Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы организационных структур управления




Вопрос 11 - Функция управления организацией – планирование.

Рис. 10. Система управления организаций

Вопрос 10 - Система управления организацией

Вопрос 9 - Поведенческие учения

На рубеже тридцатых годов в США стали формироваться предпосылки, приведшие позже к качественно иной ситуации в менеджменте. В условиях перехода от экстенсивных к интенсивным методам хозяйствования назрела необходимость в поиске новых форм управления, более чутких к человеческому фактору. Определенный прорыв в области менеджмента был сделан на рубеже тридцатых годов, ознаменовавшихся появлением школы человеческих отношений. В её основу положены достижения психологии и социологии (наук о человеческом поведении). Школа поведенческих наук. Эта школа значительно отошла от школы человеческих отношений. Новизна этой школы заключалась в стремлении оказать помощь работнику в осознании его возможностей на основе применения концепций поведенческих наук для построения и управления организациями. Основной целью школы поведенческих наук является повышение эффективности организации за счет повышения эффективности её человеческих ресурсов.

Начало новому течению науки управления положил Ч. Барнард. Первые свои работы он посвятил проблемам кооперации человеческой деятельности. Барнард начал свое конструирование теоретической модели кооперативных систем с индивида как дискретного существа. Вместе с тем каждый индивид не действует в одиночку вне сотрудничества и отношений с другими людьми. Индивиды уникальны, независимы и обособлены, в то время как организации кооперативны. Будучи независимыми индивидами, люди могут выбирать, входить им или нет в ту или иную кооперативную систему.

Сохранение кооперации зависит от двух условий: от её результативности и от присущей ей эффективности. Результативность характеризует достижение кооперативной цели и является социальной по своей природе, тогда как эффективность относится к удовлетворению индивидуальных мотивов и личностна по своему характеру. Функции менеджера как раз и состоят в том, чтобы обеспечить совпадение кооперативного и индивидуального компонентов организации.

Изучал Барнард и природу неформальных организаций, которые он рассматривал как своего рода самозащиту индивидов перед экспансией формальных организаций: "Под неформальной организацией я подразумеваю совокупность личных контактов и взаимодействий, а также ассоциированные группы людей". Неформальная организация весьма неопределенна и почти бесструктурна. К числу её главных функций относятся: коммуникация; поддержание сплоченности; укрепление чувства личного тождества, самоуважения, независимости выбора.

Барнард полагал, что "индивид всегда является стратегическим фактором". Именно усилия, прилагаемые людьми, и составляет энергию социальных организаций, но они идут на действия, лишь побуждаемые стимулами.

Центральная роль в кооперативных системах принадлежит, по Барнарду, управляющим, в функции которых входят разработка утонченного искусства принятия решений, продумывание системы коммуникаций, включая схему организации и структуру управленческого персонала. Исследователи школы поведенческих наук впервые дали научное обоснование роли мотивов и потребностей человека в его трудовой деятельности. Они рассматривали мотивы как главный показатель отношения людей к труду. Структура мотивов выступает как внутренняя характеристика труда. Положительная мотивация* - главный фактор успешности выполнения работы. В теории менеджмента изучение мотивации составляет особое направление. Значительный вклад в эту область внесли А. Маслоу, Ф. Херцберг, Дуглас Мак Грегор. Абрахам Маслоу разработал теорию потребностей, известную как "пирамида потребностей". В соответствии с учением Маслоу, человек имеет сложную структуру иерархически расположенных потребностей, и управление в соответствии с этим должно вестись на основе выявления потребностей рабочего и использования соответствующих методов мотивирования.


Система управления (СУ) организацией включает в себя совокупность всех служб организации, всех подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование.

Управление организацией - это непрерывный процесс влияния на производительность работника, группы или организации в целом для наилучших результатов с позиций достижения поставленной цели. "Управлять - значит вести предприятие к его цели, извлекая максимальные возможности из всех имеющихся в его распоряжении ресурсов", - так охарактеризовал процесс управления Г. Файоль.

Процесс управления предусматривает согласованные действия, которые и обеспечивают в конечном счете осуществление общей цели или набора целей, стоящих перед организацией. Для координации действий должен существовать специальный орган, реализующий функцию управления. Поэтому в любой организации выделяются управляющая и управляемая части.

Для системы управления организаций необходимо:
– разработать миссию организаций;
– распределить функции производства и управления;
– распределить задания между работниками;
– установить порядок взаимодействия работников и последовательность выполняемых ими функций;
– приобрести или модернизировать технологию производства;
– наладить систему стимулирования, снабжение и сбыт;
– организовать производство.

Осуществление перечисленных мероприятий требует создания СУ, которая должна быть согласована с системой производства организации (рис.10).

СУ состоит из четырех подсистем: методологии, процесса, структуры и техники управления (рис.10.1.).

А. Файоль выделял 5 основных функций управления: планирование, организация, контроль, координация, мотивация.

Планирование – это вид управленческой деятельности, связанный с составлением планов организации в целом, её подразделений, функциональных систем, отделов, служб и работников.

Планирование — одна из составных частей управления, заключающаяся в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения.

Планирование – функция управления, включающая в себя разработку плана на основе достоверной информации, а также процесс реализации намеченных мероприятий и контроль за их выполнением.

Планирование – это процесс разработки и составления плана, программы деятельности.

Планирование – это систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях, путем целенаправленной сравнительной оценки различных альтернативных действий в ожидаемых условиях. Это экономический метод управления, основанный на использовании экономических законов хозяйствования.

Подходы в планировании: Преимущества Недостатки
Формальный подход · решаемая проблема ясна; · конкретный количественный результат; · возможность использовать ЭВМ; · возможен разрыв во мнениях специалистов-плановиков и аппарата управления; · недостаточный учет процесса развития интеллекта, интуиции работников; · недопонимание масштаба проблемы; · недостаточная гибкость метода;
Инкрементальный подход · гибкий метод; · максимальный учет человеческого фактора; · большая зависимость процесса планирования от отдельных личностей сотрудников; · нечетко определены количественные критерии принятия решений;
Системный подход Самый оптимальный подход планирования, сочетает в себе все преимущества выше названных подходов.

Классификация планирования:

 

детальное
краткосрочное
общее
жесткое
целевое
частное
среднесрочное
контурное
планирование средств
тактическое
программное
стратегическое
долгосрочное
планирование действий
ПЛАНИРОВАНИЕ

 

оперативное
гибкое
глобальное

 


Планирование – это не одноразовое событие, это циклический процесс, который можно представить следующейсхемой:

 

Процесс планирования включает в себя: процесс целеполагания, процесс сочетания (координации) целей и средств их достижения, процесс развития или единство существующей системы работы организации с ее будущим развитием.

Процесс целеполагания: процесс разработки системы целей. Представлен на схеме:

 

Рис 11

Принципы планирования:

1.Преемственность стратегического, тактического и текущего планов.

2.Социальная ориентация плана.

3.Ранжирование объектов планирования по их важности

4.Адекватность плановых показателей реальной действительности

5.Согласованность плана с параметрами внешней среды системы менеджмента.

6.Вариантность плана – наличие минимум 3 планов и выбор наиболее выгодного.

7.Сбалансированность плана

8.Экономическая обоснованность плана.

9.Автоматизация системы планирования.

10.Обеспечение обратной связи системы планирования.


Вопрос 12 - Функция управления – организация. Понятие “организационная структура управления”

Организация относится к основным функциям менеджмента.

Организация - пространственно-временная структура производственных факторов и их взаимодействие с целью получения максимальных качественных и количественных результатов в самое короткое время и при минимальных затратах факторов производства.

Это процесс создания структуры предприятия, которая позволяет людям эффективно работать для достижения его целей.


Сущность функции организации Содержание функции организации
обеспечить выполнение решения с организационной стороны, то есть создать такие управленческие отношения, которые бы обеспечили наиболее эффективные связи между всеми элементами управляемой системы. 1.приспособление организационной структуры фирмы к задачам намечаемой деятельности; 2.подбор людей для конкретной работы и делегирование им полномочий, прав использования ресурсов организации.

Организовать — значит разделить на части и делегировать выполнение общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий, а также установления взаимосвязей между различными видами работ.2)это строить двойной материальный и социальный организм предприятия (А. Файоль).

Для успешной реализации функции необходимо учитывать требования следующих локальных принципов организации:

Принципы: Характеристика:
Принцип цели Организация, ее отдельные звенья работают во имя достижения общей цели
эластичности организации При определении задач и ответственности должен быть установлен оптимум между свободой действий отдельных работников и административными предписаниями
устойчивости Систему управления необходимо строить так, чтобы ее элементы не подвергались коренным изменениям под влиянием внешней и внутренней среды
непрерывного совершенствования Предполагает необходимость систематической организационной работы по совершенствованию процесса организации и реализации решений
прямой соподчиненности Любой работник должен иметь одного начальника
объема контроля Менеджер в состоянии квалифицированно обеспечить и проконтролировать работу ограниченного числа подчиненных
безусловной ответственности руководителя за действия подчиненных  
соразмерности ответственности данным полномочиям исключения. Решения повторяющегося характера низводятся до рутинных, выполнение которых поручается нижестоящим управленческим звеньям
приоритета функций Управленческая функция рождает орган управления, а не наоборот
комбинирования Необходимо обеспечивать наиболее правильное сочетание централизма и самостоятельности

"Структура управления организацией", или "организационная структура управления" (ОСУ) - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий.

Организационная структура регулирует:

− разделение задач по отделениям и подразделениям;

− их компетентность в решении определенных проблем;

− общее взаимодействие этих элементов.

Тем самым фирма создается как иерархическая структура.

На организационную структуру влияют следующие факторы:

− размеры предприятия;

− применяемая технология;

− окружающая среда.

Различают связи:

− линейные (административное подчинение);

− функциональные (по сфере деятельности без прямого административного подчинения);

− межфункциональные, или кооперационные (между подразделениями одного и того же уровня).

В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления:

− линейная;

− функциональная;

− линейно-функциональная;

− матричная;

− дивизиональная;

− множественная.

В линейной структуре управления каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности. Достоинство — простота, экономичность, предельное единоначалие. Основной недостаток — высокие требования к квалификации руководителей. Сейчас практически не используется (рис. 12.1.).

 

Рис. 12.1. Линейная структура управления

 

Функциональная организационная структура — связь административного управления с осуществлением функционального управления (рис. 12.2.).

 

Рис. 12.2. Функциональная структура управления

 

На рис. 3.6 административные связи функциональных начальников с исполнителями (И1—И4) такие же, как и для исполнителя И5 (они не показаны в целях обеспечения ясности рисунка).

В этой структуре нарушен принцип единоначалия и затруднена координация. Практически она не используется.

Линейно-функциональная структура — ступенчатая иерархическая. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления. Она применялась наиболее широко (рис. 12.3.).

 

Д — директор; ФН — функциональные начальники;
ФП — функциональные подразделения;
ОП — подразделения основного производства

Рис. 12.3. Линейно - функциональная структура управления

 

Иногда такую систему называют штабной, так как функциональные руководители соответствующего уровня составляют штаб линейного руководителя (на рис. 12.3. функциональные начальники составляют штаб директора).

Дивизиональная (филиальная) структура изображена на рис. 12.4.

 

Рис. 12.4. Дивизиональная структура управления Дивизионы

(филиалы) выделяются или по области деятельности, или географически.

Матричная структура характерна тем, что исполнитель может иметь двух и более руководителей (один — линейный, другой — руководитель программы или направления). Такая схема давно применялась в управлении НИОКР, а сейчас широко применяется в фирмах, ведущих работу по многим направлениям. Она все более вытесняет из применения линейно-функциональную.

 

Рис. 12.5. Матричная структура управления, ориентированная на продукт

Множественная структура объединяет различные структуры на разных ступенях управления. Например, филиальная структура управления может применяться для всей фирмы, а в филиалах — линейно-функциональная или матричная.

Список использованной литературы:

1. Е.Г. Непомнящий. Экономика и управление предприятием. Конспект лекций.

2. www.bisinesscom.biz.ru – Экономика предприятия

3. Я.В.Радченко. Теория организации. Часть 1(конспект лекций).

4. www.managment.aaanet.ru – Основы менеджмента




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.