КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологические новообразования умственного развития
Центральная линия развития — развитие речи, которое осуществляется в контексте динамики видов деятельности и видов общения ребенка — в предметно-орудийной деятельности и ситуативно-деловом общении. Периодизация речевого развития, как считает А. К. Маркова, основывается на становлении и дифференциации функций речи и обслуживающих их форм [58]. Функции речи — Лекция 13. Ранний возраст ■ 173 виды речевой деятельности, задачи и цели которой вытекают из задач общения. Формы речи — это общественно выработанные языковые средства речевой деятельности. В раннем возрасте происходит дальнейшее развитие индикативной, номинативной функций речи, а также развиваются обобщающая, коммуникативная и символическая функции. В развитии речи в раннем возрасте выделяют два периода. Первый от 1 до 1;6-1;8года— переходный, характеризующийся следующими особенностями: интенсивное развитие понимания, активная речь почти не развивается; активная речь ребенка своеобразна по семантике, лексике, фонетике, грамматике, синтаксису. Речь ребенка по семантике — многозначная (словом «ква-ква» обозначаются лягушка, пруд, лебедь, жидкость, запонка, киска). Она своеобразна по звуковому составу (неполнота фонетического состава, эффект края и ударения, нарушение произношения фонем), по лексике (существительные, глаголы, прилагательные, любимое числительное, местоимения и позже всего появляются предлоги и союзы), по синтаксису (сначала однословные предложения, а затем — фразовая речь). Второй период (1;8—3 года) — практическое овладение речью. Эти два периода отделены критической точкой в развитии. Заслуга открытия переломного момента в развитии речи принадлежит В. Штерну. Симптомы кризиса — возникновение вопросов о названиях предметов («Кто это?», «Что это?») и быстрый рост активного словаря. Исследователь считал, что ребенок практически до речевого опыта делает «великое лингвистическое открытие» — каждый предмет имеет свое название. Причины, по мнению Штерна, лежат во врожденных предпосылках развития языка (экспрессивная, коммуникативная и интенциональная, т. е. направленная на смысл, тенденции). Речевое развитие осуществляется путем конвергенции внутренних врожденных задатков и внешних условий, т. е. соприкосновения тенденций речи с языковой действительностью. Теория подвергалась критике Ж. Пиаже, А. Валлоном, Л. С. Выготским, Д. Б. Элькониным. Было показано, что ребенок в отношении речи занимает не теоретическую, а сугубо практическую позицию. Овладение языком — практическое моделирование образцов речи взрослого на основе практической ориентации. Решающую роль для развития речи играют предметно-орудийная деятельность и становление устойчивых значений детских слов. В области восприятия происходит формирование перцептивных действий и предметных эталонов. Функция перцептивных дей- 174 «Возрастная психология. Конспект лекций ствий — ориентировочная, обследование перцептивных свойств объекта на основе эталонов [99]. Первоначально перцептивные действия представляют собой развернутые внешние действия. Обследование предметов осуществляется путем практического сопоставления и сравнения с образцом. Например, при выполнении задания на заполнение геометрическими вкладками «доски Сегена» с прорезями определенной формы и размера ребенок первоначально пытается действовать путем проб и ошибок, затем наблюдается развернутое примеривание вкладок к прорезям в плане восприятия, затем перцептивные действия сокращаются и принимают форму идеального прослеживания. В раннем возрасте происходит формирование константности восприятия. По мере овладения речью восприятие начинает приобретать черты произвольности. Слово начинает регулировать восприятие ребенка. Формирование наг'ляо 'но- действенного мышления как отражения скрытых сущностных связей и отношений объектов происходит в ходе овладения ребенком предметно-орудийными действиями. В исследованиях П. Я. Гальперина [29] показано, что в ходе формирования умения использовать орудия ребенок проходит четыре стадии: целенаправленных проб, «подстерегания», навязчивого вмешательства и объективной регуляции. Перечисленные стадии соответствуют описанной выше на примере ложки последовательности выделения социальной функции предмета и овладения социальным способом действия. Стадия «подстерегания» необходимого положения орудия в руке и стадия навязчивого вмешательства как направленных попыток захватить орудие в руку именно таким способом, который отвечает социальной норме его использования, являются, по мнению П. Я. Гальперина, явным свидетельством ориентации ребенка на скрытую в предмете сущностную характеристику — операционно-технический способ использования орудия. Л. С. Выготский считал, что в зависимости от характера обобщения уровень развития мышления раннего возраста характеризуется синкретами и комплексами. Синкреты — обобщение по чисто субъективным связям — характерны для первой фазы раннего возраста (1 —1;6 года). Комплексы — обобщение по конкретно-фактической, но случайной связи — для второй фазы (1;6—3 года). Видами комплексов могут быть: ассоциативное ядро, цепной комплекс, диффузный комплекс, коллекция, псевдопонятие. Комплексы отличаются своеобразием обобщающего признака и его неустойчивостью, лабильностью. Многозначность детских слов отражает особен- Лекция 13. Ранний возраст ■ 175 ности первых детских обобщений. В исследованиях Н. X. Швачки-на [100] была доказана ведущая роль предметной деятельности ребенка для формирования понятийного мышления. Были выделены три стадии развития обобщений: 1) обобщение по цвету, несущественному признаку, характерное 2) обобщение, названное «слово-имя», основанное нарядополож- 3) функциональные обобщения на основе выделения орудий
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 640; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |