Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические новообразования




Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте, являясь ведущим типом деятельности, определяет развитие всех существенных сторон личности ребенка, подготавливает переход на новую возрастную стадию развития. «Игра — источник развития и создает зоны ближайшего развития», — утверждал Л. С. Выготский [цит. по изд.: Эльконин Д. Б., 107]. А

Д. Б. Эльконин выделя%т четыре основные линии влияния игры на психическое развитие ребенка: 1) развитие мотивационно-по-требностной сферы; 2) преодоление познавательного «эгоцентризма»; 3) развитие идеального плана; 4) развитие произвольности действий.

Основные новообразования мотивационно-потребностной сферы определяются тем, что игра является ориентировкой ребенка в мире социальных отношений, мотивов, задач и смыслов человеческой деятельности, направленной на выделение основных функций социальной деятельности. Результатом такой ориентировки становится формирование у ребенка новых по содержанию социальных мотивов. Стремление к общественно значимой и социально оцениваемой деятельности и мотив занять новую социальную позицию, — результирующие процесса опробования и примеривания ребенком различных социальных ролей взрослого, являются важнейшими социальными мотивами, обеспечивающими психологическую готовность ребенка к поступлению и обучению в школе [12]. Благодаря игре, как утверждает Д. Б. Эльконин, происходит изменение психологической формы мотивов, отражающих общую тенденцию развития сознания от досознательных аффективно окрашенных непосредственных желаний к мотивам, имеющим «форму обобщенного намерения, стоящим на грани сознательных» [107]. Л. С. Выготский считал, что в игре формируется первичное соподчинение мотивов, формируются «волевые мотивы», причем сознательный выбор, волевой выбор возможен лишь в случае оперирования смыслами, в случае отрыва субъекта от наглядной ситуации собственно выполнения действия. Игра, обеспечивающая отрыв смысла от действия,


Лекция 14. Дошкольный возраст ■ 199

создает определенные условия для начала соподчинения и иерар-хизации мотивов.

По мнению Ж. Пиаже, сюжетно-ролевая игра создает возмож
ности преодоления познавательного «эгоцентризма» [72] как абсо
лютизации собственной познавательной позиции и невозможности
ее координации с другими познавательными перспективами. При
нятие ролей в игре и замещение делают необходимой координацию
различных позиций участников и точек зрения на игровой предмет
и роль партнера. В процессе игры дети должны учитывать позиции
друг друга в соответствии с ролевыми отношениями, практикой дей
ствий с предметами в соответствии с приданными им игровыми и
реальными значениями. Такая практика координации приводит к
преодолению эгоцентризма..

Л. С. Выготский значение детской игры видел в формировании $ опосредствования и тем самым в коренном преобразовании со- ' знания, отрыве значений от вещи, внутреннего от внешнего, в формировании идеального плана сознания [25]. Д. Б. Эльконин [107], опираясь на идеи П. Я. Гальперина [29] о закономерностях функционального развития деятельности, рассматривал игру как естественную, стихийно сложившуюся на протяжении дошкольного детства практику поэтапной отработки умственных действий. Функциональное развитие игровых действий осуществляется от развернутых и выполняемых с реальными игрушками и предметами-заместителями к речевым, а затем к умственным действиям. Действия в уме, составляя основу идеального плана, раскрывают путь к развитию наглядно-образного мышления, высших форм перцептивной деятельности, воображения.

Игра, как деятельность, требующая от ребенка отказа от сиюминутных желаний и подчинения правилу для выполнения принятой роли, обеспечивает возможность перехода к произвольной регуляции поведения. Произвольное поведение, осуществляемое и контролируемое ребенком в соответствии с образцом и правилом, становится доступным ему благодаря принятию на себя роли и взаимному контролю выполнения игровых ролей со стороны участников игры. Качество произвольности, благодаря игре, приобретает сенсо-моторные функции, память, поведение.

В дошкольном возрасте в контексте продуктивных видов деятельности моделирующего характера происходит усвоение ребенком системы сенсорных эталонов и соответствующих им перцептивных действий обследования. Общие закономерности развития познавательных способностей определяются развитием использо-


200 • Возрастная психология. Конспект лекций

вания сенсорных эталонов (цвета, формы и др.) и овладением наглядным моделированием. Происходит расширение диапазона моделируемых отношений, включая пространственные, временные и логические, развитие обобщенности моделируемых отношений и изменение типа выполняемых действий моделирования. Наглядные модели представляют собой специфические средства, позволяющие детям усваивать обобщенные знания о связях и закономерностях явлений действительности [99]. Овладение ребенком универсальной формой опосредствования лежит в основе развития общих интеллектуальных способностей дошкольника [19, 104]. В дошкольном возрасте происходит овладение ребенком системой перцептивных, интеллектуальных, мнемических средств.

Центральное новообразование дошкольного возраста — наглядно-образное мышление. Основу развития наглядно-образного мышления составляет развитее видов деятельности наглядно-моделирующего типа и ориентировочно-исследовательской деятельности детей. Память дошкольника начинает приобретать черты опосредствования — ребенку становится доступно использование знаков для произвольного запоминания.

Речевое развитие в дошкольном возрасте характеризуется развитием функции планирования и регуляции деятельности в форме «речи для себя»; началом формирования контекстной речи, т. е. речи, содержание которой может быть понято из самого контекста без опоры на ситуацию. Мера контекстности речи определяется задачами и средствами общения, а переход к ней зависит от овладения словарным запасом, грамматикой и уровня произволь-.ности.

2 В сфере личностного развития важнейшими новообразования-/ми являются: первичное соподчинение и иерархизация мотивов; формирование новых мотивов, в том числе мотива социального признания взрослыми и сверстниками. «Феномен горькой конфеты», описанный А. Н. Леонтьевым, свидетельствует о начале соподчинения мотивов, преобразовании сознания и рождении личност-. ного смысла. Развитие самооценки связано с выделением различи ных параметров когнитивной оценки Я и начало дифференциации j Я-реального, Я-идеального и Я-зеркального. В области морального ^ развития происходит формирование внутренних этических инстанций, включающих систему моральных образцов поведения и требований к ребенку со стороны взрослых. Ребенок становится субъектом моральной саморегуляции, причем значимым условием является усвоение общественных моральных образцов. Эмоциональное


Лекция 14. Дошкольный возраст ■ 201

развитие характеризуется развитием социальных эмоций и качественной перестройкой аффективной сферы, где эмоции приобретают прогнозирующий, предвосхищающий характер. Эмоции начинают выполнять регулятивную функцию. Развитие эмпатии, сопереживания и понимания чувств и состояний другого человека дошкольником становится важным регулятором его поведения в моральных дилеммах.

Завершается дошкольный возраст кризисом 6-7 лет. Важнейшие симптомы такого кризиса — потеря непосредственности, крив-ляние, манерничание (Л. С. Выготский). Ребенок утрачивает прежние детские интересы, становится «закрытым», скрывает свои чувства и переживания от окружающих. Формирование внутренней позиции, интеллектуализация и обобщение аффекта приводят к тому, что отношение к миру теряет непосредственность и начинает регулироваться характером переживания ребенком своих отношений с окружающими его людьми. Другие симптомы — оспаривание родительской просьбы или требования, непослушание, хитрость как нарушение правил, которые прежде выполнялись, демонстративная «взрослость» и стремление не выглядеть и не быть «как маленький» [74]. За негативными симптомами скрывается позитивное достижение ребенка — стремление к новой социально значимой позиции и самостоятельности. «Стертость» кризиса 6-7 лет является показателем сохранения ребенком внутренней позиции «дошкольника», низкого уровня мотивационно-личностной готовности к школе и может стать серьезным препятствием для школьного обучения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 949; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.