т.е. научить оптанта самостоятельно и осознанно выбирать профессию). Для достижения этих целей возможно использование различных методик, упражнений, игр. 4. Совместное подведение итогов ПК с активизации учащегося. Данная схема является общей, которая конкретизируется с учетом возраста учащегося, что предполагает и разные типы взаимодействия педагога и оптанта. В связи с этим можно условно выделить несколько типов ПК: 1. Ранняя ПК – младший и средний подростковый возраст (» до 8 – 9 класса). В основном носит информационный характер, а также диагностический, но с целью повышения у учащегося интереса к своим психологическим качествам, особенностям и их развитию. 2. ПК подростков (старших, в выпускных классах – 9). Цель: конкретизация проф. интересов, формирование умения наметить ближние и дальние ПО цели и возможности их достижения. 3. ПК учителей и родителей. Она направлена на выработку тактики совместной деятельности по оказанию ПО помощи подросткам. 4. ПК людей, желающих поменять уже имеющуюся профессию и безработных. Здесь важен учет рынка труда, а также имеющегося уже практического опыта. 5. Ретроспективная ПК, когда взрослый человек хочет узнать правильно ли он определился в профессиональном плане. 6. ПК подростков с отклонениями в психическом, физическоми социальном развитии строится в зависимости от способностей подростка адекватно осознавать своё положение. Эта ПК требует также знаний, поэтому возможно привлечение других специалистов, клинических методик и т.д. Необходимы такт и всяческая ответственность. 7. Профподбор с элементами ПК (там, где предъявляются особые требования к здоровью и психофизиологическим характеристикам). 8. Помощь учащемуся, выбравшему учебное заведение, но сомневающемуся на какой специальности остановиться.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |