КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Свойства нервной системы и профессиональная деятельность
ПСИХОЛОГИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ. Работы со школьниками. Показатели эффективности ПК-ной По форме проведения ПК разделяются на групповые и индивидуальные. Основные задачи групповой ПК (она предпочтительна на ранних этапах ПО): · выявление основных затруднений школьников при выборе профессии; · актуализация проблемы выбора профессии на личностном уровне; · разъяснение основных затруднений и ошибок при выборе профессии. Задачи индивидуальной ПК (она предпочтительна на более поздних этапах ПО): · изучение индивидуальных особенностей; · помощь в разработке ЛПП; · определение степени соответствия требованиям профессии; · определение способов развития ПВК; · корректировка. По характеру воздействия различают непосредственную и опосредованную ПК (через родителей, учителей). В ходе индивидуальной ПК можно выделить три этапа: 1) подготовительный; 2) основной; 3) заключительный. Цель подготовительного этапа – введение учащегося в ситуацию консультации. Показатель завершения этого этапа – формулировка учащимся своей проблемы. Цель основного этапа - совместный поиск решения имеющейся проблемы. Показатель завершения – обоснованное решение. Цель заключительного этапа – определение способов реализации принятого решения. Показатель – формулировка ответа на проблему, договоренность о формах обратной связи на ближайшее время. Итоговым показателем эффективности ПК-ной работы может быть коэффициент: Кэпк = Nрр/Nобщ; Nобщ – общее число учащихся, обратившихся за консультацией за определенный промежуток времени; Nрр – количество учащихся, реализовавших совместно принятое на ПК решение.
Лекция №10 Темперамент не определяет уровня общих или специальных способностей человека. Люди одного и того же темперамента могут быть высоко- и малоодаренными, успешно работать в одной сфере. Например, Суворова и Пушкин - холерики, Жуковский и Гоголь – меланхолики, Крылов и Кутузов – флегматики, Наполеон и Герцен – сангвиники. Однако при выборе профессии следует учитывать особенности темперамента. Во-первых, некоторые профессии предъявляют очень высокие требования к выдержке, самообладанию и быстроте реакции работников. Так меланхолику противопоказаны профессии водителя, летчика, монтажника-высотника и некоторые другие, которые связаны с постоянными стрессовыми ситуациями. Флегматик – упорный, ровный с людьми, но медленно переключается, малообщительный. Наибольших успехов он может достигнуть в деятельности, не требующей быстрой смены действий, ловкости и большой активности: ему лучше работать там, где необходимы методичность, последовательность, настойчивость; меланхолик успешно справится с той деятельностью, где требуется высокая чувствительность, связанная с общением с людьми. Следует принять во внимание, что холерик импульсивен, резок в общении, повышенно возбудим. Особая подвижность (реактивность) сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частой смены объекта общения, рода занятий, перехода от одного ритма жизни к другому. Приведенные ниже лабораторные практические работы помогут учащимся разобраться в особенностях высшей нервной деятельности и определения темперамента. Задача 1. Установите особенности высшей нервной деятельности у себя на основании наиболее часто повторяющихся поведенческих реакций в любой деятельности. Основанием для отнесения к преимущественно СИЛЬНОМУ ТИПУ нервной системы со стороны возбуждения являются следующие показатели: 1. Способность длительное время выполнять работу, не снижая ее интенсивности и продолжительности (в противоположность быстрой утомляемости). 2. Умение преодолевать трудности и неудачи в работе. 3. Повышение упорства и работоспособности в трудных условиях, в опасности. 4. Стремление к самостоятельности в поступках, особенно в новых, незнакомых условиях. 5. Способность быстро справиться и мобилизовать себя в случае неудачи.
Основанием для отнесения к слабому типу служат противоположные показатели по всем этим пунктам. Об уравновешенности можно судить по таким показателям: 1. Высокая работоспособность в неинтересном деле. 2. Сдержанность в поступках, в общении (даже, несмотря на психотравмирующую ситуацию). 3. Умение хранить секреты, тайны, доверенные сведения. 4. Неторопливость в принятии решений. 5. Быстрое и прочное формирование различных навыков, связанных со способностью к волевой задержке. Неторопливость в движениях, речи, скупая пантомимика, медленное и тщательное пережевывание пищи, хороший сон. Слабость тормозных процессов проявляется в противоположных показателях. О подвижности нервных процессов можно судить по следующим проявлениям: 1. Преимущественно быстрый темп деятельности, даже при освоении новой работы. 2. Быстрое освоение нового материала, но, иногда, и быстрое его забывание. 3. Легкость, активность в новых знакомствах, стремление к смене впечатлений. 4. Быстрое освоение и адаптация в новой обстановке. 5. Легкое засыпание и пробуждение. Живая речь, мимика, общая подвижность. Основанием для включения в группу относительно инертных являются противоположные этим признаки. Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека определенные требования, то нет идеального темперамента для всех ее видов. Известны четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности: 1. Проф. отбор там, где невозможно делить лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента (летчик). 2. Преодоление отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности. 3. Индивидуальный подход в управлении собственным темпераментом (например, флегматики и меланхолики). 4. Формирование собственного, индивидуального стиля деятельности «Всяк мастер на свой лад».
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2674; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |