КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Oacute; Корявко Г.Е. §1. Мировоззрение и его исторические типы: мифология, религия, философия
ФИЛОСОФИЯ: ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ. ЛЕКЦИЯ 1 План: §1. Мировоззрение и его исторические типы: мифология, религия, философия. §2. Основные темы философской мысли, ее предмет и функции. Значение основного вопроса философии. Структура философского сознания. §3. Философия в системе культуры: философия и наука; философия и искусство; философия и политика.
§1. Мировоззрение и его исторические типы: мифология, религия, философия. Философия - это один из типов человеческого мировоззрения, к тому же - современного мировоззрения. Философствование же - это мыслительный процесс выработки мировоззрения современным человеком. Поэтому, прежде чем изучать философию, следует понять, что представляет собой мировоззрение. 1.1.Как обнаруживает себя мировоззрение. Мировоззрение обнаруживает себя в сознании нередко даже тогда, когда человек не намерен размышлять о нем; оно обнаруживается как некие мыслительные конструкции - определенные установки, сложившиеся в жизни и управляющие поведением человека, его отношением к окружающему по принципу: «так можно, так правильно, а так нельзя, так неправильно». Мировоззрение обнаруживает себя как возникающие уже в ранней юности вопросы: «кто я?», «зачем я?», «в чем смысл моей жизни?» и «в чем смысл всего мира?». В обществах, где существуют острые социальные и иные противоречия, к этим вопросам неминуемо присоединяются и вопросы о ценностях и оценке собственного общества, о его будущем. Все эти и близкие к ним вопросы и ответы на них составляют суть того, что получило название «мировоззрение». Мировоззрение это совокупность волнующих общество и человека мыслей о сущности окружающего мира, о положении и назначении человечества и человека. Отношение человека и мира является предметом любогомировоззрения.
1.2. Виды мировоззрения. В зависимости от того, к какому ответу на эти коренные вопросы бытия приходят общество и его индивиды можно судить о духе, культуре, сущности каждой эпохи и каждого общества. Каждое общество, и даже каждая социальная группа, в зависимости от имеющегося у них уровня знаний о мире, от ценностных ориентаций, имеют свое мировоззрение. Соответственно и человек каждого общества, любой эпохи имеет свое мировоззрение. Поэтому возможно выделение различных видов мировоззрения, соответствующих социально-экономическому уровню и типу развития, культурной и национальной среде. Можно выделить «западное» или «восточное» мировоззрение, мировоззрение античного мира или феодального общества, «буржуазное» или «пролетарское» мировоззрение, в которых стержневыми моментами являются специфические для того или иного сообщества особенности: западный или восточный тип культуры, исторически или социально обусловленные жизненные ориентации.
1.3.Носитель мировоззрения. Носителем мировоззрения всегда является индивид, живущий в определенных общественно-исторических, культурных, национальных условиях, но вырабатывается мировоззрение совокупной духовной деятельностью того или иного сообщества Мировоззрение каждого человека - это интегральное образование, «сплав» знаний о мире, эмоционального отношения к нему и оценок различных его явлений. В структуре мировоззрения выделяют такие его элементы, как познавательный (мировоззренческие знания), эмоционально-волевой (мироощущение) и ценностно-нормативный (миропонимание). 1.4. Мировоззренческие знания. Характерная особенность мировоззренческого знания заключается в его универсальности, т.е. в применимости ко всем и к любым отношениям человека и мира. Знания о пространстве и времени, о количественной упорядоченности и определенности, о порядке или хаосе и подобные им одинаково важны в отношении к природному (естествознание), общественному (история, психология), мирам, в области политики, искусства, нравственности. Эти всеобщие знания являются опорными конструкциями для формирования специальных знаний (о времени или пространстве в физике или в истории - «историческое время») и, одновременно, они являются теми формами, в которых аккумулируется опыт отдельных областей человеческой жизнедеятельности - общее содержание знания о времени из физики, биологии, истории и даже обыденного опыта как бы «сливается» в мировоззренческие знания времени. Но именно «общее содержание», частное же теряется, и поэтому мировоззрение не заменяет специальных видов человеческого опыта, но как бы связывает их в целостную систему понимания человека и мира.
1.5.Мироощущение и миропонимание. Мировоззрение не существует и без таких образований, как мироощущение и миропонимание. Первое из них связано с работой человеческих эмоций, переживаний, возникающих из отношения человека к миру. Из этого отношения и в нем самом рождаются удивление и благоговение, отчаяние и страх перед миром, оптимистическое к нему отношение или пессимизм, скептицизм и эгоизм как стремление уйти от мира в «мир собственного существования».. Немецкий философ Иммануил Кант писал: «...две вещи наполняют душу всегда новым и более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них - это звездное небо надо мною и моральный закон во мне» [4]. Мироощущение производно от «среды жизнедеятельности» индивида, т.е. от «духа» эпохи, принимающей те или иные ценности, на основе которых формируется миропонимание - превращение знаний о мире и эмоций, порожденных отношением с миром в убеждения, на основе которых человек практически действует. Миропонимание определяет практическое применение мировоззренческих знаний о мире, о человеке и обществе в конкретных жизненных ситуациях, то есть выбор позиций, выбор типа отношения к миру: оно делает человека или активным в этом отношении (когда индивид переводит свои знания в практику изменения мира), или пассивным (когда его знания о мире убеждают в бессмысленности его личной «акции»).
1.6.Механизм формирования миропонимания. Миропонимание формируется по-разному; например, в результате усвоения обыденного «житейского» опыта, когда оно остается на уровне стихийного поведения. В этом случае преобладает, как правило, эмоциональный регулятор миропонимания. На теоретическом уровне миропонимание подвергается критическому анализу разума. Философия выполняет роль «критика» миропонимания, средства его анализа, благодаря которому миропонимание становится теоретическим мировоззрением.
1.7.Определение мировоззрения. Итак, мировоззрение - это сложная система, объединяющая знания о мире, его оценку, интеллект и эмоции, миропонимание и мироощущение, выражающая отношение человека и мира. Предметом мировоззрения, таким образом, выступает не мир и не человек, взятые порознь, но отношение «человек - окружающий его мир».
Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 310; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |