Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Где пребывают они и где двигаться могут различно»[17]




Материалистическое учение Эпикура (342-271 г. до н.э.). Непосредственным толчком к занятиям философией для этого античного философа послужило ознакомление с сочинениями Демокрита. Сначала Эпикур преподавал философию в городах Малой Азии, а затем основал в Афинах собственную философскую школу, получившую название «Сад»(за ее местоположение) и ставшую наиболее значительным центром античного материализма. Помимо собственной философии Эпикур занимался активной разработкой физики - учения о природе, каноники (канон - правило) - учения о путях построения идеальной философской системы и этики (учения о нравственности). Основные его произведения: «Правило», трактат «О природе» (37 книг), «Об образе жизни», «Письма», «О конечной цели».

Социально-политические и естественнонаучные труды Аристотеля. Социально-политические взгляды Аристотеля или Стагирита, как его именовали по месту рождения - греческому городу Стагира, изложены в «Никомаховой этике»,в «Эвдемовой этике», «Политике», а эстетические взгляды - в «Поэтике». Стагирит интенсивно занимался естествознанием и вместе со своими учениками описал около 500 видов животных, осуществив тем самым одну из первых попыток классификации, которая предполагала разделение всего живого на две группы (бескровных и обладающих кровью), распадающихся, в свою очередь, на различные роды и виды. К числу известных психологических и биологических трактатов Аристотеля относятся такие его сочинения как уже упоминавшийся выше трактат «О душе», «История животных», «О частях животных», «О возникновении животных», «О движении животных».

Учение о человеке. Аристотель называл человека существом политическим, общественным, так как считал, что он не может жить вне государства: «Всякое государство, - по Аристотелю, - продукт естественного возникновения, как и первичные общения: оно является завершением их, в завершении же сказывается природа... Человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства - либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек»[16].

 

2.37. Основные философские и научные труды Аристотеля. Аристотель - ученый-энциклопедист, создатель самой обстоятельной научной системы из всех, существовавших в античности. К.Маркс назвал Аристотеля «величайшим мыслителем древности», а Ф.Энгельс - «самой универсальной головой среди философов Древней Греции». Этот величайший античный мыслитель одновременно работал над проблемами философии, психологии, логики, естествознания, истории, политики, этики, эстетики и т.д. Труды Аристотеля дошли до нас не полностью, но и то, чем мы сегодня располагаем, представляет собой, по-видимому, составленные слушателями Ликея своды различных по времени курсов, прочитанных их учителем. Основные философские идеи Аристотеля изложены в его произведениях «Метафизика», «О душе», логика - в «Категорях», первой и второй «Аналитиках» и других работах; впоследствии аристотелевы работы по логике были объединены в единый труд под названием «Органон» (орудие, орган знания).

 

 

2.39. Эллинистический период античной философии. Перейдем теперь к рассмотрению третьего, эллинистического периода истории античной философии, начало которого приходится на год смерти Александра Македонского (323 г. до н.э.), а конец - на год завоевания Римом Египта - последнего крупного эллинистического государства того времени. Ученые этой эпохи занимались проблемами астрономии, механики, физики, физиологии, медицины, географии и развивали античную теорию языка. Главным центром эллинистической культуры того времени была Александрия, библиотека которой, впоследствии, сожженная арабами, являлась богатейшим хранилищем рукописей.

 

 

2.41. Атомизм Эпикура. Эпикур развивает атомистическое учение Демокрита, утверждая, что атомы различаются формой, весом и размером, однако прямолинейное движение атомов сочетается у него с их отклонением в сторону от прямой линии: Вселенная же вечна и бесконечна.

 

2.42. Гедонизм Эпикура. Этика Эпикура гедонистична, так как целью жизни он объявляет удовольствие, равнозначное для него отсутствию страдания, покою. Человек, по Эпикуру, должен бороться со страхом смерти и страхом перед богами, а целью познания является освобождение человека от невежества и суеверия, без чего невозможно счастье.

 

2.43. Сенсуализм Эпикура. В теории познания Эпикур являлся сенсуалистом, так как он утверждал, что ощущения всегда истинны и исходят из объективной реальности: что же касается ошибок, то они есть следствие неверного истолкования ощущений, природа которых трактуется Эпикуром наивно-материалитически: от поверхности предметов исходит непрерывный поток мельчайших частиц, проникающих в органы чувств и вызывающих образы вещей.

 

2.44. Римская философия. В Древнем Риме философия стала интенсивно развиваться только в середине 2-го в. до н.э., а расцвета достигла в следующем столетии. Одним из главных источников древнеримской культуры явилась греческая культура; тесные связи между этими странами установились после завоевания Греции Римом (146 г. до н.э.). Линия Демокрита была представлена в римской философии учением Лукреция Кара, а линия Платона - учением Цицерона.

 

2.45. Философия Лукреция Кара. Римский философ и поэт Лукреций Кар (95-55 г. до н.э.) изложил свое философское учение в поэме «О природе», где он анализирует и развивает материалистические идеи Демокрита и Эпикура. Это самое полное изложение античной атомистики, так как от сочинений Демокрита и его учителя Левкиппа, равно как и от учения самого Эпикура, сохранились только отдельные фрагменты.

 

2.46. Атомизм Лукреция Кара. Лукреций Кар считает, что из ничего не может возникнуть нечто, а нечто не может обратиться в ничто. Доказывая вечность материи, он пишет, что в мире нет полной гибели; происходит лишь разложение сложных тел на составляющие их простые элементы, невидимые из-за малой величины. Согласно Л.Кару, существуют только тела и пустота:

«Всю, самое по себе, составляют природу две вещи:

Это, во-первых, тела, во-вторых же, пустое пространство,

Лукреций не употреблял греческого слова «атом», заменяя его понятиями «тела», «семена», «элементы». Эти «изначальные тела», из которых состоят все вещи, - вечны, неделимы, обладают плотностью и тяжестью, непроницаемы, отличаются формой, размером, а также положением и количеством в сложных соединениях. Лукреций писал о вечном, постоянном изменении природы, а Вселенную считал бесконечной.

 

2.47. Философия Цицерона. Другой не менее известный римский философ Марк Туллий Цицерон (106-42 г. до н.э.) был выдающимся политическим деятелем Древнего Рима. Он впервые переложил на латинский язык многие философские понятия. Преклоняясь перед земледельческой аристократией, Цицерон был сторонником согласия сословий и рекомендовал всемерно поддерживать религиозные культы.

 

§3. Заключение. Основные выводы.

3.1. Космоцентризм древней философии. В целом для философии Древнего Мира характерны космоцентризм и склонность к этической направленности, причем и в восточной, и в античной философии человек рассматривается в единстве с природой. Важной отличительной особенностью древнегреческой философии является также стремление к теоретическому обоснованию выдвигаемых и используемых положений, к построению целостной системы знаний, вследствие чего духовное развитие в 7-6 в. до н.э. идет от мифологии и религии к науке и философии.

 

3.2. Материалистические, стихийно-диалектические и естественнонаучные идеи древних философов. Материализм древних мыслителей называют наивным; философы-материалисты говорили об объективном существовании и материальности мира, пытаясь при этом ответить на вопрос: что является первоосновой мира? Провозглашая природу главным предметом познания, они рассматривали ее такой, какова она есть, утверждая, что она находится в постоянном изменении. Многие античные философы были естествоиспытателями, занимались физикой, астрономией, математикой, географией, биологией, говорили о неуничтожимости материи, вечности и бесконечности Вселенной. Многие философские течения древнего времени предполагали стихийно-диалектический подход к миру, причем сам мир рассматривался как вечный, непрерывный поток. И хотя основные законы диалектики тогда еще не были раскрыты, древними философами были высказаны гениальные догадки о движении и развитии мира, о составляющих его предметах и явлениях, об их всеобщей связи, о единстве и взаимодействии противоположностей. Разработанные в Древней Греции оригинальные философские учения сделали древнегреческую философию школой философского мышления для последующих поколений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.