Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иерархия потребностей по Маслоу




Вопрос 20 - Содержательные теории мотивации

Вопрос 19 - Принципы формирования ОСУ.

Вопрос 18 - Критерии и показатели эффективности организационной системы управления.

Оценка эффективности является важным элементом разработки проектных и плановых решений, позволяющим определить уровень прогрессивности действующей структуры, разрабатываемых проектов ли плановых мероприятий, и проводится с целью выбора наиболее рационального варианта структуры или способа её совершенствования. Эффективность организационной структуры должна оцениваться на стадии проектирования, при анализе структур управления действующих организаций для планирования и осуществления мероприятий по совершенствованию управления.

Показатели, используемые при оценках эффективности аппарата управления и его организационной структуры, могут быть разбиты на следующие три взаимосвязанные группы:

1. Группа показателей, характеризующих эффективность системы управления, выражающихся через конечные результаты деятельности организации и затраты на управление. При оценке эффективности на основе показателей, характеризующих конечные результаты деятельности организации, в качестве эффекта, обусловленного функционированием или развитием системы управления, могут рассматриваться объем (увеличение объема выпуска продукции), прибыль (увеличение прибыли), себестоимость (снижение себестоимости), объем капитальных вложений (экономия на капитальных вложениях), качество продукции, сроки внедрения новой техники и т.п.

2. Группа показателей, характеризующих содержание и организацию процесса управления, в т.ч. непосредственные результаты и затраты управленческого труда. В качестве затрат на управление учитываются текущие расходы на содержание аппарата управления, эксплуатацию технических средств, содержание зданий и помещений, подготовку и переподготовку кадров управления, а также единовременные расходы на исследовательские и проектные работы в области создания и совершенствования систем управления, на приобретение вычислительной техники и других технических средств, используемых в управлении, затраты на строительство.

При оценке эффективности процесса управления используются показатели, которые могут оцениваться как количественно, так и качественно. Эти показатели приобретают нормативный характер и могут использоваться в качестве критерия эффективности и ограничений, когда организационная структура изменяется в направлении улучшения одного или группы показателей эффективности при неизменности остальных. К нормативным характеристикам аппарата управления могут быть отнесены следующие: производительность, экономичность, адаптивность, гибкость, оперативность, надежность.

Производительность аппарата управления может определяться, в частности, как количество произведенной организацией конечной продукции или объем выработанной в процессе управления информации, приходящийся на одного работника, занятого в аппарате управления.

Под экономичностью аппарата управления понимаются относительные затраты на его функционирование, соизмеренные с объемами или результатами производственной деятельности. Для оценки экономичности могут использоваться такие показатели, как удельный вес затрат на содержание аппарата управления в стоимости реализованной продукции, удельный вес управленческих работников в численности промышленно-производственного персонала, стоимость выполнения единицы объема отдельных видов работ.

Адаптивность системы управления определяется ее способностью эффективно выполнять заданные функции в определенном диапазоне изменяющихся условий. Чем относительно шире этот диапазон, тем более адаптивной считается система.

Гибкость характеризует свойство органов аппарата управления изменять в соответствии с возникающими задачами свою роль в процессе принятия решений и налаживать новые связи, не нарушая присущей данной структуре упорядоченности отношений. В принципе гибкость структуры управления может оцениваться по многообразию форм взаимодействия управленческих органов, номенклатуре решаемых подразделениями задач, уровню централизации ответственности и другим признакам.

Оперативность принятия управленческих решений характеризует своевременность выявления и решения управленческих проблем, которая обеспечивает максимальное достижение поставленных целей при сохранении устойчивости налаженных производственных и обеспечивающих процессов.

Надежность аппарата управления в целом характеризуется его безотказным (соответствующим поставленным целям) функционированием. Если считать качество определения целей и постановки проблем достаточным, то надежность аппарата управления может относительно полно характеризоваться его исполнительностью, т.е. способностью обеспечивать выполнение заданий в рамках установленных сроков и выделенных ресурсов. Для оценки исполнительности аппарата управления и его подсистем могут применяться такие показатели, как уровень выполнения плановых заданий и соблюдение утвержденных нормативов, отсутствие отклонений при исполнении директивных указаний, нарушений административно-правового и технологического регламента и т.п.

3. Группа показателей, характеризующих рациональность организационной структуры и ее технико-организационный уровень, которые могут использоваться в качестве нормативных при анализе эффективности проектируемых вариантов организационных структур. К ним относятся: звенность системы управления, уровень централизации функций управления, принятые нормы управляемости, сбалансированность распределения прав и ответственности, уровень специализации и функциональной замкнутости подсистем и т.п.

Для оценки эффективности управления важное значение имеет определение соответствия системы управления и ее организационной структуры объекту управления. Это находит выражение в сбалансированности состава функций и целей управления, содержательной полноте и целостности процессов управления, соответствии численности и состава работников объему и сложности работ, полноте обеспечения производственно-технологических процессов требуемой информацией, обеспеченности процессов управления технологическими средствами с учетом их номенклатуры, мощности и быстродействия.

Важными требованиями, которые должны быть реализованы при формировании системы показателей оценки эффективности организационной структуры, являются обеспечение структурно-иерархического соответствия показателей системе целей организации, способность адекватного отражения динамичности управляемых процессов, сбалансированность и непротиворечивость показателей. При оценке эффективности отдельных мероприятий по совершенствованию системы управления и ее организационной структуры допускается использование не связанных в единую систему частных показателей. Основное требование к их выбору — максимальное соответствие каждого показателя целевой ориентации проводимого мероприятия и полнота отражения достигаемого эффекта.

Эффективность управления — это:

· характеристика степени управляемости организации, скорости и формы ее реагирования на принимаемые менеджером управленческие решения;

· степень достижения управляющим органом поставленных целей и запланированных результатов.

Эффективность управления обусловлена:

· управленческим потенциалом менеджмента (профессиональными и личными характеристиками менеджеров);

· организационной структурой управления;

· схемами функционирующих в организации коммуникативных процессов;

· стилем руководства организацией;

· технологией управления (совокупность функций, методов и форм управленческого воздействия);

· организационной культурой;

· социально-психологическими факторами.

Основные подходы к оценке эффективности менеджмента:

Экономические — предполагают соотношение результатов хозяйственной деятельности организации и затрат ресурсов на управление (например, полученной прибыли и затрат на управление).

Социальные — ориентируют на учет социальных результатов управленческой деятельности (например, морально-психологический климат, сплоченность трудового коллектива, ритмичность в работе, отсутствие деструктивных конфликтов и др.).

Список использованной литературы:

1. Лигинчук Г.Г. Основы менеджмента: Лекции / Учебный курс Часть 2 (учебно-методический комплекс)

 


 

 

ОСУ – это сознательно формализованная структура ролей или постов.

Природа ОСУ – функциональна, а происхождение – производственное, т.е. связано с разделением и кооперацией труда, определением состава функций, определением структуры производства, целей управления, звеньев управления и взаимосвязей между всеми элементами в системе управления.

ОСУ необходима для того, чтобы знать как определять управления. Альфред Чандлер “Стратегия определяет структуру, т.е. первичны цели организации, а ОСУ служит наиболее эффективному достижению этих целей”[1, c.20]

Принцип – основное, исходное положение какой-либо теории, учения, мировоззрения, теоретической программы[3, c.595]

Таблица – Основные принципы:

Принцип Определение
Принцип иерархичности уровней управления Каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему
Принцип целеполагания ОСУ должна прежде всего отражать цели и задачи организации, а следовательно, быть подчиненной производству товаров и услуг
Принцип соответствия В ОСУ должен реализовываться принцип соответствия полномочий и ответственности работников, с одной стороны, и квалификации и уровня культуры – с другой
Принцип разделения труда ОСУ должна обеспечить оптимальное разделение труда между органами управления и объемом их полномочий
Принцип ограничения полномочий Полномочия руководителей ограничиваются миссией и целями организации, факторами внешней среды, уровнем культуры, традициями и нормами
Принцип адаптации ОСУ должна быть достаточно гибкой и реагировать на внешние и внутренние изменения. ОСУ должна соответствовать социально-культурной среде организации[2, c.198].

Список использованной литературы:

1. Нестеров А.Ю. Менеджмент [Текст]: Лекции / А.Ю Нестеров – Н.: НФИ КемГУ,2002 – 59с.

2. Акимова Т.А. Теория организации [Текст]: Учебное пособие / Т.А. Акимова – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2003. - 367с.

3. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. – М.: Абзуковик, 1999 – 944с.


Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. [1, с 26]

Потребности - это то, что возникает и находится внутри человека, что достаточно общее для разных людей, но в то же время имеет определенное индивидуальное проявление у каждого человека. [2,с 145]

Основа мотивации – система потребностей человека.[1, с 26]

Первоначальные концепции мотивации
Политика кнута и пряника Методы психологии
Самая первая концепция мотивации, возникла в глубокой древности. За выполненную работу человек получает вознаграждение, за невыполненную – наказание. Для руководителей важно принимать во внимание психологию работника.

[3; 360]

  Современные теории мотивации
  Содержательные Процессуальные
Мотивом поведения человека являются внутренние побуждения (потребности), которые заставляют людей действовать так, а не иначе их восприятие и познание
Наиболее известные теории 1) теория иерархии потребностей, Маслоу 1) теория ожиданий, Врум
2) теория ERG, Альдерфер 2) теория справедливости, Адамс
3) теория приобретенных потребностей, МакКлелланд 3) теория постановки целей, Лок
4) теория двух факторов, Герцберг 4) модель Портера - Лоулера

[2, с 143 – 180; 3 с 362]

Все потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры (Рис. 20).

Физиологические – в еде, воде, убежище, отдыхе, сексе; потребности в безопасности и уверенности в будущем; социальные – в принадлежности к чему-либо, в социальном взаимодействии, привязанности, поддержке, принятии другими; в уважении – в самоуважении, личных достижениях, компетентности, уважении со стороны окружающих; в самовыражении - в реализации потенциала и личностном росте.

 

Рис. 20 - Пирамида Маслоу [3, с 367]

Люди постоянно ощущают какие-то потребности.

Существует 5 групп потребностей, которые располагаются в соответствии с приоритетом.

Удовлетворение потребностей идет снизу вверх.

Поведение человека определяет самая нижняя неудовлетворенная потребность. Когда одна потребность удовлетворяется, на ее место выходит следующая неудовлетворенная. Потребность самовыражения (никогда не удовлетворима) – потребности нельзя удовлетворить и – мотивация бесконечна. Достижение целей организации – удовлетворение личных потребностей работника.[1, с 26;3, с 366]

 

Таблица – Методы удовлетворения вторичных потребностей:

Социальные потребности Потребности в уважении Потребности в самовыражении
− работа, не мешающая общению; − дух единой команды в коллективе; − периодические совещания; − неформальные группы позитивного типа; − условия для социальной активности работников. − предоставление более содержательной работы; − высокая оценка и поощрение достигнутых результатов работников; − привлечение подчиненных к выработке решений; − делегирование доп. прав и полномочий; − возможности для обучения и развития работников; − сложная работа, полная отдача; − поощрение и развитие творческих способностей

[3, с 369]

Достижение целей организации – удовлетворение личных потребностей работника.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.