Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свойства нервной системы и профессиональная деятельность




ПСИХОЛОГИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ.

Работы со школьниками.

Показатели эффективности ПК-ной

По форме проведения ПК разделяются на групповые и индивидуальные.

Основные задачи групповой ПК (она предпочтительна на ранних этапах ПО):

· выявление основных затруднений школьников при выборе профессии;

· актуализация проблемы выбора профессии на личностном уровне;

· разъяснение основных затруднений и ошибок при выборе профессии.

Задачи индивидуальной ПК (она предпочтительна на более поздних этапах ПО):

· изучение индивидуальных особенностей;

· помощь в разработке ЛПП;

· определение степени соответствия требованиям профессии;

· определение способов развития ПВК;

· корректировка.

По характеру воздействия различают непосредственную и опосредованную ПК (через родителей, учителей).

В ходе индивидуальной ПК можно выделить три этапа:

1) подготовительный;

2) основной;

3) заключительный.

Цель подготовительного этапа – введение учащегося в ситуацию консультации. Показатель завершения этого этапа – формулировка учащимся своей проблемы.

Цель основного этапа - совместный поиск решения имеющейся проблемы. Показатель завершения – обоснованное решение.

Цель заключительного этапа – определение способов реализации принятого решения. Показатель – формулировка ответа на проблему, договоренность о формах обратной связи на ближайшее время.

Итоговым показателем эффективности ПК-ной работы может быть коэффициент:

Кэпк = Nрр/Nобщ;

Nобщ – общее число учащихся, обратившихся за консультацией за определенный промежуток времени; Nрр – количество учащихся, реализовавших совместно принятое на ПК решение.

 

Лекция №10

Темперамент не определяет уровня общих или специальных способностей человека. Люди одного и того же темперамента могут быть высоко- и малоодаренными, успешно работать в одной сфере.

Например, Суворова и Пушкин - холерики, Жуковский и Гоголь – меланхолики, Крылов и Кутузов – флегматики, Наполеон и Герцен – сангвиники.

Однако при выборе профессии следует учитывать особенности темперамента. Во-первых, некоторые профессии предъявляют очень высокие требования к выдержке, самообладанию и быстроте реакции работников. Так меланхолику противопоказаны профессии водителя, летчика, монтажника-высотника и некоторые другие, которые связаны с постоянными стрессовыми ситуациями. Флегматик – упорный, ровный с людьми, но медленно переключается, малообщительный. Наибольших успехов он может достигнуть в деятельности, не требующей быстрой смены действий, ловкости и большой активности: ему лучше работать там, где необходимы методичность, последовательность, настойчивость; меланхолик успешно справится с той деятельностью, где требуется высокая чувствительность, связанная с общением с людьми.

Следует принять во внимание, что холерик импульсивен, резок в общении, повышенно возбудим. Особая подвижность (реактивность) сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частой смены объекта общения, рода занятий, перехода от одного ритма жизни к другому.

Приведенные ниже лабораторные практические работы помогут учащимся разобраться в особенностях высшей нервной деятельности и определения темперамента.

Задача 1. Установите особенности высшей нервной деятельности у себя на основании наиболее часто повторяющихся поведенческих реакций в любой деятельности.

Основанием для отнесения к преимущественно СИЛЬНОМУ ТИПУ нервной системы со стороны возбуждения являются следующие показатели:

1. Способность длительное время выполнять работу, не снижая ее интенсивности и продолжительности (в противоположность быстрой утомляемости).

2. Умение преодолевать трудности и неудачи в работе.

3. Повышение упорства и работоспособности в трудных условиях, в опасности.

4. Стремление к самостоятельности в поступках, особенно в новых, незнакомых условиях.

5. Способность быстро справиться и мобилизовать себя в случае неудачи.

 

Основанием для отнесения к слабому типу служат противоположные показатели по всем этим пунктам.

Об уравновешенности можно судить по таким показателям:

1. Высокая работоспособность в неинтересном деле.

2. Сдержанность в поступках, в общении (даже, несмотря на психотравмирующую ситуацию).

3. Умение хранить секреты, тайны, доверенные сведения.

4. Неторопливость в принятии решений.

5. Быстрое и прочное формирование различных навыков, связанных со способностью к волевой задержке.

Неторопливость в движениях, речи, скупая пантомимика, медленное и тщательное пережевывание пищи, хороший сон.

Слабость тормозных процессов проявляется в противоположных показателях.

О подвижности нервных процессов можно судить по следующим проявлениям:

1. Преимущественно быстрый темп деятельности, даже при освоении новой работы.

2. Быстрое освоение нового материала, но, иногда, и быстрое его забывание.

3. Легкость, активность в новых знакомствах, стремление к смене впечатлений.

4. Быстрое освоение и адаптация в новой обстановке.

5. Легкое засыпание и пробуждение. Живая речь, мимика, общая подвижность.

Основанием для включения в группу относительно инертных являются противоположные этим признаки.

Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека определенные требования, то нет идеального темперамента для всех ее видов.

Известны четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности:

1. Проф. отбор там, где невозможно делить лиц, которые не

обладают необходимыми свойствами темперамента (летчик).

2. Преодоление отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности.

3. Индивидуальный подход в управлении собственным темпераментом (например, флегматики и меланхолики).

4. Формирование собственного, индивидуального стиля деятельности «Всяк мастер на свой лад».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2651; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.