Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1. Понятие олигополии и характеристика олигополистического рынка




Понятие олигополии и характеристика олигополистического рынка

ЛЗ 12. Тема 12. Олигополия

Вопрос 3. Монополистическая конкуренция и экономическая эффективность

Эффективность рыночной структуры характеризуется соотношением цены, средних общих издержек и предельных издержек. При равенстве этих показателей в долгосрочном периоде = АТС = МС) считается, что такой рынок является наиболее эффективным.

С этой точки зрения рыночный механизм в отраслях с монополистической конкуренцией является неэффективным.

Это происходит по двум причинам. Во-первых, в отличие от цен на рынке совершенной конкуренции равновесная цена рынка монополистической конкуренции превышает предельные издержки: Р > МС. Это означает, что цена, которую платят покупатели за потребление дополнительных единиц продукции, превышает издержки на их производство.

Во-вторых, фирмы на рынке монополистической конкуренции имеют резервные производственные мощности, так как фактический объем производства у фирмы меньше, чем тот ко­торый минимизирует средние общие издержки QATCmin (см. рис. 16 в). Точка нулевой прибыли расположена левее точки минимальных средних издержек.

Такая неэффективность уменьшает благосостояние потребителей. Однако снижение эффективности рыночного механизма монополистической конкуренции компенсируется за счет важного преимущества — широкого ассортимента товаров, разли­чающихся по уровню цен спроса, зависящих от бюджета и субъективных предпочтений потребителей.

2.Олигополия: взаимодействие фирм и его модели

Олигополия— это отрасль, в которой большая часть продаж совершается несколькими фирмами, каждая из которых спо­собна оказывать влияние на рыночную цену своими собствен­ными действиями с учетом реакции конкурентов.

«Олигополия» означает «немного продавцов». Существует два вида олигополии. Первый вид предполагает, что несколько фирм производят идентичный продукт. Второй — что несколько производителей выпускают дифференцированные товары одного назначения.

Однако в обоих случаях фирмы осознают взаимозависимость своих продаж, объемов производства, инвестиций и рекламной деятельности. Олигополистическая взаимозависимость фирм превращает конкуренцию в непрестанную борьбу. В этих условиях возможны разные решения конкурентов: либо бороться друг с другом вплоть до полного уничтожения, либо совместно добиваться некоторых целей, превращая отрасль в подобие чистой монополии, либо учитывать в своей стратегии ответную реакцию конкурентов.

Основные черты олигополистической отрасли:

1. Наличие от двух до нескольких конкурирующих фирм.

2. Тип продукта стандартизированный или дифференцированный.

3. Контроль над ценами ограничен взаимной зависимость.

4. Наличие существенных барьеров при вступлении новых фирм в отрасль.

5. Очень типична неценовая конкуренция, особенно при производстве дифференцированного продукта.

Олигополия является преобладающей формой современной рыночной структуры.

Наиболее характерные олигополистические отрасли в Казахстане: нефтепереработка, угольная отрасль, черная и цветная ме­таллургия, моторостроение, производство автомобилей, авиационные перевозки, морские перевозки, реализация зерна, сахара, льна и др.

Основной причиной, лежащей в основе развития олигополии является эффект масштаба, обеспечивающий значительную прибыль на долговременном этапе. Большинство олигополистических отраслей состоит из нескольких крупных предприятий, конкурирующих между собой. Управление такими предприятиями усложнено из-за стратегических решений по ценообразованию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.