Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление по целям




 

Приведем выдержку из учебного пособия А.Г. Фаррахова «Общий менеджмент»:

«Одним из самых эффективных способов планирования и контроля разработанных планов называют способ, получивший название «управление по целям» (УПЦ), разработанный П. Друкером. Он считает, что каждый руководитель, от президента компании ло начальника цеха и руководителя отдела, должны иметь цепь (сеть) взамоувязанных целей, которые, в конечном счете, подкрепляют цель президента всей компании. …

А. Райа представляет процесс УПЦ в виде четырех взаимосвязанных этапов:

· выработка целей;

· планирование действий;

· проверка и оценка работы;

· корректирующие меры.

… Г. Кунц и С.О’Донеллв систему управления по целям вводят понятие рециклизация целей, т.е. не просто совместной выработки и согласования целей руководителя и подчиненных, а и известную периодизацию, рециклизацию этого процесса, т.е. растянутость во времени и в пространстве…»

Приведем авторскую позицию по этому вопросу.

Во-первых, речь идет не о планировании, а об управлении.

Во-вторых, «управление по целям» трудно не всегда целесообразно и, тем более, далеко не всегда эффективно. Его использование требует специальной подготовки кадров высших и средних администраторов и руководящих менеджеров.

В-третьих, «управление по целям» является особым видом командно-административного управления с высокой степенью «либерализации командного управления».

Для понимания сущноститакого управления введем представление (модель) о «цепи» и «свободно-сочлененной цепи». Для этого используем модельные представления, применяемые в физике полимеров. Поскольку модель УПЦ является сложной, введем ее поэтапно, начиная с модели, изображенной на рис.24. На нем приведена в авторском исполнении модель «скалярной цепи», которая на качественном уровне определена А. Файолем.

 

 

Высший администратор

 


Рис.24. Модель «скалярной цепи» из трех звеньев (модель Ланцова)

 

На рисунке начальники и подчиненные связаны стрелками, характеризующими наличие и направление командных воздействий в геометрическом пространстве (от начальника к подчиненному).

Командные воздействия подчинены достижению начальником конкретной цели за счет деятельности подчиненного. Перпендикулярно направлению «центральных стрелок», соединяющих начальника с подчиненным, изображены эллипсы. Они введены для того, чтобы характеризовать «пространство целей» (функциональное пространство по целям). Площадь каждого эллипса характеризует допустимый (начальником) «разброс результатов» деятельности подчиненного. Также как и результата опытов характеризуется «пределами ошибок», так и параметры цели в реальной жизни характеризуются «пределами допустимых отклонений».

Хотя в модели на рис.24 предусмотрен некоторый «разброс результатов выполнения команд (разброс по целям)», «скелет целей» остается жестко фиксированным. Каждая последующая цель (направление «центральной стрелки») остается фиксированным (учтем это при переходе к рис.25).

Приведенная модель позволила нам связать представления о командных воздействиях с представлениями о целях и о допустимых отклонениях от цели.

Теперь упростим и вульгаризируем модель, Отбросим изображения членов организации и «пределов отклонения от целей». Постоим (рис.25) только систему стрелок, указывающих направление цели (перейдем из геометрического пространства в функциональное пространство).

 

 

Рис.25. Модель жестко сочлененной цепи из 4-х звеньев, включающей

в себя верховного управленца, двух администраторов и одного (в

конце цепи) рядового исполнителя.

 

На рисунке каждая стрелка характеризует направление цели.

Обратите внимание на то, что стрелка может указывать направление командного воздействия на подчиненного субъекта и может указывать на цель (желаемый результат деятельности). В данной модели субъекты не указаны. Они скрыты. Стрелки указывают направление цели. Поскольку все стрелки ориентированы в одном направлении, это означает, что всех участников жестко связаны. Никто из участников не может изменить направление своей цели, отклоняясь от направления, заданного первым («верховным управленцем). Такая ситуация характерна для авторитарного (диктаторского) командно-административного управления.

Теперь построим другую модель (модель другой цепи). Предположим, что каждый вышестоящий начальник устанавливает цель неопределенно и допускает некоторую свободу командных воздействий подчиненного лица. Наличие такой свободы в выборе будем характеризовать конусом, основание которого будет соответствовать допускаемому разбросу целей. Первичное направление цели перпендикулярно основанию основания конуса. Максимальное отклонение конечной (в цепи) цели может оказаться сильно отличающимся от направления, заданного высшим управленцем (рис.26).

 

 

 
 


Главное направление цели, установленное высшим начальником

 

 
 

 


Рис.26. Управление по целям с широким диапазоном свобод,

предоставленных высшим начальником своим администраторам.

 

Из рисунка видно, направление цели низового администратора может сильно отличаться от главного направления, которое задано высшим управленцем. Чем длиннее такая цепь (с такой неопределенностью целей), тем сильнее на низовом уровне управления частная цель будет отличаться от главной.

При полной утрате управления по целям «скалярная цепь» может свертываться в клубок и цель на конечном участке может быть направлена в сторону, противоположную главному направлению. Такую цепь, в которой допускает любое направление последующей цели, кроме того пространства, которое охвачено предыдущей целью, будем называть «свободно сочлененной цепью». Очевидно, что при таком неопределенном командовании говорить о каком-то управлении по целям не приходится.

Управление по целям означает (трактовка Ланцова В.М.), что:

· главные характеристики основного направления строго соблюдаются;

· свобода предоставляется только в отдельных деталях, не нарушающих необходимость получения дохода и прибыли. Например, свобода может допускаться в целях повышения дохода, прибыли, надежности их получения, в подборе и подготовке кадров и в пределах других частных условий, установленных высшим руководителем;

· не допускается нанесение ущерба и вреда юридическому лицу, в том числе ускоренная амортизация основных фондов.

 

Иными словами, управление по целям направлено на такое раскрепощение свобод подчиненных, которые соответствуют интересам работодателя в пределах главной ориентации на получение дохода и прибыли. То есть, «свобода определения целей» при управлении по целям носит ограниченный характер.

Предоставление таких свобод (по целям управления) в политике называют «либерализацией управления».

Управление по целям характерно для «дивизиональных структур», для руководителей филиалов и отделений ЮЛ в других городах и странах.

Итак. учащиеся могут сравнить «учебные представления» с авторскими представлениями и сделать свой осознанный выбор и вывод.

 

Задание студентам на самостоятельную подготовку – изучить по учебному пособию А.Г Фаррахова суждения о «стратегическом и тактическом планировании» и сравнить их с авторской позицией.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.