КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Младший школьный возраст. В культурно-историческом подходе
В культурно-историческом подходе Проблема возраста и возрастной периодизации Развития ребенка в деятельностном подходе Проблема движущих сил и причин психического Развития ребенка Л. С. Выготского Культурно-исторический подход. Теория психического Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона Ж. Пиаже Операциональная концепция развития интеллекта 7.1. Движущие силы развития....................................................... 93 7.2. Основные стадии развития интеллекта.................................. 95 Лекция 8 8.1. Движущие силы развития..................................................... 105 8.2. Периодизация развития личности........................................ 108 Лекция 9 9.1. Основные закономерности психического развития ребенка..................................................................................... 121 9.2. Учение о психологическом возрасте.................................... 123 9.3. Учение о высших психических функциях........................... 127 9.4. Проблема соотношения обучения и развития..................... 134 9.5. Значение концепции Л. С. Выготского............................... 137 Лекция 10 10.1. Принцип социально-исторической обусловленности развития психики.................................................................... 138 10.2. Роль социальной среды и наследственности................................. 141 10.3. Роль общения........................................................................... 142 10.4. Роль деятельности. Понятие «ведущая деятельность»........ 144 Лекция 11 11.1. Критерии возрастной периодизации.................................... 148 11.2. Периодизация психического развития ребенка Д. Б. Эльконина................................ 150 Содержание ■ 5 Лекция 12 Младенческий возраст 12.1. Особенности пренатального развития ребенка...................... 155 12.2. Кризис новорожденности....................................................... 156 12.3. Возникновение потребности в общении со взрослым........... 159 12.4. Психологические особенности младенческого возраста....... 162 Лекция 13 Ранний возраст 13.1. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность....... 168 13.2. Закономерности в развитии предметно-орудийных действий................................................................................... 171 13.3. Психологические новообразования умственного развития.... 172 13.4. Эмоционально-личностное развитие...................................... 175 13.5. Кризис трех лет....................................................................... 181 Лекция 14 Дошкольный возраст 14.1. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность....... 185 14.2. Теории детской игры................................................................ 186 14.3. Психологические новообразования....................................... 198 14.4. Психологическая готовность ребенка к школе..................... 201 Лекция 15 15.1. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность....... 205 15.2. Проблема психологической адаптации ребенка к школе..... 210 15.3. Психологические новообразования младшего школьного возраста................................................................. 213 Лекция 16 Подростковый возраст 16.1. Место подросткового возраста в периодизации..................... 216 16.2. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность и психологические новообразования..................................... 218 Лекция 17 Зрелые возрасты 17.1. Критерий достижения взрослости........................................... 225 17.2. Проблема периодизации......................................................... 225 17.3. Возрастные кризисы................................................................. 229 17.4. Развитие когнитивной сферы................................................... 231 Вопросы для самопроверки................................................................... 233 Список литературы................................................................................ 235 Предисловие Возрастная психология и психология развития — современная, быстро развивающаяся отрасль науки. Ее отличительной особенностью является социальная востребованность: ни одна проблема воспитания подрастающего поколения не решается без ориентации на фундаментальные научные теории и исследования в этой области. Практическая ориентированность, социальная значимость, быстрое внедрение результатов, расширение сфер приложения теоретических положений, — все это налагает особую ответственность на специалистов, работающих в этой области. Разнообразие теоретических подходов, в буквальном смысле «лавина» зарубежных исследований и публикаций, ни в коей мере не уменьшает значения концепции психического развития ребенка, разработанной Л. С. Выготским и его учениками. Периодизация Д. Б. Эльконина — самая практичная теория, обеспечивающая возможность плодотворной работы в области возрастно-психологического консультирования и оказания помощи детям, подросткам и их родителям. Автору посчастливилось на протяжении ряда лет слушать на факультете психологии МГУ им. М. В. Ломоносова лекции Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева. Структура курса возрастной психологии выкристаллизовывалась на этих лекциях, пользовавшихся огромным успехом и признанием не только студентов, но и всех «вольнослушателей» университета. Конспекты лекций, представленные в настоящем пособии, продолжают заложенную традицию, сохранив общую структуру курса возрастной психологии Д. Б. Эльконина. Критический анализ теорий детского развития, проблемы его условий и причин, характеристика возрастных стадий даны сквозь призму предложенной им периодизации. К сожалению, ограниченный объем издания оставляет за пределами обсуждения ряд актуальных тем, являющихся «точками роста» современной психологии. Это проблемы универсальности и нормативности психического развития человека в онтогенезе, типологии развития, соотношения возрастного и функционального развития, генезиса и факторов жизнестойкости и уязвимости ребенка и многое другое. Жанр «конспект» предполагает обращение читателя к литературе для более углубленного знакомства с кругом проблем, обсуждаемых в пособии. Список рекомендуемой литературы позволит составить более полное представление об основных проблемах современной психологии развития и подходах к их решению. В основе конспекта лекций — курс по возрастной психологии, который автор читает для студентов факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова на протяжении последних 20 лет.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 666; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |